Мастер-класс «Занимательные игры и упражнения как эффективное средство развития мышления детей»
презентация по развитию речи

Виктория Викторовна Котова

Проблема преемственности и целостности образовательной среды в деятельности детского сада и начальной школы относится к числу приоритетных задач развития образования в России. Это связано, в первую очередь, с включением дошкольного образования в систему непрерывного образования человека и появлением ФГОС дошкольного образования, что диктует необходимость согласования системы организации не только учебного процесса, но и иных условий, способных максимально облегчить путь продвижения ребенка в образовании от дошкольного к начальному общему образованию. В том, чтобы у ребенка было как можно меньше затруднений при переходе к следующей ступени образования, заинтересованы и воспитатели, и учителя, и родители.

При этом родители выбирают из множества новаторских методик "самую-самую" и учат малыша чуть ли не с пеленок читать и считать. Мы, педагоги, понимаем, что механическое обучение малышей не приносит ожидаемого результата.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБ ДОУ д/с №5 с. Кневичи Артемовского городского округа

Мастер-класс «Занимательные игры и упражнения как эффективное средство развития мышления детей»

Подготовила воспитатель: Котова В.В.

Артем 2019 г.

Цель: повышение профессионального умения педагогов в вопросах использования занимательных игр и упражнений для развития мышления детей дошкольного возраста

Задачи:

- введение участников в тему мастер-класса

- раскрыть значимость развития мышления у детей дошкольного возраста

- познакомить педагогов с мыслительными операциями, которые необходимо развивать у детей

-активизировать познавательную деятельность участников мастер-класса

1. Вводное слово. Введение участников в тему мастер-класса.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Проблема преемственности и целостности образовательной среды в деятельности детского сада и начальной школы относится к числу приоритетных задач развития образования в России. Это связано, в первую очередь, с включением дошкольного образования в систему непрерывного образования человека и появлением ФГОС дошкольного образования, что диктует необходимость согласования системы организации не только учебного процесса, но и иных условий, способных максимально облегчить путь продвижения ребенка в образовании от дошкольного к начальному общему образованию. В том, чтобы у ребенка было как можно меньше затруднений при переходе к следующей ступени образования, заинтересованы и воспитатели, и учителя, и родители.

При этом родители выбирают из множества новаторских методик "самую-самую" и учат малыша чуть ли не с пеленок читать и считать. Мы, педагоги, понимаем, что механическое обучение малышей не приносит ожидаемого результата.

Мне бы хотелось задать вопрос присутствующим специалистам, что необходимо развивать у ребенка, чтобы он успешно осваивал программный материал дошкольного образования и не испытывал сложностей при обучении в начальной школе? (Ответы присутствующих).

Конечно, я с вами согласна, но это еще и развитие познавательных процессов у ребенка, т. е. восприятия, внимания, памяти, мышления и речи ребенка. А так как наивысшим познавательным процессом является мышление, а ведущей деятельностью в дошкольном детстве является игровая, то и тема нашего мастер-класса сегодня звучит следующим образом…. «Занимательные игры и упражнения как эффективное средство развития мышления детей дошкольного возраста.

2. Теоретическая часть.

Как и в любой сфере развития личности, мышление ребенка проходит несколько стадий формирования. В психологии принято определять три стадии развития мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Слайд 2.

Наглядно-действенное мышление – это метод «проб и ошибок». Получая новый предмет, ребенок первым делом старается взаимодействовать с ним – попробовать на зуб, трясет, стучит им по полу, вертит со всех сторон. В своей книге «Ребенок учится говорить» Марионелла Максимовна Кольцова приводит в пример интересный эксперимент: двум группам малышей, начинавшим говорить первые слова, показывали некоторые предметы для запоминания новых слов. В одной группе давали поиграть с предметами, в другой – только показывали и называли. Дети из первой группы намного быстрее и лучше запоминали названия новых для них предметов и вводили их в речь, нежели во второй группе. Каждый увиденный объект для ребенка – новая головоломка, которую нужно «разобрать», а потом «собрать». Единственное, что его интересует в раннем детстве – что можно сделать с этим? Поэтому так опасно увлечение новомодными методиками, предлагающими обучение в раннем детстве, попытки развивать у малышей логику или основы аналитического мышления.

