Проект
проект по развитию речи (старшая группа)
Данный проект содержит анкету для родителей, конспекты занятий, конспект викторины. В приложениях также имеется картотека пословиц и поговорок о подвигах, храбрости, чести. Проект может быть использован воспитателями старшей, подготовительной группы, логопедами детских садов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhit_rodine_sluzhit_proekt.docx | 54.65 КБ |
Предварительный просмотр:
«Жить родине служить»
Вид проекта: среднесрочный 1 месяц
Тип проекта: познавательно –творческий, групповой.
Участники проекта: дети подготовительной логопедической группы, родители, педагоги.
Актуальность проекта: Патриотическое воспитание ребенка- это основа формирования будущего гражданина. Задачи воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна, чтобы достигнуть определенного результата необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную сферу. Уже в дошкольном возрасте ребенок может и должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран, что наше Отечество укреплялось и развивалось в борьбе с врагами. Необходимо осуществлять работу по воспитанию у детей любви к Родине, уважение к людям, которые воевали ради сегодняшней нашей свободы.
Аннотация: Данный проект содержит анкету для родителей, конспекты занятий, конспект викторины. В приложениях также имеется картотека пословиц и поговорок о подвигах, храбрости, чести. Проект может быть использован воспитателями старшей, подготовительной группы, логопедами детских садов.
Цель: Знакомить с историей Российской Армии, и ее ролью в современном обществе, значимыми событиями ВОВ, воспитывать чувство гордости и уважения к нашим героическим предкам и сегодняшним защитникам Отечества.
Задачи:
Обучающие: Расширять и обобщать представления детей о Российской Армии, ее функциях
Познакомить со значимыми событиями ВОВ, начало, понятие «Блокадный хлеб», о Блокаде Ленинграда, Победа в ВОВ.
Проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию детей в семье.
Коррекционные:
Совершенствовать грамматический строй речи, словообразование.
Развивать связную речь.
Развивающие: Обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыкой и песнями военных лет.
Воспитывающие: Формировать нравственные качества, чувство любви и уважения к Родине.
Воспитывать будущих защитников Отечества;
Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции русского народа: трудолюбие, доброту, сострадание, взаимовыручку, гостеприимство.
Ожидаемые результаты:
Сформированности патриотических чувств в процессе реализации целей и задач проекта.
Применение полученных знаний в добрых делах и поступках на благо Родины.
Повышение заинтересованности родителей в формировании чувства патриотизма у детей.
Этапы формирования:
- Подготовительный этап:
Анкетирование родителей
Занятие на лексико – грамматический строй речи «Наша Армия Родная!»
Занятие на связную речь «Богатыри земли Русской. Былины»
Занятие о «Блокаде Ленинграда»
- Основной этап
Викторина «Русский солдат смекалкой богат».
Разучивание пословиц и поговорок на военную тематику.
Прослушивание музыки и песен военных лет: «Катюша», «Бьется в тесной печурке огонь».. и тд.
- Заключительный этап
Выпуск газеты «Мы помним, мы гордимся»
Инсценировка сказки «Каша из топора»
Поделки к 23 февраля папам и мальчика.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Анкета для родителей
Ответьте пожалуйста на вопросы анкеты!
- Какое из данных направлений в воспитании вашего ребенка являются наиболее важными. (Прономеруйте в порядке убывания)
- интеллектуальное развитие;
- формирование здорового образа жизни;
- духовно- нравственное воспитание;
- патриотическое воспитание;
- физическое воспитание;
- компетентность в общении;
- художественно- эстетическое воспитание.
2. Как вы понимаете термин «Патриотизм»? Как, по вашему мнению, воспитывать патриотизм у ребенка?
3. Как вы видите взаимодействие родителей и сотрудников ДОУ по формированию патриотизма у ребенка? ________________________________________________________________________________
4. Важен ли личный пример педагогов родителей?________________________________________
5. Какие патриотические чувства вы хотели бы воспитать в детях?
