Консультация для педагогов: «Особенности развития воображения у детей с нарушениями речи»
консультация по коррекционной педагогике
Воображение ребенка - это то, благодаря чему он может мгновенно очутиться в прошлом, представить себе то, что может произойти в будущем или то, чего вообще на свете не бывает.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Особенности развития воображения у детей с нарушениями речи»
подготовила:
педагог–психолог Кинарейка О.А.
Воображение ребенка - это то, благодаря чему он может мгновенно очутиться в прошлом, представить себе то, что может произойти в будущем или то, чего вообще на свете не бывает.
Фантазия, как и любая другая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она способствует лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности.
Развитие творческих способностей ребенка подразумевает развитие воображения и способности выражать свои чувства, представления о мире различными способами, гибко, нестандартно мыслить.
Для этого необходимо научить ребенка видеть в каждом предмете разные его стороны, отталкиваясь от отдельного признака, строить новый образ.
Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека.
Ребенок может вообразить гораздо меньше, чем взрослый человек, но в его фантазии больше чувства, он доверяет продуктам своего воображения, переживает вымышленные события, общается с вымышленными персонажами так, как будто они существуют на самом деле.
Путь развития воображения можно представить, как движение от конкретно-наглядного образа к понятию и через него к новому воображаемому образу.
Уровень развития фантазии теснейшим образом связан с уровнем мышления и несомненно уровнем речи, которая обобщает практический опыт ребенка, способствует формированию представлений о предмете. Воображение формируется и развивается в различных видах деятельности.
Первые его проявления относятся к 2,5 - 3 годам. Именно в этом возрасте ребенок начинает действовать с воображаемыми предметами, подражая взрослым.
Ребенок начинает кормить куклу палочкой – (воображая ложку), укладывает ее в коробку - кроватку, укрывает носовым платочком - одеяльцем, значит, действуя с одним предметом, он воображает на его месте другой.
У ребенка 4 - 6 лет качественно меняется характер игры. Сюжетно - ролевая игра, которая становится основной деятельностью, имеет широкие возможности для развития фантазии и творчества.
В ней формируется важнейшая способность действовать в плане образов - представлений.
Ребенок чаще всего начинает представлять определенную последовательность действий, т.е. «проигрывать» их в уме.
В результате возрастает его творческая активность в самых разных областях.
Богаче становится содержание рисунков, разнообразнее постройки, сочиняются необыкновенные истории.
Мы знаем, что несколько иначе творческие способности развиваются у детей с нарушениями речи.
Их представления о предметах оказываются неточными и неполными, практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в слове, вследствие этого запаздывает формирование понятий.
Своим опытом работы с детьми, имеющими ОНР, с нами делится воспитатель детского сада города Оханска - Демидова Любовь Афанасьевна.
Их объектом для изучения были дети с ОНР (II и III уровня), шестого года жизни.
В основу работ было положено предположение о том, что речевая патология и особенности психического развития отрицательно сказываются на формировании творческого воображения.
- Обобщенный анализ полученных результатов позволил разделить детей на три группы.
В первую группу вошли дети в ОНР III уровня (20% от всех обследованных). Уровень развития творческого воображения у них приближен к возрастной норме.
Во вторую группу вошли 50% дошкольников с ОНР III уровня и 40% детей с ОНР II уровня. У них отмечается недостаточное развитие творческого воображения, что выражается в бедности его содержания, отсутствие эмоциональности и т.д..
В третью группу были отнесены 30% дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и 60% детей с ОНР II уровня. Не могли справиться с предложенными заданиями или выполняли только 1/3 работы. Их уровень развития творческого воображения соответствует уровню детей с нормально развитой речью 4 - 5 лет.
Исследования подтвердили то, что чем сложнее нарушения речи, тем больше ограничиваются возможности ребенка проявить свое творчество, тем более речевое творчество. Он оказывается беспомощным в создании новых образов.
Рисунки таких ребят отличаются бедностью содержания, они не могут выполнить рисунок по замыслу, затрудняются, если нужно придумывать новую поделку или постройку.
В игре дети с общим недоразвитием речи отдают предпочтения бытовой тематике.
