Перспективное планирование по обучению грамоте по программе О.М.Ельцовой (подготовительная к школе группа)
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование по обучению грамоте (подготовительная к школе группа)
Месяц | Тема | Программное содержание | Методы и приемы | Оборудование |
СЕНТЯБРЬ | ||||
1 неделя «День знаний. Детский сад» | АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД | |||
2 неделя «Природа, погода, растительный мир» | «Азбука – к мудрости ступенька» Звук и буква «А» О.М.Ельцова, стр.18 | Воспитание внимательного отношения к словам. Формирование умения искать ответы на предложенные проблемные вопросы. Обогащение словаря пословицами и поговорками. Знакомство с буквами русского алфавита. Развитие мелкой моторики рук. | Вводная беседа. Подвижная игра «Дождик». Фонетическая зарядка. Игровое упражнение «Кто больше?». Знакомство с понятием «звук а и буква «А». Физкультминутка «Аист». Игровые упражнения на анализ и синтез буквы «А». Анализ занятия. | Букварь, Азбука, карточка с букой «А», буквы - заготовки по количеству детей, разноцветные шерстяные нитки, бархатная бумага. |
3 неделя «Едет с поля урожай» | «Аз да буки – вот и все науки» Звук и буква «О» О.М.Ельцова, стр.21 | Расширение кругозора путем погружения в историю возникновения письменности. Продолжение обогащения словаря детей пословицами и поговорками. Развитие фонематического слуха. Знакомство с буквой «О». Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги. | Вводная беседа «Создание славянской азбуки». Физкультминутка «Кузнечики». Фонетическая зарядка. Артикуляционная гимнастика. Игровое упражнение «Кто больше?». Знакомство с буквой «О». Работа в тетрадях. Анализ занятия. | Азбука, карточка с буквой «О», буквы-заготовки по количеству детей, разноцветные шерстяные нитки, бархатная бумага. |
4 неделя «Сельскохозяйственные профессии» | «Ученье – путь к уменью» Звук и буква «У» О.М.Ельцова, стр.23 | Активизация словаря. Формирование умения рассуждать, четко выражая свои мысли. Развитие артикуляции и фонематического слуха. Знакомство с буквой «У». Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги. | Вводная беседа по поговорке «Ученье – путь к уменью». Отгадывание загадок. Фонетическая зарядка. Артикуляционная гимнастика. Знакомство с буквой «У». Штриховка буквы «У» в разных направлениях. Анализ занятия. | Карточка с буквой «У», буквы - заготовки по количеству детей, разноцветные шерстяные нитки, бархатная бумага. |
5 неделя «Растения, животные» | Звук и буква «И». Звуковой анализ слова «игла» О.М.Ельцова, стр.25 | Расширение представлений детей о профессиях. Формирование умения рассуждать, четко выражая свои мысли. Развитие артикуляции и фонематического слуха. Знакомство с буквой «И». Развитие мелкой моторики. Упражнение в проведении звукового анализа слова «игла». | Игровое упражнение «Подскажи профессию». Фонетическая зарядка. Артикуляционная гимнастика. Игра «Доскажи словечко». Знакомство с буквой «И». Физкультминутка. Звуковой анализ слова «игла». Анализ занятия. | Карточка с буквой «И», буквы - заготовки по количеству детей, буквы «А», «И» из разрезной азбуки, спички или мелкие камушки, картинка-схема слова «игла», карточки, конверты с фишками. |
Месяц | Тема | Программное содержание | Методы и приемы | Оборудование |
ОКТЯБРЬ | ||||
1 неделя «Мой город» | Звук и буква «Э». Звуковой анализ слова «лист» О.М.Ельцова, стр.28 | Продолжение расширения представлений о профессиях. Формирование умения рассуждать, четко выражая свои мысли. Развитие артикуляции и фонематического слуха. Знакомство с буквой «Э». Развитие мелкой моторики. Упражнение в проведении звукового анализа слова «лист» | Игровое упражнение «Подскажи профессию». Фонетическая зарядка. Артикуляционная гимнастика. Игра «Доскажи словечко». Знакомство с буквой «Э». Физкультминутка «Хомяк». Звуковой анализ слова «лист». Анализ занятия. | Карточка с буквой «Э», буквы - заготовки по количеству детей, буква «И» из разрезной азбуки, разноцветные шерстяные нитки, бархатная бумага, картинка - схема слова «лист», карточки, конверты с фишками. |
