Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие»
рабочая программа по развитию речи (младшая группа)
«Программа» направлена на создание условий речевого развития детей 3-4 лет, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту младшей группы видам деятельности, создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_razvitiyu_rechi.docx | 69.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 общеразвивающего вида городского округа город Нововоронеж»
Рассмотрена
педагогическим советом №1
«08» сентября 2020 года
Утверждена
Заведующий Солонина С. Н.
Приказ № 40 от11. 09. 2020 г.
Рабочая программа
по образовательной области «Речевое развитие»
Возрастная группа: Младшая (3-4 года)
Разработала воспитатель 1 к. к.:
Кораблина А.В.
2020г.
Нововоронеж
Содержание
1.2. Цель и задачи программы 5
1.3. Принципы и подходы к формированию программы 7
1.4. Характеристика возрастных особенностей воспитанников. 9
1.5. Планируемые результаты освоения программы 10
2.1. Особенности организации образовательного процесса 12
2.2. Модель образовательного процесса 13
3. Организация и содержание развивающей предметно-пространственной среды. 20
4. Программное методическое обеспечение. 22
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа младшей группы (далее Программа) спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, основной образовательной программы ДОУ. Она определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса с детьми 3-4 лет.
Реализация рабочей программы осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:
1. Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения)
2. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
3. Самостоятельная деятельность детей
4. Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы.
Рабочая программа построена на основе учета конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста.
Срок реализации Программы - 1 год
Программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:
• Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения
• Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
• Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности. По основным общеобразовательным программам-образовательным программам дошкольного образования»
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
• Устав ДОУ
«Программа» направлена на создание условий речевого развития детей 3-4 лет, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту младшей группы видам деятельности, создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Рабочая программа по речевому развитию детей младшей группы (3-4 лет) составлена в соответствии с ФГОС ДО, на основе общеобразовательной программы Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №5 общеразвивающего вида городского округа город Нововоронеж»
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: создание благоприятных условий для полноценного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающих речевое развития ребёнка – овладение родным языком и развитие языковых способностей у детей дошкольного возраста, через различные виды детской деятельности.
Основные задачи по программе
- Развивающая речевая среда. Продолжать помогать детям общаться со сверстниками и взрослыми, подсказывать детям образцы обращения, помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом в быту и самостоятельных играх. Предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, рекламные буклеты (игрушки, автомашины, одежда, посуда и т.п.), наборы предметов (камешки, ракушки, желуди, катушки с нитками разного цвета, лоскутки тканей) в целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения. Продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя о забавных случаях и житейских ситуациях, понятных младшим дошкольникам (о рассердившейся тарелке, об обидевшейся туфельке, о печальных мокрых рукавах рубашки и т.п.); о проказах животных (кошки, собаки, вороны), об интересной прогулке;
- Формирование словаря: На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта. Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов (у платья — рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом). Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка — блюдце; стул — табурет — скамеечка; шуба — пальто — дубленка). Учить понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т.п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты;
- Звуковая культура речи: Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки (п — б; т — д; к — г; ф — в; т — с; з — ц). Развивать моторику артикуляционного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями;
- Грамматический строй речи: продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать детям употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка — утенок — утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова. Учить детей получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами (Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра);
- Связная речь: развивать диалогическую форму речи. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов. Обучать умению вести диалог с педагогом и сверстниками: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего. Помогать доброжелательно общаться друг с другом, напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе). Учить интересно рассказывать, делиться своими впечатлениями с воспитателями, родителями и сверстниками. Побуждать участвовать в драматизации знакомых сказок;
- Приобщение к художественной литературе: развивать интерес к книгам, формировать потребность (привычку) в регулярном чтении: рассматривать с детьми рисунки в знакомых книжках, ярко и выразительно рассказывать им о содержании иллюстраций, заслушивать высказывания детей, ежедневно читать знакомые, любимые детьми либо новые, соответствующие возрасту и интересам детей (рекомендованные программой) художественные произведения. Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Обсуждать с детьми поступки персонажей и последствия этих поступков. Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и простые фразы. С помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок. Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.
