Картотека дидактических игр по развитию речи подготовительная группа (Связная речь)
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Парфенова Наталья Михайловна

Ведущая педагогическая идея заключается в создании педагогических условий для активного применения дидактических игр во всех видах деятельности по речевому развитию. В своей работе я стремлюсь создать благоприятные условия для всестороннего развития воспитанников, пытаюсь заинтересовать их процессом открытия чего-то нового, используя при этом доступные и разнообразные дидактические игры. А ведь игра – основная деятельность дошкольников.

Надеюсь, что моя работа поможет воспитателям в практической реализации программы речевого развития дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Найди картинке место»

Цель: формировать умение способность соблюдать последовательность хода действия. Формировать умение составлять

рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Материал: Наборы серийных картинок для выкладывания.

Ход игры: Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в

ряд, а дают ребёнку, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить

рассказ по серии картинок.

«Что сначала. что потом?»

Цель: формировать умение передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с

помощью серийных картинок.

Материал: Серия сюжетных картинок.

Ход игры:

Ребенку предлагается составить рассказ. Опираясь на картинки. Картинки служат

своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой

картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.

«Какая картинка лишняя?»

Цель:  формировать умение находить лишнюю картинку, из предложенного набора ,не подходящую по смыслу для данного рассказа .

Ход игры:

Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну

картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти  картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.

«Почемучкины вопросы»

Цель: Развивать у детей связную речь, мышление.

Ход игры:

1. Почему птицы улетают на юг?

2. Почему наступает зима?

3. Почему ночью темно?

4. Почему зимой нельзя купаться в реке?

5. Почему летом жарко?

6. Почему медведь зимой спит?

7. Почему заяц зимой белый?

8. Почему дома нельзя играть с мячом?

9. Почему из трубы идет дым?

10. Почему в доме делают окна?

11. Почему листья на деревьях появляются весной?

«Потому что…»

Цель: Развивать у детей связную речь, мышление.

Ход игры:

Рассуждения и ответы на вопросы:

«Я мою руки потому, что…»

- Почему ты идёшь спать? и т. д. Объясни.

Взрослый даёт задание ребёнку: «Я сейчас произнесу предложение, а ты ответишь на мой

вопрос»

Собака идёт на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна.

- Объясни, почему кошка недовольна?

«Составь рассказ»

Цель: Учить составлять небольшие рассказы о людях разных профессий;

Ход игры:

Дети учатся составлять рассказы о профессиях.

Педагог дает образец: «Это доктор. Он лечит людей. Каждому больному он прописывает

разные лекарства. Доктор смотрит горло, слушает, меряет температуру, делает уколы.

Следуя образцу, дети составляют по картинкам короткие рассказы о профессии продавца,

парикмахера, летчика и т.д.

«Если бы...»

Цель: Развивать у детей связную речь, воображение,мышление.

Ход игры:

Педагог предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

«Если бы я был волшебником, то ...»

«Если бы я стал невидимым ...»

«Если весна не наступит никогда ...»

«Закончи сам»

Цель: формировать умение придумывать концовки к сказкам и рассказам, развивать монологическую и диалогическую речь.

Ход игры:

Педагог рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям дается задание продолжить

или придумать концовку.

«Опиши игрушку» 

Цель: Развивать у детей умение строить предложения со словами-предметами, словами признаками, словами-действиями.

Материал: Игрушки животных. Ход игры: Постепенно упражнения можно усложнять, добавляя новые признаки предметов и расширяя их. 45 Перед ребенком следует поставить несколько игрушек животных и описать их. Лиса – это животное, которое живет в лесу. У лисы рыжая шерсть и длинный хвост. Она ест других мелких животных. Заяц – это небольшое животное, которое прыгает. Он любит морковку. У зайца длинные уши и очень маленький хвостик.

«Чего  не бывает»

Цель: Учить находить ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы.

Ход игры: Рассмотрев картинки-нелепицы, попросить ребёнка не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с элементами рассуждения.

«Пословицы и поговорки»

Цель: формировать умение объяснять пословицы и поговорки.

Предложите ребенку попробовать объяснить, как он понимает значение пословицы или поговорки. Например: "Без труда, не вытянешь рыбку из пруда".

Похожая игра, предложите ребенку объяснить,что означают данные выражения "медвежья услуга", "блестящая мысль", "короткая память" и т.д.

«Назови ласково»

Цель:  учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов.

Ход игры:  воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

Шуба теплая - шубка тепленькая

Лиса хитрая - лисичка хитренькая

Заяц белый - зайчик беленький

Сапоги чистые - сапожки чистенькие

Ветка короткая - веточка коротенькая

Шишка длинная - шишечка длинненькая

Ворона черная - вороненок черненький

Снег белый - снежок беленький.

«Доскажи словечко»

Инструкция к заданию: педагог произносит основную часть предложения, бросает мяч ребёнку, который заканчивает предложение названием соответствующего овоща и возвращает мяч.

 «Кто внимательный?»

Инструкция к заданию: педагог предлагает запомнить расположение овощей, а затем найти изменения в их расположении.

5 – 6 муляжей овощей выставлены на столе в один ряд. Воспитатель просит рассмотреть и запомнить их расположение, закрыть глаза. В это время педагог меняет овощи местами.

 «Скажи наоборот»

Задачи: упражнять в составлении словосочетаний со значением противопоставления.

Помидор сладкий, а лук … (горький)

Картофель крупный, а редис … (мелкий)

Помидор мягкий, а баклажан … (твёрдый)

Помидор гладкий, а огурец … (шершавый)

Кабачок большой, а огурец … (маленький)

«Скажи, какой?»

Цель: Учить детей выделять признаки предмета.

Ход. Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.

Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»

Ведущая педагогическая идея заключается в создании педагогических условий для активного применения дидактических игр во всех видах деятельности по речевому развитию. В своей работе я стремлюсь создать благоприятные условия для всестороннего развития воспитанников, пытаюсь заинтересовать их процессом открытия чего-то нового, используя при этом доступные и разнообразные дидактические игры. А ведь игра – основная деятельность дошкольников.

Надеюсь, что моя работа поможет воспитателям в практической реализации программы речевого развития дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию связной речи (подготовительная группа)

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе. Тема: Составление рассказа по картине "Лиса с лисятами"...

Конспект НОД по развитию связной речи (подготовительная группа)

Конспект НОД по развитию связной речи (подготовительная группа)Тема: «Мои любимые сказки».Цель занятия: развитие речи детей, через сочинение сказок по иллюстрациям, по назва...

Конспект занятия по развитию связной речи (подготовительная группа) «Мои любимые сказки».

Цель занятия: развитие речи детей, через сочинение сказок по иллюстрациям, по названию, по набору картинок с персонажами сказок.Задачи:Развивать у детей творческое мышление, фантазию пр...

Консультация для родителей «Развитие связной речи» подготовительная группа

Данная консультация для родителей представлена в виде презентации.Данный материал помогает родителям углубиться в понятие связной речи, осознавая важность её развития с младшего возраста. Связная речь...

Дидактическая игра на развитие логического мышления и связной речи "составь предложение"

Данная игра поможет ребенку думать и говорить полным предложением....

Картотека домашних заданий по развитию грамматики, лексики и связной речи.

В материале предложены игры на развитие лексико-грамматических категорий....