Проект «Веселые говорушки и топотушки»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Раевская Елена Анатольевна

Создание условий для коррекции речевых нарушений старших дошкольников посредством использования логоритмики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_raevskaya._veselye_govorushki_i_topotushki.docx50.62 КБ

Предварительный просмотр:

Принято:

на заседании

педагогического совета

Протокол № 1 от 29.08.2019 г.

Утверждаю

Заведующий МБДОУ детский сад № 14

 ___________ Михайлова Е. П.

Приказ № ___ от 29.08.2019г.

ПРОЕКТ

«Веселые говорушки и топотушки»
Создание условий для коррекции речевых нарушений старших дошкольников посредством использования логоритмики

Автор проекта:  

Раевская Елена Анатольевна

учитель –логопед

г. Новочеркасск

  2019 г.

Вид проекта: коррекционный-развивающий, практико-ориентированный, поэтапный.

Срок реализации: 1 год (сентябрь 2019 - май 2020).

Участники проекта: дети старшей группы компенсирующей направленности, родители, учитель - логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, старший воспитатель.

База реализации: старшая группа компенсирующей направленности (с нарушением речи) 5-6 лет

Руководитель проекта: учитель-логопед Раевская Е.А.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

        Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ –«Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации…» и ФГОС ДО Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 раскрывают концепцию содержания непрерывного образования  (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом  по общему образованию Минобразования России от 17.06.2003 г.  отмечает,  что «…ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.».

        С каждым годом растёт количество детей с различными отклонениями в речевом развитии, в связи с тем, что существенно возрос ритм жизни и недостаточно внимания уделяется детям со стороны родителей. Живое общение с ребенком заменяется просмотром телевизионных передач. Также имеет значение увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и влияние прочих вредоносных факторов. У многих детей наблюдается значительное нарушение всех компонентов языковой системы. Дети мало пользуются прилагательными, наречиями, допускают ошибки в словообразовании и словоизменении. Фонетическое оформление речи отстаёт от возрастной нормы. Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушение слоговой структуры. Нарушаются логико-временные связи в повествовании. В отличие от  детей с нормальным развитием речи, у детей с речевыми дефектами снижена способность к модуляции голоса, имеет место нарушения музыкального слуха, темпа речи и чувства  ритма, отмечается излишнее повышение мышечного тонуса при движениях, слабо развит артикуляционный аппарат, недостаточное развитие фонематического восприятия и слуха., Поэтому в комплексной работе по коррекции данных нарушений в нашем образовательном учреждении существенное место должна занимать логоритмика, как одна из форм своеобразной активной терапии и одно из средств  в комплексе методик.

Логоритмика представляет собой объединение речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений на основе единого замысла системы музыкально-двигательных, осуществляемых в целях логопедической коррекции и стимулирования двигательной активности. Необходимо, особо отметить, значение музыки при использовании логоритмики. Музыка не просто сопровождает движение и речь, а является их организующим началом. Музыка может задавать определённый ритм перед началом занятия, настраивать на глубокий отдых во время релаксации на заключительном этапе занятия. Движение помогает осмыслить и запомнить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность. Музыка вызывает у детей положительные эмоции, повышает тонус коры головного мозга и тонизирует ЦНС, усиливает внимание, стимулирует дыхание, кровообращение, улучшает обмен веществ. Значимую роль в слове, движении, музыке играет ритм. По мнению профессора Г.А. Волковой, «звучащий ритм служит средством воспитания и развития чувства ритма в движении и включения его в речь». Не случайно понятие ритма вошло в название логопедической ритмики.

Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.

Занятия логоритмикой – составная часть коррекционного воздействия на дошкольников, так как многие дети страдают не только речевыми нарушениями, но и имеют целый ряд признаков двигательной недостаточности общей и мелкой моторики, нарушения просодики, психологические проблемы. Логопедическая ритмика представлена широким спектром специальных игр и упражнений, направленных на исправление речевых и неречевых нарушений, развитие коммуникативных навыков, а также формирование положительной познавательной мотивации. Можно использовать элементы логоритмики, включая их в логопедические, музыкальные, физкультурные занятия, занятия по развитию речи, так как только эта технология позволяет модернизировать  и интегрировать работу логопеда, музыкального руководителя, воспитателя. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: создание условий для повышения эффективности обучения и преодоления речевых расстройств дошкольников посредством использования логоритмики.

ЗАДАЧИ  ПРОЕКТА

Дети:

Оздоровительные задачи: создание условий для:

- снижения психоэмоционального напряжения, умения расслабиться, снять напряжение;

- укрепления костно-мышечного аппарата, здоровья детей;
- развития координации движений и моторных функций;
Образовательные задачи: 

создание условий для:

 формирования двигательных навыков и умений; пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других детей и предметов;

  • развития переключаемости; коммуникативных способностей и дружественных взаимоотношений;

совершенствования певческих навыков.
Воспитательные задачи: создание условий для:

  • воспитания правильной осанки, походки, грации движения
  • воспитания способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность.  
    Коррекционные задачи: создание условий для:

- развития речевого дыхания; формирования и развитие артикуляционного аппарата; развитие общей и мелкой моторики;

- совершенствования лексико-грамматического строя речи, просодики, фонематического слуха, фонематического и слухового восприятия.