1.3. Принципы и подходы к формированию программы
Процесс развития речи детей дошкольного возраста строится с учетом дидактических и методических принципов, поскольку именно они являются руководящей идеей организации речевого развития детей:
- принцип активности предполагает сообщение воспитанникам целей Обучения, творческое выполнение ими заданий, активное усвоение учебного материала, активизацию мыслительной деятельности, систематическую работу над языком, данный принцип характеризуется развитием активной мыслительной деятельности, что достигается речевой основой обучения, мотивации и интереса, развитием навыков и умений самостоятельной работы по созданию продукта речевой деятельности;
- принцип наглядности обеспечивает создание наглядных представлений о предметах и явлениях окружающего мира, от которых зависит эффективность обучения родному языку, данный принцип осуществляется при помощи лингвистических (контекст, толкование новых слов, подбор синонимов и антонимов) и экстралингвистических средств (изобразительные средства, невербальные средства, демонстрация предметов и наблюдение явлений окружающей действительности);
- принцип систематичности предусматривает концентрическое усвоение языкового материала; систематичность проявляется в организации и последовательной подаче материала («от легкого к трудному») и обеспечивает доступность и посильность обучения родному языку;
- принцип доступности реализуется в делении речевого материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно возрастным особенностям становления речи детей;
- принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации; данный принцип подразумевает развитие речи как средства общения и познания, указывает на практическую направленность процесса обучения родному языку, меняет методы обучения, выдвигая на первый план формирование речевого высказывания,
- принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования предусматривает освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи освоение лексики, формирование грамматического строя, развитие восприятия речи и произносительных навыков, диалогической и монологической речи, в центре внимания педагога должна быть работа над связным высказыванием, в котором суммируются все достижения ребенка в овладении языком;
- принцип обеспечения активной речевой практики выражается в том, что язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики, речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка - это не только говорение, но и слушание, восприятие речи, данный принцип предусматривает создание условий для широкой речевой практики всех детей в разных видах деятельности;
Следует помнить, что соотношение компонентов процесса речевого развития и принципов обучения речи является не абсолютным, а относительным с точки зрения доминирующего влияния того или иного принципа на соответствующий компонент. Важно иметь в виду, что любой предшествующий принцип имеет отношение ко всем другим последующим компонентам обучения, подобно тому, как задачи определяют содержание обучения, методы - выбор форм организации обучения
Достижению целей и задач рабочей программы способствуют культурологический познавательно-коммуникативный, информационный и деятельностный подходы, в русле которых проводится отбор содержания материала, его структурирование.
1.4. Характеристика возрастных особенностей воспитанников.
Работа по речевому развитию детей в дошкольном образовательном учреждении строится с учетом возрастных особенностей речевого развития детей каждой возрастной труппы и приоритетных линий развития разных сторон детской речи на конкретном возрастном этапе.
На четвертом году жизни в речи детей происходят значительные изменения связи между объектами окружающего мира и словами, их обозначающими. Ребенок может уметь не только зрительно воспринимать образы, но и описывать увиденное. Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и состояний.
В процессе разнообразной деятельности со взрослыми дети усваивают, что одно и то же действие может относиться к разным предметам, формируется способность обобщения. Способность к обобщению позволяет детям узнавать предметы, изображенные на картинке, осознавать существующие между предметами связи. Дети способны поддерживать небольшой разговор со взрослыми о событиях, связанных с их личным опытом. Ребенок легко формирует простые предложения, постепенно переходя к сложным (из 5-6 слов).
Происходит увеличение словарного запаса детей, к четырем годам он равен примерно от 400 до 800слов (появляется много глаголов и существительных, встречаются простые прилагательные, наречия, предлоги)
Отмечается улучшение звукопроизношения посте трех лет дети правильно произносят многие звуки, вместе с тем свистящие, шипящие и сонорные звуки, а также слитные фонемы в словах почти не встречаются. Ребенок может уметь управлять силой голоса, говорить громко – тихо.
К трем годам в высказываниях детей появляются двухсоставные предложения, а в конце четвертого года обычным становится использование трехсловных и четырехсловных предложений.
