НОД подготовка к изучению грамоты "Путешествие в Звукоград"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Текучева Дарья Борисовна

Технологическая карта занятия по подготовке к изучению грамоты детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Звукоград»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_zvukograd.docx25.07 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА


Тема: «Путешествие в Звукоград»
Возраст:
старший дошкольный возраст
Цель:
 анализ звукового  и слогового состава слова, составление предложений посредством выполнения упражнений и игровых заданий

Планируемый результат занятия: применяют знания (делают звуковой анализ слов, слоговый анализ, составляют предложения, умеют работать со схемами посредством выполнения упражнений и игровых заданий.

Подготовительная работа: составление техкарты, работа со схемами (состав слова, предложения); дидактические игры: «Звук потерялся», «Закончи предложение», «Назови братца»; чтение сказок, разгадывание загадок.

Материалы и оборудование: картинки для составления предложений, аудиозапись телефонного звонка, плакат с изображением города Звукограда, картинки сказочных героев (Буратино, Красная Шапочка), карточки схемы (деление слов на слоги), фишки для обозначения согласных звуков зеленого и синего цвета.

Задачи

Развитие:

Обучение:

Воспитание:

 Развивать связную речь посредством выполнения упражнений и игровых заданий

Развивать логическое мышление посредством отгадывания загадок

Развивать внимание, сообразительность посредством выполнения упражнений и игровых заданий

Закрепить  умение в дифференциации гласных и согласных звуков посредством выполнения упражнений и игровых заданий

Упражнять в определении места звука в слове, в определении количества слогов в слове посредством упражнений

Развивать грамматический строй речи посредством выполнения упражнений

Закрепить умение составлять предложения посредством выполнения упражнений

Воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самооценки и контроля посредством выполнения упражнений и игровых заданий

Этапы

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Вводная часть

Организационный

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие по Звукограду. Скорее подходите и рассаживайтесь по местам.

Дети садятся за свои столы

Мотивационный

(Внезапно речь воспитателя прерывает телефонный звонок. Звучит аудиозапись телефонного звонка. Педагог снимает трубку телефона и ведет с кем-то разговор)

Воспитатель: Ребята, это звонит мэр города Звукограда. Он сообщает, что в городе звуков переполох, к ним попали сказочные герои. Они кричат, плачут и требуют вернуть их в свои сказки. Мэр знает, что мы с вами знаем много сказок и надеется, что мы сможем помочь.

Дети слушают воспитателя

Основная

Создание проблемной ситуации

Воспитатель: - Ну, что поможем сказочным героям и мэру?

(Воспитатель набирает номер телефона и имитирует разговор с мэром).

Воспитатель: Уважаемый мэр, мы согласны, но что нужно сделать, чтобы помочь сказочным героям?

Мэр: Нужно выполнить задания, которые я вам отправляю на электронную почту.

(Звучит аудиозапись смс – оповещения и воспитатель демонстрирует задания в пакете, пришедшие по электронной почте).

Дети внимательно слушают воспитателя, хотят помочь жителям Звукограда

Решение проблемной ситуации

Воспитатель: Кто же первый герой, попавший в Звукоград, отгадайте загадку:

Мальчишка деревянный,

Непоседа и проказник,

Карабаса наказал

И устроил куклам бал.

Правильно, это Буратино.

 (Воспитатель выставляет картинку Буратино).

Воспитатель: Ребята, а из какой сказки этот герой?

Этот герой из сказки А.Толстого «Приключения Буратино».

Правильно, и чтобы вернуть Буратино в его сказку нам нужно выполнить задание.

Воспитатель выставляет на доску картинку с изображением мальчиков, играющих в машинки).

Ребята, рассмотрите картинку. Кто здесь нарисован?

(Ответы детей)

Воспитатель: - А теперь придумайте предложения, состоящие из двух слов.

(Ответы детей)

Дети играют. Мальчики играют.

Воспитатель: Сколько слов в первом предложении «Мальчики играют»?

(Ответы детей)

Два.

Воспитатель: Давайте повторим, как мы обозначаем первое слово в предложении и что ставим в конце?

(Ответы детей)

С заглавной буквы, а в конце ставим точку.