Родители:

  • осознание важности использования логоритмики в преодолении речевых нарушений детей;
  • повысить интерес и желание использовать логоритмические игры и упражнения детей для исправления речевых нарушений.

 Педагоги:    

  • повысить уровень педагогического мастерства по использованию логоритмических игр и упражнений на занятиях и совместной деятельности;
  • организовать эффективное сотрудничество педагогов и родителей по использованию логоритмики в преодолении нарушений речевого развития;
  • творчески подходить к проектированию музыкально обогащенной ППРС.

ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА:

Занятия логопедической ритмикой способствуют эффективному решению проблемы нарушения речи – становлению речевой функции, созданию положительного эмоционального настроя к речи, формированию у детей чувства ритма, внимания, координации в соответствии с музыкой.

Регулярные занятия логоритмикой создадут условия для нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Дети:

  • Положительная динамика процесса усвоения ребенком правильного звукопроизношения;
  • улучшение лексико-грамматического строя речи, связной речи;
  • положительная динамика в выполнении дыхательных и пальчиковых упражнений, умения быстро реагировать на смену движений;
  • повысится уровень развития речевого выдоха
  • выработка правильного темпа речи, ритма дыхания;
  • улучшение речевой памяти;
    улучшилась  координация движений;
  • снижение психоэмоционального напряжения и укрепление здоровья детей.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ

  • разработка картотеки игр и игровых упражнений по логопедической ритмике.
  • создание перспективно-тематического плана по использованию приемов логоритмики;
  • проведение консультации для педагогов старшей группы компенсирующей направленности (с нарушениями речи): «Логоритмика – эффективное средство коррекции речевых нарушений», консультация «Логоритмические упражнения и их использование для развития речи детей», мастер-класс «Самомассаж в логопедической работе с детьми с нарушениями речи»;
  • Проведение консультации для родителей старшей группы компенсирующей направленности (с нарушениями речи) и подготовить наглядную информацию: консультация «Роль родителей в речи ребёнка», наглядная информация «Речь взрослых — образец для подражания», наглядная информация «Логоритмика — помощник в развитии речи», консультация «Важность коррекционных занятий дома», консультация «Дышим правильно», игровой практикум для родителей «Развиваем пальчики – тренируем речь»
  • игры и игровые упражнения с детьми старшей группы 5-6 лет по лексическим темам перспективно-тематического плана;
  • изготовление атрибутов;
  • печатно-издательская деятельность.

РЕСУРСООБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

- интернет-ресурсы;

- учебно-методические пособия;

- художественная литература;

- картотека дидактических материалов для логоритмики;

- конспекты игр и игровых упражнений;

- перспективно-тематический план;

- предметно-развивающая среда;

- видеоклипы, презентации.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ  сентябрь 2019 г.

II. ОСНОВНОЙ  октябрь 2019 г. –  апрель 2020 г.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ май 2020 г.

I.  Подготовительный этап   сентябрь 2019г.

№ п/п

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

1

Изучение нормативно-правовой базы, методической литературы по теме.

Повышение профессиональной компетентности по выбранной теме

2

Подбор диагностически, ее направления:

-выявление особенностей развития музыкальных способностей детей,

-определение своеобразия сформированности музыкально-ритмического слуха у детей.

Провести анализ уровня знаний детей, родителей

3

Корректировка  перспективно-тематического плана работы с учетом диагностики

перспективно-тематический план

4

Подбор и создание совместно с педагогами ДОУ

 дидактических пособий по логоритмике

Создание предметно-развивающей среды

5

Разработка конспектов занятий в старшей группе.

Создание условий для мотивации обучающихся

6

Подбор рекомендаций для родителей (буклеты, папки-передвижки)

Создание условий для реализации деятельности

7

Разработать серию конспектов в соответствии с лексическими темами перспективного  плана работ и серию конспектов  по временам года посредством использования приемов логоритмики.

II. ОСНОВНОЙ ЭТАП– (октябрь 2019- май 2020)

На формирующем этапе будет продолжена апробация системы коррекции речи посредством логоритмики у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

В работе с детьми в логоритмике выделяют два основных НАПРАВЛЕНИЯ:
1.
Развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики,
координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного
тонуса; развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей;
активация всех видов внимания и памяти.
2.
Развитие речевых процессов у детей и корректирование их речевых
нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку
умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие
артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением;

№ п/п

Содержание деятельности

Работа с родителями и педагогами.

1

Презентация проекта

2

Организация совместной деятельности родителей с детьми посредством участия в занятиях, мастер-классах, консультациях

3

Разработать и провести консультации для педагогов и родителей «Логоритмика – эффективное средство коррекции речевых нарушений».

4

Памятка «Что такое логоритмика?», рекомендации «Советы специалистов – для Вас, родители!»