1.5. Планируемые результаты освоения программы
При успешной реализации программы дети к концу учебного года могут:
- по своей инициативе и при заинтересованной поддержке взрослого рассказать о том, что видели, куда ходили, что случилось;
- отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения, используя в речи практически все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами;
- с помощью взрослого, используя фигуры настольного театра, инсценировать отрывки из знакомых сказок;
- Использует в общении общепринятые простые формы этикета: здоровается и прощается с воспитателем и детьми, благодарит за обед, оказанную помощь, вежливо выражает просьбу, используя слово «пожалуйста»;
- Проявляет интерес к общению со сверстником: привлекает его к совместной игре, сам охотно включается в игровое общение, проявляя речевую активность. Повторяет рассказы за воспитателем, по просьбе взрослого читает короткие стихи. По вопросам воспитателя составляет рассказ по картинке из 3—4 предложений;
- Правильно называет окружающие предметы, части предметов, качество предмета (величина, цвет, форма). Обобщают предметы по группам (игрушки, одежда, фрукты);
- Согласовывают слова в роде, числе, падеже. Правильно употребляют существительное с прилагательным. Употребляет существительные в единственном и множественном числе, существительное множественного числа в родительном падеже. Изменяет слова с помощью ласкательных суффиксов (чик, енок, онок).
2. Содержательный раздел
2.1. Особенности организации образовательного процесса
Структура образовательного процесса включает следующие компоненты:
- непосредственно образовательная деятельность (использование термина «непосредственно образовательная деятельность» обусловлено формулировками СанПиН)',
- образовательная деятельность в режимных моментах;
- самостоятельная деятельность детей;
- образовательная деятельность в семье.
При организации партнерской деятельности взрослого с детьми следует опираться на тезисы Н А. Коротковой.
- включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.
- добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения).
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства).
- Непосредственно образовательная деятельность реализуется в совместной деятельности взрослого и ребенка в ходе познавательно-исследовательской деятельности, ее интеграцию с другими видами детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, продуктивной, а также чтения художественной литературы).
Игра является основным видом детской деятельности, и формой организации совместной познавательно-игровой деятельности взрослого и ребенка.
Коммуникативная деятельность является средством взаимодействия со взрослыми и сверстниками в ходе познавательной деятельности.
Продуктивная деятельность удовлетворяет потребности детей в самовыражении по впечатлениям. Организованной совместной познавательно игровой деятельности взрослого и детей реализуется через рисование, лепку, аппликацию.
Чтение детям художественной литературы направлено на решение следующих задач создание целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Ежедневный объем непосредственно образовательной деятельности определяется регламентом этой деятельности (расписание), которое ежегодно утверждается заведующим и согласовывается с Отравлением образования. Общий объем учебной нагрузки деятельности детей соответствует требованиям действующих Сан Пи Н.
2.2. Модель образовательного процесса
Комплексно-тематическая модель
Комплексно-тематический принцип образовательного процесса определяется научной концепцией дошкольного образования как основополагающий принцип для структурирования содержания образования дошкольников, тема как сообщаемое знание о какой-либо сфере деятельности, представлено в эмоционально-образной, а не абстрактно-логической форме». Темы придают системность и културосообразностъ образовательному процессу. Реализация темы в комплексе разных видов деятельности (в игре, рисовании, конструировании и др.) призывает взрослого к более свободной позиции -позиции партнера, а не учителя.
В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально- образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности («проживание» ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной петиции, приближая ее к партнерской. Набор тем определяет воспитатель и это придает систематичность всему образовательному процессу. Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и творческому и педагогическому потенциалу воспитателя, так как отбор тем является сложным процессом.
IIредметно-средовая модель.
Содержание образования проецируется непосредственно на предметную среду. Взрослый организатор предметных сред, подбирает дидактический, развивающий материал, провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка.
Организационной основой реализации Программы является Календарь тематических недель (событий, проектов, игровых обучающих ситуаций ит.п.)
Темообразующие факторы:
- реальные события, происходящие в окружающем мире и выбывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники.)
- воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям;
- события, «смоделированные» воспитателем (исходя из развивающих задач) внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям, с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать?»);
- события, происходящие в жизни возрастной группы, увлекающие детей и приводящие к удерживающимся какое-то время интересам. Эти интересы (например, увлечение динозаврами) поддерживаются средствами массовой коммуникации и игрушечной индустрией.
Сочетание в программе трех подходов позволяет, с одной стороны, осуществлять проблемное обучение, направлять и обогащать развитие детей, а с другой стороны организовать для детей культурное пространство свободного действия, необходимое для процесса индивидуализации.
Оптимальное сочетание моделей обеспечивается учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также от конкретной образовательной ситуации. Ввиду специфики дошкольного возраста предпочтение отдается комплексно-тематической и средовой составляющим модели образовательного процесса.
