Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования, без стихотворного сопровождения.
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему

Жук Алла Ивановна

Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, приучает руку к осознанным, точным движениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_i_uprazhneniya_bez_stikhov.docx30.95 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры и упражнения

для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования, без стихотворного сопровождения.

Жук Алла Ивановна

Цель – развитие координации движений, мелкой моторики рук.

Коррекционно-образовательная задача – формирование познавательной активности и творческого воображения детей.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения.
  2. Развитие тактильной чувствительности рук детей.
  3. Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  1. Создание у детей эмоционально-приподнятого настроения во время игры.
  2. Воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.
  3. Формирование коммуникативных качеств.
  4. Формирование умения радоваться, достигая цели.

Материал: пробки и крышки из-под любых жидкостей.

Действия:

  • прокатывать пробки между ладонями, по столу;
  • откручивать и закручивать разноцветные пробки;
  • перемешать пробки и крышки, а потом подобрать правильную форму (возможно,  и цвет) и закрутить крышки (подобрать пробки к флаконам по размеру);
  • выложить узор или геометрическую фигуру из пробок;
  • сосчитать все пробки, назвать общее количество крышек;
  • распределить все пробки по цветам;
  • пробками подхватывать и переносить мелкие предметы из одной корзины в другую;
  • разные по размеру пробки вкладывать одну в другую;
  • составлять из них башенку.

Материал: цветные крышки, стеклянные камешки.

Действия:

  • вкладывать по одному стеклянному камешку в каждую из крышек;
  • выкладывать любой узор или геометрическую фигуру из цветных крышек, а затем вкладывать по одному стеклянному камешку в каждую из крышек.

Материал: разноцветные резинки, деревянные или длинные бигуди.

Действия:

  • нанизывать по одной резинке на бигуди;
  • нанизывать по одной резинке на бигуди под счет, назвать общее количество нанизанных резинок;
  • нанизывать по одной резинке на бигуди справа налево, а затем слева направо;
  • подвешивать к резинкам грузики разной тяжести; смотреть, как они растягиваются;
  • прокатывать резинки между ладошками.

Материал: коктейльные палочки, тонкие резиночки.

 Действия:

  • нанизывать по одной тонкой резиночке на коктейльную палочку;
  • нанизывать на коктейльную палочку по одной тонкой резиночке с определенным заранее цветом (только красные, только синие резиночки и т.д.);
  • нанизывать на коктейльную палочку по одной тонкой резиночке под счет, назвать общее количество нанизанных резиночек.

Материал: коктейльные палочки, толстые резиночки.

 Действия:

  • нанизывать по одной толстой резиночке на коктейльную палочку;
  • нанизывать на коктейльную палочку по одной толстой резиночке под счет, назвать общее количество нанизанных резиночек;
  • нанизывать на коктейльную палочку по две (три, четыре) толстых резиночки одновременно.

.

Материал: коктейльные палочки, заколки для волос «крабики».

Действия:

  • закреплять на коктейльную палочку «крабики» (по одному);
  • закреплять на коктейльную палочку по одному «крабику» под счет, называя общее количество «крабиков»;
  • закреплять на коктейльную палочку по одному «крабику» с определенным заранее цветом.

Материал: футляры от «киндер-сюрпризов».

Действия:

  • открывать и закрывать футляры;
  • составлять пирамидку из половинок футляров;
  • дуть на футляр, загоняя его в воротца;
  • находить по звуку футляр с предметом внутри;
  • вращать половинку футляра на пальце, на палочке

Материал: «волшебные» баночки (крупа, семена).

 Действия:

  • описывать сходство различных семян;
  • разбирать ложечкой смешанные горох и фасоль;
  • выкладывать бусы из разных семян;
  • составлять из всех видов семян композиции на листе с пластилиновой основой.

.

Материал: пластмассовые решетки, фасоль.

Действия:

  • выкладывать по одной фасолинке в каждую ячейку решетки;
  • выкладывать по одной фасолинке в каждую ячейку решетки, слушая инструкцию: «Положи фасолинку в ячейку правого верхнего угла, другую фасолинку положи в ячейку левого нижнего угла и т.д.».

Материал: цветные колбочки, фасоль.

Действия:

  • наполнить цветные колбочки фасолью;
  • вкладывать каждую фасолинку в цветную колбочку под счет, назвать общее количество фасолинок;
  • наполнить все колбочки фасолью и распределить их по цветам (все красные, все желтые, все синие колбочки и т.д.);
  • наполнить все колбочки фасолью и сложить узор или геометрическую фигуру из всех колбочек.

Материал: пластмассовые решетки.

Действия:

  • продевать в отверстия и переплетать шнурки, нитки, бумажные ленты;
  • рассматривать предметы через отверстия в решетке;
  • обводить карандашом;
  • через отверстия делать на бумаге разноцветные пятна пальцем;
  • продевать в дырочки решетки свернутую трубочкой бумагу.

Материал: шнурки.

Действия:

  • разместить шнуровку зигзагом на столе и предложить ребенку «перепрыгнуть» каждым пальчиком через изгибы «ручейка»;
  • предложить «прошагать» по лесенке из шнурка;
  • «запутать» два пальчика ребенка в шнурке и предложить распутать;
  • учить «плести» из шнурка узор: кончик шнурка обмотан вокруг мизинца. Затем обводится снизу по безымянному, сверху - на средний, снизу - на указательный, сверху - на большой и обратно – в противоположной последовательности;
  • нанизывать на шнурок разные фигурки с дырочкой посредине;
  • шнуровать игрушечную обувь, одежду (можно вырезать из картона);
  • плести косички.

