Путешествие в заказник Шайтантау
материал по развитию речи (подготовительная группа)

Байчурина Зифа Агзамовна

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное  учреждение центр  развития  ребенка - детский сад  "Бэпембэ''  муниципального  района  Хайбуллинский  район Республики Башкортостан

 

 

 

Организованная образовательная  деятельность в подготовительной группе на тему:

   "Путешествие в заказник Шайтантау"

 

 

 

            

                                                                       

 

 

                                                                             Подготовила:

                                                                                              БайчуринаЗ.А.

 

 

 

 

 

 

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Формы работы: Беседа, художественное слово ,ответы на вопросы .

Виды деятельности: Двигательная , игровая ,художественно-эстетическое .

Задачи:

Обучающие: познакомить детей с заказником Шайтантау и Красной книгой; растениями и животными, занесенными в нее; формировать бережное отношение к родной природе.

Развивающие: способствовать развитию логического мышления, воображения и познавательной активности детей. Формировать  умение устанавливать причинно- следственные связи в природе.

Воспитывающие: воспитывать любовь к  родному краю, желание беречь   природу, умение видеть прекрасное, гордиться им.

Подготовительная работа:

- Просмотр фотографий, иллюстраций с изображением памятников природы.

- Чтение стихов, рассказов, отгадывание загадок о родной природе.

- Организации экскурсии в заказник Шайтантау.

- Игры для закрепления правил поведения в лесу.

-  Дидактические игры: "Назови части растений, "Когда это бывает'', ''Знаешь ли правила поведения в  лесу  ''

Материалы: иллюстрации солнышка, воздуха, воды, ягоды, гриба, пчелы и рыбы. Карта Хайбуллинского района, папка - раскладушка "Природные памятники Хайбуллиского района". Изображения животных и растений, занесенных в Красную книгу Хайбуллиского района. Атлас мира. Папка для создания Красной книги.

     Алгоритм ОД :

На доске  установлен  плакат с изображением контура заказника Шайтантау.  Появляется медвежонок (воспитатель в костюме)

- Ой - ой! Куда я попал ?

-Детский сад? А там ,где я живу , детского сада нет . Я живу в заказнике .

-Ребята , а вы знаете , что это такое ?(ответы детей)

Заказник – это  место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды,грибы, деревья, кустарники, звери, птицы, насекомые, рыбы.

В заказнике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных. В заказник приходят только на экскурсию, где знакомятся с  животным  и  растительным  миром.

-А вы , ребята любите путешествовать ?

-Да.

- А хотите прямо сейчас отправиться в путешествие? Давайт, тогда вспомним правила поведения в лесу.

Дидактическая игра "Знаешь ли правила поведения в лес?"

(Каждый  ребенок  получает схемы правил поведения в природе и рассказывают о них)

-Молодцы ребята,вы хорошо знаете правила поведения в природе.Теперь мы можем отправиться в путешествие. Ребята, закрывайте глаза и три раза  покружитесь (звучит голоса птиц). Вот мы оказались в самом красивейшем  уголке нашего района.Это заказник Шайтантау . Заказник  создан в 1965 году для охраны природы, редких растений и животных нашего района. Это наше богатство,  которым каждый из нас может гордиться (показывает слайды заказника Шайтантау)

          В народе этот хребет называют Шайтантау. В переводе с башкирского означает «Чертова гора» или ”Гора Дьявола”, так как там часто дуют сильные ветра и бывают резкие перепады температуры.  Возле заповедника течет река Сакмар. Здесь встречаются редкие виды растений (ковыль, гвоздика уральская, лук косой), птицы (беркут, балобан,глухарь, орел - могильник, сокол- сапсан), деревья (липа, лиственница ,сосна, ольха, черемуха), животные (бурый медведь, кабан, заяц беляк, лось, рысь, куница, тушканчик).

   Ребята выходят  к  доске по очереди и прикрепляют к''карте заказника" картинки  растений ,птиц и животных.

-Вот  у нас получился заказник Шайтантау, где я живу. Это островок спасения природы от человека.

                                      Стремительно вникая в опыт древних

И постигая суть его корней,

Я стойкости учился у деревьев,

А ловкости и силе – у зверей.

У птиц учился чувствовать свободу,

У рыб – сосредоточенно молчать.

Поэтому обязан я природу

От всех врагов достойно защищать.