2.3. Перспективное планирование по развитию речи в младшей группе (3-4 года) на 2020-2021 учебный год.
№п/п | Тема занятия | № занятия | Стр. | Литература |
Сентябрь | ||||
1 | «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий» | №1 | 26 | Занятия по развитию речи В. В. Гербова. |
2 | Звуковая культура речи: звук У | №3 | 31 32 | Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» по редакции Н. Е. Вераксы. Занятия по развитию речи В. В. Гербова. |
Октябрь | ||||
3 | Дидактическая игра «Чья вещь?» Рассматривание сюжетных картин. | №1 | 34 | Занятия по развитию речи В. В. Гербова. |
4 | Рассматривание и описание игрушек. (игрушки по выбору воспитателя) | №3 | 1 | Занятия по развитию речи для детей 3-3 лет О. С. Ушакова |
Ноябрь | ||||
5 | Звуковая культура: звук И | 2 | 41 65 | Занятия по развитию речи В. В. Гербова. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» по редакции Н. Е. Вераксы. |
6 | Описание предметов одежды куклы | 10 | 38 | Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет О. С. Ушакова |
Декабрь | ||||
7 | Составление рассказа по картине «Катаемся на санках» | 13 | 45 | Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет О. С. Ушакова |
8 | Игра-инсценировка «У матрешки⎯новоселье» | 4 | 52 86 | Занятия по развитию речи В. В. Гербова. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» по редакции Н. Е. Вераксы. |
Январь | ||||
9 | Звуковая культура: звуки М, Мь | 3 | 56 105 | Занятия по развитию речи В. В. Гербова Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» по редакции Н. Е. Вераксы. |
10 | Составление сюжетного рассказа по набору игрушек | 22 | 67 | Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет О. С. Ушакова |
Февраль | ||||
11 | Звуковая культура: звуки Б, Бь; Д, Дь | 2 | 60 111 | Занятия по развитию речи В. В. Гербова. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» по редакции Н. Е. Вераксы. |
12 | Составление сюжетного рассказа о куклах Фае и Феде. | 24 | 72 | Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет О. С. Ушакова |
Март | ||||
13 | Звуковая культура: звуки Т, П, К. | 2 | 65 | Занятия по развитию речи В. В. Гербова. |
14 | Рассматривание картины «Дети играют в кубики» | 4 | 68 | Занятия по развитию речи В. В. Гербова. |
Апрель | ||||
15 | Звуковая культура: звуки Ф | 2 | 71 170 | Занятия по развитию речи В. В. Гербова. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» по редакции Н. Е. Вераксы. |
16 | Описание предметов посуды | 26 | 76 | Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет О. С. Ушакова |
Май | ||||
17 | Звуковая культура: звуки З | 2 | 77 195 | Занятия по развитию речи В. В. Гербова. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» по редакции Н. Е. Вераксы. |
18 | Звуковая культура: звуки Ц | 4 | 79 201 | Занятия по развитию речи В. В. Гербова. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» по редакции Н. Е. Вераксы. |
2.4. Перспективное планирование по художественной литературе в младшей группе (3-4 года) на 2020-2021 учебный год.
