" Играя, развиваем речь" (Мастер-класс для педагогов ДОУ)
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Тема: " Играя, развиваем речь"
(Мастер-класс для педагогов ДОУ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-igraja-razvivaem-rech.html | 21.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: " Играя, развиваем речь"
(Мастер-класс для педагогов ДОУ)
Цель мастер-класса: передать опыт путем комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнастики;
Задачи:
- обучать управлению органами артикуляции;
- развивать координацию движений артикуляционного аппарата;
- воспитывать правильное звукопроизношение, трудолюбие, чувство взаимопомощи.
Оборудование:
- мультимедийная презентация для сопровождения выступления воспитателя (мастера).
-граненные карандаши;
- массажный мяч су-джок
- логопедический альбом. Авторы М. Мальцева, В. Костыгина.
Актуальность:
В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения речевого развития.
Важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является их уровень речевого развития. Ведь все-таки сначала ребенок осваивает звуковую речь. Исправить недостатки звукопроизношения в более старшем возрасте, значительно труднее, чем предупредить их на ранних стадиях развития ребенка.
Не все детские сады имеют возможность оказывать логопедическую помощь своим воспитанникам в том числе и наш.
Поэтому, я хочу рассказать и показать Вам, сегодня логопедические игры, которые могут использовать в совместной деятельности с детьми воспитатели. Игры могут проводиться как в первой половине дня, так и в вечернее время, как с группой детей, так и индивидуально. Необходимо отметить, что все дидактические игры должны быть кратковременными, чтобы не снижалась умственная активность детей, а также все эти игры и пособия должны быть многоцелевыми и многофункциональными, что значительно облегчает работу, позволяет разнообразить игру, сделать её интереснее и решить сразу несколько поставленных задач.
Очень важно развивать у детей общую и мелкую моторику, сочетать речь с движением, т. к. все мы знаем, что движение пальцев рук способствует развитию речи.
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребёнка находится на кончике его пальцев", а филосов И. Кант, что "Рука-это вышедший наружу мозг человека", "Готовить глаз к видению, руку - к действию и душу к чувствованию", были слова М. Монтессори.
Малышу необходимо всё потрогать, так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.
Я предлагаю вашему вниманию некоторые из игр, которые я использую в своей работе с детьми.
В коррекционном уголке сначала мы с детьми выполняем такие упражнения (показывает педагогам ДОУ):
1.Разогреваем руки -потираем. Сбрасываем отрицательную энергию, не касаясь друг друга (потираем – сбрасываем, потираем – сбрасываем и т.д.).
2.Самомассаж кистей рук - круговые движения «моем руки» 9 раз под счет.
Затем переходим к пальчиковой гимнастике.
Но прежде чем выполнять упражнения, повторите с ребёнком названия пальцев рук. Пусть пальчики одной руки «Поздороваются с пальчиками другой руки, называя их: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы.
Затем упражнения для пальцев рук, так как они второй орган речи, который способствует более быстрому становлению и закреплению звуков: « Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить». А еще пальчиковая гимнастика помогает развивать ум, смекалку, красивое звукопроизношение. Поэтому пальчиковую и артикуляционную гимнастику выполняем с детьми постоянно не только на занятиях и в коррекционном уголке, но и в режимных моментах.
3. Артикуляционная гимнастика.
«Заборчик»— широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с. Повторить 4-5 р.
«Слоник» — вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать так 5-7 с. Повторить 4-5 р.
«Чистим зубы» — открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка « чистить зубы » изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все время, нижняя челюсть не двигается. Повторить по 5-6 движений в каждую сторону.
«Горка» — широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Кончиком языка упереться в нижние зубы. Спинка языка поднимается вверх. Язык твердый, не «вываливается» на зубы. Удерживать в таком положении под счет до 5. Повторить 4-5 р.
«Непослушный язычок» — широкий плоский кончик языка пошлепать губами, произнося «пя-пя-пя…». Повторить 4-5 раза.
«Блинчик на тарелочке» — широкий плоский кончик языка положить на нижнюю губу, сказав один раз «пя» («испекли блинчик и положили его остывать на тарелочку»). Язык не должен двигаться. Рот чуть-чуть приоткрыт. Удерживать такое положение 3-10 с. Повторить 4-5 р.
Проведенная мною работа по развитию речи у детей дошкольного возраста позволяет сделать вывод о том, что выявленные и реализованные мною условия по развитию речи детей дошкольного возраста являются эффективными.
Во время работы над данной темой, мною были подобранны артикуляционные гимнастики, которые я оформила в картотеку и использую в дальнейшей работе. Данную картотеку я сегодня хочу Вам подарить.
