"Игры со словами"
проект по развитию речи (старшая группа)
Формировать у детей положительное отношение к занятием по грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_igry_so_slovami.docx | 567.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор проекта:
Кульпинова О.А.
СОДЕРЖАНИЕ
- Паспорт педагогического проекта
- Пояснительная записка
- Содержание работы по проекту
- Заключение
- Литература
- Приложение к проекту
ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Структура | Содержание |
Тема | «Игры со словом» |
Адресация проекта | Проект предназначен для совместной деятельности педагога дополнительного образования, детей старшего дошкольного возраста и их родителей |
Проект разработан | Загребельная Людмила Алексеевна, педагог дополнительного образования |
Участники проекта | Педагог дополнительного образования, дети старшего дошкольного возраста, родители |
Возраст обучающихся | Старший дошкольный возраст |
Особенности проекта | По характеру создаваемого продукта: - исследовательский, - творческий, - практико-ориентированный По количеству детей, вовлеченных в проект: - групповой По продолжительности: - краткосрочный |
Цель проекта | Формирование у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к занятиям по обучению грамоте, стимулирование творческого самовыражения ребенка. |
Задачи проекта | Подготовка к обучению грамоте - формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимания того, что такое «слово», «предложение», как они строятся, из каких частей состоят; - формирование умения проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и трехсложные слова на слоги, составлять слова из слогов. Воспитание звуковой культуры речи - формирование и закрепление правильного произношение звуков родного языка и соотнесение их с буквенным изображением; - выработка интонационной выразительности, дикции, силы голоса, темпа речи. Формирование грамматического строя речи - развитие умения образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными и ласкательными суффиксами, обучение правильному построению предложений; - развитие процессов восприятия, мышления, речи- совершенствование работы слухового, зрительного и тактильного анализаторов, умения ориентироваться в пространстве. |
Ресурсы проекта | Необходимое обеспечение Учебно-методическое: - дополнительная общеобразовательная программа по обучению грамоте «От А до Я» - конспекты познавательных бесед - дидактические игры - наглядный и демонстрационный материал Требования к уровню подготовленности воспитанников Должны уметь: - составлять предложения; - членить предложения на слова; - соотносить буквы и звуки; - называть звуки и слоги в словах; - находить слова с определённым звуком; - определять место звука в слове; - проводить звуковой анализ слова; - владеть основами плавного слогового чтения. Требования к уровню подготовленности педагога
|
Предполагаемые результаты и продукты проекта | Результат деятельности педагога - Систематизация работы по использованию игр на занятиях по обучению грамоте - Повышение качества педагогического процесса путем осуществления индивидуально-личностного подхода к ребенку. Продукты деятельности педагога:
Результат деятельности детей - положительное отношение к занятиям по обучению грамоте; - сформированность первоначальных лингвистических представлений, понимания того, что такое «слово», «предложение», как они строятся, из каких частей состоят; - умения проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и трехсложные слова на слоги, составлять слова из слогов; - интонационная выразительность, дикция, сила голоса, темп речи. - умение образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными и ласкательными суффиксами, правильное построение предложений; - успешность ребенка в творческом самовыражении. Продукты деятельности детей:
|
Этапы работы над проектом | I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ Цель: организация деятельности участников проекта для определения его содержания и реализации. Направление деятельности: информационно-методическое - Создание учебно-методической базы для успешной реализации проекта. Разработка учебно-методического комплекта: - подборка игр и упражнений; - подготовка демонстрационного и наглядного материала; - разработка методических рекомендаций к проведению консультаций с родителями. Направление деятельности: мотивационно-целевое - Стимулирование мотивации деятельности участников проекта. - Выявление уровня интереса и знаний детей по предмету обучение грамоте Форма организации:
|
II ЭТАП – ОСНОВНОЙ Цель: организация комплексной работы по реализации задач проекта Направление деятельности: познавательное Форма организации:
Направление деятельности: практико-ориентированное Форма организации: Развивающие занятия (решение проблемных ситуаций, работа в парах, игры направленные на: - развитие навыков звукового анализа, - умение составлять прямые и обратные слоги; - умение детей делить слова на слоги; - умение составлять предложения, объединенные тематически; - воспитание речевого внимания; - развитие речевого аппарата, отработку дикции; - совершенствование навыков звукового анализа; - закрепление умения детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки. | |
III ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ Цель: создание условий для самовыражения и воплощения собственного замысла в творческой работе. Направление деятельности: практическое Форма организации:
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Педагогический проект «Игры со словом» направлен на подготовку детей обучению грамоте.