№п/п | Тема занятия | № занятия | Стр. | Литература |
Сентябрь | ||||
1 | Чтение и пересказ сказки «Курочка Ряба» | 1 | 14 | Занятия по развитию речи для детей 3-3 лет О. С. Ушакова |
2 | Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса» | 2 | 29 40 | Занятия по развитию речи В. В. Гербова. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» по редакции Н. Е. Вераксы. Занятия по развитию речи В. В. Гербова. |
Октябрь | ||||
3 | Чтение русской народной сказки «Колобок». Дидактическое упражнение «Играем в слово» | 2 | 37 | Занятия по развитию речи В. В. Гербова. |
4 | Чтение стихотворения А. Блока «Зайчик» заучивание стихотворения А. Плещеева "Осень наступала» | 4 | 38 | Занятия по развитию речи В. В. Гербова. |
Ноябрь | ||||
5 | Чтение стихотворений об осени | 1 | 40 | Занятия по развитию речи В. В. Гербова. |
6 | Чтение стихотворений из цикла С. Маршака «Детки в клетке» | 4 | 45 | Занятия по развитию речи В. В. Гербова. |
Декабрь | ||||
7 | Чтение сказки «Снегурушка и лиса» | 1 | 49 | Занятия по развитию речи В. В. Гербова. |
8 | Чтение рассказа Л. Воронковой «Снег идет», стихотворение А. Босава «Трое» | 3 | 51 | Занятия по развитию речи В. В. Гербова. |
Январь | ||||
9 | Чтение русской народной сказки «Гуси⎯лебеди» | 1 | 53 | Занятия по развитию речи В. В. Гербова |
10 | Рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси⎯лебеди», пересказ сказки по мнемотаблицам. | 2 | 54 | Занятия по развитию речи В. В. Гербова |
Февраль | ||||
11 | Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» | 1 | 59 | Занятия по развитию речи В. В. Гербова |
12 | Заучивание стихотворения В. Берестова «Петушки распетушились» | 3 | 61 | Занятия по развитию речи В. В. Гербова. |
Март | ||||
13 | Чтение стихотворения И. Косякова «Всё она». Дидактическое упражнение «Очень мамочку люблю, потому, что…» | 1 | 64 | Занятия по развитию речи В. В. Гербова. |
14 | Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» | 3 | 67 | Занятия по развитию речи В. В. Гербова. |
Апрель | ||||
15 | Чтение и заучивание стихотворения А. Плещеева «Весна» | 1 | 70 | Занятия по развитию речи В. В. Гербова. |
16 | Чтение и драматизация русской народной песенки «Курочка-рябушечка». | 3 | 73 | Занятия по развитию речи В. В. Гербова. |
Май | ||||
17 | Чтение руссой народной сказки «Бычок- черный бочок, белые копытца». Литературная викторина. | 1 | 76 | Занятия по развитию речи В. В. Гербова. |
18 | Повторение заученных стихотворений. Заучивание стихотворения И. Белоусова «Весенняя гостья» | 3 | 78 | Занятия по развитию речи В. В. Гербова. |
2.5. Формы и приемы организации образовательного процесса по образовательной области «Речевое развитие».
Совместная образовательная деятельность педагогов и детей | Самостоятельная деятельность детей | Образовательная деятельность в семье | |
Непосредственно образовательная деятельность | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||
Занятия игры с предметами и сюжетными игрушками. Обучающие игры с использованием предметов и игрушек. Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, частушки, колыбельные). Чтение, рассматривание иллюстраций. Совместная продуктивная деятельность. Экскурсии. Дидактические игры. Настольно-печатные игры. Разучивание стихотворений. Речевые задания и упражнения. Работа по –обучению пересказу с опорой на вопросы воспитателя -обучению составлению описательного рассказа об игрушке с опорой на речевые схемы. - обучению пересказу по серии сюжетных картинок. -обучению пересказу по картине. -обучению пересказу литературного произведения (коллективное рассказывание) Показ настольного театра. | Речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, напоминание, уточнение). Беседы с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него. Хороводные игры, пальчиковые игры. Пример использования образцов коммуникативных кодов взрослого. Фактическая беседа. Речевые дидактические игры. Наблюдения. Чтение слушание, воспроизведение, имитирование. Разучивание скороговорок, чистоговорок. Индивидуальная работа. Наблюдение за объектами живой природы, предметным миром. Праздники и развлечения | Игра-драматизация с использованием разных видов театров. Игры в парах и совместные игры (коллективный монолог) Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей. Сюжетно-ролевые игры. Дидактические игры. Настольно-печатные игры. | Индивидуальная работа. Тематические консультации. Родительские собрание. |
3. Организация и содержание развивающей предметно-пространственной среды.
Для построения развивающей среды в ДОУ выделяем следующие принципы:
- принцип открытости,
- гибкого зонирования,
- стабильности-динамичности развивающей среды;
- функциональности.
Образовательный процесс, организованный в соответствии с рабочей программой «Речевое развитие», начинается с создания развивающей предметно-пространственной среды в группах дошкольной образовательной организации.
Пространство группы организуется в виде разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение уголков в группах меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
В качестве центров развития могут выступать:
- уголок для сюжетно-ролевых игр,
- книжный уголок;
- уголок театра,
- зона для настольно-печатных игр,
- уголок природы (наблюдений за природой),
- уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей конструктивной, экспериментальной и др.;
- игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;
- игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).
Предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Пополнение и обновление предметного мира, окружающего ребенка способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.
Организация предметно-развивающей среды в группе несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы.
Предметно-игровая среда группы организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом.
