НОД по РР "Звуки [В] и [Ф]. Звонкие и глухие согласные"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Образовательная ситуация в области «Речевое развитие» - обучение грамоте детей группы старшего дошкольного возраста (разработанная в технологии «Ситуация»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_b_i_p._zvonkie_i_gluhie_soglasnye_.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: познакомить детей с приемом определения глухости-звонкости согласных звуков.
Образовательные задачи:
- учить детей определять глухость-звонкость согласных звуков;
- закреплять умение детей определять мягкость, твердость согласных;
- тренировать детей в дифференциации звуков [Б] и [П];
- тренировать детей в звуковом анализе слов: выделении первого звука; определении места звука в слове;
- формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода;
- развивать память, речь, воображение, коммуникативные качества;
Материал: презентация, карточки с «подарками» (бабочка, бант, барабан, белка, паровоз, пирамида, пила, петух), подарочные коробки вишневого и фиолетового цвета, карточки «Схема слова», карточки с «угощениями» (ватрушка, суфле, варенье, халва, слива, тыква, фасоль, фрукты, вафли), карточки с нарисованными колокольчиками и соломенными шляпками.
Ход образовательной ситуации:
- Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в деятельность
Воспитатель собирает детей около себя.
− Любите ли вы ходить в гости?
− А по какому поводу и к кому вы ходите в гости?
− Как надо вести себя в гостях? Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель рассказывает, что сегодня у звуков [Б] и [П] – день рожденья, и они приглашают детей к себе в гости.
− С чем обязательно приходят на день рождения? (С подарками.)
− Хотите выбрать подарки для звуков?
− Сможете?
2. Актуализация знаний.
Часть 1
Дидактические задачи:
- тренировать детей в звуковом анализе слова (выделении первого звука в слове, характеристике выделенного звука);
- актуализировать знание детей о твердости-мягкости звуков;
- развивать образное мышление, воображение, память, речь, коммуникативные качества.
Дети вместе с воспитателем подходят к столу, на котором находятся 2 коробки – большая и маленькая. Кроме этого на столе имеются карточки, на которых изображены бабочка, бант, барабан, белка, паровоз, пирамида, попугай, петух.
Воспитатель говорит, что звук [Б] любит все, что начинается со звука [Б], а звук [П] – любит все, что начинается со звука [П].
− Как вы думаете, какие подарки мы выберем для звука [Б] ([П])?
− Почему?
После ответов детей воспитатель предлагает детям в большую коробку положить подарки для звука [Б]. Дети самостоятельно выбирают нужные карточки, называют предметы, которые на них изображены и кладут в большую коробку.
− Подарки для какого звука мы положим в маленькую коробку? (Для звука [П].) Дети берут оставшиеся карточки, называют предметы, которые на них изображены и кладут в маленькую коробку.
− Дайте характеристику звуку [Б] (Согласный твердый.)
− Дайте характеристику звуку [П] (Согласный твердый.)
Часть 1
Дидактические задачи:
1) актуализировать знание детей о твердости-мягкости звуков.
− Молодцы! Подарки готовы, идем в гости.
Дети подходят к доске, на которой расположены домики – синий и зеленый.
− Ребята, как вы думаете, в каком домике живут звуки [Б] и [П]? (В синем.)
− Почему? (Потому что это согласные твердые звуки)
− А какие звуки живут в зеленом домике? (согласные мягкие)
− Какие согласные мягкие звуки вы знаете?
Дети приводят примеры.
3. Затруднение в ситуации
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для «открытия» нового знания;
2) формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения.
Дети здороваются со звуками и дарят им подарки.
Воспитатель рассказывает, что звуки [Б] и [П] очень обрадовались гостям и подаркам, и предлагают детям отгадать загадки.
− Чем мы, звуки [Б] и [П] похожи? ([Б] и [П] согласные твердые.)
− Чем мы, звуки [Б] и [П] отличаемся?
Если дети затрудняются с ответом, то воспитатель предлагает детям произнести эти звуки. После этого дети дают ответ:
− Звуки [Б] и [П] произносятся по-разному: звонко и глухо.
− Но наши друзья – звуки не верят, что один из них звонкий, а другой – глухой.
− Докажите, что звук [Б] – звонкий, а [П] – глухой.
Возникает затруднение.
− У всех получилось доказать глухость-звонкость звуков?
− Почему не получилось? (Потому что мы не знаем способа, который поможет нам определить глухость-звонкость согласного.)
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
1) познакомить детей с приемом определения глухости-звонкости согласных звуков.
2) формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;
3) развивать образное мышление, воображение, память.
− Что нам сейчас нужно узнать?
Воспитатель помогает детям сформулировать познавательную цель.
− Как можно узнать этот способ?