Нередко их игры носят стереотипный характер, сюжеты мало обогащаются.
Замысел игры оказывается нестойким, и она распадается. Можно сказать, что игровая деятельность в целом не достигает того уровня, который характерен для их сверстников с нормальным речевым развитием.
Детям оказываются недоступными творческие задания: воспроизвести рассказ педагога, рассказать о событиях из личного опыта.
Дети плохо понимают переносное значение слов, метафор. Поэтому, работая с такими детьми, необходимо включать в программу развивающего обучения специальные задания и упражнения, направленные на совершенствование воображения и активизацию творческих способностей ребенка. Сегодня, я предложу вам ряд игр и упражнений с этой целью.
Работу с нашими детьми можно организовать в нескольких направлениях.
Прежде всего, надо обратить внимание на сюжетно - ролевую игру, так как игра - естественный для ребенка вид творческой деятельности.
В процессе игры малыш на основе знакомых ему ситуаций из окружающей жизни создает воображаемую ситуацию, новые образы, принадлежащие ему одному.
В ролевой игре ребенок не только представляет вместо одного предмета другой, но и себя он видит, то доктором, то волшебником, то принцем. Выполнение роли в игре требует от ребенка сюжетной деятельности воображения: надо хорошо представлять себе, что должен делать его «герой» в данную минуту, планировать его дальнейшие действия, исходя из сложнейшей ситуации, направлять развитие общей игры в целом.
Сюжетная игра захватывает ребенка, она создает тот эмоциональный настрой, который необходим для творчества, и именно в игре ребенок выражает себя наиболее полно и свободно.
Поэтому надо чтобы игры дошкольника были достаточно разнообразны.
На начальных этапах работы педагог должен стать активным участником детских игр. При этом не следует превращать игру в занятие, а взяв на себя главную роль, исподволь направлять активность детей.
Здесь важна увлеченность взрослого игрой, искренность, непосредственность.
- Творчество ребенка органично связано с яркими эмоциональными переживаниями.
Однако дети с недоразвитием речи недостаточно эмоционально реагируют на грустную сказку, смешной стишок, нежную мелодию. Их речь маловыразительна, движения несколько скованы, дети не очень уверены в себе. В связи с этим следует использовать элементы арттерапии, театрализации, чаще обращаться к музыке и движению.
Итак, первое направление работы по развитию творческих способностей детей - развитие воображения и обогащение эмоциональной сферы.
Второе направление предполагает использование специальных заданий, в процессе выполнения которых развивается способность к преобразованию готовых образов и созданию на этой основе новых.
Третье направление - формирование способностей к словесному творчеству. Что является наиболее сложным для детей с нарушениями речевого развития.
Возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких, как мышление и воображение.
Именно их развитию необходимо уделить наибольшее внимание в воспитании ребенка в возрасте от пяти до двенадцати лет.
Этот период ученые называют сенситивным, т.е. наиболее благоприятным для развития образного мышления и воображения.
Воображение пятилетнего ребенка позволяет ему воспринять как реальные, так и самые фантастические сказочные образы и ситуации. Великий Эйнштейн утверждал, что фантазия важнее знания. Способность к воображению, фантазии присуща только человеку и отличает его от всех других существ и это не с проста. Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Такое воображение составляет основу всякой творческой деятельности, которая открывает возможность самовыражения, позволяет человеку реализовать его личный потенциал. Дети часто проявляют стремление к сочинительству, которое является такой же деятельностью воображения, как и игра. Дети с удовольствием отдаются творчеству и охотно рассказывают «сочиненное» взрослым. Ведь не зря Л.С. Выготский (1982г.) подчеркивал связь воображения ребенка с речью. Он считал, что «... очень мощный шаг в развитии детского воображения совершается именно в непосредственной связи с усвоением речи...». Он полагал, что существует три группы факторов, показывающих связь воображения ребенка с его речевым развитием: во-первых, само речевое развитие ребенка существенно продвигает и развивает его воображение; во-вторых, задержанные в речевом развитии дети оказываются отсталыми и в развитии воображения; в-третьих, не только появление речи, но и важные моменты в ее развитии являются в, то же время узловыми моментами и в развитии детского воображения. Речь, освобождает ребенка от его непосредственных впечатлений, дает возможность представить себе предмет, который он не видел, а мыслил о нем. Детская игра просто теряет смысл для ребенка, если у нее отсутствует яркий эмоциональный фон и, одновременно, игра целиком держится на активной деятельности воображения. А связь воображения и эмоций проявляется и у взрослых. Все мы хоть раз в жизни получали высокое эмоциональное удовлетворение от мечты. Человек мечтает о том, что привлекает, доставляет радость, удовлетворяет самые сокровенные желания и потребности. А мечта, как образ желаемого будущего - классическая форма воображения. Эмоция как бы собирает впечатления, мысли и образы созвучные настроению человека. Таким образом, богатая эмоциональная жизнь стимулирует развитие воображения.
