Творческий проект «Использование устного народного творчества для развития речи детей младшего дошкольного возраста»
проект (младшая группа) на тему

Кормилицина Татьяна  Юрьевна

 

 

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.

Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Одним из действенных средств воспитания человека и его полноценного развития является устное народное творчество.

Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий проект «Использование устного народного творчества для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Актуальность

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.

Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Одним из действенных средств воспитания человека и его полноценного развития является устное народное творчество.

Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество — неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Устное народное творчество - одно из действенных и ярких средств её, таящий огромные дидактические возможности. Ценность его, в частности детского, заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость, оказывают воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства - речевые, смысловые, звуковые. Они помогают увеличить запас слов ребёнка, то есть привлекают его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекает детей, развивает речевой слух, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало.

Объект проекта: процесс ознакомления младших дошкольников с устным народным творчеством.

Предмет проекта: научно- методические условия развития речи детей.

Цель проекта: Приобщать детей к культуре своего народа через знакомство с устным народным творчеством.

Задачи проекта

Образовательные:

• Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.

• Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

• Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.

Развивающие:

• Развивать умение детей использовать элементы устного народного творчества в разных видах деятельности (игровой, продуктивной, самообслуживании, общении со взрослыми и детьми).

Воспитательные:

• Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.

Этапы проекта

1. Организационный этап.

- Подбор и изучение методической литературы (Князева О. Л., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Загоруля Г. А., Мазурик А. М. «Путешествие в мир фольклора», Гербова В. В. «Приобщение детей к художественной литературе», Ушакова О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим с литературой детей 3 - 5 лет», Ушакова О. С., Струнина Е. Н. «Методика развития речи детей дошкольного возраста».)

-Создание предметной среды,

-Подбор фольклорного материала,

-Подбор иллюстрированной литературы с фольклорными произведениями,

-Составление картотеки потешек ко всем режимным моментам.

2. Основной этап (перспективный план работы)

Октябрь

Театрализация сказки «Теремок»

побуждать интерес детей к театрально-игровой деятельности,

подводить детей к выразительному исполнению роли в кукольном спектакле.

Ноябрь 

«Ярмарка»

воспитывать у детей чувство патриотизма на народных традициях, воспитывать интерес к народной музыке и народному устному творчеству.

Декабрь

 «Русская изба»

знакомить детей с малыми фольклорными формами, способствовать формированию выразительной интонационной речи.

Январь 

«Сказки Бабушки - Загадушки»

закрепить знания сказок, формировать умение вести диалог, эмоционально и активно отвечать на вопросы; воспитывать интерес к творчеству.

Февраль 

«Широкая Масленица»

продолжать знакомить детей с народными праздниками,

развивать чувство гостеприимства и желание играть в народные игры.

Март

«Солнышко, нарядись, красное покажись» воспитывать интерес к устному народному творчеству, способствовать формированию выразительной интонационной речи.

Апрель «Посиделки» Закрепить знания детей об устном народном творчестве, вызвать у детей радость от повторения (проговаривания) знакомых потешек, стихов, песен.

3. Заключительный этап

Использование устного народного творчества и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам, приобщает его к народной поэзии.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников активно используется этот богатейший материал словесного творчества народа: сказки, потешки, считалки, заклички.

Ожидаемый результат

1. Знакомы с укладом жизни и бытом русского народа.

2. Усовершенствована диалогическая и монологическая речь.

3. Сформированы предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.

4. Развито умение детей использовать элементы устного народного творчества в разных видах деятельности (игровой, продуктивной, самообслуживании, общении со взрослыми и детьми).

5. Привиты эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.

Работа с родителями

Анкетирование

Консультация для родителей "Роль фольклора в развитии речи детей"

Выставка книг (потешки, песенки, прибаутки, заклички)

Консультация для родителей «Сказка в жизни ребёнка»

Выставка книг- сказок.

Привлечение родителей к оформлению коллективных работ детей.

Привлечение родителей к пополнению библиотеки группы "Мои любимые сказки"

Совместный досуг «В гостях у Бабушки–Загадушки»

Методическое обеспечение

1. Картотеки подвижных, дидактических, пальчиковых игр.

2. Настольный театр («Маша и медведь», «Теремок», «Колобок»).

3. Театр на фланелеграфе («Три медведя», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Репка», «Курочка Ряба»).

4. Картотека русских, мордовских, татарских народных игр.

5. Книжки-малышки.

6. Аудиозаписи со сказками.

Список используемой литературы

1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Антология педагогической мысли Руси и Русского государства Xll-XII вв. М., 1985.

3. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

4. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.

5. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. Пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

6. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

7. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

8. Янушко Е. А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. М., 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

- Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.- Воспитывать эстетичес...

Педагогический проект: «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

Главная задача педагога это использование устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей младшего дошкольного возраста...

Проект: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

Использование устного народного творчества  наряду с современными методиками обучения улучшает речь ребёнка и повышает уровень познавательных, коммуникативных и творческих способностей у детей....

Творческое использование устного народного творчества для развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Из опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста с использованием всех видов народного фольклора....

Проект «Роль устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

   Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, дает прекрасные образцы русской речи. Через устное народное т...

Консультация для родителей «Использование устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Использование устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Использование устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Использование устного народного творчества в развитии речи детей     младшего дошкольного возраста...