НОД подготовка к изучению грамоты "Путешествие в Звукоград"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Технологическая карта занятия по подготовке к изучению грамоты детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Звукоград»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_zvukograd.docx | 25.07 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тема: «Путешествие в Звукоград»
Возраст: старший дошкольный возраст
Цель: анализ звукового и слогового состава слова, составление предложений посредством выполнения упражнений и игровых заданий
Планируемый результат занятия: применяют знания (делают звуковой анализ слов, слоговый анализ, составляют предложения, умеют работать со схемами посредством выполнения упражнений и игровых заданий.
Подготовительная работа: составление техкарты, работа со схемами (состав слова, предложения); дидактические игры: «Звук потерялся», «Закончи предложение», «Назови братца»; чтение сказок, разгадывание загадок.
Материалы и оборудование: картинки для составления предложений, аудиозапись телефонного звонка, плакат с изображением города Звукограда, картинки сказочных героев (Буратино, Красная Шапочка), карточки схемы (деление слов на слоги), фишки для обозначения согласных звуков зеленого и синего цвета.
Задачи
Развитие: | Обучение: | Воспитание: |
Развивать связную речь посредством выполнения упражнений и игровых заданий Развивать логическое мышление посредством отгадывания загадок Развивать внимание, сообразительность посредством выполнения упражнений и игровых заданий | Закрепить умение в дифференциации гласных и согласных звуков посредством выполнения упражнений и игровых заданий Упражнять в определении места звука в слове, в определении количества слогов в слове посредством упражнений Развивать грамматический строй речи посредством выполнения упражнений Закрепить умение составлять предложения посредством выполнения упражнений | Воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самооценки и контроля посредством выполнения упражнений и игровых заданий |
Этапы | Деятельность педагога | Предполагаемая деятельность детей | |
Вводная часть | Организационный | Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие по Звукограду. Скорее подходите и рассаживайтесь по местам. | Дети садятся за свои столы |
Мотивационный | (Внезапно речь воспитателя прерывает телефонный звонок. Звучит аудиозапись телефонного звонка. Педагог снимает трубку телефона и ведет с кем-то разговор) Воспитатель: Ребята, это звонит мэр города Звукограда. Он сообщает, что в городе звуков переполох, к ним попали сказочные герои. Они кричат, плачут и требуют вернуть их в свои сказки. Мэр знает, что мы с вами знаем много сказок и надеется, что мы сможем помочь. | Дети слушают воспитателя | |
Основная | Создание проблемной ситуации | Воспитатель: - Ну, что поможем сказочным героям и мэру? (Воспитатель набирает номер телефона и имитирует разговор с мэром). Воспитатель: Уважаемый мэр, мы согласны, но что нужно сделать, чтобы помочь сказочным героям? Мэр: Нужно выполнить задания, которые я вам отправляю на электронную почту. (Звучит аудиозапись смс – оповещения и воспитатель демонстрирует задания в пакете, пришедшие по электронной почте). | Дети внимательно слушают воспитателя, хотят помочь жителям Звукограда |
Решение проблемной ситуации | Воспитатель: Кто же первый герой, попавший в Звукоград, отгадайте загадку: Мальчишка деревянный, Непоседа и проказник, Карабаса наказал И устроил куклам бал. Правильно, это Буратино. (Воспитатель выставляет картинку Буратино). Воспитатель: Ребята, а из какой сказки этот герой? Этот герой из сказки А.