Перспективное планирование на тему: «Использование устного народного творчества в развитии речи детей».
методическая разработка по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Шматченко Светлана Александровна

Перспективное планирование по использованию устного народного творчества в развитии речи детей.

План представлен для детей от 3 до 7 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование во второй младшей группе на тему: «Использование устного народного творчества в развитии речи детей».

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

  • Чтение потешек «Кисонька-мурысонька», «Пошел котик на торжок».
  • Использование потешки после сна «Потягунюшки - поростунюшки».
  • Пальчиковая гимнастика «Ладушки».
  • Настольный театр «Колобок».
  • Заучивание колыбельной «Баю, баю, бай».
  • Знакомство с чистоговорками.
  • Лепка на тему: «Колобок».
  • Анкетирование на тему: «Речь ребёнка».
  • Подборка детского фольклора для общения родителей с детьми.
  • Беседа на тему: «Справиться с детским непослушанием помогут потешки».

Октябрь

  • Проведение диагностики.
  • Знакомство с потешками «Петушок, петушок», «Сорока-белобока».
  • Использование потешки при умывании «Водичка, водичка, умой мое личико».
  • Чтение русской народной сказки «Колобок».
  • Рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба».
  • Дидактическая игра «Кто как  говорит?»
  • Лепка на тему: «Зернышки для курочки».
  • Консультация на тему: «Значение фольклора в развитии речи младших дошкольников».
  • Папка-ширма «Роль применения устного народного творчества в развитии детей».

Ноябрь

  • Знакомство с колыбельной песней «Котя, котенька, коток».
  • Использование колыбельной песни в игре с куклами «Баю, баю, бай».
  • Проговаривание чистоговорок.
  • Дидактическая игра «Умоем куклу Катю».
  • Заучивание потешки «Ай, лады-лады-лады».
  • Настольная игра «Разрезные картинки по сказкам» (из 4 штук).
  • Подвижная игра «У медведя во бору».
  • Рекомендация родителям о чтении русских народных сказок дома «Волк и семеро козлят», «Рукавичка».
  • Родительское собрание на тему: «Детский фольклор».

Декабрь

  • Чтение русской народной сказки «Три медведя».
  • Заучивание потешки «Как у нашего кота».
  • Настольная игра «Разрезные картинки по сказкам» (из 4 штук).
  • Проговаривание чистоговорок.
  • Дидактическая игра «Герои сказок».
  • Рисование на тему: «Колобок».
  • Разучивание песен и стихотворений к Новому году.
  • Совместная работа с детьми и родителями «Подготовка к Новому году».

Январь

  • Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка».
  • Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь».
  • Сочинение простого рассказа про медведя по картинке.
  • Настольная игра «Разрезные картинки по сказкам» (из 4 штук), для одаренных детей картинка из 6 штук.
  • Театрализованная игра «Колобок».
  • Пальчиковая гимнастика «Моем руки».
  • Проговаривание чистоговорок.
  • Беседа на тему: «Фольклор как средство развития речи детей младшего дошкольника».
  • Консультация на тему: «Формы коррекционной работы в семье».

Февраль

  • Рассказывание русской народной сказки «Теремок».
  • Настольный театр «Теремок».
  • Дидактическая игра «Угадай сказку».
  • Рисование на тему: «Домик для зверей».
  • Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса».
  • Продолжи потешку (заученные ранее).
  • Разучивание стихотворений и песен к весенним праздникам.
  • Пальчиковый театр: «Три медведя».
  •  Подготовка к Масленице.
  • Подготовка к весеннему празднику.
  • Памятка для родителей по развитию речи детей».

Март

  • Чтение русской народной сказки «Бычок – смоляной бочок».
  • Пальчиковая гимнастика «Шарик».
  • Проговаривание чистоговорок.
  • Рассказывание русской народной сказки «Репка».
  • Театрализованная игра «Репка».
  • Подвижная игра «Мыши водят хоровод».
  • Настольная игра «Разрезные картинки по сказкам» (из 4-6 штук).
  • Дидактическая игра «Из какой сказки фраза».
  • Консультация на тему: «Малые формы фольклора в воспитании детей».
  • Совместно с родителями и детьми «Вечер сказок».

