Проект «Веселые говорушки и топотушки»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Создание условий для коррекции речевых нарушений старших дошкольников посредством использования логоритмики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_raevskaya._veselye_govorushki_i_topotushki.docx | 50.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято: на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 29.08.2019 г. | Утверждаю Заведующий МБДОУ детский сад № 14 ___________ Михайлова Е. П. Приказ № ___ от 29.08.2019г. |
ПРОЕКТ
«Веселые говорушки и топотушки»
Создание условий для коррекции речевых нарушений старших дошкольников посредством использования логоритмики
Автор проекта:
Раевская Елена Анатольевна
учитель –логопед
г. Новочеркасск
2019 г.
Вид проекта: коррекционный-развивающий, практико-ориентированный, поэтапный.
Срок реализации: 1 год (сентябрь 2019 - май 2020).
Участники проекта: дети старшей группы компенсирующей направленности, родители, учитель - логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, старший воспитатель.
База реализации: старшая группа компенсирующей направленности (с нарушением речи) 5-6 лет
Руководитель проекта: учитель-логопед Раевская Е.А.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ –«Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации…» и ФГОС ДО Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 раскрывают концепцию содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования России от 17.06.2003 г. отмечает, что «…ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.».
С каждым годом растёт количество детей с различными отклонениями в речевом развитии, в связи с тем, что существенно возрос ритм жизни и недостаточно внимания уделяется детям со стороны родителей. Живое общение с ребенком заменяется просмотром телевизионных передач. Также имеет значение увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и влияние прочих вредоносных факторов. У многих детей наблюдается значительное нарушение всех компонентов языковой системы. Дети мало пользуются прилагательными, наречиями, допускают ошибки в словообразовании и словоизменении. Фонетическое оформление речи отстаёт от возрастной нормы. Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушение слоговой структуры. Нарушаются логико-временные связи в повествовании. В отличие от детей с нормальным развитием речи, у детей с речевыми дефектами снижена способность к модуляции голоса, имеет место нарушения музыкального слуха, темпа речи и чувства ритма, отмечается излишнее повышение мышечного тонуса при движениях, слабо развит артикуляционный аппарат, недостаточное развитие фонематического восприятия и слуха., Поэтому в комплексной работе по коррекции данных нарушений в нашем образовательном учреждении существенное место должна занимать логоритмика, как одна из форм своеобразной активной терапии и одно из средств в комплексе методик.
Логоритмика представляет собой объединение речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений на основе единого замысла системы музыкально-двигательных, осуществляемых в целях логопедической коррекции и стимулирования двигательной активности. Необходимо, особо отметить, значение музыки при использовании логоритмики. Музыка не просто сопровождает движение и речь, а является их организующим началом. Музыка может задавать определённый ритм перед началом занятия, настраивать на глубокий отдых во время релаксации на заключительном этапе занятия. Движение помогает осмыслить и запомнить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность. Музыка вызывает у детей положительные эмоции, повышает тонус коры головного мозга и тонизирует ЦНС, усиливает внимание, стимулирует дыхание, кровообращение, улучшает обмен веществ. Значимую роль в слове, движении, музыке играет ритм. По мнению профессора Г.А. Волковой, «звучащий ритм служит средством воспитания и развития чувства ритма в движении и включения его в речь». Не случайно понятие ритма вошло в название логопедической ритмики.
Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.
Занятия логоритмикой – составная часть коррекционного воздействия на дошкольников, так как многие дети страдают не только речевыми нарушениями, но и имеют целый ряд признаков двигательной недостаточности общей и мелкой моторики, нарушения просодики, психологические проблемы. Логопедическая ритмика представлена широким спектром специальных игр и упражнений, направленных на исправление речевых и неречевых нарушений, развитие коммуникативных навыков, а также формирование положительной познавательной мотивации. Можно использовать элементы логоритмики, включая их в логопедические, музыкальные, физкультурные занятия, занятия по развитию речи, так как только эта технология позволяет модернизировать и интегрировать работу логопеда, музыкального руководителя, воспитателя. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: создание условий для повышения эффективности обучения и преодоления речевых расстройств дошкольников посредством использования логоритмики.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Дети:
Оздоровительные задачи: создание условий для:
- снижения психоэмоционального напряжения, умения расслабиться, снять напряжение;
- укрепления костно-мышечного аппарата, здоровья детей;
- развития координации движений и моторных функций;
Образовательные задачи:
создание условий для:
формирования двигательных навыков и умений; пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других детей и предметов;
- развития переключаемости; коммуникативных способностей и дружественных взаимоотношений;
совершенствования певческих навыков.