5

Обогатить предметно-пространственную развивающую среду в логопедическом кабинете и в группе демонстрационными  материалами  для занятий по логоритмике.

6

Для закрепления полученных знаний детьми и родителями и поддержания интереса к проекту изготовить фотоальбомы по изготовлению дидактического материала и по проведенным занятиям.

7

Презентация итогов реализации проекта.

Работа с детьми

              ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Месяц

№ п/п

Тема

Содержание работы

сентябрь

1

«Спор грибов и ягод»

  • Двигательные упражнения «Прогулка в лес»
  • Пальчиковая игра «Здравствуй!»
  • Чистоговорка «С — С»
  • Коммуникативная игра «Здравствуй, друг!»
  • Массаж спины под песню «Дождик» Е. Попляновой
  • Русская народная закличка «Дождик, лей!»
  • Двигательные упражнения «Грибы»
  • Упражнение на развитие мимических мышц «Ну-ка, повтори!»
  • Упражнение на развитие внимания «По ягоды»
  • Логопедическая гимнастика
  • Игра «Гриб волнушка»
  • Коммуникативный танец «Хоровод дружбы»
  • на американскую народную мелодию

2

«Путешествие язычка»

  • «Сказка про язычок»
  • Чистоговорка «С — С»
  • Пальчиковая игра «Здравствуй!»
  • Коммуникативная игра «Здравствуй, друг!»
  • Коммуникативный танец «Хоровод дружбы»
  • Песня об осени (по выбору)
  • Массаж спины под песню «Дождик» Е. Попляновой
  • Русская народная закличка «Дождик, лей!»
  • Упражнение логопедической гимнастики «Грибок»
  • Стихотворение с движениями «Меж еловых лап»
  • Игра «Гриб волнушка»
  • Двигательное упражнение «Электричка»
  • Упражнение на развитие мимических мышц и эмоциональной сферы «Пассажиры»
  • Фонопедические упражнения

3

«В гостях у лесного гнома»

  • Попевка «Осенины» Т. Тютюнниковой
  • Ритмическая игра «Лешкин клен»
  • Двигательное упражнение «В гости к гному»
  • Пальчиковая игра «Здравствуй!»
  • Коммуникативная игра «Здравствуй, друг!»
  • Чистоговорка «С — 3»
  • Упражнение на развитие ритмического слуха «По ягоды»
  • Упражнение на увеличение выдоха «Страшная сказка» В. Емельянова, И. Трифоновой
  • Логопедическая гимнастика на укрепление губ
  • Вальс «Осенний сон» А. Джойса
  • Стихотворение с движениями «Меж еловых лап»
  • Игра «Гриб волнушка»
  • Попевка «Кап-кап-кап»
  • Массаж спины под песню «Дождик» Е. Попляновой
  • Русская народная закличка «Дождик, лей!»
  • Игра на развитие внимания «Лужа»

4

«Яблоко» по мотивам сказки В. Сутеева

  • Пальчиковая игра «Здравствуй!»
  • Ритмическая игра «Лешкин клен»
  • Вальс «Осенний сон» А. Джойса
  • Попевка «Осенины» Т. Тютюнниковой
  • Упражнение на развитие внимания «Полет»
  • Стихотворение с движениями «Меж еловых лап»
  • Игра «Гриб волнушка»
  • Коммуникативная игра «Здравствуй, друг!»
  • Чистоговорка «Т — Т'»
  • Попевка «Кап-кап-кап»
  • Логопедическая гимнастика
  • Коммуникативный танец «Хоровод дружбы»

октябрь

5

«Пых» по мотивам белорусской народной сказки

  • Попевка «Кап-кап-кап»
  • Массаж спины под песню «Дождик» Е. Попляновой
  • Попевка «Осенины» Т. Тютюнниковой
  • Стихотворение с движениями «Меж еловых лап»
  • Игра «Гриб волнушка»
  • Ритмическая игра «Лешкин клен»
  • Танец с листьями
  • Упражнение на развитие дыхательных мышц и укрепление голосового аппарата «Ветер»
  • Стихотворение с движениями «Малина»
  • Хоровод «По малину» А. Филиппенко
  • Пальчиковая игра «Варим суп»
  • Дыхательные упражнения «Звуковое дыхание» по методу М. Лазарева
  • Чистоговорка «Д — Д'»
  • Игра на развитие быстроты реакции «Ежик»

6

«Спор овощей»

  • Фонопедические упражнения «Осень»
  • по методу В. Емельянова
  • Танец с листьями
  • Ритмическая игра «Лешкин клен»
  • Хороводная игра «Здравствуй, осень!»
  • Попевка «Осенины» Т. Тютюнниковой
  • Массаж спины под песню «Дождик» Е. Попляновой
  • Русская народная закличка «Дождик, лей!»
  • Общеразвивающие упражнения «На огороде»
  • Чистоговорка
  • Стихотворение с движениями «Малина»
  • Логопедическая гимнастика
  • Пальчиковая игра «Варим суп»
  • Коммуникативный танец «Хоровод дружбы»