-уважение к истории
- любовь к Родине;
- любовь к родному языку и культуре;
- верность традициям;
-положительное отношение к славным защитникам нашей Родины;
- гордость за свое село
- чувство бережливости ко всему, что создано руками дедов и отцов, других людей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
НАША АРМИЯ РОДНАЯ.
РАССКАЗ В. БИАНКИ «ПРИСПОСОБИЛСЯ»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цели: углублять знания о Российской армии; дать элементарные представления о родах войск; рассказать о подвигах защитников Отечества во время Великой Отечественной войны; способствовать эмоциональному восприятию содержания рассказа, придумывать продолжение и окончание рассказа; закреплять знания об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров.
Планируемые результаты: имеет представление о государственных праздниках, о Российской армии, о военных профессиях; пересказывает содержание прочитанного рассказа по вопросам педагога; выразительно исполняет песню вместе с педагогом, ритмично двигается под песню в соответствии с музыкальным образом; самостоятельно придумывает движения в соответствии с замыслом; сотрудничает со сверстниками.
Материалы и оборудование: запись песни на стихи О. Колычева, музыку А. В. Александрова «Песня о Советской армии», магнитофон; плакаты с изображениями воинов разных родов войск.
Содержание
организованной деятельности детей
1. Вводное слово воспитателя.
Звучит «Песня о Советской армии».
– Отгадайте загадку:
Кто, ребята, на границе
Нашу землю стережет,
Чтоб работать и учиться
Мог спокойно наш народ?
На тропе, на берегу
Преграждает путь врагу.
(Пограничник.)
– Сегодня мы узнаем много интересного об армии. Прочитаем рассказ В. Бианки «Приспособился».
2. Беседа на тему «Наша армия родная».
– Как называется праздник, который отмечает наша страна 23 февраля? (День защитника Отечества.) Как понять слово Отечество? Есть ли близкое по значению слово к слову «Отечество»? (Родина.) У слова «родина» есть более широкое значение: страна, в которой родился человек. В какой стране вы родились? (В России.) Кто защищает нашу Родину на суше? (Сухопутные войска.) Кто защищает нашу Родину на море? (Морской флот.) Кто защищает нашу Родину в воздухе? (Воздушный флот.) Нашу Родину на суше охраняют сухопутные войска, на море – военно-морской флот, а в воздухе – военно-воздушный флот. Какие же бывают военные профессии? Кто служит в ракетных войсках? (Ракетчики.) Кто служит в сухопутных войсках? (Пехотинцы.) Кто охраняет границы нашей Родины на земле? (Пограничники.) Кто служит в танковых войсках? (Танкисты.) Кто охраняет морские границы? (Моряки.) Кто поднимает в воздух самолеты? (Летчики.) Кто служит в воздушно-десантных войсках? (Десантники.)
Послушайте стихи Натальи Ивановой «Военные профессии» и расскажите, какую работу выполняет каждый военный.
МОРЯК
На мачте наш трехцветный флаг,
На палубе стоит моряк.
И знает, что моря страны,
Границы океанов
И днем, и ночью быть должны
Под бдительной охраной!
ТАНКИСТ
Везде, как будто вездеход,
На гусеницах танк пройдет.
Ствол орудийный впереди,
Опасно, враг, не подходи!
Танк прочной защищен броней
И сможет встретить бой!
ВОЕННЫЙ ВРАЧ
Солдат у вражеских высот
Был ранен утром рано.
Отважный военврач спасет,
Он перевяжет раны!
Врач извлечет из ран солдата
Два небольших осколка
И скажет: «Унывать не надо!
Живи, братишка, долго!»
ПОДВОДНИК
Вот дивная картина –
Выходит из глубин
Стальная субмарина,
Как будто бы дельфин!
Подводники в ней служат –
Они и там, и тут
Под водной гладью кружат,
Границу берегут!
САПЕР
Давно закончилась война,
Но след оставила она –
Бывает, среди грядок
Закопаны снаряды.
И с техникой придет сапер,
Чтоб обезвредить поле.
Не будет взрывов с этих пор,
Беды, и слез, и боли!
ДЕСАНТНИК
Десантники в минуты
Спускаются с небес.
Распутав парашюты,
Прочешут темный лес,
Овраги, горы и луга.