|
Игры на развитие воображения:
- «История из мешка»
цель: развитие речевого творчества.
материал: большой тряпочный мешочек, предметы игрушки.
инструкция: - Я принесла вам большой мешок, в котором множество разных вещей. Каждый из вас может один раз засунуть туда руку и что–нибудь достать…
Теперь разойдитесь по двое и придумайте историю, в которой были бы задействованы оба ваши предмета. У вас 5минут времени. После этого, каждая пара расскажет нам свою историю. (Можно в дальнейшем предложить разыграть эту историю). Другой вариант - можно предложить детям постарше группы по 4человека 9придумывают историю со своими предметами и показывают в стиле импровизационного театра.
Анализ упражнения:
- Нравится ли тебе играть с другими детьми?
- Интересный ли предмет ты выловил из «волшебного мешочка?
- Тебе доставило удовольствие придумывать истории?
- Какая история показалась тебе самой замечательной?
- «Найди себе пару (по цвету)
Участникам раздаются карточки по 2 одного цвета. Целью является найти себе пару. Для этого нужно называть слова, определяющие данный цвет.
- «Эстафета хороших известий» - К. Фопель 2часть стр.66.
- Игра - «Разноцветные квадраты»
Придумывание определенных предметов или вещей, ассоциируемых с разными цветами, выстроенных в длинную дорожку из квадратов. Одинакового цвета не должно находиться рядом.
Мы обратили внимание, что яркий эмоциональный фон и игра, целиком держится на активной деятельности воображения. Связь воображения и эмоций проявляется не только у детей, но и у взрослых.
- Игра - «Поменяйтесь местами» (развитие воображения)
- Поменяйтесь местами те, кто любит запах роз;
- …………………..., кому нравится вкус малины;
- ……………… кому нравится оранжевый цвет;
- ………………… кто любит слушать пение птиц;
-………………… кто любит уютное тепло твоей постели;
- ………………… кому нравится освежающий прыжок в прохладную реку или озеро жарким днем;
- ………………… кому нравится любоваться радугой и т. д.
- «Для чего это нужно» по принципу- «Похвали предмет»
(передавая по кругу предмет, все делятся своими мыслями о важности данного предмета). Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека.
- «Игра волшебный ящик», «Подарок другу», «Собери портфель».
- «Где бывали вам не скажем, а что делали покажем».
- Игра закончи предложение»
(бросая мяч, ведущий начинает предложение, а участники, сидящие в кругу – заканчивают его)
- Арттерапевтические игры и упражнения:
- «Игра в несколько рук». (или создание общей картины)
У каждого участника в круге по листу бумаги. По музыкальному сигналу, все начинают рисовать свой воображаемый предмет. Музыка выключается, участники передают свой листок по кругу, продолжая рисунок своего соседа, включая свое воображение. И так, пока не вернется свой листок от рядом сидящего.
- «Волшебные фигуры»
Цель: развивать элементы мыслительного прогнозирования, творческого воображения.
Детям предлагается выбрать понравившуюся фигуру, рассмотреть ее – на что похоже? Обвести простым карандашом на листе бумаги и дорисовать.
- Упражнения с красками: (рисунки на стекле- «Монотипия», «Цветовушка» и т. д.).
