Развитие связной речи дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Урбанова Инна Германовна

Развитие связной речи через обучение составлению рассказов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentacija_h8397.pptx2.5 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

03.04.2020 1 Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок Воспитатели гр. Вишенка: Урбанова И.Ю. Урбанова И.Г.

Слайд 2

«Если вы работаете с детьми, от которых трудно добиться слова… - начните показывать картинки, и они заговорят свободно, непринужденно…» К. Д. Ушинский 03.04.2020 2

Слайд 3

Связная речь - смысловое развернутое высказывание ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание детей. Развитие связанной речи детей – одна из главных задач детского сада. Актуальность: Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам. Дети испытывают значительные затруднения при составлении рассказа по серии сюжетных картин. Отмечается нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение логико-временных и причинно-следственных связей в тексте. Все эти специфические особенности сопряжены с низкой степенью самостоятельной активности ребенка при составлении рассказа, с неумением выделить главные и второстепенные элементы его замысла и связей между ними, с невозможностью четкого построения целостной композиции текста. Вот почему проблема исследования особенностей связной речи у дошкольников является одной из наиболее актуальных проблем. 03.04.2020 3

Слайд 4

Цель : П редставить систему работы по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста через обучение составлению рассказа по картине и серии сюжетных картинок. Задачи:  Научить детей выкладывать серию сюжетных картин в логической последовательности;  Упражнять в составлении рассказов по картине.  Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний о ближайшем окружении.  Упражнять в составлении рассказов по картине.  Формировать словотворчество, фантазию .  Продолжать помогать детям согласовывать слова в предложении . 03.04.2020 4

Слайд 5

Задача педагогов и родителей… … заключается в том , чтобы помочь детям научиться излагать собственные мысли связно и достаточно полно, понимать речь собеседника , т.е. вести содержательный диалог 03.04.2020 5

Слайд 6

Одним из необходимых условий развития грамотной связной речи ребенка, которая развивается с момента рождения на протяжении всего дошкольного периода, а затем и школьного возраста, является наглядность. 03.04.2020 6

Слайд 7

03.04.2020 7 Сначала дошкольники овладевают преимущественно диалогической речью: учатся выслушивать вопросы педагога, отвечать на них, спрашивать. В дальнейшем дети приобретают навыки составления рассказа, в котором все части связаны друг с другом, логически объединены , т.е. идет развитие монологической речи

Слайд 8

В обучении детей рассказыванию по картине принято выделять несколько этапов: В младшем возрасте осуществляется подготовительный этап, который имеет своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картину и отвечать на вопросы. В среднем дошкольном возрасте детей учат составлять рассказы сначала по вопросам, а затем самостоятельно. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы, отвечая на них, ребенок учился строить развернутые связные высказывания. Чрезмерно дробные вопросы приучают детей к однословным ответам. Нечетко поставленные вопросы также тормозят развитие у детей речевых навыков. Старший дошкольный возраст характеризуется возросшей речевой и мыслительной активностью детей, поэтому ребенок может самостоятельно или с небольшой помощью взрослого составлять не только описательные рассказы, но и повествовательные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины. 03.04.2020 8

Слайд 9

В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни . Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию , побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых. 03.04.2020 9

Слайд 10

ТРЕБОВАНИЯ К ОТБОРУ КАРТИН - Содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему; картина должна быть высокохудожественной: изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими; - картина должна быть доступна не только по содержанию, но и по изображению. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного. 03.04.2020 10

Слайд 11

ВИДЫ РАССКАЗЫВАНИЯ ПО КАРТИНЕ : 1 . Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий 2 . Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. 3 . Рассказ по последовательной сюжетной серии картин : ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. 03.04.2020 11

Слайд 12

Детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу. Используется прием сравнения двух персонажей . Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением , которое делает воспитатель или дети. 03.04.2020 12

Слайд 13

СТРУКТУРА 1. Дети молча рассматривают картину. 2 . Проводится беседа, уточняющая содержание и детали. 3 . Дается образец (короткий, живой, эмоциональный). 4 . Дети воспроизводят образец. 5 . Рассказывают самостоятельно, внося в рассказ свое творчество . 03.04.2020 13

Слайд 14

РАССКАЗЫВАНИЕ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК РАССМАТРИВАЕТСЯ И ОПИСЫВАЕТСЯ КАЖДАЯ КАРТИНА ИЗ СЕРИИ , ЗАТЕМ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБЪЕДИНЯЮТСЯ В ОДИН СЮЖЕТ ВОСПИТАТЕЛЕМ ИЛ И ДЕТЬМИ . 03.04.2020 14

Слайд 15

Так же развитие связной речи совершенствуется при работе с книжками- малышками по лексическим темам недели, которые дети изготавливают сами или совместно с родителями. 03.04.2020 15

Слайд 16

Сначала ребёнок представляет свою книжку, пересказывает, рассказывает, читает, показывает все иллюстрации детям самостоятельно. Далее проводится беседа-диалог по содержанию рассказа, пересказа, чтения. Дети задают вопросы, автор отвечает, даёт полный развернутый ответ 03.04.2020 16

Слайд 17

03.04.2020 17

Слайд 18

03.04.2020 18

Слайд 19

В заключении хочется напомнить, о том, что речь не передаётся по наследству! Ребёнок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е овладение связной, грамотной речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому важно, чтобы взрослые ( родители и педагоги) создавали такую речевую среду для постоянного общения с ребёнком! 03.04.2020 19

Слайд 20

Благодарим за внимание! 03.04.2020 20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок.

Создание серии авторских конспектов по обучению составления рассказов по картине и серии сюжетных картинок....

Мастер-класс для воспитателей: «Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине или серии сюжетных картинок»

В презентации представлен материал для воспитателей, раскрывающий работу по обучению детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине или серии сюжетных картинок. Описана методика, методы ...

Материалы по теме самообразования "Развитие связной речи у дошкольников через обучение составления рассказов по картине и серии сюжетных картинок"

quot;Развитие связной речи у дошкольников через обучение составления рассказов по картине и  серии сюжетных картинок"...

Опыт работы детского сада по развитию связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине или серии сюжетных картинок.

Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения - это огромная ответственность педагогов, занимающихся обучением русскому языку....

«Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине или серии сюжетных картинок»

laquo;Развитие связной речи старшихдошкольников через обучениесоставлению рассказов по картинеили серии сюжетных картинок»...