Апрель

  • Чтение потешки «Трень-брень, гусельки».
  • Пальчиковая гимнастика «Сорока-белобока».
  • Коллективная аппликация «Весенняя сказка».
  • Проговаривание чистоговорок.
  • Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
  • Рассказывание русской народной сказки «Волк и семеро козлят».
  • Пальчиковый театр «Три поросенка».
  • Беседа на тему: «Использование фольклора в обогащении речи младшего дошкольника».
  • Папка-передвижка «Развитие речи детей 3 – 4 лет посредством сказок».

Май

  • Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко».
  • Проговаривание чистоговорок.
  • Знакомство с загадками.
  • Пальчиковая гимнастика «Деревья».
  • Рассказывание русской народной сказки «У страха глаза велики».
  • Настольная игра – пазл «Три медведя».
  • Пальчиковый театр: «Теремок».
  • Продолжи потешку.
  • Проведение диагностики.
  •  Анкетирование на тему: «Малые формы фольклора».
  • Родительское собрание на тему: «Роль устного народного творчества в развитии речи детей».

 

Перспективное планирование в средней группе на тему: «Использование устного народного творчества в развитии речи детей».

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

  • Проведение диагностики.
  • Знакомство с русской народной  сказкой «Лисичка со скалочкой».
  • Проговаривание чистоговорок.
  • Загадывание загадок.
  • Учить слушать сказку, оценивать и понимать поступки героев.
  • Загадывание загадок о животных.
  • Дидактическая игра «Продолжи действие в сказке».
  • Подвижная игра «Каравай».
  • Анкетирование на тему: «Сказка в жизни ребенка».
  • Беседа на тему: «Ребёнок и книга».
  • Подготовка к осеннему празднику.

Октябрь

  • Драматизация русской народной сказки «Заюшкина избушка».
  • Придумывание сказки наоборот «Лиса добрая».
  • Разучивание считалки «Сидел петух на лавочке».
  • Рассматривание иллюстраций к сказкам.
  • Загадывание загадок о природе.
  • Проговаривание чистоговорок.
  • Рисование на тему: «Яичко простое и золотое».
  • Консультация на тему: «Фольклор как средство развития речи дошкольника».
  • Папка – ширма не тему: «Развитие речи детей через знакомство с народным творчеством».

Ноябрь

  • Беседа с детьми на тему «Кто народ веселил?»
  • Проговаривание чистоговорки.
  • Знакомство с колыбельной песней «Люли – люли - люленьки».
  • Использование колыбельной песни в игре с куклами.
  • Дидактическая игра «На чём играю».
  • Заучивание потешки «Ваня, Ваня, где ты был?».
  • Настольная игра  - пазл «Курочка Ряба».
  • Подвижная игра «Дедушка Рожок».
  • Чтение русской народной сказки «Зимовье».
  • Памятка для родителей «Применение потешек в развитии речи детей».
  • Родительское собрание на тему: «Роль устного народного творчества в речевом развитии детей».

Декабрь

  • Знакомство с пословицей «Добрые дела человека красят».
  • Проговаривание скороговорок.
  • Заучивание потешки «Дед хотел уху сварить».
  • Настольная игра – пазл «Колобок».
  • Пальчиковая гимнастика «Снежок».
  • Проговаривание чистоговорок.
  • Театрализованная игра: «Теремок».
  • Дидактическая игра «Герои сказок».
  • Рисование на тему: «герои сказки «Теремок»».
  • Разучивание песен и стихотворений к Новому году.
  • Совместная работа с детьми и родителями «Подготовка к Новому году».

Январь

  • Викторина по русским народным  сказкам.
  • Рассказывание сказки «Зимовье».
  • Заучивание прибаутки «Вот журчит водица».
  • Проговаривание чистоговорок
  • Дидактическая игра «Продолжи строчку из сказки».
  • Разучивание считалки: «Вышли мышки как-то раз».
  • Лепка на тему: «Пирожки для Мишки».
  • Рассматривание иллюстраций к сказам.
  • Беседа на тему: «Значение фольклора».
  • Консультация на тему: «Использование устного народного творчества в развитии речи дошкольников».

Февраль

  • Чтение сказки «Жихарка».
  • Настольный театр «Теремок».
  • Дидактическая игра «Узнай сказку по иллюстрации».
  • Рисование на тему: «Домик для зверей».
  • Проговаривание скороговорок.
  • Продолжи потешку (заученные ранее).
  • Разучивание стихотворений и песен к весенним праздникам.
  • Пальчиковый театр: «Маша и медведь».
  • Загадывание загадок про быт.
  • Подготовка к Масленице.
  • Подготовка к весеннему празднику.

