Картотека дидактических игр по развитию речи подготовительная группа (Связная речь)
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Ведущая педагогическая идея заключается в создании педагогических условий для активного применения дидактических игр во всех видах деятельности по речевому развитию. В своей работе я стремлюсь создать благоприятные условия для всестороннего развития воспитанников, пытаюсь заинтересовать их процессом открытия чего-то нового, используя при этом доступные и разнообразные дидактические игры. А ведь игра – основная деятельность дошкольников.
Надеюсь, что моя работа поможет воспитателям в практической реализации программы речевого развития дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дидактические игры по развитию речи подготовительная группа.(Связная речь) | 20.98 КБ |
Предварительный просмотр:
«Найди картинке место» Цель: формировать умение способность соблюдать последовательность хода действия. Формировать умение составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. Материал: Наборы серийных картинок для выкладывания. Ход игры: Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по серии картинок. | «Что сначала. что потом?» Цель: формировать умение передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок. Материал: Серия сюжетных картинок. Ход игры: Ребенку предлагается составить рассказ. Опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ. |
«Какая картинка лишняя?» Цель: формировать умение находить лишнюю картинку, из предложенного набора ,не подходящую по смыслу для данного рассказа . Ход игры: Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти картинку, убрать ее, а затем составить рассказ. | «Почемучкины вопросы» Цель: Развивать у детей связную речь, мышление. Ход игры: 1. Почему птицы улетают на юг? 2. Почему наступает зима? 3. Почему ночью темно? 4. Почему зимой нельзя купаться в реке? 5. Почему летом жарко? 6. Почему медведь зимой спит? 7. Почему заяц зимой белый? 8. Почему дома нельзя играть с мячом? 9. Почему из трубы идет дым? 10. Почему в доме делают окна? 11. Почему листья на деревьях появляются весной? |
«Потому что…» Цель: Развивать у детей связную речь, мышление. Ход игры: Рассуждения и ответы на вопросы: «Я мою руки потому, что…» - Почему ты идёшь спать? и т. д. Объясни. Взрослый даёт задание ребёнку: «Я сейчас произнесу предложение, а ты ответишь на мой вопрос» Собака идёт на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна. - Объясни, почему кошка недовольна? | «Составь рассказ» Цель: Учить составлять небольшие рассказы о людях разных профессий; Ход игры: Дети учатся составлять рассказы о профессиях. Педагог дает образец: «Это доктор. Он лечит людей. Каждому больному он прописывает разные лекарства. Доктор смотрит горло, слушает, меряет температуру, делает уколы. Следуя образцу, дети составляют по картинкам короткие рассказы о профессии продавца, парикмахера, летчика и т.д. |
«Если бы...» Цель: Развивать у детей связную речь, воображение,мышление. Ход игры: Педагог предлагает детям пофантазировать на такие темы, как: «Если бы я был волшебником, то ...» «Если бы я стал невидимым ...» «Если весна не наступит никогда ...» | «Закончи сам» Цель: формировать умение придумывать концовки к сказкам и рассказам, развивать монологическую и диалогическую речь. Ход игры: Педагог рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям дается задание продолжить или придумать концовку. |
«Опиши игрушку» Цель: Развивать у детей умение строить предложения со словами-предметами, словами признаками, словами-действиями. Материал: Игрушки животных. Ход игры: Постепенно упражнения можно усложнять, добавляя новые признаки предметов и расширяя их. 45 Перед ребенком следует поставить несколько игрушек животных и описать их. Лиса – это животное, которое живет в лесу. У лисы рыжая шерсть и длинный хвост. Она ест других мелких животных. Заяц – это небольшое животное, которое прыгает. Он любит морковку. У зайца длинные уши и очень маленький хвостик. | «Чего не бывает» Цель: Учить находить ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы. Ход игры: Рассмотрев картинки-нелепицы, попросить ребёнка не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с элементами рассуждения. |
«Пословицы и поговорки» Цель: формировать умение объяснять пословицы и поговорки. Предложите ребенку попробовать объяснить, как он понимает значение пословицы или поговорки. Например: "Без труда, не вытянешь рыбку из пруда". Похожая игра, предложите ребенку объяснить,что означают данные выражения "медвежья услуга", "блестящая мысль", "короткая память" и т.д. | «Назови ласково» Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов. Ход игры: воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково. Шуба теплая - шубка тепленькая Лиса хитрая - лисичка хитренькая Заяц белый - зайчик беленький Сапоги чистые - сапожки чистенькие Ветка короткая - веточка коротенькая Шишка длинная - шишечка длинненькая Ворона черная - вороненок черненький Снег белый - снежок беленький. |
«Доскажи словечко» Инструкция к заданию: педагог произносит основную часть предложения, бросает мяч ребёнку, который заканчивает предложение названием соответствующего овоща и возвращает мяч. | «Кто внимательный?» Инструкция к заданию: педагог предлагает запомнить расположение овощей, а затем найти изменения в их расположении. 5 – 6 муляжей овощей выставлены на столе в один ряд. Воспитатель просит рассмотреть и запомнить их расположение, закрыть глаза. В это время педагог меняет овощи местами. |
«Скажи наоборот» Задачи: упражнять в составлении словосочетаний со значением противопоставления. Помидор сладкий, а лук … (горький) Картофель крупный, а редис … (мелкий) Помидор мягкий, а баклажан … (твёрдый) Помидор гладкий, а огурец … (шершавый) Кабачок большой, а огурец … (маленький) | «Скажи, какой?» Цель: Учить детей выделять признаки предмета. Ход. Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета. Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?» |
Ведущая педагогическая идея заключается в создании педагогических условий для активного применения дидактических игр во всех видах деятельности по речевому развитию. В своей работе я стремлюсь создать благоприятные условия для всестороннего развития воспитанников, пытаюсь заинтересовать их процессом открытия чего-то нового, используя при этом доступные и разнообразные дидактические игры. А ведь игра – основная деятельность дошкольников.
Надеюсь, что моя работа поможет воспитателям в практической реализации программы речевого развития дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию связной речи подготовительная группа " Составление рассказа по серии картинок «Находчивый мышонок».
Конспект занятия по развитию связной речи подготовительная группа...
Конспект НОД по развитию связной речи (подготовительная группа)
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе. Тема: Составление рассказа по картине "Лиса с лисятами"...
Конспект НОД по развитию связной речи (подготовительная группа)
Конспект НОД по развитию связной речи (подготовительная группа)Тема: «Мои любимые сказки».Цель занятия: развитие речи детей, через сочинение сказок по иллюстрациям, по назва...
Конспект занятия по развитию связной речи (подготовительная группа) «Мои любимые сказки».
Цель занятия: развитие речи детей, через сочинение сказок по иллюстрациям, по названию, по набору картинок с персонажами сказок.Задачи:Развивать у детей творческое мышление, фантазию пр...
Консультация для родителей «Развитие связной речи» подготовительная группа
Данная консультация для родителей представлена в виде презентации.Данный материал помогает родителям углубиться в понятие связной речи, осознавая важность её развития с младшего возраста. Связная речь...
Дидактическая игра на развитие логического мышления и связной речи "составь предложение"
Данная игра поможет ребенку думать и говорить полным предложением....
Картотека домашних заданий по развитию грамматики, лексики и связной речи.
В материале предложены игры на развитие лексико-грамматических категорий....