- «Бывает- не бывает» (О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева).
Эта словесная игра требует как большого воображения, так и здравого смысла (логического мышления). Ребенку надо представить себе ситуацию, которую я описываю, и сказать, бывает ли то, о чем идет речь.
Игра проходит так: я стою в кругу детей и по очереди кидаю ребенку мяч и задаю загадку (фразу), ребенок кидает мяч обратно и отвечает - бывает это - или не бывает (так 5 раз).
Предлагаемые фразы:
1 - "Волк бродит по лесу?"
2 - "Волк на дереве сидит?"
3 - "В кастрюле чашка варится?"
4 - "Кошка по крыше гуляет?"
5 - "Собака по крыше гуляет?"
6 - "Лодка по небу летает?"
7 - "Лодка по морю плывет?"
8 - "Девочка рисует домик?"
9 - "Домик рисует девочку?"
10 - "Снег зеленый?"
11 - "Когда снег растает, получится вода?"
12 - "Когда вода закипит, получится молоко?"
13 - "Сказка Муха - Цокотуха, про черепаху?"
14 - "Сказка Курочка - Ряба, про золотое яйцо?"
15 - "Луна светит ночью?"
16 - "Твоя мама старше тебя?"
17 - "Твой папа младше тебя?"
18 - "В сказке, Красная Шапочка съела Волка?"
19 - "Из тарелки пьют компот?"
20 - "Рыба любит есть кошку?"
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Особенности развития воображения у детей с нарушениями речи»
подготовила:
педагог–психолог Кинарейка О.А.
Воображение ребенка - это то, благодаря чему он может мгновенно очутиться в прошлом, представить себе то, что может произойти в будущем или то, чего вообще на свете не бывает.
Фантазия, как и любая другая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она способствует лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности.
Развитие творческих способностей ребенка подразумевает развитие воображения и способности выражать свои чувства, представления о мире различными способами, гибко, нестандартно мыслить.
Для этого необходимо научить ребенка видеть в каждом предмете разные его стороны, отталкиваясь от отдельного признака, строить новый образ.
Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека.
Ребенок может вообразить гораздо меньше, чем взрослый человек, но в его фантазии больше чувства, он доверяет продуктам своего воображения, переживает вымышленные события, общается с вымышленными персонажами так, как будто они существуют на самом деле.
Путь развития воображения можно представить, как движение от конкретно-наглядного образа к понятию и через него к новому воображаемому образу.
Уровень развития фантазии теснейшим образом связан с уровнем мышления и несомненно уровнем речи, которая обобщает практический опыт ребенка, способствует формированию представлений о предмете. Воображение формируется и развивается в различных видах деятельности.
Первые его проявления относятся к 2,5 - 3 годам. Именно в этом возрасте ребенок начинает действовать с воображаемыми предметами, подражая взрослым.
Ребенок начинает кормить куклу палочкой – (воображая ложку), укладывает ее в коробку - кроватку, укрывает носовым платочком - одеяльцем, значит, действуя с одним предметом, он воображает на его месте другой.
У ребенка 4 - 6 лет качественно меняется характер игры. Сюжетно - ролевая игра, которая становится основной деятельностью, имеет широкие возможности для развития фантазии и творчества.
В ней формируется важнейшая способность действовать в плане образов - представлений.
Ребенок чаще всего начинает представлять определенную последовательность действий, т.е. «проигрывать» их в уме.
В результате возрастает его творческая активность в самых разных областях.
Богаче становится содержание рисунков, разнообразнее постройки, сочиняются необыкновенные истории.
Мы знаем, что несколько иначе творческие способности развиваются у детей с нарушениями речи.
Их представления о предметах оказываются неточными и неполными, практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в слове, вследствие этого запаздывает формирование понятий.
Своим опытом работы с детьми, имеющими ОНР, с нами делится воспитатель детского сада города Оханска - Демидова Любовь Афанасьевна.
Их объектом для изучения были дети с ОНР (II и III уровня), шестого года жизни.
В основу работ было положено предположение о том, что речевая патология и особенности психического развития отрицательно сказываются на формировании творческого воображения.