Все групповое пространство распределено на центры (зоны, уголки), которые доступны детям игрушки, дидактический материал, игры. В группе мебель и оборудование установлены так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния, достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакте ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель, в том числе и разно уровневая всевозможные диванчики, пуфики, а также мягкие модули. Их достаточно легко передвигать и по-разному компоновать в группе.
Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка.
4. Программное методическое обеспечение.
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. - М.: Мозаика – Синтез, 2014.
- Гербова В.В «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа». – М.: Мозаика – Синтез, 2014.
- Гербова В В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.. Мозаика-Синтез, 2006г.
- Гербова В В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. М. Мозаика-Синтез, 2005г.
- Ковригина Т.В., Косьяненко М.В., Павлова О.В. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Вторая младшая группа. – Волгоград, «Учитель», 2012
- Развитие речи детей 3—5 лет. – 3 –е изд., дополн./ под ред. Программа, О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной .⎯ М.: ТЦ Сфера, 2017.⎯192 с.⎯ (Развиваем речь).
- А. К. Бондаренко Дидактические игры в детском саду Москва: Просвещение, 1991. — 160 с.
Примерный список литературы для чтения детям младшей группы
Сентябрь / октябрь / ноябрь
Русский фольклор
Песенки, потешки. «Пальчик-мальчик…», «Заинька, попляши…», «Ночь пришла…», «Сорока, сорока…», «Еду-еду к бабе, к деду…», «Тили-бом! Тили-бом!».
Сказки. «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской.
Фольклор народов мира
Песенки. «Кораблик», «Храбрецы», англ., обр. С. Маршака; «Что за грохот», пер. с латыш. С. Маршака; «Помогите!», пер. с чеш. С. Маршака.
Сказки. «Рукавичка», укр., обр. Е. Благининой; «Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В. Важдаева; «Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы.
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия. К. Бальмонт. «Осень»; А. Блок. «Зайчик»; А. Кольцов. «Дуют ветры…» (из стихотворения «Русская песня»); А. Плещеев. «Осень наступила…»; А. Майков. «Колыбельная песня»; А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч!» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»); С. Черный. «Приставалка», «Про Катюшу»; С. Маршак. «Зоосад», «Жираф», «Зебры», «Белые медведи», «Страусенок», «Пингвин»,«Верблюд», «Где обедал воробей?» (из цикла «Детки в клетке»); К. Чуковский.«Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр».
Проза. К. Ушинский. «Петушок с семьей», «Уточки»; Т. Александрова. «Медвежонок Бурик»; Б. Житков. «Как мы ездили в зоологический сад», «Как мы в зоосад приехали», «Зебра», «Слоны», «Как слон купался» (из книги «Что я видел»); М. Зощенко.
«Умная птичка»; Г. Цыферов. «Про друзей», «Когда не хватает игрушек» (из книги
«Про цыпленка, солнце и медвежонка»); К. Чуковский. «Так и не так».
Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия. Г. Виеру. «Ежик и барабан», пер. с молд. Я. Акима; П. Воронько. «Хитрый ежик», пер. с укр. С. Маршака; Л. Милева. «Быстроножка и Серая Одежка», пер. с болг. М. Маринова; А. Милн. «Три лисички», пер. с англ. Н. Слепаковой.
Проза. Д. Биссет. «Лягушка в зеркале», пер. с англ. Н. Шерешевской; Л. Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», пер. с англ. О. Образцовой; Ч. Янчарский. «Игры», «Самокат» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько.
Декабрь / январь / февраль
Русский фольклор
Песенки, потешки, заклички. «Как у нашего кота…», «Сидит белка на тележке…», «Ай, качи-качи-качи» …», «Жили у бабуси…», «Чики-чики-чикалочки…», «Кисонькамурысенька…», «Заря-заряница…».
Сказки. «Гуси-лебеди», «Снегурочка и лиса», обр. М. Булатова; «Лиса и заяц», обр. В. Даля.
Фольклор народов мира
Песенки. «Маленькие феи», англ., обр. С. Маршака; «Купите лук…», пер. с шотл. И. Токмаковой.
Сказки. «У солнышка в гостях», пер. с словац. С. Могилевской и Л. Зориной; «Лисанянька», пер. с финск. Е. Сойни; «Храбрец-молодец», пер. с болг. Л. Грибовой.
