Дидактические игры по русским народным сказкам
материал по развитию речи (средняя группа)
дидактические игры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_po_russkim_narodnym_skazkam.docx | 24.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры по русским народным сказкам
Дидактические игры по русским народным сказкам
Четвертый лишний.
Цель: развитие логики и долговременной памяти.
Материалы и оборудование: картинки или фигурки сказочных персонажей,
магнитная доска, магниты.
Ход игры.
Воспитатель показывает детям фигурки четырех сказочных персонажей или крепит на магнитную доску их изображение и просит детей назвать каждого из героев (имя, название сказки).
После того как герои названы, воспитатель предлагает назвать "лишнего" в этой четверке и объяснить, почему.
Принципы отбора героя: принадлежность к иной сказке, чем все остальные;
наличие в герое, в отличие от других, ярко выраженного отрицательного характера; герои-животные и сказочный персонаж в человеческом образе.
Примечание: воспитателем приветствуются все иные принципы отбора, названные детьми, если они логичны и опираются на текст сказки.
Найди пару.
Цель: развитие зрительной памяти и внимания.
Материалы и оборудование: картинки с героями различных сказочных персонажей.
Ход игры.
Воспитатель выкладывает перед детьми картинки со сказочными персонажами.
Дети должны каждому персонажу подобрать соответствующую пару.
Основание: объединенность общим сказочным сюжетом.
Например: дед и баба, лиса и волк, Маша и медведь, лиса и журавль, Ванечка и гуси-лебеди, Аленушка и козленочек и другие.
Сделай, как в сказке было.
Цель: развитие наблюдательности и внимательности.
Материалы и оборудование: сюжетные картинки, содержащие ключевые эпизоды разных сказок.
Ход игры.
Первый вариант.
Воспитатель выкладывает перед детьми в хаотичном порядке сюжетные картинки, относящиеся к одной сказке.
Дети должны выложить их в точном соответствии с тем, как происходят события в сказке.
Второй вариант.
Воспитатель выкладывает перед детьми сюжетный ряд картинок к какой-либо сказке и сознательно допускает одну или две ошибки.
Дети должны найти ошибку и исправить ее, выложив карточки в правильной последовательности.
Третий вариант.
Воспитатель предлагает вниманию детей уже выложенный сюжетный ряд картинок, но с отсутствием одного эпизода.
Дети должны вспомнить, какого эпизода не хватает и передать его содержание.
Четвертый вариант.
Воспитатель в правильной последовательности выкладывает сюжетные картинки к сказке, но сознательно вносит туда эпизод из другой сказки.
Дети определяют "чужую" картинку и исключают ее из событийного ряда.
Примечание: для данного варианта игры необходимы карточки в едином стиле.
Пятый вариант.
Воспитатель раздает сюжетные карточки детям в руки, и они выстраиваются с ними в правильной последовательности.
Игры-угадайки.
- Загадки по сказкам.
Цель: развитие воображения и образного мышления.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям загадки о сказочных героях, предметах, сказках.
Дети, найдя отгадку, должны быстро поднять руку и дать полный ответ.
- Угадай по описанию.
Цель: формирование долговременной памяти и связной речи.
Материалы и оборудование: магнитная доска, картинки со сказочными героями.
Ход игры.
Из группы детей воспитатель вызывает одного ребенка и показывает ему картинку легко узнаваемого сказочного героя, прикрепленного к магнитной доске так, чтобы другие дети не могли его видеть.
Вызванный ребенок должен дать словесный портрет героя, не называя его по имени. Остальные угадывают, о каком сказочном персонаже речь.
Угадавший быстро поднимает руку.
Примечание: первым пример словесного портрета дает воспитатель.
- Угадай по песенке.
Цель: развитие слуховой памяти.
Ход игры.
Воспитатель проговаривает начало известного сказочного выражения или песенки.
Дети вспоминают концовку и имя героя, которому принадлежат слова.
Игры на основе геометрического моделирования.
Расколдуй сказку.
Цель: развитие ассоциативного воображения и умения логически мыслить.
Материалы и оборудование: магнитная доска, листы с геометрическими фигурами различной формы.
Ход игры.
Воспитатель предлагает вниманию детей листы с геометрическими фигурами, в которых зашифровано содержание известной им сказки.