Найдут опасного врага.
– Отгадайте загадки:
Он в безбрежном океане
Туч касается крылом,
Развернется – под лучами
Отливает серебром.
(Самолет.)
Ни пера, ни крыла,
А быстрее орла.
Только выпустит хвост –
Понесется до звезд.
(Ракета.)
Гусеницы есть, а не трактор.
Ствол есть, а не дерево.
(Танк.)
3. Знакомство с художественной литературой. Рассказ В. Бианки «Приспособился».
– Послушайте стихотворение.
Замер лес в прозрачной дымке,
На деревьях лишь снежинки.
Стынут ветви у берёз.
Ходит по лесу мороз.
Ну, а мишке всё равно,
Он в берлоге спит давно.
Положил он лапу в рот
И, как маленький, сосёт.
– Как выглядит берлога медведя? Чем питается медведь зимой? Однажды с нашим мишкой такая история приключилась. Послушайте рассказ В. Бианки «Приспособился».
Вопросы:
– Что вы узнали о зимовье медведя?
– Почему нарушался его сон?
– Что произошло бы, если бы не одному медведю, а многим пришлось покинуть свою берлогу?
– Слушайте песенку, подпевайте и повторяйте за мной движения.
Раз морозною зимой
Вдоль опушки лесной
Шёл медведь к себе домой Изображают медведя.
В тёплой шубе меховой.
Шёл он, шёл к своей берлоге
По просёлочной дороге.
И, шагая через мост,
Наступил лисе на хвост. Топают ногой.
Подняла лисица крик,
Зашумел тёмный лес.
И медведь с испуга вмиг
На сосну большую влез. Качают головой.
На сосне весёлый дятел
Белке домик конопатил.
И промолвил он: «Медведь!
Надо под ноги смотреть!» Грозят пальцем.
– А какой бы вы дали медведю из нашей песенки совет?
4. Итог занятия.
– Что вы узнали об армии? Какие профессии есть в армии? Понравился ли вам рассказ В. Бианки «Приспособился»?
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
«Богатыри земли Русской. Былины»
План конспект в подготовительной группе « Богатыри земли Русской»
Задачи:
- воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину
- формировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской;
- закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, шлем, сапоги, бармица), названия оружия русского воина (копье, меч, лук со стрелами, булава);
- воспитывать интерес к истории России; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать;
-учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей, использовать в речи синонимы;
-приобщать детей к словесному искусству через развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
- продолжать формировать начальные представления у детей о здоровом образе жизни;
Предварительная работа:
Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»;
Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей».
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане и его славном сыне царе Гвидоне».
Изобразительная деятельность: рисование: «Русский богатырь», «Щит богатыря»; лепка «Богатырский конь».
Словарная работа:
Русь, русичи, славяне, богатыри, былины; доспехи – одежда богатырей (кольчуга, щит, шлем, бармица); оружие богатырей (копье, меч, лук со стрелами, булава); застава.
Оборудование:
Иллюстрации богатырей, элементы одежды, оружия; изображения соловья разбойника, тугарина змея, змея горыныча, кощея бессмертного; дуба памятника Илье Мурамцу; сказателей; музыкального инструмента- гусли
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Воспитатель обращает внимание детей на гостей.
Воспитатель: «Здравствуйте. Дети, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними, подарите им тепло своих улыбок. Молодцы!
- Ребята, а вы любите путешествовать?
Сегодня мы с вами отправимся в волшебное путешествие в прошлое древнерусского государства.
А сейчас закроем глазки и представим, что мы с вами попали в прошлое нашей страны. Одеваем свои шапки невидимки….раз, два ,три….
Вот и произошло волшебство. Открываем свои глазки..
Воспитатель:
Слава русской стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказ начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!
Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Издавне на этой земле жили славяне. Их соседи - часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Жили среди русичей и богатыри. Они славились необыкновенной силой, об их подвигах слагались сказки и былины, стихотворения.
- Мы тоже знаем стихотворения, кто расскажет?
Чтение стихотворения о богатыре (читает ребенок)
Силен, как вольный ветер
Могуч, как ураган,
Он защищает землю!
