Особенности воображения у детей с нарушениями речи
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)
Презентация подготовлена с целью показа в виде консультации для родителей и педагогов ДОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
особенности воображения | 2.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Воображение - психический познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов путём переработки материала восприятия и представлений образов памяти, полученных в предшествующем опыте
Виды воображения Активное 01 Пассивное его образы возникают спонтанно, помимо воли желания человека 03 Продуктивное в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не механически копируется и воссоздается 02 Репродуктивное ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, больше напоминает восприятие или память 04 пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответвующие образы
Функции воображения: Образное представление действительности; Регулирование эмоциональных состояний; Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека; Формирование внутреннего плана действий
1. ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отельных частей 3. СХЕМАТИЗАЦИЯ выделение различий и выявление черт сходства 5. ТИПИЗАЦИЯ один из способов создания образов воображения, граничащий с творческим процессом. 2. АГГЛЮТИНАЦИЯ «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни вещей 4. АКЦЕНТИРОВАНИЕ В создаваемом образе какая –то делать выделяется, акцентируется Механизмы воображения
Особенности воображения в дошкольном возрасте: 1 этап : 2.5 – 3 года Разделение воображения на познавательное и аффективное 2 этап : 4 – 5 лет Снижение уровня творческого воображения, в процесс воображения включается специфическое планирование 3 этап : 6 – 7 лет Аффективное воображение направлено на изживание психотравмирующих воздействий, творчество носит проективный характер
Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание
Речь ребёнка оценивается по четырем уровням развития речи 2 УРОВЕНЬ 1 УРОВЕНЬ у ребёнка наблюдается полное отсутствие или резкое ограничение словесных средств общения ребенка присутствует короткая аграмматичная фраза, словарь состоит из слов простой слоговой структуры,но произносительные возможности ребенка отстают от возрастной нормы
Речь ребёнка оценивается по четырем уровням развития речи 3 УРОВЕНЬ 4 УРОВЕНЬ в речи ребенка появляется развернутая фразовая речь с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития при наличии развернутой фразовой речи наблюдаются остаточные проявления недоразвития всех компонентов языковой системы
Общее недоразвитие речи (ОНР) - нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Причинами общего недоразвития речи (ОНР) являются различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном периоде развития (интоксикации, токсикоз), так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребёнка.
Уголок для развития речи
Особенности воображения у детей с нарушениями речи Воображение ограничено связано с яркими эмоциональными переживаниями; Речь маловыразительна, движения несколько скованны, ребенок не очень уверен в себе; Часто – копирование образцов и предметов ближайшего окружения, повторение собственных рисунков; Использование штампов, инертность, длительные перерывы в работе, утомляемость
Специфические особенности воображения у детей с нарушениями речи снижение мотивации в деятельности; снижение познавательных интересов; бедный запас общих сведений об окружающем мире; отсутствие целенаправленности в деятельности; несформированность операционных компонентов; сложность в создании воображаемой ситуации; недостаточную точность предметных образов -- представлений; непрочность связей между зрительной и вербальной сферами; недостаточную сформированность произвольной регуляции образной сферы
1. Небылица 2. Плохое и хорошее 3. День рождение у куклы Маши Обзор диагностических методик для исследования воображения у детей с речевой патологией
Возраст: 5 – 6 лет Цель: выявить уровень развития воображения Оборудование: карандаш, чистый листок бумаги. Процедура проведения: Ребенку предлагается нарисовать то, что не бывает на свете Анализ результатов: Высокий уровень – ребенок выполняет задание правильно и самостоятельно Средний уровень – ребенок выполняет задание правильно, но с помощью взрослого Оптимальный уровень – ребенок не справляется с заданием Небылица
Плохое и хорошее Возраст: 5 -6 лет Цель: выявить уровень развития воображения Оборудование: 2 сюжетные картинки, рисунки с предметами, карандаш. Инструкция. В одном и том же предмете может быть что-то хорошее и что-то плохое. Например, огонь согревает, но об него можно обжечься. Рассмотри картинки и скажи, что в каждом изображённом предмете или явлении есть хорошее, а что плохое. Анализ результатов: Оптимальный уровень – ребенок выполняет задание правильно и самостоятельно Средний уровень – ребенок выполняет задание правильно, но с помощью взрослого Низкий уровень – ребенок не справляется с заданием
День рождение у куклы Маши Возраст: 5-6 лет Цель: выявить уровень развития воображения Оборудование: рисунок, с иллюстрацией куклы Маши и контуров предметов, карандаш. Процедура проведения. Сегодня у куклы день рождение. Ей принесли разные подарки, только рисунки размыло дождем и от подарков остались одни линии. Попробуй дорисовать каждую линию, чтобы получился какой-нибудь предмет. Анализ результатов: Высокий уровень – ребенок выполняет задание правильно и самостоятельно Средний уровень – ребенок выполняет задание правильно, но с помощью взрослого Оптимальный уровень – ребенок не справляется с заданием
Работа с родителями Основной целью работы с родителями является обеспечение взаимодействия с семьей, вовлечение родителей в образовательный процесс для формирования у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку
Информационный источник 1. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей - 2007 2. Филичева Т.Б. Четвёртый уровень недоразвития речи// Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 1999.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей :РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
Воображение складывается в процессе жизни ребёнка, в его деятельности, под определяющим влиянием условий жизни, обучения и воспитания.Важную роль в pазвитии воображения имеет художественное воспитание...
Особенности музыкального воспитания детей с нарушением речи
консультация...
Консультация для воспитателей "Особенности физического воспитания детей с нарушением речи"
Данный материал будет полезен воспитателям и инсрукторам по физической культуре, работающим с детьми логопедических групп....
Особенности воображения у детей с нарушением речи
}Воображение – это не талант отдельных людей, а здоровье каждого. Р. ЭмерсонВоображение – психический процесс создания об...
«Особенности семейного воспитания детей с нарушениями речи»
В данном материале говорится о семейном воспитании детей с нарушениями речи, так же говорится о речи в норме....
Консультация для педагогов: «Особенности развития воображения у детей с нарушениями речи»
Воображение ребенка - это то, благодаря чему он может мгновенно очутиться в прошлом, представить себе то, что может произойти в будущем или то, чего вообще на свете не бывает....
Развитие воображения у детей с нарушением речи.
Воображение складывается в процессе жизни ребёнка, в его деятельности, под определяющим влиянием условий жизни, обучения и воспитания. Для развития воображения необходимо накопление соответствующ...