Использование приемов мнемотехники при развитии связанной речи у детей дошкольного возраста
презентация к уроку по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст или стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Мнемотаблицы – это схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи , направленные на: - развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; - перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы; - развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Мнемотаблицы , служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей, для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывание загадок, заучивании стихов.
Целью является, развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по определённой лексической теме. При использовании в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей: - добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; - формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения; - применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления. Использование опорных рисунков для обучения увлекает детей, превращает занятие в игру.
На первом этапе следует подбирать опорные картинки к на каждую строчку. Картинки должны быть яркими и узнаваемые. При чтении текста или стихотворения картинки выставляются на магнитную доску. После прочтения дети воспроизводят стихотворение или текст по опорным картинкам.
Алгоритмы для составления описательных рассказов с примерами
Мнемодорожки со скороговорками
«Собери алгоритмы по временам года» и составь по ним рассказ
Мнемотаблицы к сказкам
Этапы работы над стихотворением: Педагог выразительно читает стихотворение. Сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу . Педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль. Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме. Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу . Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу .
«Листопад » Падают, падают листья, В нашем саду листопад. Желтые, красные листья По ветру вьются, летят.
«Весна идёт» Утром было солнечно и совсем тепло. Озеро широкое по двору текло. В полдень подморозило, вновь зима пришла, Затянулось озеро корочкой стекла. Расколол я тонкое, звонкое стекло, Озеро широкое снова потекло. Говорят прохожие: - Вот весна идёт!- А это я работаю, Разбиваю лёд.
«Мой мишка » Я рубашку сшила мишке, Я сошью ему штанишки, Надо к ним карман пришить И конфетку положить.
«Белка-шалунишка» Скачет белка – шалунишка, Рвёт с еловых ёлок шишки, А, потом на землю – прыг И отыщет боровик. Гриб нанижет на сучок, Подсушить боровичок!
«Непоседа Васенька» Непоседа Васенька не сидит на месте. Непоседа – Васенька всюду с нами вместе. Есть усы у Васеньки, на усах сединки, Хвост дугой у Васеньки и пятно на спинке.
«Весна пришла» По весне набухли почки И проклюнулись листочки. Посмотри на ветки клёна, Сколько носиков зелёных!
«Дятел» Дятел, дятел дуб долбит, В щепки дерево дробит. Дятел, в дереве дыра, Перестать давно пора!
«Подарок маме» Сорвала я в поле Цветик голубой, Принесу в подарок Маме дорогой. Я его на платье Маме приколю. Больше всех на свете, Маму я люблю.
«Хитрый ежик» Хитрый ёжик – чудачок Сшил колючий пиджачок, Весь в иголках, без застёжек. На иглу нацепит ёжик: Грушу, сливу – всякий плод, Что под деревом найдёт, И с подарочком богатым, Поспешит к своим ежатам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационная деятельность: «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»
Инновационная деятельность:«Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ...
Консультация для педагогов «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»
В консультации даётся представление о том, что такое "мнемотехника", какие есть приёмы мнемотехники, и как её можно использовать при работе с детьми дошкольного возраста для развития св...
Консультация для воспитателей "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста"
Приемы мнемотехники способствуют развитию связной речи у детей дошкольного возраста, что является важным показателем их умственных способностей и готовности к обучению в школе....
«Использование приемов мнемотехники для развития связной речи у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями». Консультация для воспитателей.
В речи детей с ОНР существует множество проблем: недостаточный словарный запас; плохая дикция; бедная диалогическая речь; односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, грамматически и...
Консультация для родителей: «Использование приемов мнемотехники при развитии связной речи у детей дошкольного возраста».
Развитая связная речь является важным условием успешной подготовки к школе.Одним из эффективных, но мало используемых педагогами, средств развития связной речи выступают мнемотаблицы.Задачи мнемотехни...
Консультация для воспитателей «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»
Следуя образовательной программе педагогам очень часто приходится заучивать с детьми стихи, пересказывать тексты, составлять рассказы. И не для кого не секрет, что мало кто из современных детей умеет ...