В проекте представлен материал из опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста для реализации задач таких образовательных областей как «Познание», «Коммуникация» через игры проводимые в группе в организованной образовательной деятельности.
Данный материал разработан и составлен педагогами школы раннего развития «АБВГДЕЙка». Проект доказывает возможность применения проектного метода и системного подхода в обучении грамоте и подготовке к обучению чтению с детьми дошкольного возраста.
Актуальность
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи.
В современной иерархии педагогических проблем выделяется проблема готовности ребенка к школе, и одна из них - речевая. Под речевой готовностью к школе понимается взаимосвязь множества компонентов, основными из которых являются звукопроизношение, фонематический слух, звуковой анализ, словарный запас, грамматический строй, связность речи.
Задача дошкольного учреждения - воспитать у детей качества речи, способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью в начальной школе.
Великий русский педагог К.Д.Ушинский называл грамматику «логикой языка». У ребенка на практике осваивающего грамматические законы родного языка, совершенствуется не только речь, но и логическое мышление.
Формирование у детей грамматики является необходимой базой для всего последующего образования. Но с каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются нарушения чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к низкому темпу чтения и снижению уровня понимания прочитанного. Несовершенство зрительного, пространственного и фонематического восприятия также затрудняет формирование навыков чтения и письма.
Цели и задачи проекта
Цель - формирование у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к занятиям по обучению грамоте, стимулирование творческого самовыражения ребенка.
Задачи:
Подготовка к обучению грамоте
- формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимания того, что такое «слово», «предложение», как они строятся, из каких частей состоят;
- формирование умения проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и трехсложные слова на слоги, составлять слова из слогов.
Воспитание звуковой культуры речи
- формирование и закрепление правильного произношение звуков родного языка и соотнесение их с буквенным изображением;
- выработка интонационной выразительности, дикции, силы голоса, темпа речи.
Формирование грамматического строя речи
- развитие умения образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными и ласкательными суффиксами, обучение правильному построению предложений;
- развитие процессов восприятия, мышления, речи- совершенствование работы слухового, зрительного и тактильного анализаторов, умения ориентироваться в пространстве.
Планируемые результаты
В ходе реализации проекта у детей сформируются первоначальные лингвистические представления, понимания того, что такое «слово», «предложение», как они строятся, из каких частей состоят. Научатся проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и трехсложные слова на слоги, составлять слова из слогов. Выработают правильную дикцию, силу голоса, темп речи. Научатся образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными и ласкательными суффиксами, обучение правильному построению предложений.
Работа с родителями
- Участие в совместных мероприятиях.
- Оформление выставки детских рисунков «Разноцветный алфавит».
- Посещение родителями занятий по обучению грамоте
- Проведение консультаций для родителей «Игры со звуками и буквами»
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ
Неделя/ занятие | Основные виды деятельности | Цель |
Первая неделя | ||
1-е занятие | Познавательная беседа с детьми «Зачем мне учиться» | Вызвать у детей интерес к обучению |
2-е занятие | Дидактическая игра «Закончи слово» «Угадай слово» | Развивать умение детей делить слова на слоги. Развивать умение детей делить слова на слоги. |
Вторая неделя | ||
3-е занятие | Дидактическая игра «Найди братца» «Красный - белый» «Звуковые матрешки» | Закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки. Продолжать учить детей интонационно выделять любой звук из слова и определять его место в слове. Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги. |
4-е занятие | Дидактическая игра «Сплетем венок из предложений» «Нужные знаки» | Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание. Развивать речевой аппарат детей, отрабатывать дикцию, закреплять способы обозначения предложений. |
Третья неделя | ||
5-е занятие | Дидактическая игра «Звуковые шапочки», «Веселый поезд», «Назови слова, в которых второй (третий) звук гласный (согласный)» | Закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении гласных и согласных звуков, активизировать словарь. Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове. Формировать навыки элементарного звукового анализа. |
6-е занятие | 1.Викторина «Игры со словом». 2. Выставка детских работ «Разноцветный алфавит» | 1.Закрепление звукобуквенного анализа. 2. Вызвать положительные эмоции от проделанной работы. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Педагогический проект «Игры со словом» позволяет педагогу разнообразить виды деятельности с учётом психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста, использовать занимательный материал, включать в образовательную деятельность игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного учебного задания на другое.