Толстого «Приключения Буратино». Правильно, и чтобы вернуть Буратино в его сказку нам нужно выполнить задание. ( Воспитатель выставляет на доску картинку с изображением мальчиков, играющих в машинки). Ребята, рассмотрите картинку. Кто здесь нарисован? (Ответы детей) Воспитатель: - А теперь придумайте предложения, состоящие из двух слов. (Ответы детей) Дети играют. Мальчики играют. Воспитатель: Сколько слов в первом предложении «Мальчики играют»? (Ответы детей) Два. Воспитатель: Давайте повторим, как мы обозначаем первое слово в предложении и что ставим в конце? (Ответы детей) С заглавной буквы, а в конце ставим точку. Воспитатель: Проверьте себя. (на доске выставляется схема предложения). Воспитатель: Зарисуйте схему предложения, состоящего из двух слов в свою рабочую тетрадь. Воспитатель: Сколько слов в предложении «Мальчики играют машинками»? (Ответы детей) Три. Воспитатель: Сколько нужно изобразить черточек для схемы предложения, состоящего из трех слов? (Ответы детей) Для предложения, состоящего из трех слов, нужно нарисовать три черточки. Первую черточку выложить вертикально – это заглавная буква. Воспитатель: Зарисуйте получившуюся схему в свою тетрадь. Воспитатель: Посмотрите, мы правильно справились с первым заданием, и наш герой Буратино отправляется в свою сказку. Воспитатель: Кто же еще попал в Звукоград, мы узнаем, отгадав следующую загадку: Бабушка девочку очень любила, Шапочку красную ей подарила. Девочка имя забыла своё. А ну, подскажите имя её? (Ответы детей) Верно, это Красная шапочка. Воспитатель: А из какой сказки эта героиня? (Ответы детей) Из сказки Ш.Пьеро «Красная Шапочка» (На доску выставляется картинка с Красной Шапочкой) Воспитатель: Давайте узнаем, ребята, что нам нужно выполнить, что бы Красная Шапочка вернулась в свою сказку. (Воспитатель показывает и прикрепляет на доске картинку с двумя мальчиками). Воспитатель: Ребята, когда нам нужно с кем – то познакомится, что мы делаем? Дети: Здороваемся, спрашиваем имя. Воспитатель: Правильно, давайте познакомимся и узнаем, как зовут этих мальчиков (появляется новая картинка с именами Рома и Сережа, воспитатель читает имена детей, интонационно выделяя звук «Р»). Воспитатель: Какой звук я выделила голосом? (Ответы детей) Звук «Р». Воспитатель: Когда мы произносим звук «Р», нам мешает что-нибудь во рту? (Ответы детей) Да, зубы. Воспитатель: Значит это звук согласный или гласный? (Ответы детей) Этот звук встречает во рту преграду, ему что-то мешает, значит он согласный. Воспитатель: Правильно. Одинаково «Р» звучит в именах мальчиков? (Ответы детей) В имени «Рома» «Р» звучит твердо. Воспитатель: Значит это большой братец звука «Р». Воспитатель: А в имени «Сережа», как звучит звук «Р»? (Ответы детей) В имени «Сережа» звук «Рь» звучит мягко. Воспитатель: Правильно, это маленький братец звука «Р» - «Рь». Воспитатель: Молодцы! Воспитатель: Ребята, где находится звук «Р» в слове «Рома»? (Ответы детей) Верно, в слове «Рома» звук «Р» находится в начале слова. Воспитатель: Чтобы поселить звук на свое место в слове, нужно его проанализировать (разделить на слоги). Кто, определит, сколько слогов в слове «Рома»? Дети отхлопывают и называют количество слогов (Два). Воспитатель: Правильно. Возьмите на столе полоску-схему с нужным количеством окошечек и положите перед собой (дети отбирают полоску - схему с двумя окошками и кладут перед собой на столах). Воспитатель проверяет правильность выполнения задания детьми, помогает детям, кто испытывает затруднения. Воспитатель: Какой звук «Р» в слове «Рома»? (Ответы детей) Твердый. Воспитатель: Значит, нам нужна фишка, какого цвета? (Ответы детей) Звук «Р» твердый, значит, берем фишку синего цвета. Воспитатель: Закройте выбранной фишкой место (окошечко) звука «Р» в слове «Рома». Воспитатель: На каком месте вы поселили звук «Р» в слове «Рома»? (Ответы детей) Верно, в начале слова. Воспитатель: проверьте себя, воспитатель демонстрирует схему с обозначенным на первом месте звуком «Р» в слове «РОМА». А сейчас, ребята, давайте немного передохнём. Физкультминутка «Зарядка семи гномов» Первый гном присел и встал (приседания), А второй вдруг побежал (бег на месте), Третий, плавно покружился (кружатся направо), А четвёртый наклонился (наклоны). Пятый вправо повернулся (поворот направо), А шестой назад прогнулся (наклон назад), Гном