От злобных басурман!
Он силой доброго богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей!
-А как вы думаете . что такое былина?
-Кто их рассказывал эти былины?
-Под какой музыкальный инструмент?
2. Беседа о богатырях
Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто такие богатыри?
Дети: Богатыри - это люди, которые защищали нашу Родину от врагов.
Воспитатель: Богатыри – это защитники нашей Родины в древности. Дети, а как вы считаете, какие были богатыри?
Дети: Сильные, смелые, отважные, храбрые, мужественные, бесстрашные.
Воспитатель: Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (крепости).
3.Рассматривание картины Васнецова
Воспитатель :
Давайте внимательно рассмотрим картину.
В центре Илья Муромец! Он прост и могуч. В нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом.
Богатырь справа — самый младший, «напуском смелый» — Алеша Попович. Он полон отваги, смелости, он душа-парень, певец и гусляр. У него в руках лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли.
Третий богатырь — Добрыня Никитич — в былине он представителен и величав. Он может выполнять самые сложные поручения.
Богатырей мы видим всех вместе. Это олицетворяет народную силу и говорит о надежности этих защитников Русской земли.
А посмотрите, на каких конях они сидят? Что вы о них скажете? А почему, если бы они были маленькими, выдержали ли они своих богатырей? Правильно! Не выдержали бы.
– Чем вооружены богатыри? (Воспитатель показывает детям отдельные иллюстрации с изображением оружия: щит, меч, булава, палица.)
Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи богатырей
- Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
- Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
- Что за полотно, которым укрывался от ветра богатырь? (Плащ)
- Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)
- Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький…(Щит)
- Как называется эта картина?
Воспитатель: Да, дети, эта картина называется «Три богатыри», и написал ее художник В.М. Васнецов, который изобразил защитников в виде сказочных героев.
Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вам стать богатырями.
4. Физкультминутка «Богатыри»
Богатырь - вот он каков: (Показывают силача)
Он силён, он здоров,
Он из лука стрелял, (Имитируют движения)
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко - зорко наблюдал,
Подрастём, мы и, смотри, (Поднимаем руки высоко вверх)
Станем, как богатыри!
Воспитатель: Дети, а с кем боролись герои - богатыри?
Дети: С Соловьем - разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем.
Воспитатель: Дети, а каких еще богатырей вы знаете?
Дети: Святогор, Никита Кожемяка,
- Чем отличается Святогор от других богатырей?
- С кем он поделился своей силой?
В городе Муроме, есть памятник богатырю- илье мурамцу!
На доске появляется дуб.
Воспитатель: Дети, раньше сильных и крепких людей сравнивали с этим деревом. А вы знаете, что это за дерево?
Дети: Дуб.
Воспитатель: Верно, это дерево называется – дуб.
Воспитатель: Дуб – это крепкое, сильное дерево, которому поклонялись древние славяне – русичи. Из его ветвей изготовлялось оружие – палица, с помощью которой богатыри защищали русскую землю.
6.Игра «Да- нет»
Наша Родина сильна ……………………………..да.
И у нас она одна…………………………………..да.
На Руси богатыри есть……………………………да.
Им всегда хвала и честь…………………………..да.
Илья Муромец герой ……………………………..да.
Он был самый молодой………………………….нет.
Соловья он победил………………………………да.
Из автомата подстрелил…………………………нет.
Алёша Попович тоже герой……………………..да.
Он сильный, смелый, молодой………………….да.
Он в Киеве граде дружинником был……………да
Карабаса в бою победил………………………..нет.
На танках боролись богатыри с врагом………..нет.
Они воевали с мечом и копьём…………………да.
Добрыня Никитич был слабым и хилым………нет.
Он змея сумел победить своей силой…………..да.
Гордимся мы нашими богатырями……………..да.
Хотим ли быть такими же сами…………………да.
7.Пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине:
- Какие вы знаете пословицы?
Смелость силе воевода.
Тот герой кто за Родину горой.
Кто смел тот на коня сел.
За край свой насмерть стой.
Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.
Сам погибай, а товарища выручай.
С родной земли умри, не сходи.