Например. Три коричневых круга разной величины и красный треугольник - геометрическая модель сказки "Три медведя".
Дети должны догадаться, какая сказка представлена в тех или иных геометрических фигурах.
Спрячь сказку.
Цель: развитие ассоциативного мышления и долговременной памяти.
Материалы и оборудование: картинки к сказкам, геометрические фигуры различной формы для каждого ребенка.
Ход игры.
Воспитатель раздает детям картинки к сказкам и набор геометрических фигур. Дошкольники должны определить по картинке название сказки и затем выложить ее, используя набор геометрических фигур. Далее каждый ребенок объясняет свою геометрическую модельсказки, поясняя основание для замещения.
Кто вспомнит сказку?
Цель: развитие внимания и памяти.
Материалы и оборудование: набор геометрических фигур, магнитная доска.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям сказку, зашифрованную с помощью геометрических символов, поясняет название сказки и просит передать ее содержание, опираясь на символы-подсказки.
Игры на развитие речи.
- Скажи по-другому.
Цель: знакомство с устойчивыми оборотами и развитие образной речи.
Ход игры.
Воспитатель рассказывает детям, что сегодня жаловался и просил помощи у детей известный всем герой Незнайка. Он не может читать сказки, потому что многие сказочные выражения, которые переходят из одной сказки в другую, ему непонятны. Давайте поможем ему?
Воспитатель предлагает детям устойчивые сказочные обороты, просит объяснить их значения и сказать по-другому.
Например. "Ни в сказке сказать, ни пером описать" - "очень красивая".
"Словно в воду канул" - "пропал без следов".
"Ниже плеч голову повесил" - "очень печальный".
"клич кликать" -" звать на помощь".
"Откуда ни возьмись" - "внезапно".
- Сказки на новый лад.
Цель: развитие фантазии, воображения и связной речи.
Материалы и оборудование: рассказ Н. Носова "Фантазеры".
Ход игры.
Воспитатель читает детям отрывок из рассказа Н. Носова "Фантазеры".
Вопрос: как вы думаете, кто такие фантазеры? Это те, кто выдумывают разные интересные истории, которых не бывает в жизни. Как в сказке.
Воспитатель предлагает детям превратиться в фантазеров и переделать известную сказку.
Например. "Покатился колобок по дорожке и она привела его в детский сад. ". Что было дальше?
"Зашла Маша в дом, а в том доме жил медведь. Увидел Машу и говорит, мол, у меня будешь жить, кашу мне варить, а не знал медведь, что Маша - дочка известного дрессировщика медведей. " Что произошло дальше?
"Пришла весна, избушка у лисы растаяла, а у зайца стоит по-прежнему. Попросилась лиса к зайцу жить, а он и говорит: боюсь, я тебе верить, уж очень ты хитрая. Сделай доброе дело, тогда приходи. И заплакала лиса, не знает, что ей теперь делать. " Что случилось дальше"?
Воспитатель предлагает детям придумать концовки к сказкам на новый лад.
Примечание: в данной игре детям необходима помощь воспитателя и продумывании поворотов сюжета, и в формулировке предложений.
Сказка по подсказкам.
Цель: развитие памяти, внимания и умения связно и последовательно передавать содержание произведения.
Материалы и оборудование: мнемотаблицы по сказкам, магнитная доска.
Ход игры.
Воспитатель рассказывает детям, что злой колдун однажды решил похитить сказки, носказок оказалось так много, что он не смог удержать их, часть их разлетелась и оставила следы на бумаге. Давайте восстановим сказки по этим следам.
Дети передают содержание сказки, опираясь на подсказки мнемотаблицы.
Клубок сказок.
Цель: развитие внимательности и формирования умения грамотно строить предложения.
Материалы и оборудование: книга со сказками, клубок ниток.
Ход игры.
Воспитатель показывает детям клубок, рассказывает о его волшебных свойствах: превращать в сказочников тех, кто его держит в руках.
Затем детям предлагается сесть в круг. Воспитатель говорит первые два-три предложения хорошо знакомой детям сказки. Затем катит клубок ребенку и задает вопрос: что было дальше? Дошкольник должен продолжить сказку с того места, где остановился воспитатель и вернуть ему клубок. Воспитатель повторяет слова, сказанные ребенком и катит клубок следующему с вопросом: что было дальше? Игра продолжается до тех пор, пока не закончится сказка.