7

«Колосок» по мотивам украинской народной сказки

  • Речевое упражнение «Петушок»
  • Пальчиковая игра «Здравствуй!»
  • Коммуникативная игра «Здравствуй, друг!»
  • Логопедическая гимнастика
  • Попевка «Кап-кап-кап»
  • Массаж спины под песню «Дождик» Е. Попляновой
  • Русская народная закличка «Дождик, лей!»
  • Пальчиковая игра «Варим суп»
  • Хоровод «По малину» А. Филиппенко
  • Попевка «Осенины»
  • Хороводная игра «Здравствуй, осень!»
  • Фонопедические упражнения

8

«Приключения дождика»

  • Чистоговорка «Л — Л'»
  • Хороводная игра «Здравствуй, осень!»
  • Коммуникативная игра «Туча»
  • Стихотворение с движениями «Меж еловых лап»
  • Игра «Гриб волнушка»
  • Массаж спины под песню «Дождик» Е. Попляновой
  • Логопедическая гимнастика
  • Танец с листьями
  • Упражнение на развитие внимания «Дождик поливает грядки»
  • Хоровод «Урожай собирай» А. Филиппенко
  • Пальчиковая игра «Варим суп»
  • Игра «Кто скорее?»
  • Попевка «Кап-кап-кап»

ноябрь

9

«Краски осени»

  • Распевка «Осенние листья»
  • Хороводная игра «Здравствуй, осень!»
  • Фонопедические упражнения «Перед дождем»
  • Пальчиковая игра «Осень»
  • Танец осенних листьев
  • Стихотворение с движениями «Малина»
  • Чистоговорка «Ц — Ц'»
  • Хоровод «Урожай собирай» А. Филиппенко
  • Пальчиковая игра «Варим суп»
  • Попевка «Кап-кап-кап»

10

«Палочка-выручалочка» по мотивам сказки В. Сутеева

  • Пальчиковая игра «Осень»
  • Чистоговорка «Н — Н'»
  • Хоровод «Урожай собирай» А. Филиппенко
  • Попевка «Качели» Е. Тиличеевой
  • Упражнение на развитие внимания «Не упади!»
  • Упражнения на развитие мимики
  • Логопедическая гимнастика
  • Французская народная игра «Зайцы и волк»

11

«Как коза в лесу избушку построила» по мотивам русской народной сказки

  • Скороговорки
  • Хоровод «Урожай собирай» А. Филиппенко
  • Упражнение на развитие внимания «Замри»
  • Чистоговорка «Д — Д'»
  • Игра «Кто скорее?»
  • Стихотворение с движениями «Елка»
  • Упражнение на развитие мимики
  • Французская народная игра «Зайцы и волк»
  • Пальчиковая игра «Строим дом»
  • Логопедическая гимнастика
  • Попевка «Качели» Е. Тиличеевой
  • Пальчиковая игра «Осень»
  • Песня об осени

12

«Кот, петух и лиса» по мотивам русской народной сказки

  • Попевка «Небо синее» Е. Тиличеевой
  • Пальчиковая игра «Строим дом»
  • Попевка «Качели» Е. Тиличеевой
  • Пальчиковая игра «Осень»
  • Фонопедические упражнения «Листочек»
  • Песня об осени
  • Чистоговорка «Р»
  • Речевое упражнение «Петушок»
  • Стихотворение с движениями «Елка»
  • Упражнение на развитие внимания «Замри»
  • Французская народная игра «Зайцы и волк»
  • Логопедическая гимнастика
  • Танец или песня

декабрь

13

«Теремок-холодок»

  • Чистоговорка «Холода»
  • Попевка «Небо синее» Е. Тиличеевой
  • Игра на развитие внимания «Птицы»
  • Стихотворение с движениями «Елка»
  • Логопедическая гимнастика
  • Песня с движениями «В лесу родилась елочка» Е. Бекман
  • Пальчиковая игра «Строим дом»
  • Фонопедические упражнения по методу В. Емельянова
  • Упражнение на развитие воображения «Дорожка»
  • Двигательные упражнения «Ты шагай»
  • Пальчиковая игра «Снеговик»
  • Попевка «Качели» Е        . Тиличеевой
  • «Вальс-шутка» Д.Шостаковича
  • Песня о зиме
  • Ритмическое упражнение «Мороз»
  • Французская народная игра «Зайцы и волк»
  • Польская хороводная игра «Лавата»

14

«Дед Мороз построил дом»

  • Попевка «Небо синее» Е. Тиличеевой
  • Чистоговорка «Л — Л'»
  • Фонопедические упражнения «Метель»
  • Упражнение на развитие воображения «Дорожка»
  • Стихотворение с движениями «Елочка»
  • Хоровод «В лесу родилась елочка» Е. Бекман
  • Пальчиковая игра «Строим дом»
  • Игра на развитие внимания «Лесные звери»
  • Логопедическая гимнастика
  • Пальчиковая игра «Снеговик»
  • «Вальс-шутка» Д. Шостаковича
  • Ритмическое упражнение «Мороз»
  • Песня о Деде Морозе
  • Игра «Ветер северный»
  • Польская хороводная игра «Лавата»

