картотека дидактических игр по развитию речи
картотека по развитию речи

Великородная Александра Владимировна

картотека дидактических игр по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didaktichekih_igr_po_razvitiyu_rechi.docx206.77 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические карточки для картотеки диалогов

Цель: способствовать развитию диалогической и связной речи, формировать умение характеризовать героев, развивать память, мышление

Оборудование: карточки с героями диалогов.

  1. Вариант игры: воспитатель показывает карточку – дети называют его и тот кто назвал, рассказывает диалог про этого героя.
  2. Вариант игры: воспитатель называет 3-4 признака героя: пример – белый, имеет шерсть, кричит бее. Дети называют героя и рассказывают диалог
  3. Вариант игры: воспитатель делит детей на команды и показывает картинку с героям кто быстрее назовет героя и расскажет диалог.
  4. Вариант игры: воспитатель показывает карточку – и называет героя – детям необходимо как больше вспомнить диалогов с ним.
  5. Вариант игры: воспитатель показывает героя – детям необходимо как можно больше назвать признаков этого героя, по желанию рассказать диалог
  6. Вариант игры: воспитатель показывает карточку героя – кто назвал героя рассказывает о нем по плану: 1 где живет, 2 чем питается, 3 – описывает внешний вид.

Дидактическое пособие «Круги Луллия «Расскажи сказку» для детей младшего дошкольного возраста

Цель: создать условия для восприятия сказок, побудить к активному речевому общению детей. Продолжать развивать способность детей к эмпатии; умение мыслить с помощью приемов анализа, синтеза, сравнения. Развивать познавательную активность, внимание, память, креативное мышление.

Словарная работа:

активизировать в речи детей: слова-признаки предметов, свойства предметов (прилагательные, действия (глаголы).

Оборудование:

Круги Луллия по сказкам: «Гуси - лебе»», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Три медведя».

Возраст: младший дошкольный возраст (3-4 года).

Форма работы: индивидуальная, групповая.

Варианты игры:

1 вариант: крутим нижний диск по часовой стрелке и рассказываем сказку с опорой на картинки.

2 вариант: загадываем загадку, а ребенок отгадывая, показывает картинку-отгадку.

3 вариант: показываем картинку, а ребёнок описывает ее (характер, внешность, поступки и т. д.).

4 вариант: спрашиваем что было сначала, а что потом.

5 вариант: задаём вопросы по сказкам .

C:\Users\671D~1\AppData\Local\Temp\Rar$DI12.5375\IMG_20210115_143039.jpg

Дидактическая игра: «Сказочная рыбалка»

Цель игры: Развивает память, внимание, речь, дети начинают использовать в речи новые слова, которые им подсказывает воспитатель, закрепление детьми названий русских народных сказок.

Варианты игры:

1 вариант игры: картинки сказки находятся в обруче, это озеро, дети с помощью удочки достают части от сказки и выкладывают их, игру можно организовать в виде соревнований, «Кто быстрее поймает сказку»

2 вариант игры: дети при помощи воспитателя раскладывают картинки в правильной последовательности, опираясь на подсказки (картинки находятся на поле на которое необходимо выложить сказку),  затем начинают составлять целую сказку по картинкам, при этом рассказывая ее.

Воспитатель помогает детям правильно употреблять и согласовать слова в роде, числе и падеже, подсказывает детям новые части речи -глаголы и прилагательные. Постепенно, в ходе регулярных занятий, дети начинают использовать в речи новые части речи, расширяется словарный запас. При использовании иллюстраций к неизвестным для детей сказкам воспитатель помогает детям разложить картинки в правильной последовательности.

Дидактическая игра: «Расскажи-ка»

«Расскажи по картинке».

Цель игры: Расширение словарного запаса, развитие связной речи, творческого мышления, наблюдательности.

Материал: используются фигурки героев одной сказки («Репка», «Теремок», «Колобок», «Заяц и лиса (Заюшкина избушка)» и др., кружки – жетоны. Можно использовать фигурки сказочных героев из театра на фланелеграфе.

Ход игры:

Выбирается сказка взрослым (это может быть сказка, которая изучается в данный момент). Ведущий берёт одного из героев сказки и описывает его: рассказывает, как он выглядит, добрый или злой, большой или маленький, что он делает по ходу сказки и т. д. После этого он просит детей повторить, что он рассказал.