Март

  • Чтение русской народной сказки «Война грибов с ягодами».
  • Беседа на тему: «Очень жить на свете туго, без подруги или друга».
  • Пальчиковая гимнастика «Игрушки».
  • Знакомство с поговоркой «Дома петух, а на улице курица».
  • Проговаривание чистоговорок  
  • Рассказывание русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко».
  • Театрализованная игра «Репка».
  • Подвижная игра «Мыши водят хоровод».
  • Пальчиковый театр: «Три медведя».
  • Литературная викторина совместная с родителями и детьми  «В гостях у сказки».
  • Консультация на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей».

Апрель

  • Повторение потешек, которые были заранее выучены.
  • Заучивание считалки «Вышли мыши как-то раз».
  • Аппликация «Избушки для зайца и лисы».
  • Проговаривание чистоговорок.
  • Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
  • Настольная игра – пазл «Репка».
  • Рассказывание русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Пальчиковый театр «Три поросенка».

  • Беседа на тему: «Как и где применять фольклор в общении с ребёнком».
  • Папка-передвижка «Сказка в речевом развитии детей».

Май

  • Чтение русской народной сказки «Лиса и волк».
  • Проговаривание скороговорок.
  • Загадывание загадок.
  • Пальчиковая гимнастика «Деревья».
  • Настольная игра «Кубики» по сказкам.
  • Дидактическая игра «Из какой сказки фраза».
  • Калейдоскоп сказок.
  • Проведение диагностики.
  • Анкетирование на тему: «Использование фольклора в семейном воспитании».
  • Круглый стол «Помогаем ребёнку знакомиться с устным народным творчеством».

Перспективное планирование в старшей группе на тему: «Использование устного народного творчества в развитии речи детей».

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

  • Проведение диагностики.
  • Знакомство с русской народной  сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный».
  • Музыкальная игра «Кот и мыши».
  • Проговаривание чистоговорок.
  • Загадывание загадок.
  • Дидактическая игра «Что изменилось?».
  • Подвижная игра «Солнце».
  • Вспомнить потешки, которые учили ранее.
  • Анкетирование на тему: «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка».
  • Беседа на тему: «Применение устного народного творчества в общении с детьми».
  • Подготовка к осеннему празднику.

Октябрь

  • Драматизация русской народной сказки «Волк и семеро козлят».
  • Придумывание новой концовки сказки «Колобок».
  • Разучивание считалки «Тики-таки, тики-таки».
  • Рассматривание иллюстраций к сказкам.
  • Загадывание загадок о природе.
  • Проговаривание скороговорок.
  • Рисование по народной игре «У медведя во бору».
  • Консультация на тему: «Народные игры и игрушки, как средство воспитания детей».
  • Папка – ширма не тему: «Развитие речи детей через общение и игру».

Ноябрь

  • Беседа на тему «Устное народное творчество – сила народной мудрости».
  • Проговаривание чистоговорки.
  • Знакомство с небылицей «Рано утром, вечерком».
  • Дидактическая игра «На чём играю».
  • Настольная игра  - пазл «Репка».
  • Знакомство с пословицей «Глаза боятся, а руки делают».
  • Подвижная игра «Сова»
  • Чтение русской народной сказки «Лиса и Журавль».
  • Советы родителям «С чего начать».
  • Родительское собрание на тему: «Воздействие фольклора на развитие ребенка».

Декабрь

  • Знакомство с пословицей «Сила хороша, а ум лучше, а доброе сердце всё покрывает».
  • Проговаривание скороговорок.
  • Настольная игра «Домино».
  • Проговаривание чистоговорок.
  • Театрализованная игра: «Заюшкина избушка».
  • Дидактическая игра «Продолжи пословицу».
  • Лепка на тему «Герои русской народной сказки «Колобок»».
  • Разучивание песен и стихотворений к Новому году.
  • Совместная работа с детьми и родителями «Подготовка к Новому году».
  • Картотека «Русские народные пословицы и поговорки».

Январь

  • Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка»
  • Рассказывание сказки «Лиса и Журавль».
  • Знакомство с небылицей «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор».
  • Проговаривание чистоговорок
  • Дидактическая игра «Продолжи строчку из сказки».
  • Разучивание считалки: «Раз, два, три, четыре».
  • Рассматривание иллюстраций к сказам.
  • Музыкальная игра «Ищи игрушку».
  • Беседа на тему: «Какие русские народные сказки в читаете своему ребенку?».
  • Консультация на тему: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредствам русского народного фольклора».

