Путешествие в заказник Шайтантау
материал по развитию речи (подготовительная группа)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад "Бэпембэ'' муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкортостан
Организованная образовательная деятельность в подготовительной группе на тему:
"Путешествие в заказник Шайтантау"
Подготовила:
БайчуринаЗ.А.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Формы работы: Беседа, художественное слово ,ответы на вопросы .
Виды деятельности: Двигательная , игровая ,художественно-эстетическое .
Задачи:
Обучающие: познакомить детей с заказником Шайтантау и Красной книгой; растениями и животными, занесенными в нее; формировать бережное отношение к родной природе.
Развивающие: способствовать развитию логического мышления, воображения и познавательной активности детей. Формировать умение устанавливать причинно- следственные связи в природе.
Воспитывающие: воспитывать любовь к родному краю, желание беречь природу, умение видеть прекрасное, гордиться им.
Подготовительная работа:
- Просмотр фотографий, иллюстраций с изображением памятников природы.
- Чтение стихов, рассказов, отгадывание загадок о родной природе.
- Организации экскурсии в заказник Шайтантау.
- Игры для закрепления правил поведения в лесу.
- Дидактические игры: "Назови части растений, "Когда это бывает'', ''Знаешь ли правила поведения в лесу ''
Материалы: иллюстрации солнышка, воздуха, воды, ягоды, гриба, пчелы и рыбы. Карта Хайбуллинского района, папка - раскладушка "Природные памятники Хайбуллиского района". Изображения животных и растений, занесенных в Красную книгу Хайбуллиского района. Атлас мира. Папка для создания Красной книги.
Алгоритм ОД :
На доске установлен плакат с изображением контура заказника Шайтантау. Появляется медвежонок (воспитатель в костюме)
- Ой - ой! Куда я попал ?
-Детский сад? А там ,где я живу , детского сада нет . Я живу в заказнике .
-Ребята , а вы знаете , что это такое ?(ответы детей)
Заказник – это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды,грибы, деревья, кустарники, звери, птицы, насекомые, рыбы.
В заказнике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных. В заказник приходят только на экскурсию, где знакомятся с животным и растительным миром.
-А вы , ребята любите путешествовать ?
-Да.
- А хотите прямо сейчас отправиться в путешествие? Давайт, тогда вспомним правила поведения в лесу.
Дидактическая игра "Знаешь ли правила поведения в лес?"
(Каждый ребенок получает схемы правил поведения в природе и рассказывают о них)
-Молодцы ребята,вы хорошо знаете правила поведения в природе.Теперь мы можем отправиться в путешествие. Ребята, закрывайте глаза и три раза покружитесь (звучит голоса птиц). Вот мы оказались в самом красивейшем уголке нашего района.Это заказник Шайтантау . Заказник создан в 1965 году для охраны природы, редких растений и животных нашего района. Это наше богатство, которым каждый из нас может гордиться (показывает слайды заказника Шайтантау)
В народе этот хребет называют Шайтантау. В переводе с башкирского означает «Чертова гора» или ”Гора Дьявола”, так как там часто дуют сильные ветра и бывают резкие перепады температуры. Возле заповедника течет река Сакмар. Здесь встречаются редкие виды растений (ковыль, гвоздика уральская, лук косой), птицы (беркут, балобан,глухарь, орел - могильник, сокол- сапсан), деревья (липа, лиственница ,сосна, ольха, черемуха), животные (бурый медведь, кабан, заяц беляк, лось, рысь, куница, тушканчик).
Ребята выходят к доске по очереди и прикрепляют к''карте заказника" картинки растений ,птиц и животных.
-Вот у нас получился заказник Шайтантау, где я живу. Это островок спасения природы от человека.
Стремительно вникая в опыт древних
И постигая суть его корней,
Я стойкости учился у деревьев,
А ловкости и силе – у зверей.
У птиц учился чувствовать свободу,
У рыб – сосредоточенно молчать.
Поэтому обязан я природу
От всех врагов достойно защищать.
(П. Сергеев)
-Ребята, а как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу? (ответы детей).