2 неделя «Моя страна» | Беседа по сказке «Крыса Дылда и Пых-Пых».Звук и буква «Ы» О.М.Ельцова, стр.31 | Развитие артикуляции и правильного фонационного дыхания. Активизация словаря. Формирование умения рассуждать, четко выражая свои мысли. Знакомство с буквой «Ы». Развитие мелкой моторики, глазомера, творческого воображения, памяти. | Разучивание скороговорки. Обсуждение сказки. Игровое задание (с опорой на текст). Физкультминутка. Игровое упражнение «Какой звук слышится в словах?».Знакомство с буквой «Ы». Игровое задание «Чудесные спички». Анализ занятия. | Карточка с буквой «Э», буквы - заготовки по количеству детей, картинка с изображением парохода, спички. |
3 неделя «Моя планета» | Слог. Слогообразующая роль гласных. Звуковой анализ слова «камыш» О.М.Ельцова, стр.33 | Формирование умения понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют значение. Формирование умения рассуждать, четко выражая свои мысли. Знакомство со слогообразующей ролью гласных, закрепление представлений о слоге. Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги. | Игровое упражнение «Как сказать правильно». Игра «Поможем Буратино». Физкультминутка. Игра «Доскажи словечко». Звуковой анализ слова «камыш». Работа в тетрадях. Анализ занятия. | Игрушка «Буратино», предметные картинки (муха, розы, сани, грибы, кукла, камыш, лиса, рыба), картинка-схема слова «камыш», карточки для анализа пяти звуковых слов, конверты с фишками, тетради, пр.карандаш. |
4 неделя «Культура и традиции мордовского народа» | Согласный звук н (н,), буква «Н». Звуковой анализ слова «насос» О.М.Ельцова, стр.37 | Формирование умения понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют значение. Формирование умения подбирать слова, противоположные по смыслу. Развитие фонематического восприятия через нахождение слов со звуками н (н,). Знакомство с буквой «Н». Упражнение в проведении звукового анализа слова «насос». Развитие мелкой моторики. | Лексическое упражнение «Подскажи слова». Фонетическая зарядка. Отгадывание загадок. Лексическое упражнение «Доскажи пословицу». Физкультминутка. Звуковой анализ слова «насос».Знакомство с буквой «Н». Игровое задание «Волшебная нить». Анализ занятия. | Карточка с буквой «Н», буквы - заготовки по количеству детей, разноцветные шерстяные нитки, бархатная бумага, картинка-схема слова «насос», карточки для анализа пяти звуковых слов, конверты с фишками. |
Месяц | Тема | Программное содержание | Методы и приемы | Оборудование |
НОЯБРЬ | ||||
1 неделя «День народного единства» | Согласный звук м (м,), буква «М». Звуковой анализ слова «малыш» О.М.Ельцова, стр. 35 | Формирование умения понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют значение. Формирование умения рассуждать, четко выражая свои мысли. Знакомство с буквой «М». Упражнение в проведении звукового анализа слова «малыш». Развитие мелкой моторики. | Лексическое упражнение «Как сказать по-другому». Лексическое упражнение «Замените слова». Фонетическая зарядка. Игра «Доскажи словечко» Физкультминутка «Матрешки». Звуковой анализ слова «малыш». Знакомство с буквой «М». Игровое задание «Волшебная нить». Анализ занятия. | Карточка с буквой «М», буквы-загот., разноцветные шерстяные нитки, бархатная бумага, картинка-схема слова «малыш», карточки для анализа пяти звуковых слов, конверты с фишками. |
2 неделя «Обычаи, традиции, искусство народов России» | Согласный звук р (р,), буква «Р». Введение понятия «ударение» О.М.Ельцова, стр.39 | Формирование умения подбирать слова, близкие по смыслу, используя разные степени прилагательных; образовывать новые слова с помощью суффиксов. Формирование умения рассуждать, четко выражая свои мысли. Знакомство с буквой «Р». Знакомство с ударением; формирование умения разбивать слова на слоги, выделять ударный слог. Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги. | Лексическое упражнение «Кто хитрее?». Фонетическая зарядка. Игра «Доскажи словечко». Знакомство с буквой «Р». Игровое задание «Волшебная нить». Физкультминутка. Введение понятия «ударение». Игра с мячом «Придумай и скажи». Анализ занятия. | Карточка с буквой «Н», буквы - заготовки по количеству детей, разноцветные шерстяные нитки, бархатная бумага, предметные картинки (рыба, луна, шары, лиса, радуга, машина, сказочный замок, дверной замок) |