Воспитатель: Проверьте себя.

(на доске выставляется схема предложения).

Воспитатель: Зарисуйте схему предложения, состоящего из двух слов в свою рабочую тетрадь.

Воспитатель: Сколько слов в предложении «Мальчики играют машинками»?

(Ответы детей)

Три.

Воспитатель: Сколько нужно изобразить черточек для схемы предложения, состоящего из трех слов?

(Ответы детей) Для предложения, состоящего из трех слов, нужно нарисовать три черточки. Первую черточку выложить вертикально – это заглавная буква.

Воспитатель: Зарисуйте получившуюся схему в свою тетрадь.

Воспитатель: Посмотрите, мы правильно справились с первым заданием, и наш герой Буратино отправляется в свою сказку.

Воспитатель: Кто же еще попал в Звукоград, мы узнаем, отгадав следующую загадку:

Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё.

А ну, подскажите имя её?

(Ответы детей)

Верно, это Красная шапочка.

Воспитатель: А из какой сказки эта героиня?

(Ответы детей)

Из сказки Ш.Пьеро «Красная Шапочка»

(На доску выставляется картинка с Красной Шапочкой)

Воспитатель: Давайте узнаем, ребята, что нам нужно выполнить, что бы Красная Шапочка вернулась в свою сказку.

(Воспитатель показывает и прикрепляет на доске картинку с двумя мальчиками).

Воспитатель: Ребята, когда нам нужно с кем – то познакомится, что мы делаем?

Дети: Здороваемся, спрашиваем имя.

Воспитатель: Правильно, давайте познакомимся и узнаем, как зовут этих мальчиков (появляется новая картинка с именами Рома и Сережа, воспитатель читает имена детей, интонационно выделяя звук «Р»).

Воспитатель: Какой звук я выделила голосом?

(Ответы детей)

Звук «Р».

Воспитатель: Когда мы произносим звук «Р», нам мешает что-нибудь во рту?

(Ответы детей)

Да, зубы.

Воспитатель: Значит это звук согласный или гласный?

(Ответы детей)

Этот звук встречает во рту преграду, ему что-то мешает, значит он согласный.

Воспитатель: Правильно. Одинаково «Р» звучит в именах мальчиков?

(Ответы детей)

В имени «Рома» «Р» звучит твердо.

Воспитатель: Значит это большой братец звука «Р».

Воспитатель: А в имени «Сережа», как звучит звук «Р»?

(Ответы детей)

В имени «Сережа» звук «Рь» звучит мягко.

Воспитатель: Правильно, это маленький братец звука «Р» - «Рь».

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Ребята, где находится звук «Р» в слове «Рома»?

(Ответы детей)

Верно, в слове «Рома» звук «Р» находится в начале слова.

Воспитатель: Чтобы поселить звук на свое место в слове, нужно его проанализировать (разделить на слоги).

Кто, определит, сколько слогов в слове «Рома»?

Дети отхлопывают и называют количество слогов (Два).

Воспитатель: Правильно. Возьмите на столе полоску-схему с нужным количеством окошечек и положите перед собой (дети отбирают полоску - схему с двумя окошками и кладут перед собой на столах). Воспитатель проверяет правильность выполнения задания детьми, помогает детям, кто испытывает затруднения.

Воспитатель: Какой звук «Р» в слове «Рома»?

(Ответы детей)

Твердый.

Воспитатель: Значит, нам нужна фишка, какого цвета?

(Ответы детей)

Звук «Р» твердый, значит, берем фишку синего цвета.

Воспитатель: Закройте выбранной фишкой место (окошечко) звука «Р» в слове «Рома».

Воспитатель: На каком месте вы поселили звук «Р» в слове «Рома»?

(Ответы детей) Верно, в начале слова.

Воспитатель: проверьте себя, воспитатель демонстрирует схему с обозначенным на первом месте звуком «Р» в слове «РОМА».

А сейчас, ребята, давайте немного передохнём.

Физкультминутка «Зарядка семи гномов»

Первый гном присел и встал (приседания),

А второй вдруг побежал (бег на месте),

Третий, плавно покружился (кружатся направо),

А четвёртый наклонился (наклоны).