- Обобщенный анализ полученных результатов позволил разделить детей на три группы.
В первую группу вошли дети в ОНР III уровня (20% от всех обследованных). Уровень развития творческого воображения у них приближен к возрастной норме.
Во вторую группу вошли 50% дошкольников с ОНР III уровня и 40% детей с ОНР II уровня. У них отмечается недостаточное развитие творческого воображения, что выражается в бедности его содержания, отсутствие эмоциональности и т.д..
В третью группу были отнесены 30% дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и 60% детей с ОНР II уровня. Не могли справиться с предложенными заданиями или выполняли только 1/3 работы. Их уровень развития творческого воображения соответствует уровню детей с нормально развитой речью 4 - 5 лет.
Исследования подтвердили то, что чем сложнее нарушения речи, тем больше ограничиваются возможности ребенка проявить свое творчество, тем более речевое творчество. Он оказывается беспомощным в создании новых образов.
Рисунки таких ребят отличаются бедностью содержания, они не могут выполнить рисунок по замыслу, затрудняются, если нужно придумывать новую поделку или постройку.
В игре дети с общим недоразвитием речи отдают предпочтения бытовой тематике.
Нередко их игры носят стереотипный характер, сюжеты мало обогащаются.
Замысел игры оказывается нестойким, и она распадается. Можно сказать, что игровая деятельность в целом не достигает того уровня, который характерен для их сверстников с нормальным речевым развитием.
Детям оказываются недоступными творческие задания: воспроизвести рассказ педагога, рассказать о событиях из личного опыта.
Дети плохо понимают переносное значение слов, метафор. Поэтому, работая с такими детьми, необходимо включать в программу развивающего обучения специальные задания и упражнения, направленные на совершенствование воображения и активизацию творческих способностей ребенка. Сегодня, я предложу вам ряд игр и упражнений с этой целью.
Работу с нашими детьми можно организовать в нескольких направлениях.
Прежде всего, надо обратить внимание на сюжетно - ролевую игру, так как игра - естественный для ребенка вид творческой деятельности.
В процессе игры малыш на основе знакомых ему ситуаций из окружающей жизни создает воображаемую ситуацию, новые образы, принадлежащие ему одному.
В ролевой игре ребенок не только представляет вместо одного предмета другой, но и себя он видит, то доктором, то волшебником, то принцем. Выполнение роли в игре требует от ребенка сюжетной деятельности воображения: надо хорошо представлять себе, что должен делать его «герой» в данную минуту, планировать его дальнейшие действия, исходя из сложнейшей ситуации, направлять развитие общей игры в целом.
Сюжетная игра захватывает ребенка, она создает тот эмоциональный настрой, который необходим для творчества, и именно в игре ребенок выражает себя наиболее полно и свободно.
Поэтому надо чтобы игры дошкольника были достаточно разнообразны.
На начальных этапах работы педагог должен стать активным участником детских игр. При этом не следует превращать игру в занятие, а взяв на себя главную роль, исподволь направлять активность детей.
Здесь важна увлеченность взрослого игрой, искренность, непосредственность.
- Творчество ребенка органично связано с яркими эмоциональными переживаниями.
Однако дети с недоразвитием речи недостаточно эмоционально реагируют на грустную сказку, смешной стишок, нежную мелодию. Их речь маловыразительна, движения несколько скованы, дети не очень уверены в себе. В связи с этим следует использовать элементы арттерапии, театрализации, чаще обращаться к музыке и движению.
Итак, первое направление работы по развитию творческих способностей детей - развитие воображения и обогащение эмоциональной сферы.
Второе направление предполагает использование специальных заданий, в процессе выполнения которых развивается способность к преобразованию готовых образов и созданию на этой основе новых.
Третье направление - формирование способностей к словесному творчеству. Что является наиболее сложным для детей с нарушениями речевого развития.
Возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких, как мышление и воображение.
Именно их развитию необходимо уделить наибольшее внимание в воспитании ребенка в возрасте от пяти до двенадцати лет.
Этот период ученые называют сенситивным, т.е. наиболее благоприятным для развития образного мышления и воображения.