3 неделя «Транспорт, профессии» | Согласный звук с (с,), буква «С». Закрепление понятия ударение О.М.Ельцова, стр.42 | Формирование умения точно называть предмет, его качества и действия. Формирование умения рассуждать, четко выражая свои мысли. Знакомство с буквой «С». Закрепление понятия «ударение»; формирование умения разбивать слова на слоги, выделять ударный слог. Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги. | Лексическое упражнение «Найдите точное слово». Фонетическая зарядка. Игра «Доскажи словечко». Физкультминутка. Знакомство с буквой «С». Игровое задание «Волшебная нить» Слоговой анализ слов. Анализ занятия. | Карточка с буквой «С», буквы - заготовки по количеству детей, разноцветные шерстяные нитки, бархатная бумага, предметные картинки |
4 неделя «День матери» | Согласный звук л (л,), буква «Л». Закрепление понятия «предложение» О.М.Ельцова, стр.45 | Формирование умения точно обозначать ситуацию, подбирать синонимы и антонимы. Закрепление понятия «предложение», формирование умения графически «записывать» предложение в тетради, ориентироваться на листе бумаги. Развитие фонематического слуха. Закрепление соотношения «звук – буква». Знакомство с буквой «Л». Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги. | Лексическое упражнение «Найди другое слово». Работа в тетрадях. Фонетическая зарядка. Звуковой анализ слова «лампа». Физкультминутка «Мороз». Игра «Полсловечка за вами». Знакомство с буквой «Л». Игровое задание «Волшебная нить». Анализ занятия. | Карточка с буквой «Л», буквы - заготовки по количеству детей, разноцветные шерстяные нитки, бархатная бумага, тетради, простые карандаши. |
Месяц | Тема | Программное содержание | Методы и приемы | Оборудование |
ДЕКАБРЬ | ||||
1 неделя «Зима как время года» | Согласный звук х (х,), буква «Х». Закрепление понятия «предложение» О.М.Ельцова, стр.48 | Формирование умения точно обозначать ситуацию. Продолжение обучения графически «записывать» предложение в тетради, ориентироваться на листе бумаги. Знакомство с буквой «Х». Продолжение знакомства с ударением; формирование умения разбивать слова на слоги, выделять ударный слог, обозначать звук ударения в схеме. | Лексическое упражнение «Назови одним словом». Работа в тетрадях. Фонетическая зарядка. Отгадывание загадок. Физкультминутка «Хлопай топай». Знакомство с буквой «Х». Игровое задание «Волшебная нить». Звуковой анализ слова «сахар». Анализ занятия. | Карточка с буквой «Х», буквы - заготовки по количеству детей, разноцветные шерстяные нитки, бархатная бумага, тетради, простые карандаши. |
2 неделя «Зимующие птицы» | Согласный звук (ш), буква «Ш». Работа со штампами. О.М.Ельцова, стр.51 | Упражнение в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже. Формирование умения подбирать к словам определения и слова, обозначающие действие. Формирование умения определять количества слогов и выделять ударный слог, подбирать слова, сходные по звучанию. Знакомство с буквой «Ш». Формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки. | Игровое упражнение «Один – много». Игровые задания. Фонетическая зарядка. Артикуляционная гимнастика. Физкультминутка «Кузнечики». Лексическое упражнение «Подскажи словечко». Знакомство с буквой «Ш» Игровое задание «Чудесные спички». Игровое упражнение «Бусы». Анализ занятия. | Набор картинок (шар – шары, мак – маки и т.д.), Карточка с буквой «Ш», буквы - заготовки по количеству детей, «волшебные спички», штампы, карточки-заготовки с изображением разноцветных нитей. |