Материал: шарики разного цвета и материала, грецкие орехи.

Действия:

  • вертеть в руках;
  • щелкать пальцами;
  • направлять в специальные желобки и лунки;
  • катать два ореха между ладонями;
  • удерживать несколько орехов (шариков) между растопыренными пальцами;
  • прокатывать шарики по столу: подтолкнуть правой, поймать левой рукой;
  • удерживать шарики (орех) одним согнутым пальцем.

Материал: проволока.

Действия:

  •  наматывать проволоку на палочки (кисточку, карандаш);
  •  из полученной спирали делать различные предметы;
  •  изготовить по карточке линии (волнистые, ломаные) различной конфигурации;
  •  изготовить линию по словесной инструкции («сделай волну», «попробуй сделать горы разной высоты»);
  •  по предметным картинкам делать контур предмета.

Материал: пустые деревянные катушки.

Действия:

  •  нанизывать катушки на проволоку, веревку;
  •  рассматривать предметы сквозь отверстия в катушке;
  •  прокатывать катушки на палочке, катать по столу;
  •  составлять пирамидку из катушек.

Материал: подносы разных размеров с низкими и  высокими бортиками; крупа (манная, гречневая, рис, пшено).

Действия:

рисовать, писать на подносе тонкими палочками, пальчиками:

  •  кривые, ломаные линии;
  • завитки, узоры, орнаменты;
  • геометрические фигуры;
  •  цифры, слова;
  •  сложные картинки.

Материал: штампы.

Действия (работа со штампами проводится в несколько этапов):

  •  ребенок использует один штамп;
  •  использует 2-3 штампа разного вида попеременно;
  •  пользуется двумя штампами одновременно.

В одной руке держит штамп одного вида, в другой - штамп другого вида. Для поддержания интереса детей к работе со штампами рекомендуется сопровождать упражнения несложным сюжетом, создавать игровую ситуацию.

Материал: карандаши.

Действия:

  •  вращать карандаш между ладонями, перемещая его от основания ладони к кончикам пальцев;
  •  удерживать карандаш каждым согнутым пальцем;
  •  обводить карандашом пальцы рук;
  •  «укалывать» карандашом пальцы и ладошки;
  •  пропускать карандаш между одним и 2-3 пальцами.

Материал: кусочки разной ткани и материала.

Действия:

 «Потрогай, пощупай, сообрази»:

  •  с закрытыми глазами определить ткань на ощупь;
  •  потрогать, погладить материал и сказать, что он напоминает;
  • подумать и сказать, что можно сшить, сделать из этого материала.

Материал: катушки из-под ниток, веревочки.

Действия:

  • наматывать веревочку на катушку;
  • разматывать веревочку с катушки.

Материал: цветные нити, разноцветная мозаика.

Действия:

  • сделать разноцветную дорожку с помощью нити и мозаики;
  • выбрать одну из цветных нитей, поочередно брать одну часть мозаики и нанизывать ее на цветную нить;
  • выбрать одну из цветных нитей и нанизывать на нее только те части мозаики, которые соотносятся с цветом нити (на желтую нить нанизывать желтые части мозаики, на красную нить _ красные части мозаики и т.д.)

Материал: «волшебный» мешочек.

Действия:

  • достать из мешочка такую же игрушку;
  • достать металлический (резиновый, бумажный, деревянный) предмет;
  •  достать круглый (квадратный) предмет;
  •  узнать, что лежит в мешочке.

Материал: пуговицы.

Действия:

  •  навести порядок в шкатулке (самые крупные - в коробочку побольше, средние - в среднюю, мелкие - в маленькую);
  •  выложить из пуговиц красивый узор, фигуры, чередуя их по цвету, форме, величине: цветок, бусы, корзинка;
  •  нанизывать пуговицы на проволочки или нити, вдевая их то в одну дырочку, то в две;
  •  извлекать звуки из связки пуговиц;
  •  выбирать на ощупь из мешочка все металлические пуговицы (или все пуговицы с «ушками»);
  • держать нить за два конца и прокатывать пуговицу;
  • в две одинаковые коробочки разложить крупные и мелкие пуговицы и, закрыв глаза, на слух определять, какие пуговицы где лежат;
  •  разыскивать среди большого количества разнообразных пуговиц спрятанный там камешек;
  • считать пуговицы на ощупь.

Материал: замки с застежками.

Действия:

  •  застегивать (расстегивать) пуговицы, ремешки, «липучки»;
  •  завязывать (развязывать) банты, шнурки;
  • застегивать крючки.

 Материал: четки.

Действия:

  •  перебирать четки (бусы);
  •  считать четки (в прямом и обратном порядке).

Материал: «Осьминог».

Действия:

  •  осьминог двигается: ходит, ритмично прыгает вправо, влево, вперед, назад;
  •  щупальца перебирают пальчиками, катают в ладошках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам,взрослым,но и к детям: неуклонно растёт объем знаний, который нужно им передавать.Речевые области головного мозга человека...

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. В.А. Сухомлинский О влиянии мануальных воздействий на развитие человеческого мозга известно давно,...

Консультация-практикум для родителей. Тема: Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.

В данной консультации родителям предлагаются нетрадиционные упражнения для занятий с детьми по развитию  мелкой моторики рук с использованием бытовых предметов....

Проект "Игры на развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования"

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев». В. А. Сухомлинский       ПРОЕКТ «ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕ...

Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования, без стихотворного сопровождения.

Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования, без стихотворного сопровождения....

Выступление на педсовете: Дидактические игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.

Основной целью представленных игр является развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов....

Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.

Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, приучает руку к осознанным, точным движениям....