Затем ведущий берёт другую фигурку и просит детей по очереди описывать героя и следить, чтобы описания не повторялись.

Если это не получается, ведущий задаёт наводящие вопросы: например, во что одет дед; старый он или молодой; что делает и т. д. За правильные ответы ребёнок получает жетон. Побеждает тот, кто даст ответов больше всех.

«Собери из частей».

Цель игры: развитие речи, внимания, памяти, мышления, координации движений рук.

Материал: разрезные картинки героев сказок, фигурки героев сказок из «Сказочного сундучка», соответствующие разрезным картинкам, загадки.

Ход игры:

Взрослый показывает детям фигурки героев сказок. Спросите, как их зовут. Затем покажите, что из частей можно сложить фигурку любого из героев.

Затем части карточек перемешиваются, и взрослый просит малыша отгадать загадку и сложить фигурку героя.

Дидактическая сказка  «Собери и расскажи сказку».

Дидактическая игра предназначена для использования детьми старшего дошкольного возраста. Эта игра рассчитана для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с детьми дошкольного возраста. Игра может быть использована педагогами, родителями и специалистами, работающими с детьми дошкольного возраста.

Цель игры: научить ребёнка подбирать карточки, относящиеся к одной сказке, и рассказывать ее сюжет.

Данная игра направлена на:

умение пересказывать и сочинять сказку, развивать монологическую и диалогическую речь, правильное произношение звуков, умение составлять предложения.

- развитие творческих и познавательных процессов у детей, связной речи, внимания, памяти, фантазии.

1 вариант игры Ведущий просит каждого игрока выбрать сказку, которую он будет рассказывать. Затем он перемешивает все игровые карточки и предлагает игрокам собрать героев своей сказки. Тот, кто быстрее всех находит нужные карточки, первым начинает рассказ.

Результативность данной игры подтверждается обогащением активного словаря детей.

2 вариант игры:  «Лото-собери сказку» так же можно Игровые правила: закрывать клеточки только теми картинками, которые соответствуют содержанию большой карты, т.е сказке

Игровое действие: находить маленькие карточки с изображением эпизодов из сказок и закрывать ими клеточки на большой карте. Соревнование – кто первый закроет все карточки 

Дидактическая  игра «Помоги щенку Кузе»

Цели:
Развивать фонематическое восприятие;
Различать звуки С, СЬ по твердости, мягкости; Находить место звуков С, СЬ по трем позициям (начало, середина и конец cлова);  Учить подбирать картинки к звуковым схемам; Автоматизировать звуки С, СЬ в словах.
Игровой материал: Демонстрационная картинка щенка; Косточки с нарисованными на них картинками, обозначающими слова со звуками С, СЬ в разных
позициях; Миски со звуковыми схемами;  Пустые шаблоны косточек для выбора картинок по собственному усмотрению педагога.
Словарь: сундук, кокос, лиса, сом, аист, колбаса, глобус, ананас,
маска, санки, сумка, носки, кактус, стол, мост, нос, апельсин, лось,
семь, письма, гусь, осел, автобус.
Вариант игры:
Дети выходят по одному, берут косточку, называют картинку,
нарисованную на ней, определяют наличие звука С или СЬ,
позицию звука в слове, соотносят картинку со звуковой схемой,
кладя в соответствующую миску. После того, как все картинки
будут разложены по мискам, дети еще раз называют все картинки,
четко произнося звуки С, СЬ.

C:\Users\671D~1\AppData\Local\Temp\Rar$DI51.344\IMG_20210115_143821.jpg

Дидактическая игра «Раздели слова на слоги»

Описание игры: Разделить слова на слоги и маркером соединить с нужной картинкой

Цель: Закрепить умение делить слова на слоги. Дать понятия односложного, двухсложного и  трехсложного слов. Обогатить словарный запас. Развивать фонематический слух,

память, внимание.

Задание: Ребёнку необходимо назвать картинку, прохлопать слово по частям (слогам),

соединить с нужной схемой.

Дидактическая  игра «Почтальон»

Цель: развитие фонематического слуха, умение анализировать и обобщать.

Почтальон обрался разносить почту, но на домиках вместо адреса написаны буквы согласные и гласные.

Варианты игры:

  1. Отнести только в те домики, где буквы согласные.
  2. Отнести только в те домики, где буквы гласные.
  3. Можно использовать два конверта: 1 – для обозначения главных, второй для обозначения согласных.