3 неделя «Животные Севера, Арктики, Антарктики» | Многозначные слова. Согласный звук к (к,), буква «К». Введение понятия «глухой согласный звук» О.М.Ельцова, стр.53 | Формирование представления о разных значениях многозначного слова. Формирование умения подбирать признаки и действия к заданным словам. Формирование умения определять количество слогов в словах, сходных по звучанию. Знакомство с понятием «глухой согласный звук». Знакомство с буквой «К». Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги. | Лексическое упражнение. Игра «Чудесный мешочек». Фонетическая зарядка. Анализ звука. Введение понятия «глухой согласный звук». Физкультминутка «Кузнечики». Знакомство с буквой «К». Игровое упражнение «Чудесные спички». Игровое упражнение «Урожай». Анализ занятия. | Карточка с буквой «К», буквы-заготовки по количеству детей, «чудесный мешочек», мелкие предметы, спички, предметные картинки (кепка, кит, кисточка, кекс) |
4 неделя «Елка наряжается, праздник приближается» | Составление предложений с заданными словами. Согласный звук п (п,), буква «П». Закрепление понятия «глухой согласный звук» О.М.Ельцова, стр.56 | Формирование умения различать предметы, которые называются одним словом, закреплять представление о многозначном слове. Формирование умения составлять предложения с заданными словами. Развитие фонематического слуха, закрепление понятия «глухой согласный звук». Знакомство с буквой «П». Развитие мелкой моторики. | Лексическое упражнение «Про ежей, про иголки». Работа в тетрадях. Физкультминутка «Буратино». Фонетическая зарядка. Анализ звука. Закрепление понятия «глухой согласный звук». Игра «Доскажи словечко». Физкультминутка. Знакомство с буквой. Игровое задание «Чудесные спички». Анализ занятия. | Рисунок с изображением леса, тетради, пр. карандаши, карточка с буквой «П», буквы-заготовки по количеству детей, спички. |
5 неделя «Труд людей зимой» | Звуковой анализ слова «кошка» Согласный звук т (т,), буква «Т». Закрепление понятия «глухой согласный звук» О.М.Ельцова, стр.59 | Формирование умения подбирать признаки и действия к заданным словам. Закреплять умения определять количество слогов и выделять ударный слог. Уточнение артикуляции звуков (т) и (т,) упражнение в их дифференциации. Знакомство с буквой «Т». Формирование правильного захвата орудия письма. | Игровое упражнение «Кто как двигается?». Звуковой анализ слова «кошка». Физкультминутка. Фонетическая зарядка. Анализ звука. Закрепление понятия «глухой согласный звук». Игра «Хлопни-топни». Знакомство с буквой «Т». Игровое упражнение «Посолим суп». Игровое задание «Чудесное превращение». Анализ занятия. | Предметные картинки с изображением животных, тетради, цв. карандаши, карточка с буквой «Т», буквы-заготовки по количеству детей, карточки с изображением буквы, разбитые на шесть квадратов. |
Месяц | Тема | Программное содержание | Методы и приемы | Оборудование |
ЯНВАРЬ | ||||
1 неделя «Зимние забавы» | Согласный звук з (з,), буква «З». Введение понятия «звонкий согласный звук»О.М.Ельцова, стр.62 | Формирование умения сопоставлять предметы и находить слова, противоположные по смыслу. Знакомство с разными значениями слова «идти». Формирование умения заканчивать простые и сложные предложения. Знакомство с понятием «звонкий согласный звук». Формирование умения определять количество слогов в словах, сходных по звучанию, выделять ударный слог. Знакомство с буквой «З». | Лексическое упражнение «Высокий – низкий». Игровое задание «Идет-стоит». Физкультминутка «Если нравится тебе». Фонетическая зарядка. Анализ звука. Введение понятия «звонкий согласный звук». Игра «Хлопни-топни». Звуковой анализ слова «замок». Знакомство с буквой «З». Игровое задание «Чудесное превращение». Анализ занятия. | Тетради, цветные карандаши, карточка с буквой «З», буквы-заготовки по количеству детей, карточки, разбитые на шесть квадратов, с изображением буквы |
2 неделя «Зимние виды спорта» | Согласный звук в (в,), буква «В». Закрепление понятия «звонкий согласный звук» Звуковой анализ слова «веник» О.М.Ельцова, стр.65 | Формировать умение подбирать слова, противоположные по смыслу, подбирать определения к заданным словам. Расширение представления о разных значениях многозначного слова (глагола). Формирование умения определять количество слогов в словах, сходных по звучанию. Знакомство с буквой «В». Формирование правильного захвата орудия письма. Развитие мелкой моторики и ориентировки. | Лексическое упражнение «Лето-зима». Игровое задание «Прыгает-скачет». Физкультминутка. Фонетическая зарядка. Скороговорка. Отгадывание загадок. Звуковой анализ слова «веник». Лексическое упражнение «Катаем шарик». Знакомство с буквой «В». Игровое задание «Волшебная нить». Анализ занятия. | Тетради, цветные карандаши, горошины по количеству детей, буквы-заготовки по количеству детей, разноцветные шерстяные нитки, бархатная бумага. |