Жить - Родине служить.
Счастье - Родины дороже жизни.
Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
9. Подведение итогов
Нам пришла пора возвращаться в детский сад, закрываем глазки ,раз, два три…и мы оказались в нашей группе. Снимаем свои шапки невидимки.
-О ком мы сегодня узнали?
- Что нового узнали?
Чтение стихотворения.
А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням
Землю Русскую!
Не затмить им солнце красное!
Век стоит Русь - не шатается.
И века простоит не шелохнется!
А преданья старины
Забывать мы не должны
Слава русской стороне!
Слава русской старине!
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Конспект тематического мероприятия, посвящённого снятию блокады Ленинграда, для подготовительной группы
Цель:
-расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны; формировать чувство патриотизма.
Задачи:
- формировать у детей нравственные понятия и этику истинного петербуржца;
- обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;
- формировать любовь к родному городу, чувство гордости за защитников Отечества;
- знакомить детей с музыкальными произведениями военной тематики;
- активизировать словарный запас детей;
- развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов;
- совершенствовать изобразительные умения и навыки
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций блокадного Ленинграда;
6. Слушание военных песен.
Необходимые материалы:
1. презентация на тему: «Блокада».
2. Стенды с детскими рисунками.
3. запись музыки и песен.
Ход мероприятия:
1 (Звучит песня «Ленинградцы» муз. И. Шварца, сл. В. Коростылева)
«Июнь. Россия. Воскресенье.
Рассвет в объятьях тишины.
Осталось хрупкое мгновенье
До первых выстрелов войны.
Через секунду мир взорвётся,
Смерть поведёт парад-алле,
И навсегда погаснет солнце
Для миллионов на земле.
Июнь. Россия. Воскресенье.
Страна на грани: быть не быть…
И это жуткое мгновенье
Нам никогда не позабыть…
- 22 июня в 4 часа утра, когда все спали, без объявления войны Фашистские войска начали бомбить наши города.
3 (Звучит запись песни «Вставай страна огромная»(только музыка)
- Началась ВОЙНА, враг был очень силён. Он разрушал города и сёла, убивал мирных жителей. Но наш народ как один поднялся на защиту своей Родины. Нелегко пришлось советским солдатам на этой войне. Они стояли насмерть, чтобы отстоять каждый клочок нашей земли. Это были жестокие бои за города и сёла, за деревни, за каждый дом.
Много испытаний выпало на долю нашего народа в те далёкие дни Великой Отечественной Войны.
Одним из самых трудных испытаний была блокада Ленинграда, которая началась 8 сентября 1941г.
4 (Звучит музыка «В землянке» муз К. Листова, сл. А. Суркова)
- Во время блокады города на домах были размещены 1500 громкоговорителей для того, чтобы люди всегда слышали голос диктора и сигналы о начале бомбардировок. Громкоговорители работали днем и ночью. А когда не было радиопередач и бомбежки, по радио раздавался стук метронома. Медленный - все спокойно.
7 (Звучит Музыка «На безымянной высоте» муз. В. Баснера, сл. М Матусовского)
- Враг очень хотел захватить наш город и пройти по его улицам. Германские войска окружили Ленинград с суши. С другой стороны - Ладожское озеро, по которому на кораблях доставлялось продовольствие в Ленинград. Но оно тоже обстреливалось фашистами и днем и ночью.
Гитлер приказал начать долговременную осаду. Он сказал: «Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить. Нещадно бомбить, и тогда город рухнет…».
Над городом сомкнулось кольцо блокады. Начались постоянные бомбежки и артобстрелы. Была подтянута тяжелая осадная артиллерия, фашисты начали методично разрушать город. За время блокады немцы обрушили на Ленинград 100 тыс. бомб и 150 тыс. снарядов.
Самой тяжелой оказалась первая блокадная зима. Немцам удалось разбомбить продовольственные склады, в результате чего Ленинград оказался без запасов продовольствия.
Хлеб доставлялся только авиацией, или по дороге, проложенной по льду Ладожского озера. Под постоянной бомбежкой и артобстрелами водители, несмотря на огромные потери, доставляли по «дороге жизни» лишь небольшое количество необходимых продуктов.