Выявлена динамика активности детей на занятиях.
Показание высоких результатов мониторинга по обучению грамоте свидетельствует о продуктивности проекта.
Работа по данному проекту это один из методов личностно-ориентированного обучения по обучению грамоте, который позволяет создать ситуацию успеха для каждого обучающегося и позволяет создать положительное отношение к обучению.
Важным показателем уровня развития речи ребенка старшего дошкольного возраста, является умение легко подбирать нужные слова, использовать устойчивые словосочетания, употреблять образные слова и выражения.
Дети вполне усвоили основные закономерности изменения слов, соединения их в предложении, употребляют все части речи. Значительно уменьшилось число употребления в речи неполных и простых предложений за счет распространенных, осложненных и сложных.
Проект «Игры со словом» рассчитан на короткий период, и , наверное, это единственный его минус. Обучение грамоте очень трудная задача и требует долгого периода занятий. Заниматься грамматикой следует непродолжительное время, т.к. материал этот сложен. Все дети разные: один может долго и с удовольствием заниматься, а другой, наоборот, не может находиться в покое ни минуты. А дошкольник запоминает лишь тогда, когда ему интересно.
Большим преимуществом проекта является то, что в игровой форме юные исследователи учились производить свои первые наблюдения за родным словом, у них развились чуткость и интерес к форме своей речи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Новиковская О.А. Логопедическая грамматика/ 2005г.
- Кислова Т.Р. «По дороге к азбуке»
- Синицына И.Ю. «Буду чисто говорить» 2008г.
- Герасимова А.С., Жукова О.С., Кузнецова В.Г.
- Логопедическая энциклопедия дошкольника 2004г.
- Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. – С.-Пт. – 2005.
- Журова Л.Е., Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. – М., 2001.
- Оморокова М.И., Рапопорт И.А., Постоловский И.З. Преодоление трудностей. – М.: Просвещение, 1990. – 128 с.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» г. Оренбурга
Автор: Загребельная Л.А.,
педагог дополнительного образования
Цель: сформировать положительное отношение к обучению, к занятиям по обучению грамоте.
Задачи:
- развитие осознанного отношения к учебе;
- воспитание уважения к себе, уверенности, что знания всегда пригодятся в жизни;
- способствовать развитию мышления и творческой активности учащихся.
Ход занятия:
- Здравствуйте, мои маленькие друзья! Сегодня мы с вами будем говорить об учебе. Ребята, как вы считаете, зачем надо учиться?
Ответы детей (что быть грамотным, мама заставляет, чтобы получить престижную профессию, чтобы радовать родителей и др.)
- А теперь я отвечу на вопрос: «Для чего человек учиться? » Послушайте меня внимательно. Известный писатель Жюль Верн в своей книге «Пятнадцатилетний капитан» написал: «Кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду знает, что хлеб добывают в поте лица… тот предназначен для больших дел, ибо в нужный день и час у него найдется воля и сила для совершения их». Ленивые люди всегда ищут и находят для себя оправдание. Часто они отговариваются тем, что у них не хватает времени. Но на его недостаточность жалуются те, кто впустую растрачивает время. А еще ленивые люди утверждают: «Не стоит заниматься работой, когда не расположен к ней». Те, кто прибегает к этому аргументу, ждут, когда к ним придет вдохновение. Глубокое заблуждение. Чтобы втянуться в работу, вначале приложить определенные волевые усилия, а потом придет и настроение. Но этих волевых усилий и боится малодушный ленивец. А ведь успех приходит лишь к трудолюбивым людям. Не зря в народе говорят: «Терпение и труд все перетрут».
- А какие пословицы об учении вы знаете?
•учение и труд живут рядом
•знания и мудрость украшают человека
•учение свет, не учение - тьма
•не стыдно не знать - стыдно не учиться
•ученье корень горек, да плод сладок
•учение лучше богатства
•рукой победишь одного, головой - тысячи
•повторение - мать учения
Задание: выберите одну из пословиц и раскройте смысл изречения.
А сейчас поиграем в игру: «Незаконченные предложения». Я буду зачитывать начало предложения, а вы как можно быстрее придумывайте к нему продолжение.