седьмой без остановки прыгал высоко и долго (прыжки), Белоснежка же сказала: «Повторяем всё сначала!». Молодцы, отдохнули, а теперь снова приступаем к работе. Воспитатель: А сейчас проанализируем слово «Сережа». Сколько слогов в этом слове? Дети отхлопывают три раза. Три. Воспитатель: Правильно, найдите на своем столе полоску-схему, состоящую из трех окошечек. Где «живет» звук «Рь» в слове «Сережа»? (Ответы детей) Звук «Рь» в слове «Сережа» находится в середине слова. Воспитатель: Какую фишку мы возьмем для обозначения звука «Рь»? (Ответы детей) Звук «Рь» мягкий, возьмем фишку зеленого цвета. Воспитатель: Закройте фишкой место звука «Рь» на полоске-схеме и проверьте себя. На доску выставляется схема с обозначенным в середине слова звуком «Рь» в слове СЕРЕЖА. Дети проверяют себя. Воспитатель: Вот видите, какие вы молодцы, справились и с этим заданием, и Красная Шапочка отправляется в свою сказку. Давайте проверим, как вы научились распознавать, где «Р», а где в словах «Рь». Игра «Кто больше» Придумайте слова с большим братцем «Р». (рама, рак, рыба, гром, краб, брат), а теперь с мягким «Рь» (Рита, рябина, ремень, грибок). | Дети слушают воспитателя, отгадывают загадки, составляют предложения, анализируют количество слогов в словах, дифференцируют звуки в словах, участвуют в физминутке, играют в игру | |
Заключительная | Подведение итогов | Воспитатель: Ребята, (заглядывая в конверт), задания мэра закончились. Как вы думаете, мы помогли жителям Звукограда? Все герои вернулись в свои сказки? Воспитатель: Какое задание мы выполнили, чтобы помочь Буратино? Составляли предложения и делали схемы. Воспитатель: Чем мы помогли Красной Шапочке? Верно, выучили согласный звук «Р». Искали его место в именах мальчиков. Определяли сколько слогов в слове «Рома» и в слове «Сережа» Воспитатель хвалит детей. | Дети отвечают на вопросы воспитателя |
Рефлексия | Звонил мэр Звукограда, он благодарит нас за помощь. Благодаря нам все сказочные герои вернулись в свои сказки и в городе снова порядок.. Воспитатель спрашивает, понравилось ли детям занятие. Что нового они сегодня узнали. | Дети отвечают на вопросы воспитателя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мнемотехники в логопедической работе при проведении артикуляционной гимнастики, и подготовке к изучению грамоте.
мнемотехника - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. На сегодняшний день - образная, ...
картотека материалов по подготовке к изучению грамоты
Данный материал может использоваться педагогами и родителями при подготовке детей к изучению грамоты. Он включает в себя задания, направленные на совершенствование фонематического слуха, формирование ...
Рабочая программа "ЗВУКОГРАД" по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте детей среднего возраста
Рабочая программа «Звукоград» по организации работы по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте детей среднего возраста предназначена для воспитателей дошкольных ...
Рабочая программа "ЗВУКОГРАД" по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте детей старшего возраста
Рабочая программа ЗВУКОГРАД» по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте детей старшего возраста предназначена для воспитателей дошкольных образовательных ...
Азбука в картинках. Иллюстративный материал для работы по подготовке к изучению грамоты с дошкольниками.
Данные иллюстрации могут быть использованы для изготовления карточек для изучения звуков русского языка занятиях по подготовке к изучению грамоты....
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме: «Путешествие по Звукограду»
Цель: совершенствовать фонетический слух, навык звукового анализа слова, составления предложений (умение работать со схемами).Задачи:Образовательные:- Совершенствовать умение детей в дифференциац...
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА "BE READY@
Подробная программа подготовки к изучению английского языка в подготовительной группе ДОУ в игровой форме....