Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования, без стихотворного сопровождения.
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему
Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, приучает руку к осознанным, точным движениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_i_uprazhneniya_bez_stikhov.docx | 30.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры и упражнения
для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования, без стихотворного сопровождения.
Жук Алла Ивановна
Цель – развитие координации движений, мелкой моторики рук.
Коррекционно-образовательная задача – формирование познавательной активности и творческого воображения детей.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения.
- Развитие тактильной чувствительности рук детей.
- Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Создание у детей эмоционально-приподнятого настроения во время игры.
- Воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.
- Формирование коммуникативных качеств.
- Формирование умения радоваться, достигая цели.
Материал: пробки и крышки из-под любых жидкостей.
Действия:
- прокатывать пробки между ладонями, по столу;
- откручивать и закручивать разноцветные пробки;
- перемешать пробки и крышки, а потом подобрать правильную форму (возможно, и цвет) и закрутить крышки (подобрать пробки к флаконам по размеру);
- выложить узор или геометрическую фигуру из пробок;
- сосчитать все пробки, назвать общее количество крышек;
- распределить все пробки по цветам;
- пробками подхватывать и переносить мелкие предметы из одной корзины в другую;
- разные по размеру пробки вкладывать одну в другую;
- составлять из них башенку.
Материал: цветные крышки, стеклянные камешки.
Действия:
- вкладывать по одному стеклянному камешку в каждую из крышек;
- выкладывать любой узор или геометрическую фигуру из цветных крышек, а затем вкладывать по одному стеклянному камешку в каждую из крышек.
Материал: разноцветные резинки, деревянные или длинные бигуди.
Действия:
- нанизывать по одной резинке на бигуди;
- нанизывать по одной резинке на бигуди под счет, назвать общее количество нанизанных резинок;
- нанизывать по одной резинке на бигуди справа налево, а затем слева направо;
- подвешивать к резинкам грузики разной тяжести; смотреть, как они растягиваются;
- прокатывать резинки между ладошками.
Материал: коктейльные палочки, тонкие резиночки.
Действия:
- нанизывать по одной тонкой резиночке на коктейльную палочку;
- нанизывать на коктейльную палочку по одной тонкой резиночке с определенным заранее цветом (только красные, только синие резиночки и т.д.);
- нанизывать на коктейльную палочку по одной тонкой резиночке под счет, назвать общее количество нанизанных резиночек.
Материал: коктейльные палочки, толстые резиночки.
Действия:
- нанизывать по одной толстой резиночке на коктейльную палочку;
- нанизывать на коктейльную палочку по одной толстой резиночке под счет, назвать общее количество нанизанных резиночек;
- нанизывать на коктейльную палочку по две (три, четыре) толстых резиночки одновременно.
.
Материал: коктейльные палочки, заколки для волос «крабики».
Действия:
- закреплять на коктейльную палочку «крабики» (по одному);
- закреплять на коктейльную палочку по одному «крабику» под счет, называя общее количество «крабиков»;
- закреплять на коктейльную палочку по одному «крабику» с определенным заранее цветом.
Материал: футляры от «киндер-сюрпризов».
Действия:
- открывать и закрывать футляры;
- составлять пирамидку из половинок футляров;
- дуть на футляр, загоняя его в воротца;
- находить по звуку футляр с предметом внутри;
- вращать половинку футляра на пальце, на палочке
Материал: «волшебные» баночки (крупа, семена).
Действия:
- описывать сходство различных семян;
- разбирать ложечкой смешанные горох и фасоль;
- выкладывать бусы из разных семян;
- составлять из всех видов семян композиции на листе с пластилиновой основой.
.
Материал: пластмассовые решетки, фасоль.
Действия:
- выкладывать по одной фасолинке в каждую ячейку решетки;
- выкладывать по одной фасолинке в каждую ячейку решетки, слушая инструкцию: «Положи фасолинку в ячейку правого верхнего угла, другую фасолинку положи в ячейку левого нижнего угла и т.д.».
Материал: цветные колбочки, фасоль.
Действия:
- наполнить цветные колбочки фасолью;
- вкладывать каждую фасолинку в цветную колбочку под счет, назвать общее количество фасолинок;
- наполнить все колбочки фасолью и распределить их по цветам (все красные, все желтые, все синие колбочки и т.д.);
- наполнить все колбочки фасолью и сложить узор или геометрическую фигуру из всех колбочек.
Материал: пластмассовые решетки.
Действия:
- продевать в отверстия и переплетать шнурки, нитки, бумажные ленты;
- рассматривать предметы через отверстия в решетке;
- обводить карандашом;
- через отверстия делать на бумаге разноцветные пятна пальцем;
- продевать в дырочки решетки свернутую трубочкой бумагу.
Материал: шнурки.
Действия:
- разместить шнуровку зигзагом на столе и предложить ребенку «перепрыгнуть» каждым пальчиком через изгибы «ручейка»;
- предложить «прошагать» по лесенке из шнурка;
- «запутать» два пальчика ребенка в шнурке и предложить распутать;
- учить «плести» из шнурка узор: кончик шнурка обмотан вокруг мизинца. Затем обводится снизу по безымянному, сверху - на средний, снизу - на указательный, сверху - на большой и обратно – в противоположной последовательности;
- нанизывать на шнурок разные фигурки с дырочкой посредине;
- шнуровать игрушечную обувь, одежду (можно вырезать из картона);
- плести косички.