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия. С. Гродецкий. «Кто это?»; А. Пушкин. «Свет наш, солнышко!...», «Месяц, месяц…» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»); В. Берестов. «Курица с цыплятами», «Бычок»; Н. Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали»; С. Маршак. «Тихая сказка»; В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?»; К. Чуковский. «Муха-цокотуха», «Ежики смеются», «Елка».
Проза. Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; Л. Воронкова. «Маша-растеряша», «Снег идет» (из книги «Снег идет»); Н. Носов «Ступеньки»; Д. Хармс. «Храбрый еж»; А. Н.Толстой. «Петушки».
Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия. Н. Забила. «Карандаш», пер. с укр. З. Александровой; С. Капутикян. «Кто скорее допьет», пер. с арм. Т. Спендиаровой.
Проза. Е. Бехлерова. «Капустный лист», пер. с польск. Г. Лукина; А. Босев. «Трое», пер. с болг. В. Викторова; Б. Поттер. «Ухти-Тухти», пер. с англ. О. Образцовой; Й. Чапек. «Трудный день», «В лесу», «Кукла Яринка» (из книги «Приключения песика и кошечки»), пер. с чешск. Г. Лукина.
Март / апрель / май
Русский фольклор
Песенки, потешки, заклички. «Травка-муравка…», «На улице три курицы…», «Тень, тень, потетень…», «Курочка-рябушечка…», «Дождик, дождик, пуще…», «Божья коровка…», «Радуга-дуга…».
Сказки. «Бычок — черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой; «Теремок», обр. Е. Чарушина.
Фольклор народов мира
Песенки. «Три зверолова», англ., обр. С. Маршака; «Разговор лягушек», «Несговорчивый удод», пер. с чеш. С. Маршака.
Сказки. «Пых», белорус., обр. Н. Мялика; «Лесной мишка и проказница мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой; «Коза-дереза», укр., обр. Е. Благининой; «Петух и лиса», пер. с шотл. М. Клягиной-Кондратьевой; «Свинья и коршун», сказка народов Мозамбика, пер. с португ. Ю. Чубкова.
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия. К. Бальмонт. «Комарики-макарики»; И. Косяков. «Все она»; А. Майков «Ласточка примчалась...» (из новогреческих песен); А. Плещеев. «Весна» (в сокр.); А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая»; С. Маршак. «Сказка об умном мышонке»; В. Маяковский. «Что ни страница — то слон, то львица»;
С. Михалков. «Песенка друзей»; Э. Мошковская. «Жадина»; И. Токмакова. «Медведь»; К. Чуковский. «Айболит», «Чудо-дерево», «Черепаха».
Проза. Л. Толстой. «Птица свила гнездо…»; «Таня знала буквы…»; «У Вари был чиж…», «Пришла весна…»; К. Ушинский. «Васька», «Лиса Патрикеевна»; В. Бианки. «Купание медвежат»; Ю. Дмитриев. «Синий шалашик»; С. Прокофьева. «Маша и Ойка», «Когда можно плакать», «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»); В. Сутеев. «Три котенка»; А. Н. Толстой. «Еж», «Лиса».
Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия. А. Босев. «Дождь», пер. с болг. И. Мазнина; «Поет зяблик», пер. с болг. И. Токмаковой; С. Капутикян. «Маша не плачет», пер. с арм. Т. Спендиаровой; М. Карем. «Мой кот», пер. с франц. М. Кудиновой.
Проза. О. Альфаро. «Козлик-герой», пер. с исп. Т. Давитьянц; О. Панку-Яшь. «Покойной
ночи, Дуку!», пер. с румын. М. Олсуфьева, «Не только в детском саду» (в сокр.), пер. с румын. Т. Ивановой.
Для заучивания наизусть
Произведения. «Пальчик-мальчик…», «Как у нашего кота…», «Огуречик, огуречик…», «Мыши водят хоровод…» — рус. нар. песенки; А. Барто. «Мишка», «Мячик», «Кораблик»; В. Берестов. «Петушки»; Е. Ильина. «Наша елка» (в сокр.); А. Плещеев. «Сельская песня»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?»; К. Чуковский. «Елка» (в сокр.).
Игры-драматизации-приблизительный список: «Кисонька – мурысонька», «Пальчик – мальчик», ««Курочка – рябушечка», «Мишка – косолапый», «Коза рогатая», «Варежка», , «Как у нашего кота», «Петушок, петушок…», «Тень – тень – потетень…», «Два веселых гуся», «Огуречник, огуречник…» стихи А. Барто, З. Александровой «Мой мишка
Театральная деятельность-приблизительный список: «Колобок», «Теремок», «Под грибом», «Рукавичка», сказки Маршака, В. Сутеева и другие, соответствующие возрасту детей.
