«Зима-красавица» Чтение русской народной сказки «Снегурочка»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Задачи:
- Закрепить знание детьми характерных признаков зимы, тренировать в отгадывании загадок, запоминании стихов, пословиц, поговорок.
- Учить пересказывать сказку «Снегурочка».
- Воспитывать чувство коллективизма, формировать дружеские отношения со сверстниками.
Подготовительная работа:
- чтение сказки;
- рассматривание иллюстраций;
- чтение стихов, пословиц, поговорок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ftsk_zima.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Зима-красавица»
Чтение русской народной сказки «Снегурочка»
Задачи:
- Закрепить знание детьми характерных признаков зимы, тренировать в отгадывании загадок, запоминании стихов, пословиц, поговорок.
- Учить пересказывать сказку «Снегурочка».
- Воспитывать чувство коллективизма, формировать дружеские отношения со сверстниками.
Подготовительная работа:
- чтение сказки;
- рассматривание иллюстраций;
- чтение стихов, пословиц, поговорок.
Воспитатель: Ребята, нам прислала письмо Снегурочка.
. Посмотрим, что там написано. Открываем конверт, там загадки.
1. Дел у меня немало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
А зовут меня ...(зима)
2. Снег на полях,
Лед на водах,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (зима)
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, это красавица зима. Вы хорошо знаете, что бывает зимой. Вот я вас и проверю:
- Какие характерные признаки зимы вы знаете? (на улице холодно, идет снег, дует холодный ветер, метель, сугробы, промерзла почва, мороз, лед на реках и т. д.)
- Как называется первый зимний месяц? (декабрь)
- Как называются зимние месяцы? (декабрь, январь, февраль)
Дети:
В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты.
Январь году начало, зимы середины.
В феврале два друга – мороз и вьюга.
- Почему на стеклах появляются узоры?
- Чем питаются снегири?
- Как звери приспособились к зиме?
Ответы детей.
Воспитатель: А какие пословицы и поговорки вы знаете о зиме?
Дети:
- Мороз не велик, да стоять не велит.
- Береги нос в большой мороз.
- В зимний холод всякий молод.
- Снегирь поет зимой на снег, вьюгу и слякоть.
- Вороны и галки садятся на вершины деревьев - к морозу.
Воспитатель: Молодцы, ребята, много знаете о зиме. Ребята, расскажите, какие зимние забавы детей. Во что они любят играть зимой? (играть в снежки, лепить из снега крепости, снеговиков, кататься на коньках, лыжах, санках и т. д.)
Русская зима – волшебная пора, по-своему прекрасна и любима народом. Весело ребятишкам, соскучились они хмурой осенью сидеть по избам. Настало, наконец, время катаний на санках, лыжах и коньках. А надоест кататься – можно поиграть с друзьями в снежки или слепить снеговика. Не страшен деревенским мальчишкам и девчонкам мороз, расшалятся они и кричат (дети вместе с воспитателем):
Морозушка – мороз,
Не тяни домой за нос,
Не стучи, не балуй,
Иди окна разрисуй!
Физкультминутка под музыку имитируя: играют в снежки, кружатся как снежинки, катаются на лыжах, лепят снеговика.
Воспитатель: Набегаются, наиграются, накатаются с ледяной горки ребятишки – и скорее с мороза домой, на теплую печку, погреться и послушать любимые сказки. Давайте и вы послушайте русскую народную сказку «Снегурочка», о том, что случилось в одной деревне зимой.
Воспитатель рассказывает сказку «Снегурочка», затем беседует с детьми о прочитанном.
Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе — детей у них не было.
Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают.
— А что, старуха, — говорит старик, — давай мы себе из снега дочку сделаем.
— Давай, — говорит старуха.
Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежной ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок. Глядь — а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег — и вышла из сугроба живая девочка.
Обрадовались старики, привели ее в избу. Глядят на нее, не налюбуются.
И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе.
Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. Со всеми ласковая, приветливая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню запоет — заслушаешься.