Пятый вправо повернулся (поворот направо),

А шестой назад прогнулся (наклон назад),

Гном седьмой без остановки прыгал высоко и долго (прыжки),

Белоснежка же сказала:

 «Повторяем всё сначала!».

Молодцы, отдохнули, а теперь снова приступаем к работе.

Воспитатель: А сейчас проанализируем слово «Сережа». Сколько слогов в этом слове?

Дети отхлопывают три раза. Три.

Воспитатель: Правильно, найдите на своем столе полоску-схему, состоящую из трех окошечек. Где «живет» звук «Рь» в слове «Сережа»?

(Ответы детей)

Звук «Рь» в слове «Сережа» находится в середине слова.

Воспитатель: Какую фишку мы возьмем для обозначения звука «Рь»?

(Ответы детей) Звук «Рь» мягкий, возьмем фишку зеленого цвета.

Воспитатель: Закройте фишкой место звука «Рь» на полоске-схеме и проверьте себя.

На доску выставляется схема с обозначенным в середине слова звуком «Рь» в слове СЕРЕЖА. Дети проверяют себя.

Воспитатель: Вот видите, какие вы молодцы, справились и с этим заданием, и Красная Шапочка отправляется в свою сказку.

Давайте проверим, как вы научились распознавать, где «Р», а где в словах «Рь».

Игра «Кто больше»

Придумайте слова с большим братцем «Р».

(рама, рак, рыба, гром, краб, брат), а теперь с мягким «Рь» (Рита, рябина, ремень, грибок).

Дети слушают воспитателя, отгадывают загадки, составляют предложения, анализируют количество слогов в словах, дифференцируют звуки в словах, участвуют в физминутке, играют в игру

Заключительная

Подведение итогов

Воспитатель: Ребята, (заглядывая в конверт), задания мэра закончились. Как вы думаете, мы помогли жителям Звукограда? Все герои вернулись в свои сказки?

Воспитатель: Какое задание мы выполнили, чтобы помочь Буратино?

Составляли предложения и делали схемы.

Воспитатель: Чем мы помогли Красной Шапочке?

Верно, выучили согласный звук «Р». Искали его место в именах мальчиков. Определяли сколько слогов в слове «Рома» и в слове «Сережа»

Воспитатель хвалит детей.

Дети отвечают на вопросы воспитателя

Рефлексия

Звонил мэр Звукограда, он благодарит нас за помощь. Благодаря нам все сказочные герои вернулись в свои сказки и в городе снова порядок.. Воспитатель спрашивает, понравилось ли детям занятие. Что нового они сегодня узнали.

Дети отвечают на вопросы воспитателя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотехники в логопедической работе при проведении артикуляционной гимнастики, и подготовке к изучению грамоте.

мнемотехника - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. На сегодняшний день - образная, ...

картотека материалов по подготовке к изучению грамоты

Данный материал может использоваться педагогами и родителями при подготовке детей к изучению грамоты. Он включает в себя задания, направленные на совершенствование фонематического слуха, формирование ...

Рабочая программа "ЗВУКОГРАД" по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте детей среднего возраста

Рабочая программа «Звукоград» по организации работы по звуковой культуре речи и подготовке  к обучению грамоте детей среднего возраста предназначена  для воспитателей дошкольных ...

Рабочая программа "ЗВУКОГРАД" по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте детей старшего возраста

Рабочая программа ЗВУКОГРАД» по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте детей старшего возраста предназначена для воспитателей дошкольных образовательных ...

Азбука в картинках. Иллюстративный материал для работы по подготовке к изучению грамоты с дошкольниками.

Данные иллюстрации могут быть использованы для изготовления карточек для изучения звуков русского языка занятиях по подготовке к изучению грамоты....

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме: «Путешествие по Звукограду»

Цель: совершенствовать фонетический слух, навык звукового анализа слова, составления предложений (умение работать со схемами).Задачи:Образовательные:- Совершенствовать умение детей в дифференциац...

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА "BE READY@

Подробная программа подготовки к изучению английского языка в подготовительной группе ДОУ в игровой форме....