КАРТОТЕКА ИГР
Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков [С], [С’], [З], [З’], [Ц] | |
«Заборчик» | широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с. Повторить 4-5 р. |
«Слоник» | вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать так 5-7 с. Повторить 4-5 р |
«Заборчик» и «Слоник». | Чередовать упражнения. Нижняя челюсть не двигается, двигаются только губы. Повторять по 5—6 раз. |
«Чистим зубы» | открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка « чистить зубы » изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все время, нижняя челюсть не двигается. Повторить по 5-6 движений в каждую сторону. |
«Больной пальчик» | положить широкий плоский кончик языка между губами (т. е. губы слегка придерживают кончик языка) и подуть на палец. Воздух должен идти по середине языка через маленькую щель между языком и верхней губой. Делать глубокий вдох и долгий плавный выдох. Щеки не надуваются. Повторить 4-5 р. |
«Горка» | широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Кончиком языка упереться в нижние зубы. Спинка языка поднимается вверх. Язык твердый, не «вываливается» на зубы. Удерживать в таком положении под счет до 5. Повторить 4-5 р. |
«Ледяная горка» | сделать «горку» и указательным пальчиком ребенка надавить на «горку». Язык должен быть твердым и сопротивляться давлению пальца, не отодвигаться. Удерживать в таком положении под счет до 5. Повторить 4-5 р. |
«Горка закрывается - открывается» | сделать «горку», а потом, не убирая язык от нижних зубов, сжать зубы (губы – в улыбке, зубы видны), затем открыть рот снова (язык все время упирается в нижние зубы). Выполнять под счет до 5. Повторить 4-5 р. |
Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]. | |
«Заборчик» | широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с. Повторить 4-5 р. |
«Слоник» | вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать так 5-7 с. Повторить 4-5 р. |
«Непослушный язычок» | широкий плоский кончик языка пошлепать губами, произнося «пя-пя-пя…». Повторить 4-5 раза. |
«Блинчик на тарелочке» | широкий плоский кончик языка положить на нижнюю губу, сказав один раз «пя» («испекли блинчик и положили его остывать на тарелочку»). Язык не должен двигаться. Рот чуть-чуть приоткрыт. Удерживать такое положение 3-10 с. Повторить 4-5 р. |
. «Вкусное варенье» | — широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык). Повторить 3-5 раз. |
«Индюк» | приоткрыть рот и широким кончиком языка быстро двигать по верхней губе вперед-назад, произнося звук, близкий к «бл-бл-бл…». Тянуть этот звук 5-7 с. Сделав сначала глубокий вдох. |
«Подуй на чёлку!» | высунуть широкий кончик языка, поднять к верхней губе и подуть вверх. Воздух идет по середине языка, щёки не надуваются. Повторить 4-5 раз. |
«Чашечка» | широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Высунуть язык изо рта, подняв его передний и боковые края, образуя «чашечку». Удерживать так 5-10 с Повторить 4-5 р. |
Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков [Л], [Л’], [Р], [Р’]. | |
«Заборчик» | широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5—7 с. Повторить 4-5 р. 2. «Слоник» — вытянуть губы вперед «трубочкой» (зубы сжаты). Удерживать так 5—7 с. Повторить 4-5 р. |
«Заборчик» и «Слоник» | Чередовать упражнения. Зубы не двигаются, двигаются только губы. Повторять по 5—6 раз. |
«Чистим зубы» | открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все время, зубы (нижняя челюсть) не двигаются. Повторить по 5—6 движений в каждую сторону. |
«Вкусное варенье» | широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык). Повторить 3—5 раз. |
«Маляр» | широко открыть рот, улыбнуться, показав зубы. Кончиком языка «красить потолок», двигая им по твердому небу вперед-назад (до зубов и подальше к горлышку). Язык не должен выскакивать за зубы, отрываться «от потолка» и двигаться влево-вправо. Зубы (нижняя челюсть) не двигаются. Повторить по 5—6 движений в каждую сторону. |
«Лошадка» | приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком медленно-быстрее-быстро-медленно с короткими паузами для отдыха. Широкий кончик языка сначала присасывается к небу, а потом свободно шлепается вниз. Стараться смотреть на язык и не двигать нижней челюстью. |
«Грибок» | приоткрыть рот, показать зубы. Цокнув языком, снова присосать широкий плоский язык к нёбу и удерживать так 5-10 с (уздечка языка — это «ножка грибка», сам язык — его «шляпка»). Повторить 2-3 раза. |
«Гармошка» | сделать «грибок» и удерживая язык, потягивать его уздечку, широко открывая рот, а затем сжимая зубы. Повторить 6-8 раз. |
Литература:
1. Логопедия. Учеб.пособие/ под ред. Л.С. Волковой. М., 1989г.
2. М.Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения». М., «Просвещение» 1989г.
3. Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина «Основы логопедии». М., «Просвещение» 1989г.
- Крупенчук О.И. «Пальчиковые игры». Санкт-Петербург., 2006год.
- Н.В. Новоторцева «Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду» Ярославль «Академия развития» 1998г.
- Генинг М.Г., Герман Н.А. «Воспитание у дошкольников правильной речи» Изд. 2-е – Чебоксары, 1971г.
- Н.В. Дурова «Фонематика» М., «Мозаика-Синтез».
- З.А. Репина, В.И. Буйко «Уроки логопедии» Екатеринбург «Литур» 1999г.
- С.К. Нартова-Бочавер, Е.А. Мухортова «Скоро в школу» Изд-во ТОО «Глобус» 1995г.
- В.И. Селиверстов «Речевые игры с детьми» М., «Владос» 1994г.
Интернет-источники
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: " Играем, обучаем, исправляем, развиваем речь" (Мастер-класс для педагогов ДОУ)
В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения речевого развития. Цепочка неблагоприятных факторов приводит к тому, что уже в средней группе детского сада мы...
Играя, развиваем речь. Мастер-класс для родителей.
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости...
"Играем пальчиками-развиваем речь" мастер класс для родителей
Играем пальчиками - развиваем речь: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики младшего дошкольного возраста в домашних ус...
Играя развиваем речь. Мастер класс для родителей.
Цель: Создание условий для речевого развития дошкольников в семье, повышение педагогической культуры родителей.Задачи:- Познакомить родителей с разными видами игр и игровых за...
15.02.2023г Мастер-класс для педагогов "Играя,развиваем речь"
Речь формируется в деятельности, а так как игра является ведущим видом деятельности, через нее дети отражают полученные знания, впечатления....
Мастер - класс для педагогов «Играя, развиваем речь»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников.Задачи:- Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимо...
Мастер - класс для педагогов " Играя - развиваем речь"
Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир, может одарить его воображение и научить...
- Мне нравится (1)