На жителей Ленинграда обрушился голод. Хлеб выдавали по карточкам. С 20 ноября ежедневная норма хлеба для рабочих составляла всего 250 г, для служащих, иждивенцев и детей - вдвое меньше. Это был маленький, липкий, сырой кусочек, состоящий из отрубей и небольшой части муки. (показать размеры блокадной нормы хлеба)
Жители стали употреблять в пищу все, что могло заглушить чувство голода. В довершение всего вышла из строя система городского водоснабжения, и воду пришлось брать из Невы и каналов.
900 дней в огненном кольце, в тисках беспощадного голода. Три зимы без топлива, воды, электричества, под непрерывным вражеским огнем выстояли ленинградцы. Под лозунгом «Все для фронта, все для победы» не на час не прекращали работы заводы: люди умирали голодной смертью, но не покидали рабочих мест. Стояли насмерть бойцы.
Тогда кольцом германской стали
И был закован Ленинград…
Почти два года продержались
Те, кто не отступил назад…
Лишь часть заводов разобрали,
Чтобы к Уралу отойти-
От взрывов продыху не знали
Те, кто уехать не смогли.
И днем, и ночью шла бомбёжка,
И днём, и ночью шёл обстрел.
На клумбах не цветы росли – картошка.
Здесь каждый был голодный, есть хотел.
120 грамм простого хлеба -
Вот весь был детский рацион.
Никто два года сытым не был,
И много кто был погребён.
Не можем мы сейчас представить,
Но это было. Было так,
Что замерзали но дороге.
Что ели кошек и собак.
И только Ладога спасала,
Когда стояли холода.
Тогда «Дорогой жизни» звала
Её народная молва.
По льду машин шли караваны,
Чтоб иногда уйти под лёд.
Ее бомбили беспрестанно,
И день за днём, из года в год.
И всё же не ломались люди,
И всё же побеждали смерть.
Им памятью навечно будет
Тот удивительный концерт,
Что Шостаковичем написан,
И под обстрелом прозвучал,
И меж осколочного свиста
Рукоплескал артистам зал.
- Особенно тяжелой для города оказалась поздняя осень 1941 года, когда Ладога замерзла и единственная ниточка, связывающая Ленинград со страной оборвалась. И тогда по ладожскому льду проложили военно-автомобильную дорогу. От нее зависело спасение жителей Ленинграда. 22 ноября 1941 года на тонкий лед Ладожского озера вышли первые грузовики с мукой. Эту дорогу называли «Дорога жизни».
Как вы думаете, почему? (Ответы детей)
До 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя в Ленинград продукты и другие жизненно важные грузы, а из города на большую землю вывозили детей, раненых, крайне истощенных и ослабевших людей.
Но Дорога жизни не могла накормить всех. От голода во время блокады погибли 642 тыс. человек.
СТИХИ:
5. Но город жил, работал и учился,
И танки, и снаряды делал он.
И посылал на фронт,
Чтоб было чем сражаться,
Чтоб не был город наш
Врагами побеждён.
- Да, в те трудные голодные дни люди в Ленинграде не только жили и работали на заводах, производя орудия и боеприпасы, для фронта, но и писали стихи и музыку. Одним из композиторов, живших в осажденном городе, был Д. Д. Шостакович. Летом 1941 он начал писать симфонию, которую потом назвали «Ленинградской». Она стала музыкальным символом блокады.
24 января 1944 г. силами Волховского и Ленинградского фронтов было предпринято наступление, в результате которого была полностью снята блокада.
872 дня и ночи продолжалась самая кровопролитная и героическая осада в истории человечества.
В городе к этому времени остались в живых в 5 раз меньше, чем в начале блокады.
И 18 января 1943 года произошло то, чего так долго ждали жители блокадного Ленинграда.
10 (Голос Ю. Левитана о прорыве блокады)
Но полное снятие блокады произошло через год, 27 января 1944 года, 71 год назад.