1. Я думаю, что хороший ученик – это тот, кто…
2. Я думаю, что плохой ученик – это тот, кто…
3. Больше всего мне школа нравится за то, что …
4. Я не люблю школу за то, что…
5. Мне радостно, когда в школе…
6. Если я не внимателен на уроке, я…
7. Когда я не понимаю что-нибудь на уроке, я…
8. Когда мне что-нибудь интересно на уроке, я…
9. Если нам не задают д/з, я…
10. Когда мне что-нибудь не понятно при выполнении д/з, я…
11. Мне всегда интересно на уроке, когда…
12. Я хотел бы, чтобы в школе всегда…
А теперь чтобы ответить на вопрос «Зачем я учусь? », давайте построим с вами (каждый для себя) лесенку. На листке записаны предложения, их надо расставить в виде лесенки. На самой верхней ступени будет стоять самое важное, для чего ты учишься. На ступеньке ниже – менее важное, на следующей ступени – еще менее важное и так пока не заполните все восемь ступень.
На листке записаны мотивы (познавательные и социальные)
1. Я учусь для того, чтобы все знать.
2. Я учусь, потому что мне нравится процесс учения.
3. Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки.
4. Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи.
5. Я учусь для того, чтобы быть полезным людям.
6. Я учусь для того, чтобы учитель был доволен моими успехами.
7. Я учусь для того, чтобы своими успехами радовать родителей.
8. Я учусь для того, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.
Результаты, свидетельствуют о соотношении социальных и познавательных мотивов учения школьника, которые определяются тому, какие мотивы занимают первые четыре места в иерархии. В случае если эти места занимают два социальных и два познавательных мотива, делается вывод об их гармоничном состоянии у школьника. Если эти места занимает три или четыре мотива одного типа, делают вывод о доминировании данного типа мотива учения (например, социального).
Заключение: Я желаю вам удачи, успехов в учебе, радости познания.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» г. Оренбурга
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Автор: Загребельная Л.А.,
педагог дополнительного образования
Родителям вполне под силу научить читать ребенка 6 лет, если они будут делать это правильно. Для начала нужно научить выделять звуки в слове, а потом – заменять звук буквой. Главное – делать это, играя.
Играть с ребенком можно везде: в транспорте, на автобусной остановке, в супермаркете, ожидая врача. Даже готовя ужин на кухне, можно поиграть со звуками.
Начинать лучше с тех, что легко тянутся: а, у, о, и, л, м, н, с, з, ш. Естественно , следует избегать звуков, которые ребенок не выговаривает. Чем больше членов семьи примут участие в игре, тем интереснее она будет.
Вот самые простые игры со звуками.
Ø Спросите у ребенка: «С какого звука начинается слово а-а-ист?» Слегка потяните первый звук. Дождавшись ответа, спросите: «Есть ли звук ав словах: «арбуз», «жук», «лук»? В каких словах есть звук «а»? Подбирайте слова вместе с ребенком. Чтобы сделать игру интереснее, установите порядок: за правильный ответ ребенок получает фант, за ошибку – отдает фант.
Ø Вот игра посложнее: вы называете слово, ребенок отвечает словом, начинающимся на тот же звук. Потом он называет слово, а вы, отвечая, ошибаетесь». Пусть он обнаружит ошибку, дайте ему за это фант.
Еще сложнее: вместе с ребенком составляйте цепочку из слов, начиная с последующего звука предыдущего слова. Например, «мяч» – «чемодан»-«нос»- «санки» - «игла» и т.д.
Дети очень любят играть в лото. Желательно, чтобы в игре принимали несколько человек. У ведущего – фишки, а у остальных – карты с картинками. Ведущий спрашивает: «У кого есть слово, начинающиеся на звук п ?» Руку поднимает те, у кого есть на карточках изображения предметов, названия которых начинаются с этого звука. Они получают фишки и закрывают ими изображение. Побеждает тот, кто первым закроет все картинки на карточке.
Ø А как любят играть дети со Звукоедиком!
Познакомьте малыша с ним. Скажите: «У звуков есть страшный враг – Звукоедик. Он питается звуками. Вот и у нас на кухне Звукоедик съел первые звуки в некоторых словах. Отгадай в каких: (к) ран, (ш)каф,(с)тул, и т.д. В следующий раз Звукоедик может съесть последний звук в словах: «сто(л)», «сто(л)», «тарелк(а)» и т.д. Каждый раз придумывайте новую историю. Звукоедик может попасть в огород, в магазин, на улицу, в цирк, на рыбалку.