3 неделя «Безопасное поведение зимой» | «Летит пулей» - что бы это значило? Согласный звук (ж), буква «Ж». Схемы предложений. О.М.Ельцова, стр.69 | Учить детей правильно употреблять в устной речи устойчивые словосочетания (фразеологизмы). Продолжать учить определять количество слов в предложении, составлять схему предложения. Знакомство с буквой «Ж». Развивать мелкую моторику и ориентировку на листе бумаги. | Игровое упражнение «Хочу погладить». Игровое задание «Летит пулей». Физкультминутка. Фонетическая зарядка. Игра «Хлопни-топни». Работа в тетрадях. Знакомство с буквой «Ж». Игровое задание «Чудесные спички». Анализ занятия. | Тетради, простые карандаши, предметные картинки, карточка с буквой «З», буквы-заготовки по количеству детей, спички. |
Месяц | Тема | Программное содержание | Методы и приемы | Оборудование |
ФЕВРАЛЬ | ||||
1 неделя «Профессии пап» | Согласный звук б (б,), буква «Б». Многозначные слова. Звуковой анализ слова «батон» О.М.Ельцова, стр. 71 | Расширить представление о многозначных глаголах. Формировать умения правильно употреблять в речи фразеологизмы. Продолжать работу по звуковому анализу слова. Формировать умения выделять ударный слог и обозначать его на модели. Знакомство с буквой «Б». Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги. | Лексическое упражнение «Шишка». Лексические задания «Лить-поливать». Физкультминутка «Мельница». Фонетическая зарядка. Игра «Хлопни-топни». Звуковой анализ слова «батон». Знакомство с буквой «Б» Игровое задание «Чудесные спички». Анализ занятия. | Тетради, цветные карандаши, карточки с буквой «Б», буквы-заготовки по количеству детей, спички, предметные картинки. |
2 неделя «Военная техника» | Согласный звук г (г,), буква «Г». Звуковой анализ слова «голуби»О.М.Ельцова, стр. 74 | Продолжать закреплять звуковой анализ слова. Учить выделять ударный слог и обозначать его на модели. Знакомить с буквой «Г». Развивать мелкую моторику и ориентировку на листе бумаги. | Лексическое упражнение «Брат-братец-братик». Фонетическая зарядка. Анализ звука. Игра «Хлопни-топни». Физкультминутка «Гриб». Знакомство с буквой «Г». Игровое задание. Пальчиковая игра «Колпачки для пальчиков». Анализ занятия. | Тетради, цветные карандаши, карточки с буквой «Б», буквы - заготовки по количеству детей, мелкие предметы для выкладывания буквы, предметные картинки. |
3 неделя «Наша армия» | Согласный звук д (д,), буква «Д». Многозначные слова. Звуковой анализ слова «дымок» О.М.Ельцова, стр.77 | Учить детей объяснять оттенки значений глаголов и прилагательных, близких по смыслу; понимать переносное значение слов. Продолжать работу по составлению схем коротких предложений. Знакомить с буквой «Д». Развивать мелкую моторику и ориентировку на листе бумаги. | Лексическое упражнение «Бежать – мчаться». Работа в тетрадях. Лексические задания. Физкультминутка. Фонетическая зарядка. Анализ звука (д). Звуковой анализ слова «дымок». Знакомство с буквой «Д». Игровое задание. Игра «Да – нет». Анализ занятия. | Тетради, цветные карандаши, карточки с буквой «Д», буквы-заготовки по количеству детей, мелкие предметы для выкладывания буквы, предметные картинки. |
4 неделя «Профессии мам» | Согласный звук (ц), буква «Ц». Звуковой анализ слова «курица». Смысловая законченность предложения. О.М.Ельцова, стр. 79 | Формировать умения образовывать слова с разными смысловыми оттенками. Продолжать работу по звуковому анализу слова. Формировать умения выделять ударный слог и обозначать его на модели. Обращать внимания на смысловую законченность предложения. Знакомить с буквой «Ц»; развивать умения узнавать графический образ буквы. Развивать мелкую моторику и ориентировку на листе бумаги. | Лексическое упражнение «Как сказать правильно?» Игровое упражнение «Дом – домище». Фонетическая зарядка. Анализ звука (ц). Физкультминутка «Цапля». Лексическое упражнение «Поймай звук». Звуковой анализ слова «курица». Пальчиковая игра «Колпачки для пальчиков». Работа с предложением. Знакомство с буквой «Ц». Игровое задание. Анализ занятия. | Тетради, цветные карандаши, карточки с буквой «Ц», буквы-заготовки по количеству детей, мелкие предметы, предметные картинки, колпачки для пальчиков. |