11 (звучит музыка Р. Глиэра «Гимн великому городу»)
За массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг., проявленные защитниками блокадного Ленинграда, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР 8 мая 1965 г. городу присвоена высшая степень отличия - звание «Город-герой».
Сегодня мы скажем слова благодарности тем, кто защищал наш город.
7 Люди Ленинграда, вы - герои!
«Люди Ленинграда, вы - герои!
Подвиг ваш бесценен на века!
Пусть не будет больше горя.
Никогда, никогда, никогда!
Память о блокаде Ленинграда
С трепетом в сердце храним.
За мужество, силу, отвагу
Ленинградцам спасибо говорим!»
8 Никто не забыт и ничто не забыто
Никто не забыт и ничто не забыто» -
Горящая надпись на глыбе гранита.
Поблекшими листьями ветер играет
И снегом холодным венки засыпает.
Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Пословицы и поговорки о Родине
- Всякому мила своя сторона.
- И кости по Родине плачут.
- Родина любимая — мать родимая.
- Человек без Родины, что соловей без песни.
- Счастье Родины дороже жизни.
- Кто наступит на землю русскую — оступится.
- Рыбам — море, птицам — воздух, а человеку — отчизна.
- Если дружба велика, будет Родина крепка.
- Родина—мать, умей за нее постоять.
- Береги землю родимую, как мать любимую.
- На родной стороне и камешек знаком.
- Своя земля и в горсти мила.
- С родной земли умри, а не сходи.
- Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
- Чужой земли не хотим, а своей не отдадим.
- Родину головой оберегают.
- Родная сторона — мать, а чужая — мачеха.
- Нет такой силы, которая бы наш Союз победила.
- Советскому патриоту любой подвиг в охоту.
- Жить — родине служить.
- И дым отечества нам сладок и приятен (А. Грибоедов).
- Лучше смерть, нежели иноземное иго (Кузьма Минин).
- Сражающийся под отечественным небом приобретает мужество льва.
- На чужой сторонушке рад своей воронушке.
- Родных нет, а по родимой стороне сердце плачет.
- На чужой стороне и сокола зовут вороною.
- Позор перед Родиной хуже смерти.
- За родину и честь не жаль голову снять.
- Всякая сосна своему бору шумит.
- Где сосна взросла, там она и красна.
- Много разных стран, а Родина одна.
- Много разных земель, а родная всех милей.
- Как мать одна, так и Родина одна.
- Ни на что не променять Веру, Родину и Мать!
- Кто где родился, там и пригодился.
- На Руси святой каждый кустик свой.
- Все мы — дети земли Русской.
- Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
- Велика русская земля — и везде солнышко.
- Золоту — старости нет, Родине — цены нет.
- Родина — всем матерям мать.
- Родину-мать ничем не заменишь.
- Родина наша солнца краше.
- Всякому мила своя Родина.
- Счастье Родины дороже жизни.
- Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
- Родина превыше всего.
- Родина краше солнца, дороже золота.
- Родина молодцу — мать, трусу — мачеха.
- Постоим горой за свой край родной.
- За Родину-мать не страшно умирать.
- У своего гнезда и ворона орла бьет.
- В родном гнезде и воробей силен.
- Родину любить — Родине служить.
- Воевать — Родину защищать.
- Мы всегда готовы в бой за союз наш трудовой.
- Родина — мать, а за мать не жалей и жизни отдать.
- Кто Родину любит, тому она в долгу не будет.
- Кто Родиной торгует, того кара не минует.
- Родина поручает, Родина и выручает.
- С Родиной разлука — одна мука.
- Кто смерти не несет врагу, тот перед Родиной в долгу.
- С отвоеванной земли — умрем — не уйдем.
- Мы своей земли не отдадим, всех врагов развеем в дым.
- За Родину и честь не жаль голову с несть.
- С родной земли — умри — не сходи.
- Живем, не тужим, своей Родине служим.
- Кто служит Родине, верно, тот долг исполняет примерно.
- Кто к нам метит, тот и смерть встретит.
- В бою за Родину и смерть красна.
- Не всем солдатам командирами быть, но всем честно Родине служить.
- Врагу смерть неси — не позорь Руси.
- О тех и радио вещает, кто Родину защищает.