Дети перечисляют различные варианты. Приходим к выводу, что в данном случае лучше спросить у того, кто знает.
Воспитатель помогает детям сформулировать вопрос, после чего рассказывает:
− Для того, чтобы определить звонкий звук или глухой, нужно закрыть ушки и произнести звук. Если даже при закрытых ушах звук слышен, то этот звук звонкий. Если же при закрытых ушах звук не слышен, то это глухой звук.
− Закройте уши и произнесите звук [Б].
− Какой это звук? (Звонкий.)
− Почему вы думаете, что это звонкий звук? (Потому что при закрытых ушах он слышен.)
− Закройте уши и произнесите звук [П].
− Какой это звук? (Глухой.)
− Почему вы думаете, что это глухой звук? (Потому что при закрытых ушах он не слышен.)
5. Включение нового знания в систему знаний и умений детей.
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей.
Воспитатель рассказывает, что на дне рождения принято танцевать. Дети танцуют под веселую музыку.
Дидактические задачи:
1) формировать умение самостоятельно применять прием определения глухости-звонкости согласных;
2) закреплять умение детей дифференцировать звуки [Б] и [П] по звонкости-глухости;
3) тренировать детей в умении определять место звука в слове (в начале, в середине или в конце)
Воспитатель собирает детей около себя.
− Что еще обязательно бывает на дне рождения? (Угощение.)
Воспитатель рассказывает, что наши друзья приготовили для детей угощенье, но не успели его украсить!
− Поможем?
Дети садятся за столы, на которых для каждого ребенка приготовлены листы бумаги, на которых нарисовано угощение. Под каждой картинкой изображена схема слова.
У каждого ребенка также имеются карточки с нарисованными на них колокольчиками и соломенными шляпками (по 2 штуки на каждого ребенка).
На середине стола стоят цветные карандаши, причем синих карандашей столько же, сколько детей.
Воспитатель объясняет задание:
− Внимательно рассмотрите карточку с угощением. Медленно произнесите слово – название этого угощения. Определите, в каком месте слова – в начале, в середине или в конце находится звук [Б] или [П]. После этого закрасьте соответствующую клеточку на схеме.
Для получения обратной связи воспитатель задает вопрос:
− Если звук [Б] или [П] находится в начале слова (в конце, в середине), то какую клеточку вы раскрасите?
− Каким цветом вы будете раскрашивать клеточки? (Синим.)
Дети выполняют задание самостоятельно.
Для проверки воспитатель называет угощение, а дети говорят, в каком месте слова находится нужный звук.
Далее воспитатель просит детей украсить угощение, а для этого определить, звонкий или глухой звук в слове. Если звук звонкий, то его нужно украсить шапочкой − колокольчик, а если глухой, то соломенной шляпкой. Детям предоставляется самостоятельность.
Для проверки воспитатель называет угощение, а дети говорят, звонкий или глухой звук в этом слове.
− Молодцы! Отлично справились! А теперь нам пора возвращаться!
Дети прощаются со звуками.
6. Итог занятия.
Дидактические задачи: формировать опыт осмысления собственной деятельности, фиксации достижения запланированного результата и условий, которые позволили его достичь.
− Где сегодня были?
− Смогли разгадать загадку звуков [Б] и [П]?
− Какие знания нам помогли это сделать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра - презентация на различение парных звонких и глухих согласных "Найди соседа"
Игра - презентация на различение парных звонких и глухих согласных "Найди соседа"Цель игры: учить детей на слух определять парные звонкие и глухие согласные, развивать фонематический слух,...
Дидактическая игра для детей подготовительной к школе группы "Звонкие и глухие согласные звуки"
Дидактическая игра для детей подготовительной к школе группы "Звонкие и глухие согласные звуки"...
Дидактическая игра «Четвертый лишний» (звонкие и глухие согласные звуки)
Дидактическая игра "Четвертый лишний" (звонкие и глухие согласные звуки) содержит красочный картинный материал и поможет ребенку закрепить умение дифференцировать согласные звуки по звонкости-глухости...
Игры на дифференциацию звонких и глухих согласных звуков
Предлагаемые дидактические игры развивают умения дифференцировать звонкие и глухие согласные, выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости). Игры используются воспитателям...
Различение звонких и глухих согласных (с-з)
игровая презентация для закрепления умения различать звуки С-З, определять место этих звуков в слове....
Дидактическая игра "Четвертый лишний" (звонкие и глухие согласные звуки)
Цель: учить дифференцировать согласные звуки по звонкости– глухости.Ход игры: ребенок называет названия четырех предложенных картинок, выделяя голосом первый звук в каждом слове. Затем определяет лишн...
Конспект группового занятия на тему "Звонкие и глухие согласные в конце слова".
Звонкие и глухие согласные в конце слова...