Примерный список дидактических игр.
Словесные игры: «Угадай, кто позвал», «Игра с пальчиками», «Коза рогатая», «Заинька», «На птичьем дворе», «У медведя во бору», «Конь», «Петушок», «Солнечные зайчики», «Курочка-рябушечка», «Пчелки», «Птицы и автомобили», «Кто больше знает вежливых слов?», «Кто как голос подает?», «Добавь слово», «Назови ласково» (по лексическим темам), «Скажи какой?», «Кто, что умеет делать», «Громко — тихо»;
Настольно печатные игры: «Сложи картинку», «Чьи детки», «Кому что нужно для работы», «Когда это бывает?», «Из чего сделано?», «Кто, что умеет делать»;
Игры с предметами: «Чудесный мешочек», «Опасные предметы», «В магазине игрушек», «Новая кукла», «Кукла Катя проснулась», «Магазин»
Беседа по картинам:
Картины из жизни животных: «Домашние животные», «Животные и их детеныши», «На птичьем дворе», «Дикие животные», «Кто всю зиму спит»;
Плакаты: «Городской транспорт», «Фрукты и ягоды», «Грибы», «Овощи и фрукты», «Деревья», «Транспорт», «Профессии»,
Серия «Расскажите детям о....»: «Расскажите детям о бытовых приборах», «Расскажите детям о рабочих инструментах», «Расскажите детям о деревьях»,
«Расскажите детям о домашних животных», «Расскажите детям о домашних питомцах», Расскажите детям о фруктах»,
«Расскажите детям об овощах», «Расскажите детям о птицах», «Расскажите детям о садовых ягодах», «Расскажите детям о музыкальных инструментах»;
Сюжетные картины: «Одуванчик», «Не уходи от нас киска», «Шарик улетел», «Вот это снеговик», «Наряжаем ёлку», «Дети играют», «Привет белочка», «Подрастают цыплята»;
Работа с родителями: консультации «Особенности развития речи детей дошкольного возраста», «Рекомендации по развитию устной речи ребенка», «Как научить ребенка общаться», «Учимся правильно произносить все звуки», «Вместе придумываем сказки», Разговариваем правильно», «Играем в речевые игры», «Дидактические игры по развитию речи детей»;
Индивидуальные встречи⎯ выстраиваются в процессе личностно-ориентированного общения с каждой семьей по интересующим темам в течении всего года;
Родительские собрания- Цель: просвещение родителей по проблеме речевого развития детей и привлечение их к сотрудничеству и взаимодействию в работе по развитию речи детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по образовательной области "Речевое развитие" по примерной программе "От рождения до школы" в группе старшего дошкольного возраста.
Данная программа расчитана для детей старшего дошкольного возраста, разработана на основе примерной программы "От рождения до школы"...
Рабочая программа по образовательной области "Речевое развитие" для дошкольников 5-7 лет "Развиваем речь" (на основе программы О.С.Ушаковой "Развития речи дошкольников")
Данная рабочая программа адресована воспитателям, работающим по основной образовательной программе МБДОУ «ДС ОВ №20» г. Усинска, для организации работы по образовательной области «Ре...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Речевое развитие» (разделы: развитие речи, подготовка к обучению грамоте, художественная литература и фольклор) для детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАна основе Примерной общеобразовательной программыдошкольного образованияс учетом Комплексной образовательной программыдошкольного образования «Мир открытий»,научный руково...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи и восприятие художественной литературы и фолькло-ра) для старшей группы «В» 2020-2021г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо образовательной области «Речевое развитие»(развитие речи и восприятие художественной литературы и фольклора)для старшей группы «В»на основе Примерной общеоб...
Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» Вид организованной образовательной деятельности: Речевое развитие
Рабочая программапо образовательной области «Речевое развитие» Вид организованной образовательной деятельности: Речевое развитие...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи, подготовка к обучению грамоте, восприятие художе-ственной литературы и фольклора) для разновозрастной группы 2021-2022г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо образовательной области «Речевое развитие»(развитие речи, подготовка к обучению грамоте, восприятие художественной литературы и фольклора)для разновозрастной группына о...