-Правильно, охранять родную природу надо в любом месте.
-А еще я вам хочу показать «Атлас мира». ( В ходе рассматривания «Атласа мира» педагог проводит беседу)
-Ребята, на Земле очень много разных животных. Есть такие, которых мы видим каждый день в нашем доме. Каких?(ответы детей)
-Есть такие, которые живут в лесах родного края. Какие? (ответы детей)
-Есть такие, которые живут в дальних странах. Какие? (Жираф и т.д. ответы детей)
-Есть такие, которые можно увидеть только в зоопарке. Каких? (Слон, и.тд.ответы детей)
-Есть такие, которых на Земле очень мало. Их так и называют – редкие животные.
-Почему их называют редкими? (редко встречаются, люди уничтожили, исчезли из-за перемены климата и загрязнения окружающей среды и др.)
-Редкие животные и растения охраняются законом. Но люди часто нарушают этот закон. Человек порой бывает жесток по отношению к животным. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей: из шкур тигров и гепардов шьют шубы, из кожи крокодилов делают обувь и сумки, ремни и портфели; слонов убивают для того, чтобы из бивней сделать дорогие украшения; моржей убивают потому, что у них съедобное мясо, а из клыков делают красивые сувениры. Постепенно животных остается все меньше и меньше. Задумались люди: как же остановить это безумие.(слайды)
-И вот в1960-х ученые решили издать Красную книгу. Почему именно Красную? Потому что красный цвет – это цвет надвигающейся опасности. Внимание! Остановись. Оглянись, подумай, человек! Подумай о природе! Не слишком ли вольно мы пользуемся ее щедростью? (показывает иллюстраций животных, растений, птиц из Красной книги Башкортостана и перечисляет растений и птиц заказника Шайтантау, занесенные в Красную книгу)
Человек неразрывно связан с растительным и животным миром. Потеря какого-нибудь вида животного или растения ведет за собой разрыв звена в цепочке природных процессов. Исчезает одно – болеет другое – умирает третье. Вот представьте: если не будет светить солнце, то не согреется земля, не появятся растения, нечем будет питаться насекомым, птицам. Наступит вечная мерзлота. Погибнет всё живое(слайд)
(Воспитатель показывает модели и закрывает темным кругом).
-Ребята, мы с вами сделаем свою иллюстрированную Красную книгу, которая будет находиться у нас в группе.
Каких животны , птиц, растений мы туда занесем.?Кто, что будет рисовать?
(ответы детей, заяц , медведь, рябчик, беркут, гвоздика уральская, ковыль).
Мы их будем рисовать карандашами, из ваших рисунков составим Красную книгу нашего района в картинках и на следующих занятиях будем пополнять ее с другими рисунками, чтобы каждый запомнил растения и животных на тревожных страницах Красной книги .
Ребята, как вы думаете мы можем беречь природу? (ответы детей, убирать мусор из участка детского сада,сажать деревья, оберегать животных, кормить птиц, и др.)
Скажите дети, что узнали сегодня на занятии?
( ответы детей ,мы узнали на этом занятии, что все в природе взаимосвязано друг с другом ,что есть Красная книга, в которой перечислены редкие животные и растения. Если их не сберечь, то они исчезнут).
Но не забывайте, бережно нужно относиться ко всей природе. Так давайте дружить так, как говорится в стихотворении:(3 ребенка рассказывают стихи )
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни
Давайте, люди,
Дружить друг с другом,
Как птица с небом,
Как травы с лугом.
Как ветер – с морем.
Поля – с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами!
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь, и птица
И доверяли
Повсюду нам
Как самым верным своим друзьям.
Давайте, люди,
Беречь планету –
Во всей Вселенной
Похожей нету.
Во всей Вселенной
На всех одна.
Что будет делать
Без нас она?
И. Мазнин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_shaytantau.docx | 32.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад "Бэпембэ'' муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкортостан
Организованная образовательная деятельность в подготовительной группе на тему:
"Путешествие в заказник Шайтантау"
Подготовила:
БайчуринаЗ.А.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Формы работы: Беседа, художественное слово ,ответы на вопросы .