C:\Users\671D~1\AppData\Local\Temp\Rar$DI45.813\IMG_20210115_144000.jpg

Дидактическая игра: Составь описательный рассказ

(Эту игру можно использовать как дополнительный материал к занятиям по развитию речи или в индивидуальной деятельности).

Цель:

Учить детей составлять предложения или маленький рассказ по картинкам. Упражнять в правильном подборе слов. Развивать правильную речь, фантазию, самостоятельность мышления.

Материал: Карточки с изображением различных картинок.

Правило игры:

В игре участвует от 2-х до 4-х детей. Игра напоминает карточную игру. Взрослый перемешивает карточки, а затем по очереди раздаёт игрокам по одной. Игра может начинаться с трёх карточек, если дети справляются с заданием, то карточки прибавляются до четырёх, пяти, шести штук. Со временем дети могут сами выбирать ведущего.

Условие игры: Составить по карточкам предложение или маленький рассказ, в зависимости от количества карточек.

C:\Users\671D~1\AppData\Local\Temp\Rar$DI11.2047\IMG_20210115_143404.jpg

Дидактическая игра: «Мой, моя, моё, мои»

Развивающая игра для развития речи – обучение правильному употреблению местоимений Мой, Моя, Моё, Мои в повседневной речи, согласованию слов по родам. Также процесс игры способствует развитию внимания, памяти, мышления, мелкой моторики и будет для Вашего ребенка увлекательным, интересным и познавательным.

Цель:

Формирование умений согласовывать местоимения с существительными.

 Способствовать пополнению и активизации словаря у детей.  Совершенствовать грамматический строй речи.  Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику, речь. Воспитывать умение действовать рядом со сверстниками.

Возраст: Игра предназначена для детей с 4 - 7 лет, играть в нее могут не более 4 человек.

Вариант игры: Взрослый предлагает детям взять по одной карте. Педагог берет маленькие карточки и показывает детям, называя предмет: «Что это?» - «Пальто», «Чьё пальто?», ребёнок должен ответить: «Моё пальто» и т. д. Игра закончится тогда, когда ребёнок положит все маленькие карточки на карту.

В  процессе игры дети должны будут разложить карточки по игровым полям, определив соответствие существительного и местоимения.

Дидактическая игра: «Кто, где находиться»

C:\Users\671D~1\AppData\Local\Temp\Rar$DI11.7172\IMG_20210115_143319.jpg

Дидактическая  игра: «Добрые, злые эмоции»

Дидактическая игра «Предлоги-помощники»

Цель: Уточнение и закрепление правильного употребления предлогов.

Задачи: Упражнять детей в правильном использовании простых и сложных предлогов В, ИЗ, НА, С, СО, ПОД, ИЗ-ПОД, ЗА, ИЗ-ЗА, К, ОТ. Формировать умение составлять грамматически правильные предложения, используя предлагаемые предлоги. Закреплять умение выкладывать схемы предложений. Оптимизировать процесс развития грамматического строя речи детей за счёт включения в работу двигательного, зрительного, слухового анализаторов. Повышать работоспособность детей, познавательный интерес, активность.

Комплектация игры:

• Пять панно с подвижными картинками на группы предлогов:

- в, из;

- на, с, со;

- под, из-под;

- за, из-за;

- к, от.

• Набор зелёных полосок (обозначение слов, символов предлогов для выкладывания схем предложений.

Описание игры:

Детям предлагается составить предложение по картинкам на панно, выложить его схему, используя зелёные полоски и схемы предлогов. Затем передвинуть предметные картинки на панно, чтобы использовать противоположный предлог и также выложить схему предложения.

Усложнение:

• Предложить ребёнку распространить предложение.

• Составить сложносочинённое предложение, используя противоположные предлоги.

C:\Users\671D~1\AppData\Local\Temp\Rar$DI53.750\IMG_20210115_143737.jpg

Дидактическая игра «РАССКАЖИ-КА» для детей дошкольного возраста

Составление рассказов-описаний с помощью схем-мнемотаблиц

Обучение составлению описательных рассказов очень важно для развития ребенка, т.к. умение точно, лаконично и образно описывать предмет, является условием совершенствования речи и мышления, облегчает процесс обмена информацией.

Одним из факторов, облегчающих составление описательных рассказов, являются схемы. 