                                                 (П. Сергеев)

-Ребята, а как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу? (ответы детей).

-Правильно, охранять родную природу надо в любом месте.

-А еще я вам хочу показать «Атлас мира». ( В ходе рассматривания «Атласа мира» педагог проводит беседу)

-Ребята, на Земле очень много разных животных. Есть такие, которых мы видим каждый день в нашем доме. Каких?(ответы детей)

-Есть такие, которые живут в лесах родного края. Какие? (ответы детей)

-Есть такие, которые живут в дальних странах. Какие? (Жираф и т.д. ответы детей)

-Есть такие, которые можно увидеть только в зоопарке. Каких? (Слон,   и.тд.ответы детей)

-Есть такие, которых на Земле очень мало. Их так и называют – редкие животные.

-Почему их называют редкими? (редко встречаются, люди уничтожили, исчезли из-за перемены климата и загрязнения окружающей среды и др.)

-Редкие животные и растения охраняются законом. Но люди часто нарушают этот закон. Человек порой бывает жесток по отношению к животным. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей: из шкур тигров и гепардов шьют шубы, из кожи крокодилов делают обувь и сумки, ремни и портфели; слонов убивают для того, чтобы из бивней сделать дорогие украшения; моржей убивают потому, что у них съедобное мясо, а из клыков делают красивые сувениры. Постепенно животных остается все меньше и меньше. Задумались люди: как же остановить это безумие.(слайды)

    -И вот в1960-х ученые решили издать Красную книгу. Почему именно Красную? Потому что красный цвет – это цвет надвигающейся опасности. Внимание! Остановись. Оглянись, подумай, человек! Подумай о природе! Не слишком ли вольно мы пользуемся ее щедростью? (показывает  иллюстраций  животных, растений, птиц  из Красной  книги  Башкортостана и перечисляет   растений и птиц заказника Шайтантау, занесенные в Красную книгу)

Человек неразрывно связан с растительным и животным миром. Потеря какого-нибудь вида животного или растения ведет за собой разрыв звена в цепочке природных процессов. Исчезает одно – болеет другое – умирает третье.  Вот представьте: если не будет светить солнце, то не согреется земля, не появятся растения, нечем будет питаться насекомым, птицам. Наступит вечная мерзлота. Погибнет всё живое(слайд)

(Воспитатель показывает  модели и закрывает темным кругом).

 

http://50ds.ru/img/_3MO0X24RM.gif

 

-Ребята, мы с вами сделаем свою иллюстрированную   Красную книгу, которая будет находиться у нас в группе.

Каких  животны , птиц, растений  мы туда  занесем.?Кто, что будет рисовать?

(ответы детей, заяц , медведь, рябчик, беркут, гвоздика  уральская, ковыль).

 Мы их будем рисовать карандашами, из ваших рисунков составим Красную книгу нашего района в картинках и на следующих занятиях будем пополнять ее с другими рисунками, чтобы  каждый запомнил растения и животных на тревожных страницах Красной книги .

     Ребята, как вы думаете  мы можем   беречь  природу? (ответы детей, убирать мусор из участка детского сада,сажать деревья, оберегать животных, кормить  птиц, и др.)

Скажите дети, что узнали сегодня на занятии?

( ответы детей ,мы узнали на этом занятии, что все в природе  взаимосвязано друг с другом ,что есть Красная книга, в которой перечислены редкие животные и растения. Если их не сберечь, то они исчезнут).                       

     Но не забывайте, бережно нужно относиться ко всей природе. Так давайте дружить   так, как говорится в стихотворении:(3 ребенка  рассказывают стихи )

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

                                             На планете мы останемся одни

Давайте, люди,

Дружить друг с другом,

Как птица с небом,

Как травы с лугом.

Как ветер – с морем.

Поля – с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами!

К тому стремиться,

Чтоб нас любили

И зверь, и птица

И доверяли

Повсюду нам

Как самым верным своим друзьям.

Давайте, люди,

Беречь планету –

Во всей Вселенной

Похожей нету.

Во всей Вселенной

На всех одна.

Что будет делать

Без нас она?