Материал: шарики разного цвета и материала, грецкие орехи.
Действия:
- вертеть в руках;
- щелкать пальцами;
- направлять в специальные желобки и лунки;
- катать два ореха между ладонями;
- удерживать несколько орехов (шариков) между растопыренными пальцами;
- прокатывать шарики по столу: подтолкнуть правой, поймать левой рукой;
- удерживать шарики (орех) одним согнутым пальцем.
Материал: проволока.
Действия:
- наматывать проволоку на палочки (кисточку, карандаш);
- из полученной спирали делать различные предметы;
- изготовить по карточке линии (волнистые, ломаные) различной конфигурации;
- изготовить линию по словесной инструкции («сделай волну», «попробуй сделать горы разной высоты»);
- по предметным картинкам делать контур предмета.
Материал: пустые деревянные катушки.
Действия:
- нанизывать катушки на проволоку, веревку;
- рассматривать предметы сквозь отверстия в катушке;
- прокатывать катушки на палочке, катать по столу;
- составлять пирамидку из катушек.
Материал: подносы разных размеров с низкими и высокими бортиками; крупа (манная, гречневая, рис, пшено).
Действия:
рисовать, писать на подносе тонкими палочками, пальчиками:
- кривые, ломаные линии;
- завитки, узоры, орнаменты;
- геометрические фигуры;
- цифры, слова;
- сложные картинки.
Материал: штампы.
Действия (работа со штампами проводится в несколько этапов):
- ребенок использует один штамп;
- использует 2-3 штампа разного вида попеременно;
- пользуется двумя штампами одновременно.
В одной руке держит штамп одного вида, в другой - штамп другого вида. Для поддержания интереса детей к работе со штампами рекомендуется сопровождать упражнения несложным сюжетом, создавать игровую ситуацию.
Материал: карандаши.
Действия:
- вращать карандаш между ладонями, перемещая его от основания ладони к кончикам пальцев;
- удерживать карандаш каждым согнутым пальцем;
- обводить карандашом пальцы рук;
- «укалывать» карандашом пальцы и ладошки;
- пропускать карандаш между одним и 2-3 пальцами.
Материал: кусочки разной ткани и материала.
Действия:
«Потрогай, пощупай, сообрази»:
- с закрытыми глазами определить ткань на ощупь;
- потрогать, погладить материал и сказать, что он напоминает;
- подумать и сказать, что можно сшить, сделать из этого материала.
Материал: катушки из-под ниток, веревочки.
Действия:
- наматывать веревочку на катушку;
- разматывать веревочку с катушки.
Материал: цветные нити, разноцветная мозаика.
Действия:
- сделать разноцветную дорожку с помощью нити и мозаики;
- выбрать одну из цветных нитей, поочередно брать одну часть мозаики и нанизывать ее на цветную нить;
- выбрать одну из цветных нитей и нанизывать на нее только те части мозаики, которые соотносятся с цветом нити (на желтую нить нанизывать желтые части мозаики, на красную нить _ красные части мозаики и т.д.)
Материал: «волшебный» мешочек.
Действия:
- достать из мешочка такую же игрушку;
- достать металлический (резиновый, бумажный, деревянный) предмет;
- достать круглый (квадратный) предмет;
- узнать, что лежит в мешочке.
Материал: пуговицы.
Действия:
- навести порядок в шкатулке (самые крупные - в коробочку побольше, средние - в среднюю, мелкие - в маленькую);
- выложить из пуговиц красивый узор, фигуры, чередуя их по цвету, форме, величине: цветок, бусы, корзинка;
- нанизывать пуговицы на проволочки или нити, вдевая их то в одну дырочку, то в две;
- извлекать звуки из связки пуговиц;
- выбирать на ощупь из мешочка все металлические пуговицы (или все пуговицы с «ушками»);
- держать нить за два конца и прокатывать пуговицу;
- в две одинаковые коробочки разложить крупные и мелкие пуговицы и, закрыв глаза, на слух определять, какие пуговицы где лежат;
- разыскивать среди большого количества разнообразных пуговиц спрятанный там камешек;
- считать пуговицы на ощупь.
Материал: замки с застежками.
Действия:
- застегивать (расстегивать) пуговицы, ремешки, «липучки»;
- завязывать (развязывать) банты, шнурки;
- застегивать крючки.
Материал: четки.
Действия:
- перебирать четки (бусы);
- считать четки (в прямом и обратном порядке).
Материал: «Осьминог».
Действия:
- осьминог двигается: ходит, ритмично прыгает вправо, влево, вперед, назад;
- щупальца перебирают пальчиками, катают в ладошках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам,взрослым,но и к детям: неуклонно растёт объем знаний, который нужно им передавать.Речевые области головного мозга человека...
Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования
Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. В.А. Сухомлинский О влиянии мануальных воздействий на развитие человеческого мозга известно давно,...
Консультация-практикум для родителей. Тема: Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.
В данной консультации родителям предлагаются нетрадиционные упражнения для занятий с детьми по развитию мелкой моторики рук с использованием бытовых предметов....
Проект "Игры на развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования"
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев». В. А. Сухомлинский ПРОЕКТ «ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕ...
Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования, без стихотворного сопровождения.
Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования, без стихотворного сопровождения....
Выступление на педсовете: Дидактические игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.
Основной целью представленных игр является развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов....
Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.
Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, приучает руку к осознанным, точным движениям....