Прошла зима.
Начало пригревать весеннее солнышко. Зазеленела трава на проталинах, запели жаворонки.
А Снегурочка вдруг запечалилась.
— Что с тобой, дочка? — спрашивает старик. — Что ты такая невеселая стала? Иль тебе не можется?
— Ничего, батюшка, ничего, матушка, я здорова.
Вот и последний снег растаял, зацвели цветы на лугах, птицы прилетели.
А Снегурочка день ото дня все печальнее, все молчаливее становится. От солнца прячется. Все бы ей тень да холодок, а еще лучше — дождичек.
Раз надвинулась черная туча, посыпался крупный град. Обрадовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному. А как снова выглянуло солнышко и град растаял, Снегурочка заплакала, да так горько, словно сестра по родному брату.
За весной лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу, зовут Снегурочку:
— Идем с нами, Снегурочка, в лес гулять, песни петь, плясать.
Не хотелось Снегурочке в лес идти, да старуха ее уговорила:
— Поди, дочка, повеселись с подружками!
Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы собирать, венки плести, песни петь, хороводы водить. Только одной Снегурочке по-прежнему невесело.
А как свечерело, набрали они хворосту, разложили костер и давай все друг за дружкой через огонь прыгать. Позади всех и Снегурочка встала.
Побежала она в свой черед за подружками. Прыгнула над огнем и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко. Поднялось облачко высоко и пропало в небе. Только и услышали подружки, как позади простонало что-то жалобно: «Ау!» Обернулись они — а Снегурочки нет.
Стали они кликать её:
— Ау, ау, Снегурушка!
Только эхо им в лесу и откликнулось.
- Расскажите, как появилась Снегурочка у деда и бабы.
- Какой получилась у стариков Снегурочка? Как она выглядела? (Краса-девица, девица красавица; что ни в сказке сказать, ни пером описать)
- Подумайте, почему с приходом весны Снегурочка становилась все грустнее. (Дети размышляют)
- Вспомните, какое настроение было у Снегурочки зимой. Какая она была? (Радостная, приветлива, веселая, счастливая, улыбающаяся.)
- Какой стала Снегурочка летом? (Грустной, печальной, задумчивой.) Как еще можно сказать?
Воспитатель поощряет использование детьми образных выражений.
- Расскажите, что произошло в лесу.
Физминутка под музыку
Сегодня из мокрого снежного кома
Мы снежную бабу слепили у дома.
Стоит наша баба у наших ворот
Никто не проедет, никто не пройдет.
Знакома она уже всей детворе,
А Жучка все лает: «Чужой во дворе!»
Почему мы говорим, что история о Снегурочке – сказка?
Какие «сказочные» слова и выражения вы заметили?
Молодцы ребята!
Итог:
- О каком времени года мы сегодня говорили?
- Какую сказку пересказывали?
- Что больше всего понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевое развитие в подготовительной группе. «Чтение русской народной сказки «Снегурочка».
Цель данного конспекта развитие речи детей через разные приемы и способы....
Познавательное развитие в подготовительной группе. «Чтение русской народной сказки «Снегурочка».
познавательное развитие в подготовительной группе....
"Чтение русской народной сказки Снегурочка"
Речевое развитие...
Чтение русской народной сказки «Снегурочка»
Чтение русской народной сказки «Снегурочка»...
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой для детей подготовительного возраста. Чтение русской народной сказки «Снегурочка».
Чтение русской народной сказки «Снегурочка»....
«Зима-красавица» Чтение русской народной сказки «Снегурочка»
Задачи:Закрепить знание детьми характерных признаков зимы, тренировать в отгадывании загадок, запоминании стихов, пословиц, поговорок. Учить пересказывать сказку «Снегурочка».Воспитыв...
Конспект организованной образовательной деятельности по литературному чтению « Чтение русской народной сказки «Снегурочка»
Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Снегурочка».Задачи: 1. Приобщать детей к художественной литературе Формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и ...