Образовательная деятельность
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко»
Отчет по теме самообразования
«Использование схем-моделей в развитии связной речи
детей младшего дошкольного возраста»
Воспитатель: Пучкова С.А.
1-я квалификационная категория
Нижегородская область
Р.п.Дальнее Константиново
2020 год
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным
ему пяти словам - он будет долго напрасно
мучиться, но свяжите двадцать таких слов
с картинками, и он усвоит на лету».
К. Д. Ушинский
Актуальность проблемы речевой недостаточности дошкольников заключается в том, что в настоящее время ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой. В детском саду каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.
Давайте вспомним, что такое связная речь?
Связная речь неотделима от мира мыслей, связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок усвоит свои высказывания, можно судить об уровне речевого развития.
Поэтому в своей работе я изучала опыт известных педагогов и психологов.
А.Н. Леонтьев писал: «Моделирование помогает ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними, т.к. дошкольники мыслительные задачи решают с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального».
К.Д. Ушинский в своих работах указывал, что главная цель в развитии речи научить ребенка правильно выражать свои мысли, развивать его мыслительные способности. Необходимо приучать детей самостоятельно приобретать знания об окружающих предметах, формировать у них способность к наблюдению. В связи с этим он рекомендовал использовать различные методы развития речи и мышления, среди них наблюдение, рассматривание картинок, рассказы по картинкам.
Я, опираясь на высказывание Л.С.Выготского, и разделяю с ним точку зрения о важности последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
Цель в моей работе:
- использование схем – моделей в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Развивать основные психические процессы - память, внимание, образное мышление и речь;
- Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;
- Развивать творческие способности детей, умение самостоятельно составлять рассказ по схеме.
Ведущая идея моего опыта - развитие связной речи детей дошкольного младшего возраста, используя дидактические игры в интеграции с методом наглядного моделирования –схем-моделей:
- в описании животных ;
- в запоминании загадок , потешек;
- в пересказывании сказок;
- составление описательных рассказов.
Согласно данной педагогической идее, обучающий процесс должен строиться на комбинировании личностно - ориентированного, развивающего, деятельностного подходов с использованием игровых форм работы.
1.Подготовительный этап
1. Подбор литературы;
2. Определение направления работы;
- использование схем-моделей в пальчиковых гимнастиках;
- использовании схем-моделей в загадках, потешках;
- в использовании схем-моделей в составлении рассказов;
3. Диагностика.
4. Обогащение развивающей предметно – пространственной среды.
Главное значение в моей работе имеет живое, заинтересованное общение ребёнка с взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности, среди которых главенствует игра.
Поэтому, особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме схем-моделей и мнемотаблиц, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает потешки, загадки, стихи и сказки, чёткими, связными и последовательными.
В своей работе с детьми младшего дошкольного возраста я стараюсь использовать модели, схемы-модели, коллажи. И практически такая работа не планируется с детьми младшего возраста (работает принцип наглядности, который показывает яркие образы, реально изображение предметов). Но по опыту своей работы могу сказать, что знакомить и обучать детей с помощью моделей можно начинать и в младшем возрасте.
Когда малыши уже хорошо различают на картинках предметы, находят по просьбе взрослого и называют их, тогда можно переходить к знакомству со схемами - моделями.
С детьми младшего возраста можно использовать 2 вида моделей:
- Замена реального предмета схематическим изображением.
Здесь сохраняется принцип – сохранения формы.
- Замена реального предмета какой-либо геометрической фигурой (круг , квадрат, треугольник).
Здесь сохраняется принцип – цвета или размера.
Например: картинка гриб, и схема гриб; Мишка и круг большой коричневого цвета.
Замена предмета схематическим изображением.
Этот тип модели используется при знакомстве с моделью.
Знакомство можно начать с простых, несложных игр, постепенно их усложняя.
- Игра – «Что это?»
Карточка разделена на две части. На одной изображен реальный предмет (например паровоз, солнце, домик, елка), а рядом схематическое изображение этого предмета. Дети называют предмет, изображенный на карточке, рассматривают его отдельные части: колесо, труба, окно, лучики и т.д. затем воспитатель обращает внимание детей на схематическое изображение и сравнивают его с реальным предметом. Так ребенок запоминает, а затем узнает реальный предмет в схематическом изображении.
Например: паровоз цветной-паровоз как раскраска (ч/Б)
- Игра «Лото».
Такая же карточка, как и в первой игре. На одной части изображен реальный предмет, другая пустая.
Перед детьми лежат отдельно карточки со схематичным изображением предметов. Дети подбирают модель к реально изображенному предмету.
- Следующий этап – игра «Угадай».
Перед ребенком расположены схематические изображения различных предметов (неваляшка, круг, зонтик, ежик, гриб, часы). Малыши должны угадать, что изображено на карточке. Дети успешно справляются с этим заданием.
- Игра «На что похоже?»
На листке бумаги, картона, в верхней части нарисована схема-модель. К ней дети подбирают уже не по одной картинке, а уже находят несколько похожих на эту схему-модель: круг. В этой схеме малыши подбирают картинки – мяч, солнышко, воздушный шарик. Аналогично эта игра проводится с другими схемами: «вагончик», «человечек». Схема-модель прямоугольник. Какие картинки подходят к этой схеме? Коробка с карандашами, книга, окно.