Второй этап развития мышления наступает примерно в 3-4 года. Дети постепенно переходят от действий с самими предметами к действию их образами. В отличие от предыдущего этапа, когда для того, чтобы подумать, ребенку было необходимо взять предмет в руки и взаимодействовать с ним, сейчас достаточно представить его. Сам факт возникновения наглядно-образного мышления очень важен, так как при этом мышление отделяется от практических действий и непосредственной ситуации и выступает как самостоятельный процесс. Развитие наглядно-образного мышления в дошкольном детстве связано с усвоением ребенком особых средств познания – наглядных моделей, передающих отношения между предметами, явлениями и их элементами в более или менее условной и схематизированной наглядной пространственной форме. Так, в сюжетно-ролевой игре дети создают модели отношений между людьми в виде отношения между ролями; в конструировании моделируются пространственные отношения между частями предметов при помощи отношений между деталями строительного материала; в рисовании моделируют пространственные отношения вещей, людей, животных и их строение. Образно-схематическое мышление – оперирование обобщенными и схематизированными образами – является высшей формой развития наглядно-образного мышления. Высшие формы образного мышления являются итогом умственного развития дошкольника, которое приводит его к порогу логического мышления, поэтому в этом возрасте необходимо полноценное развитие наглядно-образного мышления. Так, например, А. В. Запорожец писал, что если в дошкольном возрасте не воспитывать как следует наглядно-образное, а преждевременно тащить ребенка на ступень абстрактно-логического мышления, то этим можно нанести непоправимый ущерб общему ходу развития.

К концу дошкольного возраста у ребенка развивается логическое мышление.

Логическое мышление занимает существенное место в интеллектуальном и психическом развитии ребёнка, а логика повышает культуру мышления.

Основу развития мышления составляют формирование и совершенствование мыслительных операций. От того, какими мыслительными операциями владеет ребенок, зависит, какие знания он сможет усвоить и как он их может использовать.

3. Практическая часть.

А сейчас мне бы хотелось познакомить вас с занимательными играми и упражнениями, которые способствуют развитию мышления у детей посредством овладения мыслительными операциями.

С помощью игр можно в интересной форме организовать любой режимный момент, совместную, самостоятельную деятельность ребенка, смоделировать увлекательную непосредственно образовательную деятельность.

 Анализ и синтез

Анализ и синтез неразрывно связаны друг с другом и являются одними из основных мыслительных операций.

Анализ – это процесс расчленения целого на части, а также установление связей, отношений между ними.

Синтез – это процесс мысленного соединения в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.

Задание присутствующим:

Игра «Подбери заплатку к коврику» или карман к сарафану

Игра «Подбери пару»

В старшем дошкольном возрасте детям можно предлагать задания, без опоры на наглядность.

Например, упражнение «Подбери подходящее слово»:

Морковь – огород; яблоня - (дерево, сад, яблоко).

Рассуждение: морковь растет на огороде, а яблоня – в саду, значит, подходящее слово – сад.

Птица – гнездо; медведь - (берлога, дерево, мед)

Автобус – транспорт; тюльпан -… (клумба, лейка, цветок)

Дерево – ствол; цветок – (бабочка, лето, стебель).

Сравнение

Сравнение - это мысленное сходство и различие предметов по существенным или несущественным признакам.

Задание:

Сравни между собой похожие рисунки. Назови отличия. 

Работа с раздаточным материалом.

Найди в каждом ряду точно такой же предмет, как первый. (индивидуальная работа)

 Обобщение

Обобщение – процесс мысленного объединения в одну группу предметов и явлений по их основным свойствам.

