конспект образовательной деятельности
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Лубсандашиева Ирина Базаровна

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи и обучению грамоте  (подготовительная группа).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Речевое развитие21.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи и обучению грамоте  (подготовительная группа).

Тема: "Космический мир звуков и слогов".

Цель: закрепление знаний детей о звуках и слогах.
Задачи: 

Образовательные: закрепление гласных и согласных звуков; делить слова на слоги, читать их, составлять слова из слогов, отвечать полным ответом;

Развивающие: развивать фонематический и речевой слух, зрительное восприятие, внимание, память, мышление, воображение, развивать навык чтения слогов и слов;

Воспитательные: создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, умение выполнять игровые правила, желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность, умение слушать воспитателя и товарищей, формировать навыки оценки результатов собственной деятельности.

Методические приемы:

Наглядные:  использование наглядных пособий, декораций, музыкального сопровождения, иллюстративных пособий, схем.

Словесные:  проблемные вопросы к детям, объяснения, указания, оценка деятельности детей, загадывание загадок, поощрения, обобщения, пояснения, обращения к опыту детей; подведение к выводу, анализ занятия.

Практические: создание проблемной ситуации, сюрпризный момент, игры, упражнения, задания, уточнение, анализ, активная деятельность детей.

Тип занятия: интегрированное. Подготовительная к школе группа.

Форма проведения: интегрированная образовательная деятельность.
Место проведения: Групповое помещение.

Материал и оборудование: кассы букв, простые карандаши, "чертежи" ракеты,, слайды с изображением космических тел, магнитная доска с буквами, увеличенный "чертёж" ракеты, рисунок ракеты, образец схемы предложения, рисунок созвездия Большой Медведицы, "пропуск" на ракету, "микросхема" с картинками и схемой слов, запись звука ракеты.

Ход НОД:

I. Организационный момент:

 Ребята, к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

- Какое у вас сегодня настроение?

Давайте улыбнемся друг другу, подарим хорошее настроение и начнем наше занятие.

Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о космосе. И не просто поговорим, а совершим полет в космос.

- Ребята, какой праздник страна отмечала 12 апреля?
- Кто был первым космонавтом?
(показ слайда - Ю.Гагарин)

- А кто из вас хотел бы стать космонавтом? А чтобы стать космонавтом надо хорошо заниматься в детсаду, учиться в школе, быть грамотными, внимательными, трудолюбивыми, и, конечно же мужественными.
- Ребята, у нас есть такая возможность на время стать космонавтами и отправиться в космическое путешествие. А на чём отправимся вы сразу догадаетесь, соединив точки на вашей "схеме" простым карандашом. Возьмите простой карандаш и выполните задание.
-Что у вас получилось? 
(ракета)

(показ на доске образец готовой ракеты)

II. Артикулиционная гимнастика

- Ребята, в путешествии вас ждёт много грамматических заданий. При выполнении их вам нужно давать полные и чёткие ответы. Чтобы у вас всё получилось надо пройти спецподготовку - потренировать свой язычок. 
-Выходите на тренировочную площадку 
(дети выходят и встают в круг)

"Чу-чу-чу, в космос полечу.
  Им-им-им, на ракете полетим.
  Ды-ды ды, долетим мы до звезды.
  Ой-ой-ой, затем вернёмся мы домой".

III. - Спецподготовку прошли, но на борт космического корабля мы не сможем попасть без пропуска, так как мы не настоящие космонавты. Чтобы получить пропуск надо каждому из вас ответить на 1 вопрос. Ответы должны быть правильными и полными.

Вопросы: 
1. Какие бывают звуки?(Гласные, согласные)
2. Какой звук лишний: А,О,Р,И?(Почему?)
3. Какой звук лишний: Д, С, Р, Ы?(Почему?)
4. Назовите первый звук в слове "космос".
5. Сколько слогов в слове "ракета"?
6. Какое слово лишнее "космос, косматый, космический, космодром"?

- Молодцы, ребят! Справились с заданием и получаете пропуск на ракету (воспитатель отдаёт пропуск)
Проходите и занимайте свои места на космическом корабле.

IV. Запуск ракеты.
- Будем вести отсчёт назад начиная с 5. Считаем вместе: 5,4,3,2,1 - пуск!

(запись звука ракеты)
- Ребята, посмотрите в наш иллюминатор.
(слайд- Луна)
-Что это за космическое тело по курсу? А что такое Луна? (Луна – спутник Земли)

-Чтобы приблизиться к Луне надо выполнить задание.

