Консультация для коллег
консультация по развитию речи (младшая группа)
Тема: «Фольклор в развитии речи у детей раннего возраста (2-3 года)».
Цель-результат: поделиться с коллегами опытом работы по применению игр и игровых упражнений по развитию речи детей раннего возраста.
С двух до трех лет происходит особенно интенсивное развитие речи детей. Совершенствуются содержание и форма: значительно увеличивается объем словаря; некоторые дети начинают правильно произносить слова, в соответствии со смыслом изменяют их; употребляют не только простые, но и сложные предложения; начинают овладевать речью описанием. Ребенок этого возраста многим интересуется, чаще обращается ко взрослому с вопросами, что способствует совершенствованию диалогической речи. Речь становится средством общения, не только со взрослыми, но и с детьми.
Все это определяет основные задачи речевых игр:
Развивать речь как средство общения;
Формировать интерес к активному взаимодействию со взрослыми
и другими детьми;
Поддерживать стремление к активности, позицию «Я сам», поощрять стремление ребенка высказываться по собственной инициативе, включаться в рассказ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultaiya_dlya_pedagogov.docx | 16.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для коллег
Тема: «Фольклор в развитии речи у детей раннего возраста».
Цель-результат: поделиться с коллегами опытом работы по применению игр и игровых упражнений по развитию речи детей раннего возраста.
С двух до трех лет происходит особенно интенсивное развитие речи детей. Совершенствуются содержание и форма: значительно увеличивается объем словаря; некоторые дети начинают правильно произносить слова, в соответствии со смыслом изменяют их; употребляют не только простые, но и сложные предложения; начинают овладевать речью описанием. Ребенок этого возраста многим интересуется, чаще обращается ко взрослому с вопросами, что способствует совершенствованию диалогической речи. Речь становится средством общения, не только со взрослыми, но и с детьми.
Все это определяет основные задачи речевых игр:
- Развивать речь как средство общения;
- Формировать интерес к активному взаимодействию со взрослыми
и другими детьми;
- Поддерживать стремление к активности, позицию «Я сам», поощрять стремление ребенка высказываться по собственной инициативе, включаться в рассказ.
Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньше мы начнем знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитии речи детей раннего возраста необходимо включать: чтение колыбельных песенок, потешек, сказок, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, вводить их в повседневный разговор.
Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности.
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазий, яркие художественные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.
Детский фольклор может стать средством воспитания ребёнка, так как черпает материал для детей из ранних источников. Прежде всего – это то, что взрослый на протяжение многих лет создавали для детей. Это колыбельные песни, успокаивающие ребёнка, усыпляющие его. Это и поэзия пестования, ухода за ребёнком, поэзия ласковых прикосновений к нему. Пестушки всегда удовлетворяли потребности ребёнка в тактильных движениях – почти все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди – это язык эмоционального общения.
Пестушки – песни, которыми сопровождается уход за ребёнком.
Потешки – игры взрослого с ребёнком (с его пальчиками, ручками).
Заклички, считалки, скороговорки, чистоговорки, дразнилки, прибаутки, шутки, перевёртыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей. Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям. Без этих весёлых стишков ребёнок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, формирование культурно – гигиенических навыков превратится в скучное безрадостное выполнение указаний взрослого, выполнение каких – то движений не вызывает интереса радости, желание повторить ещё и ещё.
В период адаптации к новой обстановке ребёнок скучает по дому, маме, ещё не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому я, зная какую особую значимость фольклор приобретает в первые дни малыша в дошкольном учреждении, начала подбор потешек, которые помогают установить контакт с ребёнком, вызывают у него положительные эмоции, симпатию к пока ещё мало знакомому человеку – воспитателю. Правильно подобранные потешки помогают в режимных моментах. Малые формы фольклора помогают увеличить запас слов ребёнка, т. е., привлекают его внимание к предметам, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует разговорной речи.
Литература
Григорьева Г.Г. Играем с малышами: Игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей ДОУ и родителей. М.: Просвещение, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для коллег "Цели по музыкальному воспитанию в соответствии с ФГОС"
Для музыкальных руководителей детских садов...
Консультация для коллег «Развитие мелкой моторики пальцев рук детей раннего и дошкольного возраста»
В.А. Сухомлинский писала. что "Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев". Этими словами он прямо указывал на необходимость развития мелкой моторики в раннем и дошкольном воз...
Консультация для коллег "Поговорим о здоровье"
Предлагаю поговорить о здоровье, о том, что такое здоровье, как его сохранить, как мы относимся к своему здоровью, и как к нему относятся окружающие. Здоровье - бесценное достояние не только каждого ч...
Консультация для коллег Нетрадиционные техники рисования методом тычка
ИСпользование метода тычка как нетрадиционного средства рисования...
Консультация для коллег. Лэпбук. С чего начать.
Лэпбук. Как его сделать....
Консультация для коллег "Самообразование" для музыкального руководителя в ДО
Консультация- пример как оформить папку "Самообразование" для музыкального руководителя в ДО....
Консультация для коллег "Знакомство с Речевой гимнастикой- Учимся правильно дышать"
Комплекс упражнений для развитий умений правильно дышать...