Февраль

  • Чтение сказки «Крошечка -Хаврошечка».
  • Настольный театр «Курочка Ряба».
  • Дидактическая игра «Продолжи пословицу».
  • Рисование по потешке «Как у нашего кота».
  • Проговаривание скороговорок.
  • Знакомство с пословицей «У страха глаза велики».
  • Разучивание стихотворений и песен к весенним праздникам.
  • Пальчиковый театр: «Три медведя».
  • Загадывание загадок про быт.
  • Подготовка к Масленице.
  • Подготовка к весеннему празднику.
  • Консультация на тему: «Детский фольклор».

Март

  • Чтение русской народной сказки «Заяц - хвастун».
  • Беседа на тему: «Что такое посиделки?».
  • Знакомство с поговоркой «Грач на горе – весна на дворе».
  • Проговаривание чистоговорок  
  • Заучивание заклички «Сорока-белобока, научи меня летать».
  • Театрализованная игра «Лисичка со скалочкой».
  • Подвижная игра «Мыши водят хоровод».
  • Дидактическая игра «Найди пару».
  • Консультация на тему: «Фольклор в познавательном развитии детей».
  • Буклет на тему: «Использование фольклора в общении с детьми».

Апрель

  • Викторина по сказкам.
  • Знакомство с пословицей «Как аукница, так и откликнится».
  • Музыкальная игра «Как у наших у ворот».
  • Аппликация «Сказочный лес».
  • Проговаривание скороговорок..
  • Дидактическая игра «Назови пословицу по картинке».
  • Чтение русской народной сказки «Сивка-Бурка».
  • Народная игра «Гори, гори ясно!».
  • Беседа на тему: «Пословицы и поговорки в активной речи ребенка».
  • Папка-передвижка «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка».

Май

  • Знакомство с русской народной сказкой «Царевна-лягушка».
  • Проговаривание скороговорок.
  • Загадывание загадок.
  • Знакомство с пословицей «Глаза завидущие, руки загребущие»
  • Настольная игра «Домино».
  • Дидактическая игра «Найди пару».
  • Рисование по сказке «Царевна-лягушка».
  • Проведение диагностики.
  • Анкетирование на тему: «Речевое развитие дошкольников».
  • Родительское собрание на тему: «Влияние малых форм фольклора на развитие речи ребенка».

Перспективное планирование в подготовительной группе на тему: «Использование устного народного творчества в развитии речи детей».

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

  • Проведение диагностики.
  • Знакомство с русской народной  сказкой «Белая уточка».
  • Музыкальная игра «Угадай на чем играю».
  • Проговаривание чистоговорок.
  • Загадывание загадок о насекомых.
  • Дидактическая игра «Подскажи словечко».
  • Подвижная игра «Ловишки».
  • Заучивание потешки «Божья коровка».
  • Анкетирование на тему: «Приобщение детей к истокам русской культуры».
  • Беседа на тему: «Загадывание загадок ребенку в семье».
  • Подготовка к осеннему празднику.

Октябрь

  • Драматизация русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный».
  • Придумывание новой концовки сказки «Маша и медведь».
  • Разучивание считалки «Пчелы в поле полетели».
  • Рассматривание иллюстраций к сказкам.
  • Загадывание загадок о природе.
  • Проговаривание скороговорок.
  • Народная игра «Круговая лапта».
  • Консультация на тему: «Роль устного народного творчества в развитии речи детей. Сказки, потешки, поговорки, пословицы».
  • Папка – передвижка «Речевые игры по дороге в детский сад».

Ноябрь

  • Беседа с детьми о фольклорных формах, с которыми они знакомы.
  • Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки».
  • Проговаривание чистоговорки.
  • Знакомство с небылицей «Богат Ермошка».
  • Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
  • Настольная игра  - «Кубики»
  • Знакомство с пословицей «Хочется есть, да не хочется лезть».
  • Подвижная игра «Лохматый пес».
  • Памятка «Развитие речи ребенка через народную игру».
  • Родительское собрание на тему: «Значение устного народного творчества в жизни детей».