                              И. Мазнин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_shaytantau.docx32.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное  учреждение центр  развития  ребенка - детский сад  "Бэпембэ''  муниципального  района  Хайбуллинский  район Республики Башкортостан 

Организованная образовательная  деятельность в подготовительной группе на тему:

   "Путешествие в заказник Шайтантау"

             

                                                                       

                                                                             Подготовила:

                                                                                              БайчуринаЗ.А.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Формы работы: Беседа, художественное слово ,ответы на вопросы .

Виды деятельности: Двигательная , игровая ,художественно-эстетическое .

Задачи:

Обучающие: познакомить детей с заказником Шайтантау и Красной книгой; растениями и животными, занесенными в нее; формировать бережное отношение к родной природе. 

Развивающие: способствовать развитию логического мышления, воображения и познавательной активности детей. Формировать  умение устанавливать причинно- следственные связи в природе.

Воспитывающие: воспитывать любовь к  родному краю, желание беречь   природу, умение видеть прекрасное, гордиться им.

Подготовительная работа:

- Просмотр фотографий, иллюстраций с изображением памятников природы.

- Чтение стихов, рассказов, отгадывание загадок о родной природе.

- Организации экскурсии в заказник Шайтантау.

- Игры для закрепления правил поведения в лесу.

-  Дидактические игры: "Назови части растений, "Когда это бывает'', ''Знаешь ли правила поведения в  лесу  ''

Материалы: иллюстрации солнышка, воздуха, воды, ягоды, гриба, пчелы и рыбы. Карта Хайбуллинского района, папка - раскладушка "Природные памятники Хайбуллиского района". Изображения животных и растений, занесенных в Красную книгу Хайбуллиского района. Атлас мира. Папка для создания Красной книги.

     Алгоритм ОД :

На доске  установлен  плакат с изображением контура заказника Шайтантау.  Появляется медвежонок (воспитатель в костюме)

- Ой - ой! Куда я попал ?

-Детский сад? А там ,где я живу , детского сада нет . Я живу в заказнике .

-Ребята , а вы знаете , что это такое ?(ответы детей)

Заказник – это  место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды,грибы, деревья, кустарники, звери, птицы, насекомые, рыбы.

В заказнике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных. В заказник приходят только на экскурсию, где знакомятся с  животным  и  растительным  миром.

-А вы , ребята любите путешествовать ?

-Да.

- А хотите прямо сейчас отправиться в путешествие? Давайт, тогда вспомним правила поведения в лесу.

Дидактическая игра "Знаешь ли правила поведения в лес?"

(Каждый  ребенок  получает схемы правил поведения в природе и рассказывают о них)

-Молодцы ребята,вы хорошо знаете правила поведения в природе.Теперь мы можем отправиться в путешествие. Ребята, закрывайте глаза и три раза  покружитесь (звучит голоса птиц). Вот мы оказались в самом красивейшем  уголке нашего района.Это заказник Шайтантау . Заказник  создан в 1965 году для охраны природы, редких растений и животных нашего района. Это наше богатство,  которым каждый из нас может гордиться (показывает слайды заказника Шайтантау)

          В народе этот хребет называют Шайтантау. В переводе с башкирского означает «Чертова гора» или ”Гора Дьявола”, так как там часто дуют сильные ветра и бывают резкие перепады температуры.  Возле заповедника течет река Сакмар. Здесь встречаются редкие виды растений (ковыль, гвоздика уральская, лук косой), птицы (беркут, балобан,глухарь, орел - могильник, сокол- сапсан), деревья (липа, лиственница ,сосна, ольха, черемуха), животные (бурый медведь, кабан, заяц беляк, лось, рысь, куница, тушканчик).

   Ребята выходят  к  доске по очереди и прикрепляют к''карте заказника" картинки  растений ,птиц и животных.

-Вот  у нас получился заказник Шайтантау, где я живу. Это островок спасения природы от человека.

                                      Стремительно вникая в опыт древних

И постигая суть его корней,

Я стойкости учился у деревьев,

А ловкости и силе – у зверей.

У птиц учился чувствовать свободу,

У рыб – сосредоточенно молчать.

Поэтому обязан я природу

От всех врагов достойно защищать.

                                                 (П. Сергеев)

-Ребята, а как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу? (ответы детей).

-Правильно, охранять родную природу надо в любом месте.

