Проект "Сказка всегда с нами"
проект по развитию речи (младшая группа)
В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.
Легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия духовности и нравственности через сказку. Именно со сказки у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_skazka_vsegda_s_nami.docx | 679.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
«Детский сад «Аленка»»
Проект «Сказки всегда с нами»
Подготовили: Наумова Татьяна Николаевна,
Акишина Елена Валерьевна,
воспитатели 1кв.категории
п. Тюльган, 2021
Паспорт проекта
Вид проекта: групповой, краткосрочный, познавательно- творческий
Участники проекта: дети первой и второй младшей группы, воспитатели, родители.
Срок реализации: краткосрочный, с 18.01.2021 – 05.02.2021
Актуальность.
В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.
Легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия духовности и нравственности через сказку. Именно со сказки у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом.
Через сказку дети познают свое место в этом мире, получают первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости.
Именно сказки в доступной форме объясняют детям, что такое хорошо и плохо, закладывают моральные и социальные ценности.
Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих.
Недаром такие ценители русского слова, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский, говорили о преображающей силе сказок, а русские мыслители И.А. Ильин и Е.Н. Трубецкой видели в сказке отражение души русского народа.
В.А. Сухомлинский считал, что «…Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка.», «…Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений.»
Сказка - удивительное явление народного творчества. Простая и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. В сказках содержится огромный образовательный потенциал, который педагоги могут успешно использовать, организуя процесс воспитания и образования детей. Сказка дает нравственные уроки сострадания, самоотверженности, сочувствия, любви ко всему живому, представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяет жизненный опыт ребенка. Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, укладом русской жизни. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике.
У детей с помощью сказки можно воспитать: волю, веру в себя, смелость, трудолюбие, настойчивость, обязательность, оптимизм целеустремленность, доброту и честность.
А также с помощью сказки у детей можно развить:
умение слушать, умение познавать, умение сравнивать, сопоставлять, мыслить словами, связную речь, логическое мышление, внимание, память, воображение, мимику лица и жесты, эстетическое чувство, чувство юмора.
Именно сказки являются материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. Данный проект поможет развить у детей устную речь, его фантазию и воображение, повлияет на духовное развитие, научит определенным нравственным нормам.
Цель: развитие интереса детей к русским народным сказкам; раскрытие творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально-отзывчивой, социально-компетентной и развивающейся личности; создание условий для активного использования сказок в деятельности детей.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить и закрепить знания детей о русских народных сказках;
- привлечь детей к совместной театрализованной деятельности;
- учить детей рассуждать;
Развивающие:
- Способствовать развитию связной речи, обогащению словарного запаса детей, кругозора;
- Способствовать развитию творческих и познавательных способностей детей;
- Способствовать развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления;
- Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми и сверстниками.
- Развивать мелкую моторику рук.
Воспитывающие:
- Воспитывать доброту, отзывчивость;
- Воспитывать интерес к книге, бережное отношение к ней.
Планируемые результаты:
- Через имитацию образа героев сказок дети научатся различать добро и зло; характеризовать поступки, поведение; выражать эмоции и понимать чувства других.
- Повысится доля детей с развитой речью, увеличится словарный запас.
- Совместная деятельность будет способствовать детско-родительским отношениям.
- Повысится количество родителей, участвующих в совместных мероприятиях.
Наглядный материал:
- Книги с русскими народными сказками: «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка ряба», «Три медведя»;
- Иллюстрации к сказкам;
- Пальчиковый театр: «Теремок», «Колобок», «Репка»;
- Маски для театрализации сказок.
Взаимодействие с родителями:
- Наглядная агитация (папка – передвижка «Роль сказки в развитии воспитании ребенка»);
- Консультация для родителей: «Какие сказки читать детям на ночь»;
- Рекомендации для родителей: «Ребенок и книга»
- Привлечение родителей к изготовлению со вместо с детьми книжку-малышку «Моя любимая сказка»
Этапы работы:
- Подготовительный:
- Подобрать методическую и художественную литературу по данной теме;
- Подготовить материалы и игрушки для дидактических игр;
- Информировать родителей о важности проекта.