Декабрь

  • Знакомство с поговоркой «Есть терпение – будет и умение».
  • Проговаривание скороговорок.
  • Заучивание прибаутки «Братцы, братцы!».
  • Музыкальная игра «Как на тоненький ледок».
  • Настольная игра «Домино».
  • Проговаривание чистоговорок.
  • Чтение русской народной сказки «Мороз Иванович».
  • Дидактическая игра «Продолжи пословицу».
  • Лепка на тему «Сказка».
  • Разучивание песен и стихотворений к Новому году.
  • Совместная работа с детьми и родителями «Подготовка к Новому году».
  • Совместное развлечение с родителями и детьми «Расступись честной народ, дети встали в хоровод».

Январь

  • Чтение русской народной сказки «Снегурочка».
  • Знакомство с небылицей «Вы послушайте ребята».
  • Проговаривание чистоговорок
  • Дидактическая игра «Продолжи скороговорку».
  • Разучивание прибаутки «Ты пирог съел?».
  • Придумай сказку.
  • Музыкальная игра «Медведюшка».
  • Беседа на тему: «Использование потешек, скороговорок, чистоговорок в жизни дошкольника».
  • Совместная работа детей и родителей «Старая сказка на новый лад».

Февраль

  • Чтение русской народной сказки «Морозко».
  • Настольный театр «Колобок».
  • Дидактическая игра «Продолжи пословицу».
  • Рисование по сказке «Морозко»
  • Проговаривание скороговорок.
  • Знакомство с пословицей «Поспешишь – людей насмешишь».
  • Разучивание стихотворений и песен к весенним праздникам.
  • Загадывание загадок о животных.
  • Народная игра «Дрёма».
  • Подготовка к Масленице.
  • Подготовка к весеннему празднику.
  • Папка-ширма «Народные игры для детей дошкольного возраста».

Март

  • Чтение русской народной сказки «По щучьему веленью».
  • Беседа на тему: «Любимая русская народная сказка».
  • Знакомство с поговоркой «Не беда ошибиться – беда не исправиться».
  • Проговаривание чистоговорок  
  • Театрализованная игра «Бычок – смоляной бочок».
  • Подвижная игра «Мыши водят хоровод».
  • Дидактическая игра «Отгадай и назови».
  • Консультация на тему: «Применение фольклора в развитии речи детей».
  • Рекомендации для родителей «Детский фольклор, как средство развития речи».

Апрель

  • Викторина по сказкам.
  • Чтение русской народной сказки «Каша из топора».
  • Знакомство с прибауткой «Сбил-сколотил – вот колесо».
  • Музыкальная игра «Плетень».
  • Аппликация по сказке «Царевна - лягушка».
  • Проговаривание скороговорок.
  • Дидактическая игра «Покажи иллюстрацию».
  • Народная игра «Гори, гори ясно!».
  • Беседа на тему: «Семейное воспитание устным народным творчеством».
  • Консультация на тему: «Развитие речи дошкольников через русское народное творчество».

Май

  • Знакомство с русской народной сказкой «Василиса Прекрасная».
  • Проговаривание чистоговорок.
  • Загадывание загадок.
  • Знакомство с пословицей «Скучен день до вечера, коли делать нечего»
  • Настольная игра «Домино».
  • Дидактическая игра «Найди пару».
  • Рисование «Дождик, дождик, веселей».
  • Проведение диагностики.
  • Анкетирование на тему: «Народное искусство в жизни вашей семьи».
  • Совместная с детьми и родителями подготовка к выпускному.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию "Роль устного народного творчества в развитие речи детей ясельного возраста"

Перспективный план по самообразованию на тему "Роль устного народного творчества в развитии речи детей ясельного возраста"...

Перспективный план работы по самообразованию тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» 2015-2016 учебный год

Воспитание, полученное человеком,  закончено, достигло своей цели, Когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и...

Творческий проект «Использование устного народного творчества для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь и...

консультация для родителей детского сада на тему:"Использование устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста".

Материал будет интересен воспитателям,родителям.Цель:познакомить родителей с устным народным творчеством.Задачи:-научить родителей использовать устное народное творчество в повседневной жизни;-развива...

Материал для использования в работе "Использование устного народного творчества в развитии речи детей"

Материал для использования в работе "Использование устного народного творчества в развитии речи детей"...

Консультация для воспитателей по теме: «Использование устного народного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста»

Устное народное творчество - это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого (из уст в уста...

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...