Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия (логопедического и рисования) по коррекции ОНР у дошкольников с ОВЗ в старшей группе. Тема: Овощи. Рисование «Овощи на тарелочке».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Хлопина Светлана Васильевна

Занятие носит комплексный характер и содержит этапы, которые взаимосвязаны между собой. Разнообразие игровых заданий даёт возможность индивидуально подходить к каждому ребёнку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovoshchi_integr._z.docx23.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия (логопедического и рисования)

по коррекции ОНР у дошкольников с ОВЗ в старшей группе.

Тема: Овощи. Рисование «Овощи на тарелочке».

        Занятие носит комплексный характер и содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой. Разнообразие игровых заданий дает возможность индивидуально подходить к каждому ребенку с учетом его психофизических особенностей, позволяя системно работать над развитием всех сторон речи и мышления.

На занятии используются элементы сюжетно-ролевой игры и здоровьесберегающих технологий, зрительно-пространственной ориентации, мыслительных операций, при этом ребенок ставится в ситуацию постоянного оречевления всех своих действий, что способствует развитию всех сторон речи и закреплению формируемых коммуникативных навыков.

Использование различных развивающих заданий при проведении занятия способствует повышению интереса и развитию мотивационной готовности к логопедическим занятиям у детей, а также - повышению концентрации и устойчивости внимания, развитию работоспособности и сохранению продуктивности деятельности.

Цель: коррекция ОНР у дошкольников с ОВЗ  через интеграцию образовательных областей

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • активизировать и обогащать словарь путем подбора признаков, родственных слов;
  • закреплять приобретенные произносительные навыки;
  • совершенствовать навыки: употребления существительных с суффиксами со значением уменьшения; употребления относительных прилагательных и согласования их с существительными в роде и числе, падеже; 
  • учить передавать в рисунке форму, цвет, и характерные особенности овощей; равномерно располагать предметы по всему листу бумаги, оставляя между ними немного свободного  пространства; закрашивать предметы по форме широкими закругленными линиями, держа кисть плашмя.

Коррекционно-развивающие:

  • совершенствовать зрительное и слуховое внимание и память;
  • развивать речевое дыхание;
  • развивать темпо-ритмические характеристики речи;
  • совершенствовать координацию речи с движением;
  • совершенствовать диалогическую форму речи;
  • развивать артикуляционную и мелкую моторику;
  • развивать речемыслительную деятельность;

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение к труду сельских жителей,
  • повышать активность, сознательность, интерес к интегрированным логопедическим занятиям,
  • воспитывать аккуратность,
  • совершенствовать умение работать в коллективе;

Материалы и оборудование: демонстрационные предметные картинки «Овощи» , игрушка Дед-огородник, муляжи овощей.

Форма проведения: интегрированное логопедическое занятие с рисованием по теме «Овощи», фронтальная.

Предварительная работа:

  • беседа об овощах, о сезонных работах в огороде;
  • разучивание пальчиковой гимнастики «Засолка капусты», физминутки «Овощи» 
  • использование алгоритмов описания предмета,
  • отгадывание загадок, чтение художественной литературы по теме «Овощи»;

Этапы:

I. Организационный момент.

Логопед: Ребята, отгадайте загадку:

Называют нас плодами,

В огороде мы растем,

Летом жарким созреваем,

Сбора урожая ждем.

Дети: Это овощи.

Логопед: Какие овощи вы знаете?

Дети: Помидор, картофель, репа, перец, кабачок, огурец, свекла, редис, лук.

II. Введение в тему.

Стук в дверь: «Вам письмо».

Логопед читает письмо:

 «У меня в огороде вырос богатый урожай овощей. Пожалуйста, помогите быстрее его убрать».

 Подписи нет. Как вы думаете, кто прислал это письмо?

Дети: Это письмо прислал человек, который выращивает овощи в огороде.

- Правильно, это письмо от  Деда-огородника.

- Как вы думаете, почему нужно поскорее убрать урожай?

Дети: Потому что может наступить холодная погода, и овощи замерзнут.

Логопед: Правильно, молодцы! Огородник долго и много трудился, вырастил столько вкусных, полезных продуктов, которые нужны всем людям. Поможем ему? Отправляемся в огород.

III. Основная часть.

1. Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики

  • Лопата копала, копала, копала, потом улеглась, видно очень устала. («лопаточка»)
  • Сгребаем граблями землю («причесать» язык зубами)
  • Песенка водички из лейки: с с с с…
  • Грядка большая и маленькая («горка»)

2. Активизация и обогащение словаря

Огородник ухаживал за растениями, и они дали щедрый урожай, а по-другому…(богатый).