15

«Отчего у белого медведя нос черный» по мотивам юкагирской народной сказки

  • Попевка «Небо синее» Е. Тиличеевой
  • Упражнение на развитие воображения «Дорожка»
  • «Вальс-шутка» Д. Шостаковича
  • Чистоговорка «С — С»
  • Песня о Деде Морозе
  • Пальчиковая игра «Снеговик»
  • Упражнение на развитие внимания «Белый медведь»
  • Двигательное упражнение «Ты шагай!»
  • Логопедическая гимнастика
  • Фонопедические упражнения «Напугаем медведя»
  • Игра «Ветер северный»
  • Ритмическое упражнение «Мороз»
  • Елочный хоровод

16

«Елка» по мотивам сказки В. Сутеева

  • Пальчиковая игра «Снеговик»
  • Упражнение на воображение «Дорожка»
  • Стихотворение с движениями «Елка»
  • Песня о зиме
  • Фонопедические упражнения «В лесу»
  • по методу В. Емельянова
  • Игра «Ветер северный»
  • Чистоговорка «П — 1Г»
  • Логопедическая гимнастика
  • Упражнение на внимание «Сорока»
  • Двигательные упражнения «Ты шагай»
  • «Вальс-шутка» Д. Шостаковича
  • Упражнение «Смелый наездник» Р. Шумана
  • Пальчиковая игра «Украшаем елочку»
  • Новогодний хоровод (по выбору)
  • Игра «Заморожу»
  • Ритмическое        упражнение «Мороз»
  • Польская хороводная игра «Лавата»

январь

17

«Снеговик на елке»

  • Чистоговорка «В — В'»
  • Фонопедические упражнения «Зима»
  • Песня о зиме (по выбору)
  • Игра «Ветер северный»
  • Пальчиковая игра «Снеговик»
  • Упражнение на координацию речи и движения «Зимние забавы»
  • Ритмическое упражнение «Мороз»
  • Песня о Деде Морозе (по выбору)
  • Пальчиковая игра «Украшаем елочку»
  • Логопедическая гимнастика
  • Игра «Маскарад»
  • Новогодний хоровод (по выбору)
  • Упражнение на развитие мимических мышц
  • «Вальс-шутка» Д. Шостаковича
  • Игра «Заморожу»
  • Польская   хороводная   игра  «Лавата»

18

«Морозята»

  • Песня о зиме (по выбору)
  • Пальчиковая игра «Украшаем елочку»
  • «Вальс-шутка» Д. Шостаковича
  • Новогодний хоровод (по выбору)
  • Игра «Маскарад»
  • Ритмическое упражнение «Мороз»
  • Стихотворение «Осторожный снег»
  • Чистоговорка «3 — 3'»
  • Пальчиковая игра «Мастера»
  • Упражнение на координацию речи и движения «Зимние забавы»
  • Игра «Заморожу»
  • Логопедическая гимнастика
  • Польская хороводная игра «Лавата»

19

«Мороз Иванович» по мотивам сказки В. Одоевского

  • Логопедическая гимнастика «Потягушки»
  • Упражнение на координацию речи и движения «Умелые руки»
  • Упражнение на координацию речи и движения «Зимние забавы»
  • Фонопедические упражнения
  • по методу В        . Емельянова
  • Песня о зиме (по выбору)
  • Двигательные упражнения «Ты шагай!»
  • Чистоговорка «К — К'»
  • Игра «Яблочко»
  • Упражнение на развитие воображения «Дорожка»
  • Стихотворение «Осторожный снег»
  • под пьесу А. Караманова
  • Пальчиковая игра «Вышла чашка погулять»
  • «Вальс-шутка» Д. Шостаковича
  • Пальчиковая игра «Мастера»

20

«Приключения снежинки»

  • Фонопедические упражнения «Снежинка» по методу В. Емельянова
  • Песня о зиме (по выбору)
  • Двигательные упражнения «Лесные жители»
  • Чистоговорка «Ц»
  • Игра «Яблочко»
  • Пальчиковая игра «Мастера»
  • Игра «Снежинки, летайте!» Л. Олифировой
  • Упражнение на координацию речи и движения «Умелые руки»
  • Логопедическая гимнастика для языка
  • Пальчиковая игра «Вышла чашка погулять»
  • Стихотворение «Осторожный снег»

под пьесу А. Караманова

февраль

21

«Снежная книга» по мотивам рассказа В. Бианки

  • Логопедическая гимнастика «Язычок»
  • Коммуникативная игра «Здравствуй, дружок!»
  • на муз. С. Коротаевой
  • Скороговорки
  • Упражнение на координацию речи и движения «Умелые руки»
  • Пальчиковая игра «Мастера»
  • Двигательные упражнения «Лесные жители»
  • Игра на развитие внимания «Как заяц от лисы прятался»
  • Упражнение на развитие мимических мышц «Лиса»
  • Игра «Яблочко»
  • Игра «Филин»
  • Стихотворение «Осторожный снег»
  • под пьесу А. Караманова
  • Пальчиковая игра «Вышла чашка погулять»