Сейчас, я предлагаю вам отгадать следующие загадки (использование в образовательном процессе загадок также развивает мышление детей)

Я сегодня утром ловко

Шишек принесла в кладовку

Да на остреньких сучочках

Поразвесила грибочков. (Белка)

Не барашек и не кот, носит шубу круглый год

Шуба серая – для лета, для зимы – другого цвета. (Заяц)

Серый, зубастый, по угодьям рыщет,

Кого съесть ищет… (волк)

Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец

Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Олень)

- Как одним словом можно назвать предметы, изображенные на картинках (картинки-отгадки? (Животные)

-Какое из этих животных является «лишним» и почему?

Так мы с вами плавно перешли к следующей мыслительной операции, которая называется классификация.

 Классификация

Классификация – это, группировка предметов по существенным признакам.

Игра «Назови лишний предмет»

 «Объедини предметы по группам»

     Сериация

Сериация – это мысленное установление связи между предметами и расположением их в определенной последовательности.

Дети 5-7 лет уже способны выстраивать сериационные ряды, самостоятельно объясняя связи между предметами.

Работа с раздаточным материалом.

Задание (в парах) Посмотрите внимательно, в каждом ряду рисунки расположены в определенном порядке. Попробуй угадать, какой рисунок должен быть в пустой клетке.

 Систематизация

Систематизация – это процесс выявления закономерности в создании определенной системы, а также определение места предмета или явления в этой системе.

Задание: Выбери из предложенных вариантов подходящую фигуру в пустую клеточку. Объясни свой выбор.

А сейчас мне бы хотелось поднять вам настроение и от вполне серьезных игр перейти к игре, которая заставит вас улыбнуться.

Игра «Доброе животное».

Я приглашаю желающих поучаствовать в игре. Вам необходимо из частей составить изображение животного.

Как вы считаете, можно ли встретить данное животное в природе? (нет)

Значит, что можно сказать про этих животных, какие это животные? (несуществующие).

Я предлагаю вам придумать названия этим несуществующим животным.

А вот какие названия придумали дети:

Крокомышь, верблюмышь, зерножерка, мышиния, жеромышка, мышезаврушка;

Лопохрюк, топотунчик, слонохрюк, хрюнечка, доброхрюк.

Использование в образовательном процессе игр и упражнений, предложенных вашему вниманию сегодня на мастер- классе, будет способствовать развитию мышления детей, поможет сделать образовательный процесс интересным и увлекательным для детей, обеспечит успешное усвоение детьми программного материала в детском саду и начальной школе.

4. Рефлексия

- Наверное, и вы, уважаемые коллеги, используете в своей практической работе игры и упражнения, направленные на развитие мышления детей.

Но мне бы хотелось узнать, какая из представленных игр вызвала у вас наибольший интерес и желание включить ее в свою педагогическую копилку?

Я хочу поблагодарить вас за активное участие. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей ДОУ по теме «Квиллинг как средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста»

Мастер-класс, который имеет цель формировать у педагогов представление об одном из видов декоративно-прикладного искусства - квиллинге , как средстве развития творчества детей старшего дошкольного воз...

Мастер – класс «Сюжетно- ролевая игра в средней группе - как средство развития творческих способностей детей».

Знакомство  педагогов с особенностями организации сюжетно –ролевой игры в средней группе, основные методы и приемы, направленные на развитие творческих способностей детей....

Мастер класс для родителей «Игры с музыкальными инструментами, как средство развития музыкально - творческих способностей детей».

Данный материрал преднозначен для родителей, чтобы развивать музыкальные творческие способности детей. Он позволит радостно, весело и с пользой провести время вместе....

Мастер-класс для педагогов "Использование степ-платформ как эффективного средства развития физических качеств у детей дошкольного возраста"

Использование степ-платформ как эффективного средства развития физических качеств у детей дошкольного возраста в условиях реализации содержания образовательной области "Физическое развитие"...