Виды деятельности: Двигательная , игровая ,художественно-эстетическое .
Задачи:
Обучающие: познакомить детей с заказником Шайтантау и Красной книгой; растениями и животными, занесенными в нее; формировать бережное отношение к родной природе.
Развивающие: способствовать развитию логического мышления, воображения и познавательной активности детей. Формировать умение устанавливать причинно- следственные связи в природе.
Воспитывающие: воспитывать любовь к родному краю, желание беречь природу, умение видеть прекрасное, гордиться им.
Подготовительная работа:
- Просмотр фотографий, иллюстраций с изображением памятников природы.
- Чтение стихов, рассказов, отгадывание загадок о родной природе.
- Организации экскурсии в заказник Шайтантау.
- Игры для закрепления правил поведения в лесу.
- Дидактические игры: "Назови части растений, "Когда это бывает'', ''Знаешь ли правила поведения в лесу ''
Материалы: иллюстрации солнышка, воздуха, воды, ягоды, гриба, пчелы и рыбы. Карта Хайбуллинского района, папка - раскладушка "Природные памятники Хайбуллиского района". Изображения животных и растений, занесенных в Красную книгу Хайбуллиского района. Атлас мира. Папка для создания Красной книги.
Алгоритм ОД :
На доске установлен плакат с изображением контура заказника Шайтантау. Появляется медвежонок (воспитатель в костюме)
- Ой - ой! Куда я попал ?
-Детский сад? А там ,где я живу , детского сада нет . Я живу в заказнике .
-Ребята , а вы знаете , что это такое ?(ответы детей)
Заказник – это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды,грибы, деревья, кустарники, звери, птицы, насекомые, рыбы.
В заказнике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных. В заказник приходят только на экскурсию, где знакомятся с животным и растительным миром.
-А вы , ребята любите путешествовать ?
-Да.
- А хотите прямо сейчас отправиться в путешествие? Давайт, тогда вспомним правила поведения в лесу.
Дидактическая игра "Знаешь ли правила поведения в лес?"
(Каждый ребенок получает схемы правил поведения в природе и рассказывают о них)
-Молодцы ребята,вы хорошо знаете правила поведения в природе.Теперь мы можем отправиться в путешествие. Ребята, закрывайте глаза и три раза покружитесь (звучит голоса птиц). Вот мы оказались в самом красивейшем уголке нашего района.Это заказник Шайтантау . Заказник создан в 1965 году для охраны природы, редких растений и животных нашего района. Это наше богатство, которым каждый из нас может гордиться (показывает слайды заказника Шайтантау)
В народе этот хребет называют Шайтантау. В переводе с башкирского означает «Чертова гора» или ”Гора Дьявола”, так как там часто дуют сильные ветра и бывают резкие перепады температуры. Возле заповедника течет река Сакмар. Здесь встречаются редкие виды растений (ковыль, гвоздика уральская, лук косой), птицы (беркут, балобан,глухарь, орел - могильник, сокол- сапсан), деревья (липа, лиственница ,сосна, ольха, черемуха), животные (бурый медведь, кабан, заяц беляк, лось, рысь, куница, тушканчик).
Ребята выходят к доске по очереди и прикрепляют к''карте заказника" картинки растений ,птиц и животных.
-Вот у нас получился заказник Шайтантау, где я живу. Это островок спасения природы от человека.
Стремительно вникая в опыт древних
И постигая суть его корней,
Я стойкости учился у деревьев,
А ловкости и силе – у зверей.
У птиц учился чувствовать свободу,
У рыб – сосредоточенно молчать.
Поэтому обязан я природу
От всех врагов достойно защищать.
(П. Сергеев)
-Ребята, а как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу? (ответы детей).
-Правильно, охранять родную природу надо в любом месте.