Воспитательные задачи: создание условий для:
- воспитания правильной осанки, походки, грации движения
- воспитания способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность.
Коррекционные задачи: создание условий для:
- развития речевого дыхания; формирования и развитие артикуляционного аппарата; развитие общей и мелкой моторики;
- совершенствования лексико-грамматического строя речи, просодики, фонематического слуха, фонематического и слухового восприятия.
Родители:
- осознание важности использования логоритмики в преодолении речевых нарушений детей;
- повысить интерес и желание использовать логоритмические игры и упражнения детей для исправления речевых нарушений.
Педагоги:
- повысить уровень педагогического мастерства по использованию логоритмических игр и упражнений на занятиях и совместной деятельности;
- организовать эффективное сотрудничество педагогов и родителей по использованию логоритмики в преодолении нарушений речевого развития;
- творчески подходить к проектированию музыкально обогащенной ППРС.
ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА:
Занятия логопедической ритмикой способствуют эффективному решению проблемы нарушения речи – становлению речевой функции, созданию положительного эмоционального настроя к речи, формированию у детей чувства ритма, внимания, координации в соответствии с музыкой.
Регулярные занятия логоритмикой создадут условия для нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Дети:
- Положительная динамика процесса усвоения ребенком правильного звукопроизношения;
- улучшение лексико-грамматического строя речи, связной речи;
- положительная динамика в выполнении дыхательных и пальчиковых упражнений, умения быстро реагировать на смену движений;
- повысится уровень развития речевого выдоха
- выработка правильного темпа речи, ритма дыхания;
- улучшение речевой памяти;
улучшилась координация движений; - снижение психоэмоционального напряжения и укрепление здоровья детей.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ
- разработка картотеки игр и игровых упражнений по логопедической ритмике.
- создание перспективно-тематического плана по использованию приемов логоритмики;
- проведение консультации для педагогов старшей группы компенсирующей направленности (с нарушениями речи): «Логоритмика – эффективное средство коррекции речевых нарушений», консультация «Логоритмические упражнения и их использование для развития речи детей», мастер-класс «Самомассаж в логопедической работе с детьми с нарушениями речи»;
- Проведение консультации для родителей старшей группы компенсирующей направленности (с нарушениями речи) и подготовить наглядную информацию: консультация «Роль родителей в речи ребёнка», наглядная информация «Речь взрослых — образец для подражания», наглядная информация «Логоритмика — помощник в развитии речи», консультация «Важность коррекционных занятий дома», консультация «Дышим правильно», игровой практикум для родителей «Развиваем пальчики – тренируем речь»
- игры и игровые упражнения с детьми старшей группы 5-6 лет по лексическим темам перспективно-тематического плана;
- изготовление атрибутов;
- печатно-издательская деятельность.
РЕСУРСООБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
- интернет-ресурсы;
- учебно-методические пособия;
- художественная литература;
- картотека дидактических материалов для логоритмики;
- конспекты игр и игровых упражнений;
- перспективно-тематический план;
- предметно-развивающая среда;
- видеоклипы, презентации.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ сентябрь 2019 г.
II. ОСНОВНОЙ октябрь 2019 г. – апрель 2020 г.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ май 2020 г.
I. Подготовительный этап сентябрь 2019г.
№ п/п | Содержание деятельности | Предполагаемый результат |
1 | Изучение нормативно-правовой базы, методической литературы по теме. | Повышение профессиональной компетентности по выбранной теме |
2 | Подбор диагностически, ее направления: -выявление особенностей развития музыкальных способностей детей, -определение своеобразия сформированности музыкально-ритмического слуха у детей. | Провести анализ уровня знаний детей, родителей |
3 | Корректировка перспективно-тематического плана работы с учетом диагностики | перспективно-тематический план |
4 | Подбор и создание совместно с педагогами ДОУ дидактических пособий по логоритмике | Создание предметно-развивающей среды |
5 | Разработка конспектов занятий в старшей группе. | Создание условий для мотивации обучающихся |
6 | Подбор рекомендаций для родителей (буклеты, папки-передвижки) | Создание условий для реализации деятельности |
7 | Разработать серию конспектов в соответствии с лексическими темами перспективного плана работ и серию конспектов по временам года посредством использования приемов логоритмики. |
II. ОСНОВНОЙ ЭТАП– (октябрь 2019- май 2020)
На формирующем этапе будет продолжена апробация системы коррекции речи посредством логоритмики у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
В работе с детьми в логоритмике выделяют два основных НАПРАВЛЕНИЯ:
1. Развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики,
координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного
тонуса; развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей;
активация всех видов внимания и памяти.