- Еще один способ знакомства детей с моделями, игра «Недостающая часть».
Вырезается или рисуется картинка, но не вся, а отдельная ее часть. Например колеса и кузов. Аналогично можно изобразить животных – кошка, собака, медведь, заяц, петух, лиса и т.д. когда дети работают с моделями, то им легче будет узнавать ее.
- Теперь можно перейти к рассказыванию сказок, разучивания потешек («Как у нашего кота», «Котенька-коток», «Улитка-улитка» и пр.), загадок, песенок-попевок, и т.д. Вначале с картинками, затем с использованием схем-моделей. Например сказка «Колобок», сопровождая свой рассказ выкладыванием на фланелеграфе, магнитной доске вместо картинок. Так же рассказывается сказка «Теремок». «Три медведя» выкладывали из геометрических фигур разной толщины и высоты «Блоки Дьенеша».
Перед рассказыванием сказки целесообразно провести игры, о которых говорила «Что это?», «Лото».
- Игры со схемами-моделями можно использовать в сюжетно-ролевой игре: «У куклы Кати день Рождение».
Дети помогают накрыть стол для именинницы, используя не предметы, а карточки-схемы.
Знакомство детей младшего дошкольного возраста со схемами-моделями – это подготовительный этап к обучению и работе с мнемотехникой в более старшем дошкольном возрасте.
Знакомство со схемами-моделями развивает память, мышление, внимание, воображение и обогащает речь детей. Помогает построить предложение из 2-5 слов уже в младшем возрасте. Помогает запоминать речь персонажей (сказочных героев) наизусть. Дети с интересом и большим увлечением самостоятельно используют схемы-модели в свободной игровой деятельности. Развивает все то, без чего невозможно формирование личности ребенка.
Диапазон моего личного вклада представлен перспективным планированием, диагностическими картами, иллюстрированным материалом, пособиями «Расскажи сказку», «Отгадай загадку»; мнемотаблицами («Строение птицы», «Лиса», «Заяц», «Ежик», «Зима»).
Новизна заключается в разработке картотеки по заучиванию стихов с использованием мнемотаблиц.
На основании диагностических данных по Верещагиной Н.В. и разработанных мной диагностических карт выявилось:
- дети научились обследованию предметов, выделению их основных признаков;
- Дети стали более активны в речевом общении, отвечают на вопросы, сами задают вопросы;
- у детей улучшилась память, внимание стало более устойчивым;
-дети научились составлять описательные предложения по картинкам, о животных, предметах;
- дети научились проявлять творческую активность, самостоятельность соответственно своему возрасту.
Транслируемость моих практических достижений:
- Выступления на педагогическом совете в ДОУ
(Использование загадок, как средств формирования выразительности речи», Педагогический совет №2 от 20.12.2019 года)
- Показ открытого занятия
(«Прогулка в лес за чудесами» в рамках «Недели педагогического мастерства», Приказ 115 от 11.11.2019 года ).
- Трансляция практических достижений на официальном сайте МАДОУ детского сада (размещение материалов).
- Трансляция практических достижений на официальном сайте МААМ (размещение материалов).
- Трансляция практических достижений на официальном сайте воспитателей – образовательная социальная сеть (размещение материалов).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность по коммуникации и продуктивной деятельности «Ателье» (15 минут). Самостоятельная деятельность детей (10 минут). Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по художественному творчеству «Вос
Позанкомятся с профессиями работников ателье по пошиву одежды. Поупражняются в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весеннняяя). Совместно выполнят поделку из разых видов ткани....
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокровищ» Доминирующая образовательная деятельность: «Познават
План-конспектнепосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокров...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий Образовательная область: Познавательно-конструктивная деятельность на тему: «Моя малая Родина»
Данная разработка направлена на обогащение знаний детей о Санкт- Петрбурге через знакомство с краткой историей и достопримечательностями города....
Непосредственно образовательная деятельность для детей с задержкой психического развития Старшая группа Образовательная область: «Художественное творчество» (Аппликация) Тема образовательной деятельности: «Бабочка» Тема недели: «Насекомые»
1.Формировать умение детей выполнять предметную аппликацию используя салфетки; 2.Развивать мелкую моторику ребенка. 3.Развивать умение располагать комочки по силуэту; 4. Воспитывать аккуратность при в...
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему:"Весёлые клубочки для скучающих котят" интегрированная организационная образовательная деятельность по образовательным областям "Творческая деятельность", "Художественно-эстетическое развитие"
Конспект предназначен для педагогов,работающих в среднем дошкольном возрасте по таким областям,как "Творческая деятельность", "Художественно-эстетическое развитие" на тему "Ве...
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему:"Грибная пора" интегрированная организационная образовательная деятельность по образовательным областям "Речевое развитие", "Познавательное развитие"/средняя группа/
Конспект занятия предназначен для педагогов, работающих в среднем дошкольном возрасте, по теме ознакомления познавательной и речевой деятельности....
Конспект Итоговой непосредственной образовательной деятельности в старшей группе деятельности по образовательной области «Речевое развитие» , по образовательной области «Познавательное развитие»
Итоговой непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» (раздел развитие речи), по образовательной области «Познавательное развитие»...