- Какие замечательные овощи выросли! Расскажите о них: (Овощи большие, крупные, огромные )

- Какие еще овощи? (красивые, аппетитные, сочные, сладкие, горькие, твердые, полезные)

- Овощи поспели, значит, они…(спелые, зрелые).

- Овощи приятно пахнут, значит, они какие? (ароматные)

- Как сказать по-другому? (душистые)

3.Дыхательная гимнастика

-Давайте понюхаем овощи (наращивание фразы): Вдох – Ах! (на выдохе). Вдох – Ах, как! (на выдохе). Вдох – Ах, как приятно! (на выдохе). Вдох – Ах, как приятно пахнет! (на выдохе). Вдох – Ах, как приятно пахнет овощами! (на выдохе).

4. Игра «Назови ласково» 

(Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами: Помидор- помидорчик).

 Логопед: У нашего Деда-огородника вырос огурец, а у бабушки–огородницы – огурчик…

Логопед: Морковь, помидор, тыква, баклажан, лук, картошка.

Дети приседают, называя «маленькие» овощи.

5. Физминутка  «Овощи»

Раз, два, три, четыре,    (Ходьба на месте)

Дети овощи учили:        (Прыжки на месте)

Лук, редиска, кабачок,   (Наклоны вправо-влево)

Хрен, морковка, чесночок  (Хлопки в ладоши)

6. Игра «Слоги слово загадали» (слоговая структура с хлопками)

Логопед: Огородник предлагает поиграть в игру. Отгадайте слова, запомните их по порядку.

 Слоги слово загадали: «ре»- «па» - (репа), «тык» -«ва» - (тыква), «мор»-«ковь» - (морковь), «ре»-«дис» -   (редис), «чес»-«нок» -   (чеснок).

- Повторите слова (репа, тыква, морковь, редис, чеснок). 

7. Игра «Овощные блюда». 

(Образование  относительных прилагательных : Сок из моркови – морковный, салат из капусты – капустный… ).

Логопед: Огородник благодарен за помощь и приготовил нам в подарок целый мешок овощей. Огородница спрашивает: « Нужно ли есть овощи? Что готовят ваши мамы из овощей?

Дети: Овощи нужно кушать, в них много витаминов. Моя мама варит овощной суп, делает капустный салат, выжимает морковный сок, готовить картофельное пюре  и т.д.

8. Пальчиковая гимнастика  «Засолка капусты» 

Воспитатель:  Хозяйка говорит, что она всегда солит капусту на зиму, так как в ней сохраняются витамины, и нас хочет научить этому.

Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)

Мы капусту мнем-мнем, («мнут капусту»)

Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)

Мы капусту жмем-жмем. (сгибания и разгибания кистей рук)

9.Рисование овоща на тарелке.

Воспитатель: - Сегодня каждый из вас нарисует на  круглой тарелке овощи, какие хочет, но так, чтобы всем было понятно по их форме и цвету, что это за овощи.

Закрашивать овощи надо не прямыми широкими полосами, а по форме, т.е. повторять форму овоща. Огурец овальной формы, и закрашивать его нужно удлинёнными дугами. Свёкла круглая и закашивать е нужно полукруглыми широкими линиями, держа кисть плашмя. Тонкой кисточкой нарисовать черешки, ботву у овощей.

(Дети выполняют задание, педагоги помогают)

IV. Итоги. Окончание занятия.

Педагог оценивает творческие работы детей.

Воспитатель: О чем мы сегодня говорили, в какие игры поиграли, что делали? Что нового и полезного вы сегодня узнали?

Логопед: Ребята, вы – молодцы! Все хорошо потрудились и помогли сельским жителям.

Литература:

  1. Агранович с.9, 13
  2. Теремкова с 8.
  3. Кыласова с. 32
  4. Нищева 3(с.270, 300, 321),4(36-61)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного коррекционно – развивающего занятия по рисованию, ознакомлению с окружающим и социальному развитию «Автобус».

Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме "Автобус". Проводя данное занятие мы закрепляем умение детей рисовать предметы различной формы, знания детей о...

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия с детьми с общим недоразвитием речи подготовительной к школе группы по теме «Едут по городу разные машины

Актуальность данной методической разработки обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к отбору и использованию форм, методов, средств ре...

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия по рисованию, ознакомлению с окружающим и социальному развитию "Украсим шапку"

Занятие разработано для детей  третьего года обучения занимающимися по программе Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно - развивающее обучение и воспитание: Программа дошкольных образователь...