2. Развитие речевых процессов у детей и корректирование их речевых
нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку
умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие
артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением;
Средства логоритмики:
— вводные упражнения (ходьба и маршировка в различных направлениях);
— упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
— упражнения, регулирующие мышечный тонус;
— упражнения, активизирующие внимание;
— счетные упражнения;
— речевые упражнения без музыкального сопровождения;
— упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра;
— упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
— ритмические упражнения;
— пение;
— игра на музыкальных инструментах;
— музыкальная самостоятельная деятельность;
— игровая деятельность;
— упражнения для развития творческой инициативы;
— заключительные упражнения.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП май 2020
№ п/п | Содержание деятельности |
1 | Проведение итоговой диагностики, анализ коррекционно-педагогической работы за год |
2 | Показ образовательной деятельности в рамках дня открытых дверей (интегрированное занятие) |
3 | Анализ и обобщение результатов работы по проекту. |
4 | Трансляция опыта (сообщении из опыта работы на педсовете в ДОУ по проекту на тему: «Создание условий для коррекции речевых нарушений старших дошкольников посредством использования логоритмики») |
Заключение
- Созданы все необходимые условия для развития связной речи старших дошкольников с ОВЗ, их коммуникативных способностей посредством использования логоритмики;
- Разработан перспективно-тематический план по использованию логоритмики для развития речи.
- Созданы условия для использования логоритмики в ДОУ.
- Разработаны конспекты игр и упражнений по развитию речи с использованием приемов логоритмики.
- Повышен уровень педагогического мастерства педагогов ДОУ.
- Дети научились работать на логоритмических занятиях по образцу, по правилам, по инструкции.
- Повышен уровень развития связной речи, обогащен словарь, целостное восприятие окружающего мира музыки, ритма.
- Сформированы навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативы, ответственности.
- Повышена заинтересованность родителей в использовании приемов логоритмики для развития речи детей.
Перспектива реализации проекта:
Источники:
1.Киселевская Н.А. « Использование логопедической ритмики в коррекционной работе с детьми »- ТЦ СФЕРА-2004г.
2. Гоголева М. Ю. «Логоритмика в детском саду»; СПб, КАРО-2006г.Нищева Н.В. «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей
работы в детском саду» СПб.; Детство-пресс, 2014г.
3. Судакова Е.А. «Логопедические музыкально-игровые упражнения для дошкольников» СПб.; Детство-пресс, 2013г.
4. Нищева Н.В. «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду» СПб.; Детство-пресс, 2014г.
5. «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» - Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов. Москва,1997г.
6. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. «Логопедическая ритмика: Методика
работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи» / Под
ред. Г.А.Волковой – СПб.: КАРО, 2005. – (Коррекционноая педагогика).
7. Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика» М.: Просвещение, 1985 г.
8. Воронова Е.А. «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5 – 7 лет»
Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2006 г.
9. Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» – М.: ТЦ
Сфера, 2005 г.
10.Макарова Н.Ш. «Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей
дошкольного возраста на основе логопедической ритмики» - СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 г.
11.Новиковская О.А. «Логоритмика» - СПб.: Корона принт., 2005 г.
12.Мухина А.Я. «Речедвигательная ритмика» - Астрель, М.-2009 г.
13.Федорова Г.П. «Поиграем, потанцуем» - СПб.: Акцидент, 1997 г.
Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад «Теремок»
14.Буренина А.И. «Ритмическая пластика для дошкольников» - СПб.: 1994 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»
ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...
Проект реализации части ООП – «Художественно – эстетическое развитие», формируемой участниками образовательных отношений подготовительной группы. Тема проекта« Веселая Масленица»
Задачи проекта для педагогов:Познакомить детей с происхождением праздника, с его традициями, обычаями;Вместе с детьми нарядить Масленицу;Повторить какие русские нар...
Проект «Пестушки -говорушки»
Проект «Пестушки-Говорушки» Существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста выполняет художественное слово – детская литература и ...
Педагогический проект (1 младшая группа) «Топотушки-говорушки»
Педагогический проект (1 младшая группа) «Топотушки-говорушки»...
Проект "Пестушки-говорушки"
развитие русского народного творчества...
Педагогический проект (1 младшая группа) «Топотушки-говорушки»
Педагогический проект (1 младшая группа) «Топотушки-говорушки»...
Проект «Веселая артикуляционная гимнастика» в старшей и подготовительной логопедической группе Тема: «Веселая артикуляционная гимнастика».
Цели и задачи.Цели проекта:сформировать представления детей об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения; выработать тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата, нео...