22

«Мороз, солнце и ветер» по мотивам русской народной сказки

  • Упражнение на развитие внимания «На лошадке»
  • Упражнение на координацию речи и движения «Умелые руки»
  • Фонопедические упражнения «Кто как кричит»
  • Пальчиковая игра «Вышла чашка погулять»
  • Песня о бабушке
  • Двигательные упражнения «Лесные жители»
  • Логопедическая гимнастика
  • Коммуникативная игра «Здравствуй, дружок!»
  • на муз. С. Коротаевой
  • Чистоговорка «Л — Л'»
  • Игра «Филин»
  • Упражнение на развитие дыхания «Ветер»
  • по методу Б. Толкачева
  • Игра «Яблочко»
  • Общий танец (по выбору)

23

«Парад на Красной площади» по мотивам стихотворения В. Орлова

  • Игра на развитие слухового внимания «На самолете»
  • Речевая игра «Гости» по Т. Тютюнниковой
  • Коммуникативная игра «Здравствуй, дружок!»
  • Пальчиковая игра «Вышла чашка погулять»
  • Упражнения с флажками
  • Логопедическая гимнастика
  • Чистоговорка «Т — Т'»
  • Музыкально-ритмическая композиция «Вперед, гардемарины!»
  • Упражнения на развитие мелкой моторики
  • Игра «Горячий конь» Т. Ломовой
  • Песня «Наша родина сильна» А. Филиппенко

24

«Гуси-лебеди» по мотивам русской народной сказки

  • Упражнение развитие внимания «На лошадке»
  • Упражнение на координацию речи и движения «Умелые руки»
  • Коммуникативная игра «Здравствуй, дружок!»
  • Двигательные упражнения «Ты шагай»
  • Логопедическая гимнастика
  • Стихотворение с движением «Поедалочка»
  • Игра «Яблочко»
  • Чистоговорка «К — К'»
  • Фонопедические упражнения «В лесу»
  • Игра «Филин»
  • Пальчиковая игра «Вышла чашка погулять»
  • Игра «Спрячься от гусей-лебедей»
  • Песня о маме (по выбору)
  • Речевая игра «Гости» по Т. Тютюнниковой

март

25

«Я маму мою обидел» по стихотворению Э. Мош-ковской

  • Стихотворение «Поедалочка»
  • Логопедическая гимнастика
  • Пальчиковая игра «Вышла чашка погулять»
  • Чистоговорка «М — М'»
  • Логопедические рифмовки
  • Двигательные упражнения
  • Ритмическая игра «Молоток»
  • Музыкально-ритмическая композиция «Вперед, гардемарины!»
  • Упражнение на координацию речи и движения «Самолет»
  • Песня о маме (по выбору)
  • Игра «Звездочки»

26

«Кем быть?»

  • Упражнение на координацию речи и движения «Умелые руки»
  • Ритмическая игра «Молоток»
  • Логопедическая гимнастика
  • Игра «Иголка и нитка» М. Чистяковой
  • Стихотворение с движениями «Поедалочка»
  • Чистоговорка «Р — Р'»
  • Музыкально-ритмическая композиция «Вперед, гардемарины!»
  • Упражнение на координацию речи и движения «Самолет»
  • Игра на развитие внимания «Наши кони чисты!»
  • Пальчиковая игра «Две мартышки»
  • Игра «Звездочки»

27

«Откуда у носорога шкура» по мотивам одноименной сказки Р. Киплинга

  • Музыкально-ритмическая композиция «Вперед, гардемарины!»
  • Упражнение на координацию речи и движения «У моря»
  • Упражнение на координацию речи и движения «Обезьяны»
  • Логопедическая гимнастика
  • Пальчиковая игра «Две мартышки»
  • Стихотворение с движениями «Поедалочка»
  • Песня о солнце (по выбору)
  • Двигательные упражнения «Кто как идет»
  • Самомассаж тела «Черепаха»
  • Игра на внимание «Купание»
  • Чистоговорка «К — К'»
  • Игра «Звездочки»
  • Упражнение на координацию речи и движения «Самолет»

28

«Откуда у верблюда горб» по мотивам сказки Р. Киплинга

  • Упражнение на развитие внимания «Наши кони чисты»
  • Игра «Горячий конь»
  • Чистоговорка «3 — 3'»
  • Упражнение на развитие дыхания
  • Логопедическая гимнастика
  • Упражнение на координацию речи и движения «Обезьяны»
  • Пальчиковая игра «Две мартышки»
  • Двигательные упражнения «В пустыне»
  • Песня о солнце (по выбору)
  • Упражнение на координацию речи и движения «Самолет»
  • Самомассаж тела «Черепаха»
  • Игра «Звездочки»
  • Упражнение на координацию речи и движения «Умелые руки»