Месяц | Тема | Программное содержание | Методы и приемы | Оборудование |
МАРТ | ||||
1 неделя «Мамочка любимая» | Согласный звук (ч), буква «Ч». Звуковой анализ слова «часики». Чистоговорки. О.М.Ельцова, стр. 81 | Учить детей правильно употреблять в речи фразеологизмы. Продолжать работу по звуковому анализу слова. Выделять ударный слог и обозначать его на модели. Закреплять понятие «смысловая законченность предложения». Знакомить с буквой «Ч». Развивать мелкую моторику и ориентировку на листе бумаги. | Лексическое упражнение «Закончи предложение». Фонетическая зарядка. Анализ звука (ч). Физкультминутка «Часы». Звуковой анализ слова «часики». Упражнение «Скакалочка». Работа с предложением». Знакомство с буквой «Ч». Игровое задание. Анализ занятия. | Тетради, цветные карандаши, карточки с буквой «Ч», буквы-заготовки по количеству детей, мелкие предметы, предметные картинки. |
2 неделя «Народная игрушка» | Согласный звук (щ), буква «Щ». Нахождение буквы в письменном тексте. Работа с текстом. О.М.Ельцова, стр. 85 | Обогащать словарь детей. Учить подбирать близкие по смыслу слова, рифму к словам, составлять рифмованные строчки. Упражнять в произношении чистоговорки, интонационно выделяя звук –щ. Отрабатывать артикуляцию звука –щ. Знакомить с буквой «Щ».учить находить в отдельных словах и предложениях заданную букву. Развивать мелкую моторику и ориентировку на листе бумаги. | Лексическое упражнение «Как лучше сказать». Фонетическая зарядка. Анализ звука (щ ). Физкультминутка «Часы». Упражнение «Подумай и назови». Знакомство с буквой «Щ». Игровое задание. Индивидуальная работа с карточками-записками. Работа с текстом. Анализ занятия. | Карточки-записки, тетради, цветные карандаши, карточки с буквой «Щ», буквы-заготовки по количеству детей, мелкие предметы. |
3 неделя «Сезонные изменения весной» | Согласный звук ф (ф,), буква «Ф». Звуковой анализ слова «фиалка» О.М.Ельцова, стр. 88 | Развитие точности словоупотребления в связных повествовательных рассказах. Продолжение работы по звуковому анализу слова. Формирование умения выделять ударный слог и обозначать его на модели. Развитие фонематического слуха. Знакомство с буквой «Ф». Формирование правильного захвата орудия письма. Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги. | Лексическое упражнение «Скажи точнее». Фонетическая зарядка. Анализ звука (ф). Физкультминутка «Физкультпривет». Звуковой анализ слова «фиалка». Упражнение «Урожай». Работа с предложением. Знакомство с буквой «Ф». Игровое задание. Индивидуальная работа с карточками-записками. Работа с текстом. Анализ занятия. | Карточки-записки, тетради, цветные карандаши, карточки с буквой «Ф», буквы-заготовки по количеству детей, мелкие предметы. |
4 неделя «Одежда людей весной» | Согласный звук (й), буква «Й». Звуковой анализ слова «чайник» О.М.Ельцова, стр. 91 | Развитие точности словоупотребления в связных повествовательных рассказах. Способствование развитию внимания и фонематического слуха. Продолжение работы по звуковому анализу слова. Формирование умения выделять ударный слог и обозначать его на модели. Знакомство с буквой «Й». Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги. | Лексическое упражнение «Антонимы». Игра «Колокольчики». Фонетическая зарядка. Анализ звука (й). Физкультминутка. Звуковой анализ слова «чайник». Упражнение «Скакалочка». Работа с предложением. Знакомство с буквой «Й». Игровое задание. Анализ занятия. | Тетради, цветные карандаши, карточки с буквой «Й», буквы-заготовки по количеству детей, мелкие предметы, предметные картинки |