Всегда приятно общаться с человеком, который умеет связно, последовательно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Большинство детей не могут согласовывать слова в предложении, у них нарушено звукопроизношение и слоговая структура слов. Как правило, у таких детей плохая память, рассеянное внимание, многие страдают несовершенством логического мышления.

Если у Вас есть трудности с вашим ребёнком в описании предметов, построении сюжета, то используйте схемы-подсказки - мнемотаблицы, которые позволят эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». 

Использование опорных рисунков (картинок, схем) увлекает детей, делает их рассказы более чёткими, связными и последовательными, превращает образовательный процесс в занимательную игру.

 C:\Users\671D~1\AppData\Local\Temp\Rar$DI64.609\IMG_20210115_143638.jpg

Дидактическая игра "Слог. Деление слов на слоги"
Цель игры:

- сформировать умение различать количество слогов в слове по количеству гласных букв;

- развивать речь;

- фонематический слух;

- память;

- мышление;

- пополнять словарный запас ребенка.

C:\Users\671D~1\AppData\Local\Temp\Rar$DI72.891\IMG_20210115_143551.jpg

Игра Кто я? – Узнать своё второе «я»

В начале партии следует хорошо перетасовать колоду карт, затем все участники надевают на головы специальные обручи, в которые вставляют случайные карточки со словами. Каждый игрок видит, что написано на карточках его соперников, но не знает, что «написано» у него на лбу.

Участники ходят по очереди, в свой ход активный игрок задает вопросы своим друзьям, пытаясь выяснить, кто же он. Вопросы нужно строить таким образом, чтоб ответить на них можно было только «да» или «нет». На всё – про всё у игрока есть одна минута, в течение которой можно задавать неограниченное число вопросов – вот сколько успеете. Время удобно отмерять с помощью песочных часов, которые идут в наборе с игрой Кто я? (большая). Если игрок успевает за 1 минуту угадать, какое слово написано на его карточке – он получает победную фишку, сыгранную карточку отправляет в сброс, а на её место ставит новую из колоды. Если же игрок не справляется с заданием – право хода переходит к следующему участнику и своей очереди придётся ждать, пока не походят все игроки.

Если в процессе игры участник не может сориентироваться и придумать подходящий вопрос, он может воспользоваться вспомогательной карточкой с вопросами. Каждый игрок может обратиться за помощью всего раз за партию. Игра Кто я? (большая) подойдёт к концу, когда кто-нибудь из участников соберёт 10 победных фишек, он и станет победителем.

Кем я только не был!

В вашем распоряжении окажется 162 карточки, а, значит, вы сможете сыграть огромное количество партий. И даже если спустя какое-то время все карточки уже будут сыграны, можно нарисовать свои, которые также будет удобно вставить в обручи.

Купить игру Кто я? (большая) будет хорошим решением, если вы ждёте в гости друзей и не знаете, чем их развлечь. Также в этом случае пригодятся игры Экивоки и Кодовые имена (Codenames). Компания близких друзей, парочка веселых развлечений, и вам захочется повторить этот вечер снова и снова! Вот только кем вам выпадет быть в следующий раз?

        C:\Users\671D~1\AppData\Local\Temp\Rar$DI13.4125\IMG_20210115_143014.jpg

C:\Users\671D~1\AppData\Local\Temp\Rar$DI15.6766\IMG_20210115_142923.jpg

C:\Users\671D~1\AppData\Local\Temp\Rar$DI12.7953\IMG_20210115_143206.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(РАЗВИТИЕ   ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)...

Картотека дидактических игр по развитию речи подготовительная группа (Связная речь)

Ведущая педагогическая идея заключается в создании педагогических условий для активного применения дидактических игр во всех видах деятельности по речевому развитию. В своей работе я стремлюсь создать...

Картотека дидактических игр по развитию речи (звуковая культура речи)

совершенствовать умение различать на слух звуки...

«Мы играем - речь развиваем» КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха.Развивать...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (младший дошкольный возраст) «Мы играем - речь развиваем»

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(младший дошкольный возраст)«Мы играем - речь развиваем»...

Мы играем - речь развиваем КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)

Мы играем - речь развиваемКАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(РАЗВИТИЕ   ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)  «ПОСПЕШИЛИ-НАСМЕШИЛИ».Цель. Развивать речевой слух и р...

Картотека дидактических игр по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Материал будет полезен педагогам, работающим в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Представлена подборка дидактических игр и пособий, которые помогут молодому педагогу грамотно начать работ...