1 упражнение «Назови слова»

 – назовите по 5 слов на звук [л] (Луна, лупа, лук, лимон, лампа)

- на звук [м] (машина, мама, мыло, маска, матрешка)

- на звук [р] (ракета, рама, рыба, ручка, река, рак)

1 задание: На какой звук начинается слово  ЛУНА?(Л)

  2 задание: определите сколько слогов                

2 задание: сколько слогов в слове ЛУНА?(2)

VI. - Продолжаем наше путешествие. 
И на нашем пути.... отгадайте что:
"Всё ракета облетела,
 Всё на небе осмотрела.
 Видит в космосе нора –

 Это чёрная - ...  (дыра).
(показ слайда)


а) Какое слово лишнее: МАРС, УРАН, ЛУНА, ЗЕМЛЯ

б). Воспитатель: А теперь, назовите слово, противоположное по смыслу и вы узнаете, каким должен быть космонавт:

- ленивый – трудолюбивый

- злой – добрый

- слабый – сильный

- медлительный - быстрый

- неряшливый – аккуратный

- грустный – весёлый

- нервный – спокойный

- старый – молодой

- трусливый – смелый

- неуклюжий – ловкий

Воспитатель: Молодцы!
V. Физминутка
-Ребята, у нас была длительная подготовка и небольшую часть пути мы уже пролетели и нам надо теперь отдохнуть

"В небе ясном солнце светит (делают круг руками).
  Космонавт летит в ракете 
(наклоны в стороны).
А внизу леса, поля - 
(наклоны вперёд)
 Расстилается земля 
(разводят руки в стороны).

-Чтобы эта чёрная дыра нас не затянула, нам надо выполнить задание. Откройте свои бортовые журналы, это ваши кассы букв и составьте слово "дыра", «земля», «ракета».

Анализ слова:
Сколько слогов в слове "дыра"? Назовите первый слог, второй.
VII.- Благополучно полетели чёрную дыру и теперь на нашем пути следующий космический объект.
       "В космосе сквозь толщу лет
      Ледяной летит объект.
      Хвост его - полоска света, 
       А зовут объект....   
(комета).
(показ слайда)

-На хвосте у кометы разместились слова. В этих словах вы должны поймать звук "з". Если есть звук "з". то ловим его хлопками.
"Телескоп, звезда, солнце, астроном, звездочёт. космонавт, созвездие". 
VIII. Зрительная гимнастика
- Ребята, созвездия это несколько ярких звёзд на небе, которые образуют какую-то характерную фигуру. 
(показ созвездия Большая медведица)
- Это созвездие образуется из 7 больших ярких звёзд и множества мелких неярких. Давайте проследим глазами не поворачивая головы как расположены  эти семь звёзд.
IX. - С этим заданием справились, летим дальше. И на нашем пути....
(показ слайда)
- Как вы думаете что это? А какие ещё планеты знаете? А это планета Венера.
"Венера самая близкая к нам планета. Она меньше Земли. Венера окутана плотным слоем облаков из серной кислоты. В ясные ночи эту планету можно увидеть на ночном небе".
- А теперь предлагаю немножко поиграть.

Игра «Что есть у птиц, но нет у людей» (образование существительных в

родительном падеже множественного числа).

Воспитатель: - Птицы летают высоко и очень внимательно наблюдают за людьми, удивляясь: почему люди не такие как птицы. У птиц

есть крылья, а у людей нет крыльев

есть перья, нет перьев

есть хвосты, нет хвостов

есть клювы, нет клювов

есть лапки, нет лап

есть птенцы, нет птенцов

есть гнёзда, нет гнёзд.

Воспитатель: Правильно!

X. Итог
- Наше космическое путешествие подошло к концу. Предлагаю взять курс на планету Земля. 
Постойте, мы не можем вернуться на Землю, у нас панель управления неисправна. Мы должны устранить неполадки, исправить микросхему. Необходимо картинки соединить с нужной звуковой схемой проводами 
(дети исправляют неполадки).
-Панель управления исправлена. Отправляемся на Землю. Закройте глаза и начинаем обратный отсчёт от 10 до 1.   
(звук посадки экипажа на Землю)
- Мы совершили мягкую посадку, благодаря слаженной и дружной работе экипажа. Большое всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .

Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию  для детей подготовительной группы «Зимние чудеса»  Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...

Конспект образовательной деятельности Тема: Квест – игра «В поисках сокровищ» Образовательная область: «Познавательное развитие» Форма организации деятельности: образовательная деятельность Возрастная группа: Средняя группа

Конспект образовательной деятельностиТема: Квест – игра  «В поисках сокровищ»Образовательная область: «Познавательное развитие»Форма организации деятельности: ...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие. Образовательная деятельность: Развитие речи. Тема: ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ «КУРОЧКА РЯБА»

Цель: Пересказ сказки «Курочка ряба» с использованием настольных фигурок и с опорой на картинки.Задачи:Образовательные:Учить детей внимательно слушать сказку, рассказывание которой сопрово...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: Осенний ковер из листьев.

Возрастная группа: общеразвивающая группа 3-4 лет.Форма совместной деятельности: беседа,  рассматривание иллюстраций.Форма организации: групповая, индивидуальная.Интеграция образовательных област...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Социально- коммуникативное развитие. Образовательная деятельность: Мир и я. Тема: «Знакомство с профессией водителя (шофера)»

Цели:— познакомить с профессией шофера;— учить логично отвечать на вопросы, предлагать варианты ответов;— закреплять знания об устройстве машины;— воспитывать уважительное отно...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: «Елочка»

Цель: учить правильно располагать рисунок на листе бумаге, рисовать ёлку , Закреплять знания цветов, умение рисовать красками прямые и наклонные линии. Воспитывать самостоятельность и аккуратност...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: «УКРАСИМ ДЫМКОВСКУЮ УТОЧКУ».

Цель: Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой.Образовательные задачи:- Учить выделять элементы дымковской росписи, наносить их на вырезанную избумаги уточку, используя нет...