5 неделя «Птицы весной» | Сочетание звуков (йэ), буква «Е». Звуковой анализ слова «лента» О.М.Ельцова, стр. 94 | Развитие точности словоупотребления в связных повествовательных рассказах. Формирование умения слышать при произнесении сочетание звуков (йэ). Продолжение работы по звуковому анализу слова. Формирование умения выделять ударный слог и обозначать его на модели. Знакомство с буквой «Е». Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги. | Лексическое упражнение «Доскажи словечко». Лексическое упражнение «Антонимы». Фонетическая зарядка. Артикуляция звукового сочетания (йэ). Физкультминутка. Звуковой анализ слова «лента». Работа с предложением. Знакомство с буквой «Е». Игровое задание. Индивидуальная работа с карточками-записками. Анализ занятия. | Тетради, цветные карандаши, карточки с буквой «Е», буквы-заготовки по количеству детей, мелкие предметы, карточки-записки. |
Месяц | Тема | Программное содержание | Методы и приемы | Оборудование |
АПРЕЛЬ | ||||
1 неделя «Космос» | Сочетание звуков (йа), буква «Я». Звуковой анализ слова «няня» О.М.Ельцова, стр. 97 | Развитие точности словоупотребления в связных повествовательных рассказах. Закреплять знания о гласных звуках и об ударении. Формирование умения слышать при произнесении сочетание звуков (йэ). Продолжение работы по звуковому анализу слова. Формирование умения выделять ударный слог и обозначать его на модели. Знакомство с буквой «Е». Формирование правильного захвата орудия письма | Лексическое упражнение «Антонимы-синонимы». Игра «Моталочки». Фонетическая зарядка. Артикуляция звукового сочетания (йа). Физкультминутка. Закрепление двойного звука (йа). Звуковой анализ слова «няня». Работа с предложением. Знакомство с буквой «Я». Игровое задание. Индивидуальная работа с карточками-записками. Анализ занятия. | Тетради, цветные карандаши, карточки с буквой «Я», буквы-заготовки по количеству детей, мелкие предметы, карточки-записки. |
2 неделя «Звери весной» | Сочетание звуков (йу), буква «Ю». Звуковой анализ слова «клюшка» О.М.Ельцова, стр. 100 | Акцентирование внимания на том, что некоторые слова не изменяются в речи. Упражнение в образовании форм глагола «хотеть». Формирование умения слышать при произнесении сочетание звуков (йу). Формирование умения выделять ударный слог и обозначать его на модели. Знакомство с буквой «Е». Формирование правильного захвата орудия письма. Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги. | Лексическое упражнение «Ателье». Лексическое упражнение «Вы хотите? – Мы хотим». Фонетическая зарядка. Артикуляция звукового сочетания (йу). Физкультминутка. Закрепление двойного звука (йу). Звуковой анализ слова «клюшка». Работа с предложением. Знакомство с буквой «Ю». Игровое задание. Индивидуальная работа с карточками - записками. Анализ занятия. | Вырезанная из картона кукла, лист картона с вырезанным силуэтом пальто, цв. бумага и накладные детали, тетради, цветные карандаши, карточки с буквой «Ю», буквы-заготовки , мелкие предметы, карточки-записки. |
3 неделя «Книжкина неделя» | Сочетание звуков (йо), буква «Ё». Звуковой анализ слова «звезды» О.М.Ельцова, стр. 103 | Упражнение в составлении распространенных предложений. Упражнение в употреблении трудных форм родительного падежа, множественного числа имен существительных. Формирование умения слышать при произнесении сочетание звуков (йо). Формирование умения выделять ударный слог и обозначать его на модели. Знакомство с буквой «Е». Формирование правильного захвата орудия письма. Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги. | Лексическое упражнение «Размытое письмо». Лексическое упражнение «Сочиняем рифмовки» Фонетическая зарядка. Артикуляция звукового сочетания (йу). Физкультминутка. Закрепление двойного звука (йу). Звуковой анализ слова «звезды». Работа с предложением. Знакомство с буквой «Ю». Игровое задание. Индивидуальная работа с карточками-записками. Анализ занятия. | Игрушечный мишка, предметные картинки, тетради, цветные карандаши, карточки с буквой «Е», буквы-заготовки , мелкие предметы, карточки-записки. |