апрель

29

«Откуда у кита такая глотка» по мотивам сказки Р. Киплинга

  • Упражнение на координацию речи и движения «У моря»
  • Музыкально-ритмическая композиция «Вперед, гардемарины!»
  • Коммуникативная игра «Рыбки»
  • Песня с движениями «Рыбка» М. Красева
  • Самомассаж тела «Черепаха»
  • Логопедическая гимнастика на стимуляцию движений мышц нижней челюсти
  • Игра «Кит и рыбки»
  • Речевое упражнение «Рыбки разговаривают»
  • Скороговорки
  • Игра «Звездочки»
  • Песня или танец (по выбору)

30

«Космическое путешествие»

  • Пальчиковая гимнастика
  • Стихотворение с движениями «Где петушок носит гребешок?»
  • Упражнение на координацию речи и движения «Обезьяны»
  • Пальчиковая игра «Две мартышки»
  • Скороговорки
  • Фонопедические упражнения «Ракета»
  • Упражнение на координацию речи и движения «Полет»
  • Логопедическая гимнастика
  • Игра «Звездочки»
  • Музыкально-ритмическая композиция

«Волшебный цветок» Ю. Чичкова

  • Упражнение на развитие мимических мышц «Цветы»
  • Песня о солнце (по выбору)
  • Упражнение на координацию речи и движения «У моря»
  • Двигательные упражнения «Рыбки»
  • Песня с движениями «Рыбка» М. Красева
  • Коммуникативная игра «Рыбки»
  • Игра «Кит и рыбки»
  • Самомассаж тела «Черепаха»
  • Ритмический танец «Веселые путешественники»
  • М. Старокадомского

31

«Лекарство от зевоты»

  • Фонопедические упражнения
  • по стихотворению «Весна» С. Данилова
  • Песня о весне (по выбору)
  • Ритмический танец «Веселые путешественники»
  • М. Старокадомского
  • Логопедическая гимнастика на стимуляцию               движений нижней челюсти
  • Упражнение на координацию речи и движения «Обезьяны»
  • Пальчиковая игра «Две мартышки»
  • Скороговорки
  • Самомассаж тела «Черепаха»
  • Стихотворение с движениями «Где петушок носит гребешок?»
  • Песня о солнце
  • Ритмическое упражнение «Смешинка» на дифференциацию звуков [X — X']
  • Игра «Солнечные зайчики и тучка» (ритмодекламация)

32

«Пасха»

  • Закличка «Солнышко-ведрышко»
  • Стихотворение с движениями «Где петушок носит гребешок?»
  • Игра «Петя-петушок»
  • Песня о солнце (по выбору)
  • Логопедическая гимнастика на выработку умения управлять языком
  • Двигательные упражнения
  • Скороговорка
  • Упражнение на продолжительность выдоха
  • Весенний хоровод (по выбору)
  • Игра «Солнечные зайчики и тучка»
  • Игра на развитие внимания и творческих способностей «Бубен или погремушка»
  • Хороводная игра «Колобки»

май

33

«Колобок»

  • Стихотворение с движениями «Где петушок носит гребешок?»
  • Игра «Петя-петушок»
  • Хороводная игра «Колобки» на мотив русской народной песни «Каравай»
  • Фонопедическое упражнение «Полюбуйся — весна»
  • Песня о весне (по выбору)
  • Песня с движениями «Рыбка» М. Красева
  • Коммуникативная игра «Рыбки»
  • Упражнение на координацию речи и движения «У моря»
  • Ритмический танец «Веселые путешественники»
  • Логопедическая гимнастика «Медведь»
  • Динамическая пауза «Принцесса»
  • Закличка «Солнышко-ведрышко»
  • Игра «Солнечные зайчики и тучка» (ритмодекламация)
  • Весенний хоровод (по выбору)

34

«Волшебное зеркальце» по мотивам чешской народной сказки

  • Закличка «Солнышко-ведрышко»
  • Песня о солнце (по выбору)
  • Игра «Солнечные зайчики и тучка» (ритмодекламация)
  • Музыкально-ритмическая композиция «Волшебный цветок»
  • Динамическая пауза «Принцесса»
  • Коммуникативная игра «Рыбки»
  • Песня с движениями «Рыбка»
  • Логопедическая гимнастика
  • Скороговорки
  • Двигательные упражнения «Мишка-воришка»
  • Игра «Мишки и пчелы»
  • Игра «Зеркало» на развитие творческих способностей под русскую народную мелодию «Ой, хмель, хмелек»
  • Весенний хоровод (по выбору)

35

«Как муравьишка дом солнышка искал»

  • Фонопедическое упражнение «Колокольчики будили»
  • Весенний хоровод (по выбору)
  • Двигательные упражнения «Муравьи»
  • Ритмический танец под песню «Маляры» В. Шаинского
  • Логопедическая гимнастика
  • Пальчиковая гимнастика «Гусеница»
  • «Танец бабочек» под пьесу «Бабочки» Ф. Куперена
  • Динамическая пауза «Принцесса»
  • Игра «Мишки и пчелы»
  • Стихотворение «Жук» на автоматизацию звука [ж]
  • Игра «Паучок и мушки»
  • Стихотворение с движениями «Солнышко»
  • Песня о солнце (по выбору)

36

«История о том, как гном построил дом»