- Кому Родина дорога, тот бьет без промаха врага.
- Береги землю родимую, как мать любимую.
- Где птица ни летает, а свое гнездо знает.
- С родной стороны и ворона мила.
- Родных нет, а по родимой стороне сердце ноет.
- Своя хатка — родная матка.
- В своем дому и стены помогают.
- И кости по Родине плачут.
- Только глупый человек может забыть, где родился.
- Своя сторона не бывает холодна.
- Каждая сосна для своего бора шумит.
- Живешь на стороне, а свое село все на уме.
- Земляка повидать — как дома побывать.
- Кому Дальний Восток, а нам родной.
- Родная земля — матушка, чужая сторона — мачеха.
- За морем теплее, а у нас светлее.
- На чужой стороне Родина милей вдвойне.
- На чужбине и сладкое в горчицу, а на Родине и хрен за леденец.
- Своя сторона по шерсти гладит, чужая — насупротив.
- Много на свете разных земель, а лучше родной нет никакой.
- Чужая сторона манит, а Родина к себе тянет.
- За морем и светлее и теплее, а все своя сторона милее.
- Кто на нашу землю пришел, тот и смерть нашел
- Наша Россия — мать наша. (П. Багратион)
- Смертью герой пал, а Родину не предал.
- Тот герой, кто за Родину горой.
- Чужбина — калина, родина — малина.
- Где ни жить — Родине служить.
- Любовь к Родине на огне не горит и в воде не тонет.
- Любовь к Родине побеждает смерть.
- Любовь к Родине сильнее смерти.
- Нашему народу Родина всего дороже.
- Не ищи обетованные края — они там, где Родина твоя, Новгород — отец, Киев — мать, а Москва — сердце.
- Нет земли краше, чем Родина наша.
- Одна мать родна, и Родина одна.
- Родина для нас дороже глаз.
- Родина краше солнца, дороже золота.
- Родину, как и родителей, на чужбине не найдешь.
- Родная землица и во сне снится.
- Родная сторона — мать, чужая — мачеха.
- Родной куст и зайцу дорог.
- Родина смелому — мать, а трусу — мачеха.
- В бою за Родину и смерть красна.
- В тылу, как в бою, защищай Родину свою.
- Родину предать — негодяем стать.
- Родину-мать учись защищать.
- Далеко сосна стоит, а своему лесу шумит.
- За Родину, за честь — хоть голову снесть.
- Каково на дому, таково и на Дону.
- Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет.
- Мала птица, а и та свое гнездо бережет.
- Не временем годы долги, долги годы отлучкой с родной стороны.
- Никогда Россия ярма не носила.
- От Родины награда — сердцу отрада.
- По родимой сторонке сердце поет.
- Родина наша солнца краше.
- Родину любить — верно, Родине служить.
- Родину-мать умей защищать.
- Своя сторона по шерстке гладит, чужая насупротив.
- Если Родина дорога — бей врага.
- Кто Родине изменяет, того народ презирает.
- Кто Родину любит, у того она в долгу не будет.
- Своя земля — свой прах.
- Куда бы малина ни заманила, а родное село назад привело.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
МОНИТОРИНГ К ПРОЕКТУ
«Жить –Родине служить»
Цель: выявление уровня сформированности знаний детей о истории Российской Армии, ее роли и функциях, о подвигах ветеранов ВОВ.
Методы: беседа с детьми.
Оценка результатов:
Высокий уровень: ребенок без особого труда отвечает на вопросы, полным развернутым ответом.
Средний уровень: Ребенок не уверен в своих ответах, не всегда отвечает правильно, развернуто, путается.
Низкий уровень: Ребенок не может ответить на поставленные вопросы.
Вопросы
- Что такое Родина?
- Где мы живем?
- Кто защищает нашу Родину?
- Какие военные профессии знаете?
- Кто такие ветераны?
- Что такое блокада Ленинграда?
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 4 «Аленушка» с. Екатеринославка
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРОЕКТ
«Жить –Родине служить»
Выполнила учитель- логопед
С.А.Пантелеенко
с. Екатеринославка 2020
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация
педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...