4 неделя «Первые цветы» | Буквы «Ь» и «Ъ» (мягкий и твердый знаки). Звуковой анализ слова «день» О.М.Ельцова, стр. 106 | Развитие точности словоупотребления в связных повествовательных рассказах. Повторение в ходе игры временных категорий. Знакомство с последними буквами алфавита, которые не обозначают звуков. Упражнение в нахождении этих букв в словах и тексте. Развитие фонематического слуха. Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги. | Лексическое упражнение «Удивительные слова». Игра «Когда это бывает». Дидактическая игра «Буква-звук». Физкультминутка. Знакомство с буквой «Ь». Игровое задание «Волшебная нить». Знакомство с буквой «Ъ». Игровое задание «Волшебная нить». Индивидуальная работа с карточками-записками. Анализ занятия. | Карточки с буквами, буквы-заготовки по количеству детей, бархатная бумага, цветные шерстяные нитки, буквенный конструктор, карточки-записки. |
Месяц | Тема | Программное содержание | Методы и приемы | Оборудование |
МАЙ | ||||
1 неделя «День Победы» | Алфавит О.М.Ельцова, стр. 108 | Закрепления представления о слове как единицы языка. Формирование умения произносить чистоговорку в разном темпе. С разной силой голоса. Формирование умения составлять короткие загадки-описания. Формирование умения самостоятельно составлять предложения. Знакомство с понятием «алфавит». Развитие фонематического слуха. Закрепление образов букв. Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги. | Лексическое упражнение «Зверята и зеркало». Игра «Время рассердилось и ушло – догони». Дидактическая игра «Буква-звук». Физкультминутка «Мельница». Знакомство с понятием «алфавит». Пословица «Грамоте учиться – всегда пригодится». Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Индивидуальная работа с карточками. Анализ занятия. | Кузовок с игрушками, карточки с буквами, «чудесный мешочек».и буквы, цветные карандаши, таблица-алфавит. |
2 неделя «Насекомые» | Повторение. | Повторение пройденного материала. | Лексические упражнения. Дидактические игры. Индивидуальная работа с карточками. | Картинки, игрушки, алфавит, звуковые дорожки, карточки. |
3 неделя «Деревья и кустарники» | Повторение. | Повторение пройденного материала. | ||
4 неделя «Летние виды спорта» | Повторение. | Повторение пройденного материала. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ. ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ « МЫ ТУРИСТЫ» (подготовительная к школе группа)
КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ. ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОРУЖАЮЩИМ.« МЫ ТУРИСТЫ»(подготовительная к школе группа)...
Мультимедийная разработка непосредственно образовательной деятельности "Подготовка к обучению грамоте" и "Развитие речи" для детей подготовительной к школе группы.
Взаимодействие воспитателя и учителя - логопеда в непосредственно- образовательной деятельности....
Итоговое занятие по подготовке к обучению грамоте в форме игры КВН в подготовительной к школе группе
Это занятие очень интересно, позволяет приобщить родителей к воспитанию детей и проявить активность и заинтересованность результатом. Занятие проводится с группой детей подготовительной к школе группы...
Методическая разработка для воспитателей по подготовке к обучению грамоте «Путешествие в страну «Знаний» в подготовительной к школе группе
Воспитывать любовь к чтению и грамматике; закреплять умение детей делать звуковой анализ слов; закрепить знания об особенностях букв, гласных и согласных звуков, находить заданный звук; разв...
Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)«Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Алфавит»
Цель: Активизировать и дополнить знания детей о буквах русского алфавита.Задачи:Обучающая задача: Пополнить знания детей о буквах русского алфавита.Активизировать знания детей о гласных и согласных бу...
Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Алфавит»
Цель: Активизировать и дополнить знания детей о буквах русского алфавита.Задачи:Обучающая задача: Пополнить знания детей о буквах русского алфавита.Активизировать знания детей о гласных и согласных бу...
Цикл занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Занятие № 2 Тема: «Гласные звуки»
Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук». Задачи: Обучающая задача: Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках. Развивающая задача: Развивать фонем...