- Основной:
Социально –коммуникативное развитие:
- Проведение дидактических игр: «Мои любимые сказки», «Из какой сказки герой»,
- Отгадывание загадок по теме;
- Театральная деятельность с участием детей «Репка», «Колобок».
Познавательное развитие:
- Беседа: «Какие сказки я знаю»; «Мой любимый сказочный герой»;
- Рассматривание иллюстраций к сказкам «Колобок», «Гуси лебеди», «У страха глаза велики»;
- Беседа «Что случилось с колобком, который ушел гулять без спросу?» (правила безопасного поведения)
- Занятие по ФЭМП на тему: «Русские народные сказки в гостях у детей»
- «Просмотр мультфильма «Кот и лиса»;
Художественно – эстетическое развитие:
- Занятие по лепке «Миски трех медведей» Т. С. Комарова стр.96;
- Занятие по лепке «Петушок»;
- Занятие по лепке «Колобок» 1 мл.группа
- Работа с раскрасками по теме;
- Аппликация «Зайчик»
Речевое развитие:
- Заучивание физминутки «Три мишки»
- Пальчиковые игры: «Будем пальчики считать, будем сказки называть»
- Показ настольного театра «Колобок»; инсценировки сказок «Репка», «Теремок»
- Занятие на тему: «Русские народные сказки»
- Чтение художественной литературы;
- Рассказывание сказок с помощью мнемотаблиц.
Физическое развитие:
- Подвижные игры: «У медведя во бору», «Теремок», «Волк и козлята», «Хитрая лиса», «Гуси-гуси»
- Пальчиковая гимнастика «Игра с зайкой»;
- Дыхательная гимнастика «Курочка», «Гуси летят»
Заключительный
1. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
2. Оформление выставки «Книжки-малышки «Моя любимая сказка»;
3. Показ родителям инсценировки сказки «Колобок», «Теремок»
4. Презентация проекта
Основной этап
Дата | Раздел | Формы и методы |
18.01.2021 – 22.01.2021 | Работа с родителями | Памятка «Значение сказок в жизни ребенка» Консультация «Какие сказки читать ребенку на ночь» - повышение педагогической грамотности родителей |
18.01.2021 | Речевое развитие | Пальчиковые игры «Будем пальчики считать, будем сказки называть» Цель: повысить общий тонус, развить внимание, память, снять психоэмоциональное напряжение |
Чтение русской народной сказки «Курочка ряба» Цель: вызвать интерес к чтению народных сказок | ||
Физическое развитие | Дыхательная гимнастика «Курочка» Цель: развить дыхательную мускулатуру, речевой аппарат | |
Социально-коммуникативное развитие | Отгадывание загадок по сказкам Цель: Учить детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении, формировать представления о жанре загадки. | |
19.01.21 | Развитие речи | Чтение русской народной сказки «Теремок» Цель: привитие интереса и любви к чтению книг, вызвать интерес к чтению народных сказок |
Социально-коммуникативное развитие | Дидактическая игра «Из какой сказки герой» Цель: развивать фантазию, воображение | |
20.01.21 | Развитие речи | Разучивание пальчиковой гимнастики «Колобок» Цель: развитие и совершенствование движений пальцев и кистей рук детей |
Чтение русской народной сказки «Колобок» Цель: привитие интереса и любви к чтению книг, вызвать интерес к чтению народных сказок | ||
Театральная деятельность с участием детей «Репка» Цель: приобщать детей к театрализованной деятельности; учить их сочетать слова с движениями | ||
21.01.21 | Физическое развитие | Заучивание физминутки «Три мишки» Цель: повысить или удержать умственную работоспособность во время занятия мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки. |
П/и «У медведя во бору» Цель: развивать внимание, ловкость, координацию движений | ||
Дыхательная гимнастика «Курочка» Цель: развивать дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений | ||
Развитие речи | Разучивание пальчиковой гимнастики «Колобок» Цель: развитие и совершенствование движений пальцев и кистей рук детей | |
Художественно –эстетическое развитие | Работа с раскрасками по сказкам Цель: прививать желание рисовать. | |
Социально-коммуникативное развитие | Дидактическая игра «Из какой сказки герой» Цель: закрепить с детьми названия и персонажей знакомых детям сказок, творческое воображение, двигательную активность | |
22.01.2021 | Речевое развитие | Пальчиковая гимнастика «Игра с зайкой» Цель: развитие и совершенствование движений пальцев и кистей рук детей |