Воспитатель хвалит детей, называя их настоящими сказочниками.
Заколдованная поляна.
Цель: развитие произвольного внимания.
Материалы и оборудование: лист ватмана, на котором сделан коллаж из различныхсказочных картинок, где "притаились" герои из разных сказок.
Ход игры.
Воспитатель предлагает вниманию детей "заколдованную поляну", где спрятаны различныесказочные герои, и просит найти их, объяснив, из какой они сказки.
Волшебный сундучок.
Цель: развитие зрительной памяти.
Материалы и оборудование: сундук со сказочными предметами: стрела, яйцо, перо, скалка, три ложки, кувшин.
Ход игры.
Воспитатель показывает детям волшебный сундучок, который скрывает много интересных сказочных предметов.
Дети по очереди достают предметы из сундука, называют их "сказочный адрес" и рассказывают, какую роль сыграли в сказке эти предметы.
Собери целое.
Цель: развитие логики и зрительной памяти.
Материалы и оборудование: картинки-пазлы к сказкам.
Ход игры.
Дети получают разрезные картинки к сказкам. Воспитатель предлагает сложить картинки и назвать сказку.
Примечание. Можно играть на скорость, кто первый соберет. Игра может быть реализована в усложненном варианте: дети получают разрезные картинки к двум сказкам, перепутанным между собой.
Музыка из сказки.
Цель: развитие воображения и образного мышления.
Материалы и оборудование: сюжетные картинки к сказкам, магнитная доска, магнитофон, флешка с записью сказочной музыки.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть сюжетные картинки представленные на доске, беседует по сюжету каждой картинки.
Затем дети слушают музыкальные вариации на сказочные темы и соотносят каждую из них с определенной картинкой, обязательно объясняя свой выбор.
Примечание: помощь воспитателя состоит в умении донести до детей характер музыки простыми словами, чтобы они не ошиблись в выборе картинки.
Шуточные игры.
Что не так?
Цель: развитие слуховой памяти.
Материалы и оборудование: -
Ход игры.
Воспитатель предлагает вниманию детей названия разных сказок и просит внимательно слушать, все ли правильно и если нет, поднять руку.
Например. "Царевна-индюшка", "Лиса и Маша", "Три оленя", "Иван-царевич и белый волк" и другие.
Дети должны исправить ошибку и назвать правильный вариант.
Чье объявление?
Цель: развитие долговременной памяти.
Материалы и оборудование: -
Ход игры.
Воспитатель рассказывает детям, что однажды сказочные герои решили дать объявления в газету, но они перепутались, и теперь герои не могут разобраться, где чье объявление. Давайте поможем им?
Воспитатель зачитывает объявления, дети угадывают героя и сказку.
Например. "Несу золотые яйца, дорого. "
"Отключили свет. " Отправляюсь на поиски огня".
"Пропал маленький братик. Зовут Ванечка".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры по русским народным сказкам.
Дидактические игры по русским народным сказкам....
Дидактические игры по русским народным сказкам
Цель: развитие речи детей, воспитание интереса к русским народным сказкамДидактические игры составлены с учетом возраста детей...
«Дидактические игры по русским народным сказкам»
Основная цель дидактических игр по русским народным сказкам – развитие речи детей, воспитание интереса к русским народным сказкам.Дидактические игры составлены с учётом возраста детей...
Дидактические игры по русским народным сказкам для детей младшего дошкольного возраста
группа Рябинка...
Методическая разработка на тему: Дидактические игры по русским народным сказкам для детей младшего дошкольного возраста Составила воспитатель ГБДОУ детского сада № 87 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Куприна Е.И.
Дидактические игры по русским народным сказкам для детей младшего дошкольного возраста...
Электронная дидактическая игра "Сюжет русской народной сказки "Гуси-Лебеди"
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию электронную дидактическую игру для старших дошкольников по развитию речи "Сюжет русской народной сказки "Гуси-Лебеди"Задание: Сюжет ...
Конспект интегрированного занятия по речевому развитию с использование дидактической игры. Чтение русско-народной сказки "Заяц-хваста"
Данный материал представляет собой технологическую карту интегрированного занятия для детей старшей группы: чтение русско-народной сказки"Заяц-хваста" с использованием дидактической иг...