Воображение пятилетнего ребенка позволяет ему воспринять как реальные, так и самые фантастические сказочные образы и ситуации. Великий Эйнштейн утверждал, что фантазия важнее знания. Способность к воображению, фантазии присуща только человеку и отличает его от всех других существ и это не с проста. Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Такое воображение составляет основу всякой творческой деятельности, которая открывает возможность самовыражения, позволяет человеку реализовать его личный потенциал. Дети часто проявляют стремление к сочинительству, которое является такой же деятельностью воображения, как и игра. Дети с удовольствием отдаются творчеству и охотно рассказывают «сочиненное» взрослым. Ведь не зря Л.С. Выготский (1982г.) подчеркивал связь воображения ребенка с речью. Он считал, что «... очень мощный шаг в развитии детского воображения совершается именно в непосредственной связи с усвоением речи...». Он полагал, что существует три группы факторов, показывающих связь воображения ребенка с его речевым развитием: во-первых, само речевое развитие ребенка существенно продвигает и развивает его воображение; во-вторых, задержанные в речевом развитии дети оказываются отсталыми и в развитии воображения; в-третьих, не только появление речи, но и важные моменты в ее развитии являются в, то же время узловыми моментами и в развитии детского воображения. Речь, освобождает ребенка от его непосредственных впечатлений, дает возможность представить себе предмет, который он не видел, а мыслил о нем. Детская игра просто теряет смысл для ребенка, если у нее отсутствует яркий эмоциональный фон и, одновременно, игра целиком держится на активной деятельности воображения. А связь воображения и эмоций проявляется и у взрослых. Все мы хоть раз в жизни получали высокое эмоциональное удовлетворение от мечты. Человек мечтает о том, что привлекает, доставляет радость, удовлетворяет самые сокровенные желания и потребности. А мечта, как образ желаемого будущего - классическая форма воображения. Эмоция как бы собирает впечатления, мысли и образы созвучные настроению человека. Таким образом, богатая эмоциональная жизнь стимулирует развитие воображения.
|
Игры на развитие воображения:
- «История из мешка»
цель: развитие речевого творчества.
материал: большой тряпочный мешочек, предметы игрушки.
инструкция: - Я принесла вам большой мешок, в котором множество разных вещей. Каждый из вас может один раз засунуть туда руку и что–нибудь достать…
Теперь разойдитесь по двое и придумайте историю, в которой были бы задействованы оба ваши предмета. У вас 5минут времени. После этого, каждая пара расскажет нам свою историю. (Можно в дальнейшем предложить разыграть эту историю). Другой вариант - можно предложить детям постарше группы по 4человека 9придумывают историю со своими предметами и показывают в стиле импровизационного театра.
Анализ упражнения:
- Нравится ли тебе играть с другими детьми?
- Интересный ли предмет ты выловил из «волшебного мешочка?
- Тебе доставило удовольствие придумывать истории?
- Какая история показалась тебе самой замечательной?
- «Найди себе пару (по цвету)
Участникам раздаются карточки по 2 одного цвета. Целью является найти себе пару. Для этого нужно называть слова, определяющие данный цвет.
- «Эстафета хороших известий» - К. Фопель 2часть стр.66.
- Игра - «Разноцветные квадраты»
Придумывание определенных предметов или вещей, ассоциируемых с разными цветами, выстроенных в длинную дорожку из квадратов. Одинакового цвета не должно находиться рядом.
Мы обратили внимание, что яркий эмоциональный фон и игра, целиком держится на активной деятельности воображения. Связь воображения и эмоций проявляется не только у детей, но и у взрослых.
- Игра - «Поменяйтесь местами» (развитие воображения)
- Поменяйтесь местами те, кто любит запах роз;
- …………………..., кому нравится вкус малины;
- ……………… кому нравится оранжевый цвет;
- ………………… кто любит слушать пение птиц;
-………………… кто любит уютное тепло твоей постели;
- ………………… кому нравится освежающий прыжок в прохладную реку или озеро жарким днем;
- ………………… кому нравится любоваться радугой и т. д.