-А еще я вам хочу показать «Атлас мира». ( В ходе рассматривания «Атласа мира» педагог проводит беседу)

-Ребята, на Земле очень много разных животных. Есть такие, которых мы видим каждый день в нашем доме. Каких?(ответы детей)

-Есть такие, которые живут в лесах родного края. Какие? (ответы детей)

-Есть такие, которые живут в дальних странах. Какие? (Жираф и т.д. ответы детей)

-Есть такие, которые можно увидеть только в зоопарке. Каких? (Слон,   и.тд.ответы детей)

-Есть такие, которых на Земле очень мало. Их так и называют – редкие животные.

-Почему их называют редкими? (редко встречаются, люди уничтожили, исчезли из-за перемены климата и загрязнения окружающей среды и др.)

-Редкие животные и растения охраняются законом. Но люди часто нарушают этот закон. Человек порой бывает жесток по отношению к животным. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей: из шкур тигров и гепардов шьют шубы, из кожи крокодилов делают обувь и сумки, ремни и портфели; слонов убивают для того, чтобы из бивней сделать дорогие украшения; моржей убивают потому, что у них съедобное мясо, а из клыков делают красивые сувениры. Постепенно животных остается все меньше и меньше. Задумались люди: как же остановить это безумие.(слайды)

    -И вот в1960-х ученые решили издать Красную книгу. Почему именно Красную? Потому что красный цвет – это цвет надвигающейся опасности. Внимание! Остановись. Оглянись, подумай, человек! Подумай о природе! Не слишком ли вольно мы пользуемся ее щедростью? (показывает  иллюстраций  животных, растений, птиц  из Красной  книги  Башкортостана и перечисляет   растений и птиц заказника Шайтантау, занесенные в Красную книгу)

Человек неразрывно связан с растительным и животным миром. Потеря какого-нибудь вида животного или растения ведет за собой разрыв звена в цепочке природных процессов. Исчезает одно – болеет другое – умирает третье.  Вот представьте: если не будет светить солнце, то не согреется земля, не появятся растения, нечем будет питаться насекомым, птицам. Наступит вечная мерзлота. Погибнет всё живое(слайд)

(Воспитатель показывает  модели и закрывает темным кругом).

http://50ds.ru/img/_3MO0X24RM.gif

-Ребята, мы с вами сделаем свою иллюстрированную   Красную книгу, которая будет находиться у нас в группе.

Каких  животны , птиц, растений  мы туда  занесем.?Кто, что будет рисовать?

(ответы детей, заяц , медведь, рябчик, беркут, гвоздика  уральская, ковыль).

 Мы их будем рисовать карандашами, из ваших рисунков составим Красную книгу нашего района в картинках и на следующих занятиях будем пополнять ее с другими рисунками, чтобы  каждый запомнил растения и животных на тревожных страницах Красной книги .

     Ребята, как вы думаете  мы можем   беречь  природу? (ответы детей, убирать мусор из участка детского сада,сажать деревья, оберегать животных, кормить  птиц, и др.)

Скажите дети, что узнали сегодня на занятии?

( ответы детей ,мы узнали на этом занятии, что все в природе  взаимосвязано друг с другом ,что есть Красная книга, в которой перечислены редкие животные и растения. Если их не сберечь, то они исчезнут).                        

     Но не забывайте, бережно нужно относиться ко всей природе. Так давайте дружить   так, как говорится в стихотворении:(3 ребенка  рассказывают стихи )

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

                                             На планете мы останемся одни

Давайте, люди,

Дружить друг с другом,

Как птица с небом,

Как травы с лугом.

Как ветер – с морем.

Поля – с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами!

К тому стремиться,

Чтоб нас любили

И зверь, и птица

И доверяли

Повсюду нам

Как самым верным своим друзьям.

Давайте, люди,

Беречь планету –

Во всей Вселенной

Похожей нету.

Во всей Вселенной

На всех одна.

Что будет делать

Без нас она?

                              И. Мазнин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие в заказник Шайтантау"

Организованная образовательная  деятельность по познавательному развитию в подготовительной группе...

"Природный памятник Хайбуллинского района - заказник Шайтантау"

Познавательно - исследовательский проект...

Экскурсия в осенний заказник «Юнтоловский»

Конспект ООД в старшей группе...

Презентация "Юнтоловский заказник". Часть 1.

Презентация предназначена для проведения занятия по экологии г. Санкт-Петербурга  в старшей и подготовительной группах ДОУ. В первой части презентации приведена история возникновения Юнтоловского...