ООД по развитию речи в средней группе «Путешествие по русским народным сказкам»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя, старшая группа)

Батина Лилия Александровна

Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.

Задачи:

Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения; развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность. Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить умение создавать структуру сказки с помощью моделирования; закрепить навыки детей пересказа сказок. Расширить словарный запас. Воспитывать интерес к русским народным сказкам. Формировать навык сотрудничества, доброжелательности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_po_razvitiyu_rechi_v_sredney_gruppe.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

ООД по развитию речи в средней группе

«Путешествие по русским народным сказкам»

Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.

Задачи: 

Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения; развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность. Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить умение создавать структуру сказки с помощью моделирования; закрепить навыки детей пересказа сказок. Расширить словарный запас. Воспитывать интерес к русским народным сказкам. Формировать навык сотрудничества, доброжелательности.

Оборудование:

Сундучок, клубок ниток, иллюстрации к сказкам, папка – имитация обложки книги, 7 разноцветных страниц, конверты с загадками, письма.

Ход занятия:

Дети заходят, становятся в круг.

Воспитатель: Друг на друга посмотрели,

Крепко за руки взялись.

Влево, вправо повернулись

И друг другу улыбнулись.

- Ребята, я принесла вам новую книгу сказок. Посмотрите, какая она красивая! (открываю, выясняется, что все страницы исчезли).

- Ребята, как вы думаете, куда исчезли страницы книги? (дети рассуждают, высказывают свои предположения).

- Смотрите, вместо одной из страниц – письмо. Давайте, прочтем. «Здравствуйте, детишки! Не можете найти страницы вашей книги? Это я, Баба Яга, разбросала все страницы книги по Стране сказок! Ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите!»

Воспитатель: Не может Баба Яга прожить, чтобы никому не навредить. А почему ее письмо разноцветное? Что-то оно мне напоминает? (Радугу)

- А сколько цветов у радуги? Назовите их. Ну да, я вспомнила, в этой книге как раз столько страниц и было.

- Что же нам делать? Как быть? (предложения детей.)

- Да, верно. У нас с вами сложное задание: необходимо найти все страницы нашей книги, чтобы мы могли ее читать. Где находится эта Страна Сказок – мы не знаем. А как туда попасть? Кто нам укажет путь? (высказывания детей.)

Воспитатель: Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? Это – волшебный клубок. Ребята, а у нас с Вами есть такой клубочек, это же наш клубок дружбы. (Достаем  клубок)

Этот клубок укажет нам путь в страну сказок. Готовы? (Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова: «Нам клубочек, помоги, в Страну сказок приведи!», клубочек покатился к сундучку).

- Ребята, да здесь ещё одно письмо «Рано радуетесь, что попали в страну сказок. Скажите-те ка лучше, что такое сказка». (ответы детей).

Воспитатель: Совершенно верно, сказка - это рассказ о вымышленных событиях, о том, чего на свете не бывает. Сказки к нам пришли из глубины веков. Их сочиняли люди и рассказывали друг другу, потом их стали собирать и записывать. Есть сказки народные и есть авторские.

- А вот и страничка из нашей книги! Которая она по счету (1)? Какого она цвета?

Воспитатель: Клубочек, дружок, помоги нам найти оставшиеся страницы книги! (Клубок приводит детей к столу, на котором письмо от Бабы Яги.)

«Ну, молодцы, детишки! Дорогу все-таки нашли, и страничку одну. Что такое сказка – знаете, страницы ищете, книгу хотите собрать. А загадки знаете про сказки?»

Воспитатель: Ребята вы же любите отгадывать загадки? Если отгадаем все загадки, Баба Яга вернет нам еще одну страницу!

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка.

(Снегурочка)

У Алёнушки – сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят

Далеко они глядят

(Гуси-лебеди)

Посадил ее дед в поле

Лето целое росла.

Всей семьей ее тянули

Очень крупная была.

(Репка)

На сметане был мешен

В русской печке испечен.

Повстречал в лесу зверей

И ушел от них скорей.

(Колобок)

Жили-были семь ребят

Белых маленьких козлят.

Проник обманом серый в дом.

Коза потом его нашла,

Перехитрить его смогла.

И всех детей своих спасла.

(Козлята)

- И вот еще одна страница нашлась (2) ! Какого цвета? Которая по счету?

Воспитатель: Давайте мы сами поищем, может где-нибудь рядом спрятаны оставшиеся страницы? (Проводится гимнастика для глаз: «Посмотрим вдаль, ищем рядом, посмотрим вверх, вниз, нарисуем глазами клубок).

- Нигде не видно ни одной страницы. Клубок, веди нас дальше, укажи нам путь! (Идут, подходят к стульчикам, садятся).