  • Фонопедические упражнения «Утро»
  • Песня о солнце (по выбору)
  • Стихотворение с движениями «Солнышко»
  • Двигательные упражнения «Солнечные зайчики»
  • Логопедическая гимнастика
  • Ритмическая игра «Молоток»
  • Пальчиковая игра «Маляр»
  • Ритмический танец под песню «Маляры»    
  • Игра «Паучок и мушки»
  • Пальчиковая гимнастика «Гусеница»
  • Считалка
  • Игра «Мишки и пчелы»
  • Танец (по выбору)

Средства логоритмики:

— вводные упражнения (ходьба и маршировка в различных направлениях);

— упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

— упражнения, регулирующие мышечный тонус;

— упражнения, активизирующие внимание;

— счетные упражнения;

— речевые упражнения без музыкального сопровождения;

— упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра;

— упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

— ритмические упражнения;

— пение;

— игра на музыкальных инструментах;

— музыкальная самостоятельная деятельность;

— игровая деятельность;

— упражнения для развития творческой инициативы;

— заключительные упражнения.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП май 2020

№ п/п

Содержание деятельности

1

Проведение итоговой диагностики, анализ коррекционно-педагогической работы за год

2

Показ образовательной деятельности в рамках дня открытых дверей (интегрированное занятие)

3

Анализ и обобщение результатов работы по проекту.

4

Трансляция опыта (сообщении из опыта работы на педсовете в ДОУ по проекту на тему: «Создание условий для коррекции речевых нарушений старших дошкольников посредством использования логоритмики»)

Заключение

  • Созданы все необходимые условия для развития связной речи старших дошкольников с ОВЗ, их коммуникативных способностей посредством использования логоритмики;
  • Разработан перспективно-тематический план по использованию логоритмики для развития речи.
  • Созданы условия для использования логоритмики в ДОУ.
  • Разработаны конспекты игр и упражнений по развитию речи с использованием приемов логоритмики.
  • Повышен уровень педагогического мастерства педагогов ДОУ.
  • Дети научились работать на логоритмических занятиях по образцу, по правилам, по инструкции.
  • Повышен уровень развития связной речи, обогащен словарь, целостное восприятие окружающего мира музыки, ритма.
  • Сформированы навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативы, ответственности.
  • Повышена заинтересованность родителей в использовании приемов логоритмики для развития речи детей.

Перспектива реализации проекта:

Источники:

1.Киселевская Н.А. « Использование логопедической ритмики в коррекционной работе с детьми »- ТЦ СФЕРА-2004г.

2. Гоголева М. Ю. «Логоритмика в детском саду»; СПб, КАРО-2006г.Нищева Н.В. «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей

работы в детском саду» СПб.; Детство-пресс, 2014г.

3. Судакова Е.А. «Логопедические музыкально-игровые упражнения для дошкольников» СПб.; Детство-пресс, 2013г.

4. Нищева Н.В. «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду» СПб.; Детство-пресс, 2014г.

5. «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» - Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов. Москва,1997г.

6. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. «Логопедическая ритмика: Методика

работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи» / Под

ред. Г.А.Волковой – СПб.: КАРО, 2005. – (Коррекционноая педагогика).

7. Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика» М.: Просвещение, 1985 г.

8. Воронова Е.А. «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5 – 7 лет»

Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2006 г.

9. Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» – М.: ТЦ

Сфера, 2005 г.

10.Макарова Н.Ш. «Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей

дошкольного возраста на основе логопедической ритмики» - СПб.:

ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 г.

11.Новиковская О.А. «Логоритмика» - СПб.: Корона принт., 2005 г.

12.Мухина А.Я. «Речедвигательная ритмика» - Астрель, М.-2009 г.

13.Федорова Г.П. «Поиграем, потанцуем» - СПб.: Акцидент, 1997 г.

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Теремок»

14.Буренина А.И. «Ритмическая пластика для дошкольников» - СПб.: 1994 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»

ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...

Проект реализации части ООП – «Художественно – эстетическое развитие», формируемой участниками образовательных отношений подготовительной группы. Тема проекта« Веселая Масленица»

Задачи проекта для  педагогов:Познакомить детей с  происхождением праздника,  с его традициями, обычаями;Вместе с детьми нарядить Масленицу;Повторить   какие  русские нар...

Проект «Пестушки -говорушки»

Проект «Пестушки-Говорушки»     Существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста выполняет художественное слово – детская литература и ...

Педагогический проект (1 младшая группа) «Топотушки-говорушки»

Педагогический проект (1 младшая группа) «Топотушки-говорушки»...

Проект "Пестушки-говорушки"

развитие русского народного творчества...

Педагогический проект (1 младшая группа) «Топотушки-говорушки»

Педагогический проект (1 младшая группа) «Топотушки-говорушки»...

Проект «Веселая артикуляционная гимнастика» в старшей и подготовительной логопедической группе Тема: «Веселая артикуляционная гимнастика».

Цели и задачи.Цели проекта:сформировать представления детей об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения; выработать тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата, нео...