Занятие на тему: «Русские народные сказки» Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках. | ||
Рассказывание сказки «Волк и козлята» Цель: Продолжать знакомить детей с литературным жанром-сказка. Помочь запомнить персонажей, последовательность их появления. | ||
Художественно-эстетическое развитие | Занятие по лепке «Колобок» 1мл.гр. Цель: развивать речь ребенка, мелкую моторику рук, внимание | |
25.01.-29.01.2021 | Работа с родителями | Папка – передвижка «Роль сказки в развитии воспитании ребенка» Цель: повышение педагогической грамотности родителей |
25.01.2021 | Развитие речи | Чтение русской народной сказки «Три медведя» Цель: Цель: привитие интереса и любви к чтению книг, вызвать интерес к чтению народных сказок |
Познавательное развитие | Занятие по ФЭМП на тему «Русские народные сказки в гостях у детей» Цель: Познакомить детей со способом сравнения двух предметов по длине путем приложения. Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). | |
Художественно-эстетическое развитие | Занятие по лепке «Миски трех медведей» Цель: учить детей лепить миски для трёх медведей разные по величине. | |
Физическое развитие | Заучивание физминутки «Три мишки» Цель: повысить или удержать умственную работоспособность во время занятия мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки. | |
26.01.2021 | Речевое развитие | Рассказывание сказок «Теремок», «Курочка ряба», «Колобок» с помощью мнемотаблицы Цель: Продолжать знакомить детей с литературным жанром-сказка. Помочь запомнить персонажей, последовательность их появления. |
27.01.2021 | Речевое развитие | Разгадывание загадок про сказки и сказочных героев Цель: Учить детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении, формировать представления о жанре загадки. |
Познавательное развитие | Просмотр мультфильма «Колобок» Цель: формирование у детей дошкольного возраста интереса к просмотру советских мультфильмов. | |
Физическое развитие | Дыхательная гимнастика «Гуси летят» Цель: развивать дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений | |
28.01.2021 | Речевое развитие | Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» Цель: привитие интереса и любви к чтению книг, вызвать интерес к чтению народных сказок |
Художественно-эстетическое развитие | Аппликация «Зайчик» 2мл.гр Цель: Учить детей создавать выразительный образ | |
29.01.2021 | Развитие речи | Разучивание пальчиковой гимнастики «Колобок» Цель: развитие и совершенствование движений пальцев и кистей рук детей Разгадывание загадок по сказкам |
Физическое развитие | Физминутка «Три мишки» Цель: повысить или удержать умственную работоспособность во время занятия мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки. П/и «Теремок» - создание условий для развития двигательной активности детей. Развивать умение взаимодействовать друг с другом | |
01.02-05.02.2021 | Работа с родителями | Консультация « Значение сказки в жизни ребенка» Цель: повышение педагогической грамотности родителей |
01.02.2021 | Физическое развитие | П/игра « Волк и козлята» 1мл.гр Цель: развивать внимание и ловкость, учить играть сообща, помогать друг другу |
Развитие речи | Рассказывание сказки «Морозко» 1мл.гр. Цель: Продолжать знакомить детей с литературным жанром-сказка. Помочь запомнить персонажей, последовательность их появления. | |
02.02.2021 | Развитие речи | Чтение русской народной сказки «Ледяная избушка» Цель: привитие интереса и любви к чтению книг, вызвать интерес к чтению народных сказок |
Театральная деятельность с участием детей «Колобок»- 2мл.гр. Цель: Цель: приобщать детей к театрализованной деятельности; учить их сочетать слова с движениями | ||
03.02.2020 | Познавательное развитие | Беседа «Что случилось с колобком, который ушел гулять без спросу?» (правила безопасного поведения) – 2мл.гр Цель: формировать умение вести себя при ситуации с незнакомыми людьми |
Социально-коммуникативное развитие | Дидактическая игра «Из какой сказки герой» Цель: закрепить с детьми названия и персонажей знакомых детям сказок, творческое воображение, двигательную активность | |