Воспитатель: Здесь еще одно письмо, на конверте написано «Помогите!». Только не могу понять, кому нужна наша помощь? (Открываю конверт, достаю карточки. Проводится игра «Помогите!». Предлагается не только назвать тех, кому нужна помощь, но и попытаться помочь им).

«Помогите! Нас хочет съесть серый волк!» («Волк и семеро козлят»)

«Помогите, я разбила яйцо – не простое, а золотое!» («Курочка ряба»)

«Помогите! Я сломал домик зверей!» («Теремок»)

«Помогите, я превратился в козленка!» («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

«Помогите, за мной гонятся три медведя!» («Три медведя»)

«Помогите, у меня оторвался хвост!» («Лисичка сестричка и серый волк»)

«Помогите! Я заблудилась в лесу!» («Маша и медведь»)

«Помогите! Я превратилась в облачко!» («Снегурочка»)

Воспитатель: Какие вы молодцы! А вот еще одна страница нашлась. Какого цвета? Которая по счету (3, 4)? Знаете, что там написано? СПАСИБО! (под ней еще одна страница книги) Это герои вас благодарят и вручают нам целых две страницы!!!

- Прежде чем продолжить путь, предлагаю немного поиграть, а клубок наш пусть отдохнет!

Физкультурная минутка “Сказки“

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклониться, “поднять яичко”)

Посмотрите-ка, разбила (показать “яичко” на вытянутых руках)

Воспитатель: Молодцы, дети! Пока мы выполняли физминутку, клубочек отдохнул и нашел еще одину страницу. Какого она цвета? Которая по счету (5)?

Воспитатель: Наш клубок готов дальше катиться! (Подходим к столу, где находится конверт со сказкой оригами репка).

- И здесь успела побывать Баба Яга! Смотрите, перепутала всех персонажей, давайте расставим их по порядку и отгадаем сказку! (Проводится игра «Собери сказку по картинкам». Дети кратко передают содержание сказки. Находим еще страницу)

Воспитатель: Вот и еще страничка нашлась. Какого цвета? Которая по счету (6) ?

Воспитатель: Почти собрали нашу книгу. Осталась еще одна страница. Клубок наш не знает, где она находится. На этот раз нам поможет сам Могучий Ветер. Я знаю один способ, как позвать его. Давайте станем друзьями ветра, и потихоньку подуем, позовем его. (Проводится дыхательная гимнастика «Ветерок»).

Воспитатель: Пока мы с вами играли, Могучий Ветер сам принес нам последнюю страницу. Какого она цвета? (Фиолетовая.) Которая по счету? У нашей книги все страницы разноцветные. Давайте назовем их все. Красный, оранжевый, …., фиолетовый. Что вам напоминают эти цвета? Цвета радуги. Молодцы, теперь превратим нашу книгу в настоящую книгу сказок. Нам поможет наш волшебный сундучок. Давайте положим книгу в сундучок и скажем волшебные слова «Снуп, снап,снуре!». Чтобы чудо произошло,нам необходимо эти волшебные слова произнести 3 раза

Воспитатель: Давайте заглянем в наш сундучок! Посмотрите, какую книгу смогли мы с вами собрать! Каждый день будем с вами ее читать!

- Закроем глазки и все вместе скажем: 1,2,3 в детский сад попади!

- Рефлексия – Вот мы и в детском саду

Мы в стране сказок побывали

Очень многое узнали.

Возвратились мы назад

Детский сад нам очень рад.

- Давайте вспомним, где мы с вами побывали? С какими трудностями столкнулись? Вы у меня все молодцы! Вы самые лучшие любители русских народных сказок, самые лучшие ценители! (воспитатель оценивает деятельность каждого ребенка). Ребята Вам понравилось? А что особенно запомнилось)

 (Дети получают в подарок из сундука раскраски). Это вам Баба Яга прислала подарок за смелость, за старание, за любовь к русским народным сказкам. Предлагаю вам самостоятельно раскрасить их дома, затем маме и папе рассказать сказку об этом герое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей среднего дошкольного возраста средствами русской народной сказки

Проблема сохранения своеобразия, самобытности русского языка имеет особую значимость в наше время...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Русская народная сказка «По щучьему веленью»»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Русская народная сказка «По щучьему веленью»»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Русская народная сказка «По щучьему веленью»

Побуждать воспитанников понимать сюжет сказки, выделять главных героев, определять их поступки...

Конспект по развитию речи в средней разновозрастной группе. Чтение русской народной сказки «Лисичка – сестричка и серый волк».

Познакомить с русской народной сказкой «Лисичка – сестричка и серый волк», помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения. Учить детей участвовать в беседе, ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Викторина по русским народным сказкам"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Викторина по русским народным сказкам"...