-А еще я вам хочу показать «Атлас мира». ( В ходе рассматривания «Атласа мира» педагог проводит беседу)
-Ребята, на Земле очень много разных животных. Есть такие, которых мы видим каждый день в нашем доме. Каких?(ответы детей)
-Есть такие, которые живут в лесах родного края. Какие? (ответы детей)
-Есть такие, которые живут в дальних странах. Какие? (Жираф и т.д. ответы детей)
-Есть такие, которые можно увидеть только в зоопарке. Каких? (Слон, и.тд.ответы детей)
-Есть такие, которых на Земле очень мало. Их так и называют – редкие животные.
-Почему их называют редкими? (редко встречаются, люди уничтожили, исчезли из-за перемены климата и загрязнения окружающей среды и др.)
-Редкие животные и растения охраняются законом. Но люди часто нарушают этот закон. Человек порой бывает жесток по отношению к животным. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей: из шкур тигров и гепардов шьют шубы, из кожи крокодилов делают обувь и сумки, ремни и портфели; слонов убивают для того, чтобы из бивней сделать дорогие украшения; моржей убивают потому, что у них съедобное мясо, а из клыков делают красивые сувениры. Постепенно животных остается все меньше и меньше. Задумались люди: как же остановить это безумие.(слайды)
-И вот в1960-х ученые решили издать Красную книгу. Почему именно Красную? Потому что красный цвет – это цвет надвигающейся опасности. Внимание! Остановись. Оглянись, подумай, человек! Подумай о природе! Не слишком ли вольно мы пользуемся ее щедростью? (показывает иллюстраций животных, растений, птиц из Красной книги Башкортостана и перечисляет растений и птиц заказника Шайтантау, занесенные в Красную книгу)
Человек неразрывно связан с растительным и животным миром. Потеря какого-нибудь вида животного или растения ведет за собой разрыв звена в цепочке природных процессов. Исчезает одно – болеет другое – умирает третье. Вот представьте: если не будет светить солнце, то не согреется земля, не появятся растения, нечем будет питаться насекомым, птицам. Наступит вечная мерзлота. Погибнет всё живое(слайд)
(Воспитатель показывает модели и закрывает темным кругом).
-Ребята, мы с вами сделаем свою иллюстрированную Красную книгу, которая будет находиться у нас в группе.
Каких животны , птиц, растений мы туда занесем.?Кто, что будет рисовать?
(ответы детей, заяц , медведь, рябчик, беркут, гвоздика уральская, ковыль).
Мы их будем рисовать карандашами, из ваших рисунков составим Красную книгу нашего района в картинках и на следующих занятиях будем пополнять ее с другими рисунками, чтобы каждый запомнил растения и животных на тревожных страницах Красной книги .
Ребята, как вы думаете мы можем беречь природу? (ответы детей, убирать мусор из участка детского сада,сажать деревья, оберегать животных, кормить птиц, и др.)
Скажите дети, что узнали сегодня на занятии?
( ответы детей ,мы узнали на этом занятии, что все в природе взаимосвязано друг с другом ,что есть Красная книга, в которой перечислены редкие животные и растения. Если их не сберечь, то они исчезнут).
Но не забывайте, бережно нужно относиться ко всей природе. Так давайте дружить так, как говорится в стихотворении:(3 ребенка рассказывают стихи )
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни
Давайте, люди,
Дружить друг с другом,
Как птица с небом,
Как травы с лугом.
Как ветер – с морем.
Поля – с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами!
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь, и птица
И доверяли
Повсюду нам
Как самым верным своим друзьям.
Давайте, люди,
Беречь планету –
Во всей Вселенной
Похожей нету.
Во всей Вселенной
На всех одна.
Что будет делать
Без нас она?
И. Мазнин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Путешествие в заказник Шайтантау"
Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию в подготовительной группе...
"Природный памятник Хайбуллинского района - заказник Шайтантау"
Познавательно - исследовательский проект...
Экскурсия в осенний заказник «Юнтоловский»
Конспект ООД в старшей группе...
Учебно - методическое пособие. Лэпбук "Животные заказника "Озеро Щучье".
Учебно - методическое пособие...
Презентация "Юнтоловский заказник". Часть 1.
Презентация предназначена для проведения занятия по экологии г. Санкт-Петербурга в старшей и подготовительной группах ДОУ. В первой части презентации приведена история возникновения Юнтоловского...