- «Для чего это нужно» по принципу- «Похвали предмет»
(передавая по кругу предмет, все делятся своими мыслями о важности данного предмета). Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека.
- «Игра волшебный ящик», «Подарок другу», «Собери портфель».
- «Где бывали вам не скажем, а что делали покажем».
- Игра закончи предложение»
(бросая мяч, ведущий начинает предложение, а участники, сидящие в кругу – заканчивают его)
- Арттерапевтические игры и упражнения:
- «Игра в несколько рук». (или создание общей картины)
У каждого участника в круге по листу бумаги. По музыкальному сигналу, все начинают рисовать свой воображаемый предмет. Музыка выключается, участники передают свой листок по кругу, продолжая рисунок своего соседа, включая свое воображение. И так, пока не вернется свой листок от рядом сидящего.
- «Волшебные фигуры»
Цель: развивать элементы мыслительного прогнозирования, творческого воображения.
Детям предлагается выбрать понравившуюся фигуру, рассмотреть ее – на что похоже? Обвести простым карандашом на листе бумаги и дорисовать.
- Упражнения с красками: (рисунки на стекле- «Монотипия», «Цветовушка» и т. д.).
- «Бывает- не бывает» (О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева).
Эта словесная игра требует как большого воображения, так и здравого смысла (логического мышления). Ребенку надо представить себе ситуацию, которую я описываю, и сказать, бывает ли то, о чем идет речь.
Игра проходит так: я стою в кругу детей и по очереди кидаю ребенку мяч и задаю загадку (фразу), ребенок кидает мяч обратно и отвечает - бывает это - или не бывает (так 5 раз).
Предлагаемые фразы:
1 - "Волк бродит по лесу?"
2 - "Волк на дереве сидит?"
3 - "В кастрюле чашка варится?"
4 - "Кошка по крыше гуляет?"
5 - "Собака по крыше гуляет?"
6 - "Лодка по небу летает?"
7 - "Лодка по морю плывет?"
8 - "Девочка рисует домик?"
9 - "Домик рисует девочку?"
10 - "Снег зеленый?"
11 - "Когда снег растает, получится вода?"
12 - "Когда вода закипит, получится молоко?"
13 - "Сказка Муха - Цокотуха, про черепаху?"
14 - "Сказка Курочка - Ряба, про золотое яйцо?"
15 - "Луна светит ночью?"
16 - "Твоя мама старше тебя?"
17 - "Твой папа младше тебя?"
18 - "В сказке, Красная Шапочка съела Волка?"
19 - "Из тарелки пьют компот?"
20 - "Рыба любит есть кошку?"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей :РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
Воображение складывается в процессе жизни ребёнка, в его деятельности, под определяющим влиянием условий жизни, обучения и воспитания.Важную роль в pазвитии воображения имеет художественное воспитание...
«Особенности развития памяти у детей с нарушениями речи»
«Особенности развития памяти у детей с нарушениями речи»Введение Говоря о человеке и о человечестве, мы всегда говорим о таких понятиях, как «память», «воспоминания». Человек всегда стремилс...
Консультация для воспитателей" Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста»
Воображение является важнейшей стороной человеческой жизни.Воображение у ребенка начинает совершенствоваться достаточно рано, оно слабее, чем у взрослого, однако богаче и занимает немного места в его ...
Консультация для родителей «Особенности развития воображения у детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования»
Консультация для родителей детей 3-4 лет о том, как можно развивать воображение посредством нетрадиционного рисования....
консультация для педагогов "Особенности воспитания и обучения детей с нарушениями речи и детей с нарушениями ОДА на музыкальных занятиях»
Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода. Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению ...
Развитие воображения у детей с нарушением речи.
Воображение складывается в процессе жизни ребёнка, в его деятельности, под определяющим влиянием условий жизни, обучения и воспитания. Для развития воображения необходимо накопление соответствующ...
Консультация для педагогов "Особенности работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (ТНР)"
Данная консультация адресована воспитателям и другим педагогам дошкольной образовательной организации, работающим с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (ТНР). В консультации раскрывается понятие ...