Физическое развитие | Дыхательная гимнастика «Гуси летят» Цель: развивать дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений | |
Художественно-эстетическое развитие | Занятие по лепке «Петушок» 1мл.гр. Цель: учить раскатывать палочки пластилина между ладонями прямыми движениями рук | |
04.02.2021 | Развитие речи | Чтение русской сказки «Лисичка со скалочкой» Цель: Цель: привитие интереса и любви к чтению книг, вызвать интерес к чтению народных сказок |
Физическое развитие | П/игра «Драконий хвост» Цель: развивать у детей внимание, ловкость. Учить детей играть сообща, помогать друг другу | |
Дыхательная гимнастика «Курочка» Цель: развивать дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений | ||
Пальчиковая гимнастика «Колобок» Цель: развитие и совершенствование движений пальцев и кистей рук детей | ||
05.02.2021 | Речевое развитие | Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка» Цель: привитие интереса и любви к чтению книг, вызвать интерес к чтению народных сказок |
Итоговое мероприятие | Квест для маленьких «Путешествие Колобка» Цель: Создание условий для развития познавательных способностей детей в процессе игры; формирование самостоятельности, инициативы в различных видах деятельности. |
III этап. Заключительный
1. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
2. Оформление выставки «Наши любимые сказки»;
3. Показ родителям инсценировки сказки
4. Квест для маленьких «Путешествие Колобка»
5. Презентация проекта
Предполагаемые результаты:
-Сформирован интерес к устному народному творчеству- сказкам.
- Дети имеют представления и знания о многих русских народных сказках, знают их
содержание.
- Умеют через имитацию образа героев сказок различать добро и зло; характеризовать
поступки, поведение; выражать эмоции и понимать чувства других.
- Дети увереннее участвуют в инсценировке сказок.
- Обогащение словарного запаса.
Используемая литература:
1. Основная общеобразовательной программой дошкольного образования ООП «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой»
2. «Методика работы со сказкой» Рыжова Л.В.
3. «Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми» Ульева Е.А.
4. «Конспекты комплексно-тематических занятий. Вторая младшая группа».
Голицина Н.С.
5. «Занятия для детей 3-5 лет по социально-коммуникативному развитию».
Коломийченко Л.В., Чугава Г.И., Югова Л.А.
6. «Социально – нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет. Конспекты занятий». Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Ахтян А.Г.
7. «Метод проектов в дошкольном образовании». Методическое пособие. Кочкина Н.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект во 2 младшей группе "Сказки всегда с нами!"
Проектная деятельность в детском саду - это очень интересно, более широко раскрывается определённая тема, либо материал. Представляю вашему вниманию проет по русским народным сказкам. Надеюсь, кому - ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области “Познание” ФЭМП “Математика всегда с нами” (подготовительная к школе группа)
НОД в подготовительной группе по ФЭМП...
музыка всегда с нами
"Влияние музыки на детей благотворно,и чем раньше они начнут его испытывать на себе, тем лучше." Белинский...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Сказки всегда с нами!»
В проекте представлены теоретические и практические материалы для создания единого образовательного пространства по развитию...
Проект «Сказки всегда с нами» для проведения во второй младшей группе
Сказки – самая древняя из распространенных форм устного народного творчества, присутствующая всем народам. Сказка отражает убеждения, воззрения, главенствующие черты национального характера, обли...
"Птицы, которые всегда с нами".
Цель: проявлять интерес к птицам, особенностям их жизни, различать птиц по внешнему виду, воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь пережить холодную и голодную зиму.Ход занятия:...
Проект "Сказки всегда с нами"
Проект во второй младшей группе №8 «Утята» «Сказки всегда с нами!» Тип проекта: художественно- эстетический По содержанию: ребёнок и взрослые По характеру контактов: внутри группы По количест...