Влияние словесных игр на развитие речи детей дошкольного возраста
статья по развитию речи (старшая группа)
Представлена классификация словесных игр с примерами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovesnye_igry.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние словесных игр на развитие речи детей дошкольного возраста
Учитель-дефектолог ГБДОУ детского сада № 7
Красносельского района Санкт-Петербурга
Тушевская Ольга Валентиновна
Знаменитый детский писатель Корней Чуковский совершенно справедливо утверждал, что «каждый ребенок есть величайший труженик нашей планеты», поскольку ему приходится в изумительно короткое время овладеть своим родным языком. Нельзя не согласиться с этим, так как наиболее интенсивно процесс ознакомления с языком происходит в дошкольный период развития.
Для того, чтобы процесс усвоения языковых особенностей происходил наиболее интенсивно и вместе с тем занимательно, уже в народной педагогике издавна существовало множество приемов для лучшего усвоения детьми смысла слов, грамотного согласования, обогащения словарного запаса. Игры без игрушки и без картинки заимствовались из народного творчества. Это потешки, загадки, дразнилки, приметы, считалки. В словесной дидактической игре содержатся большие возможности для развития умственной деятельности, самостоятельности и активности мышления. Так как, игра – основной вид деятельности ребенка, то в игровой форме процесс мышления и усвоения речевых навыков протекает быстрее и активнее.
К словесным играм относятся все игры, в которых основным элементом является слово. Игра со словом учит опираться на ранее приобретенные знания в новых обстоятельствах. В речевой игре ребенок учится решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предмет, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, сам придумывать рассказы с включением небылиц.
Словесные игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста направлены на развитие речи, уточнение и обогащение словаря, отработки правильного звукопроизношения, умения ориентироваться в пространстве.
Дети младшего возраста, играя со словом, начинают понимать родной язык, усваивают его структуру, учатся разговорной речи. Материалом для таких игр служит рифмованная речь из произведений народного творчества: потешки «Ладущки», «Сорока - белобока», пальчиковые игры: «Коза рогатая», «Заинька», «Птичий двор», стишки «Петушок», «Хохлатка», «Уточка», «Птички», «Солнечные зайчики».Основная цель словесных игр для малышей – развитие речевой активности, умения соотносить действие с текстом потешки, стиха, правильно произносить слова и понимать их.
Дети среднего дошкольного возраста более активны в стремлении познавать окружающий мир. Это возраст «почемучек». Увеличение запаса слов в лексиконе ведет к боле связной и последовательной речи. Дети начинают выделять существенные признаки предметов, группировать предметы по материалу, качеству и назначению. В этот период развития включаются словесные игры, побуждающие самостоятельно находить ответ, сравнивать или находить общее, выстраивать простейшие причинные связи. Такие игры, как «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», «Мышеловка», «Воробушки и автомобиль», «Гуси - гуси», «Так бывает или нет?», «Карусель» развивают речевую и двигательную реакцию, учат реагировать на словесный сигнал. Развивает слуховое внимание, закрепляет знания об окружающем мире использование игр: «Когда это бывает?», «Что бывает (длинное, высокое, низкое, узкое)?», «А что потом?».
У детей старшего дошкольного возраста появляются новые мотивы умственной деятельности, интенсивно развивается словесно – логическое мышление. Детям 6-7 лет свойственны большая любознательность, наблюдательность, пытливость, интерес ко всему новому. Отгадать загадку, решить головоломку, высказать суждение, придумать рассказ или его конец, обобщить предметы по определенным признакам, при этом приобретая коммуникативный навык. Детям предоставляется большая самостоятельность в творческом решении задач игры.
Словесные игры, используемые для этого возраста, условно можно разделить на четыре группы.
1) Игры, воспитывающие умение выделять существенные признаки предметов, явлений.
- «Отгадай - ка»
- «Магазин»
- «Радио»
- «Что это за птица (животное)?»
- «Да - нет».
2) Игры, развивающие умение сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения.
- «Похож – не похож»
- «Кто больше заметит небылиц?»
- «Придумай небылицу»
3) Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам.
- «Отвечай быстро»
- «Кто больше назовет действий?»
- «Кто больше назовет предметов?»
- «Кому что нужно?»
- «Вершки - корешки»
- «Назови три предмета»
- «Охотник»
- «Птицы, рыбы, звери»
- «А если бы...»
4) Игры, развивающие внимание, сообразительность, быстроту мышления, чувство юмора.
- «Испорченный телефон»
- «Летает – не летает»
- «Краски»
- «Семья»
- «Фанты»
- «Наоборот»
- «Дополни предложение»
- «Придумай предложение»
- «Закончи предложение»
- «Скажи слово с нужным звуком»
- «Подбери слово»
- «Подбери рифму»
Дети, увлеченные игрой, участвуют в процессе непреднамеренного обучения родному языку. Таким образом, можно сделать заключительный вывод: использование многочисленных словесных игр и заданий дает возможность ребенку в каждом возрасте познавать окружающую действительность, формировать мышление и развивать речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
влияние физических упражнений на развитие речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Как развивать речь детей в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре? Целесообразно применять двигательную сенсорику, разработанную О.В. Дыбиной, Н.П. Рахмановой, Т.И. Бартош...
статья на тему: "Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с нарушением развития."
в статье писаны способы развития мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста...
Влияние словесных игр на развитие речи детей младшего возраста
Организм человека должен приучаться к умственному труду понемногу, осторожно. ...
Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с нарушением развития.»
Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с нарушением развития.»...
Влияние словесных игр на развитие речи детей дошкольного возраста 4 - 5 лет
Раскрыто влияние словесных игр на развитие речи детей дошкольного возраста 4 - 5 лет...
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Доклад на РМО...
Статья "Роль словесных игр в развитии речи детей дошкольного возраста" (размещена в СМИ "педагогический альманах").
В статье говорится об актуальных проблемах речевого развития детей дошкольного возраста, о необходимости родителям играть с детьми в словесные игры, приведены примеры таких игр....