Играйте со Звукоедиком до тех пор, пока ребенок не научится легко выделять первый и последний звуки в словах. И только после этого учите его слышать и находить звуки в середине слова, а также определять их последовательность в словах сначала из трех, а затем из четырех-пяти звуков.
Ø В этом вам поможет игра «Дом звуков».
Нарисуйте дом с тремя окошками. Скажите: «В этом доме живет слово «кот». У него три комнатки, в каждой по окошку. Все звуки слова «спят» отдельно. Давайте уложим спать слово «кот». Какой звук будет спать в первой спаленке?» Дайте ребенку синюю фишку (согласный звук): «Это первый звук. Позови его спать». Ребенок зовет: «К-к-к»,- и кладет фишку в первое окошко. Дайте красную фишку (гласный звук), пусть малыш зовет спать звук«о». Если он теряет его и второй звук т, удивитесь: «Разве здесь живет кт? Я думал, что здесь живет ко-о-от».
Усложняйте игру, предлагая слова из четырех и пяти звуков. Пусть ребенок «расселяет» в домики всех своих знакомых, животных, «кладет на хранение» продукты, одежду, мебель.
Все эти игры настольные. Если ваш ребенок предпочитает подвижные игры, с ним можно…
Ø …играть в «Эстафету звуков».
Расположите три игрушечные машины (вместо них можно взять картофелины, чашки или другие предметы)на небольшом расстоянии друг от друга и скажите, что в каждой машинке лежит звук, а все вместе они везут какое-то слово. Возьмите первую машинку и, медленно двигаясь по направлению к другой машине, произносите: «С-с-с». Доехав до второй машины, везите ее и тяните второй звук «ы-ы-ы». Третья машина рокочет по своему: «Р-р-р». Спросите: «Какое слово везут машины?»
Одновременно со звуками знакомьте детей с буквами. Показывая начертание буквы, произносите не её название, а тот звук, который она эта буква обозначает. И знакомьте детей только с печатными буквами. Для запоминания правильного начертания букв хорошо, если выбудете искать их в тексте, лепить из пластилина, рисовать на песке или снегу палочкой.
Чтобы ребенок легко узнавал в букве заместитель звука, включайте выученные буквы в звуковые игры. Например, играя в «Дом со звуков», предлагайте вписать в окошки буквы слова КОТ. Развозя в машинках слова (игра «Эстафета звуков»), он может грузить не невидимые звуки, а буквы разрезной азбуки или кубики с изображением букв.
Если ребенок знает буквы и умеет выделять в словах звуки, это не значит, что он может читать. Ему предстоит сделать еще одно открытие: научиться сливать согласный звук с гласным.
Ø Здесь может помочь игра «Дом букв». Сам дом можно вырезать из картона и вставить в его окна картонные полоски с буквами так, чтобы их можно было свободно двигать. В первом окне зафиксируйте любую согласную, а во втором окне протяните полоску с гласными. Помогайте читать слоги: ла, лу, ло, лы.
Итак, вы научили ребенка читать слоги – можно начинать читать односложные слова: «мак», «лак», «сын». После каждого прочитанного слова обязательно выясняйте, понимает ли ребенок его смысл. Предложите найти картинку с изображением этого предмета, составьте предложение с данным словом.
В заключение, скажем: учить детей, играя, нужно попросту, без затей, но весело, толково и интересно. В гости к ним могут приходить сказочные герои: добрый и заботливый Айболит, умный и находчивый Петрушка, Мурзилка, приносящий в своем портфеле занимательный материал, веселый Карандаш, умеющий рисовать волшебные картинки и схемы, которые оживут с помощью детей. У них всегда много припасено много историй, сказок про звуки. Вместе со Звукознайками пусть прилетают Звукарики, которые каждое занятие для детей превратят в сказку, откроют для них разнообразный мир слов, разовьют наблюдательность и помогут в познании окружающего мира.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества» г. Оренбурга
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ НА ЗАНЯТИЯХ
ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
Автор: Загребельная Л.А.,
педагог дополнительного образования
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЗВУКОВЫЕ ШАПОЧКИ»
Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги.
Ход: В игре принимают участие 2 ребенка. Они выбирают себе шапочки жука и гуся. На полу разложены вырезанные из цветной бумаги листочки и цветочки. На них написаны буквы, обозначающие гласные звуки. По инструкции педагога «Солнышко просыпается» дети двигаются по комнате, изображая жужжание жука и шипение гуся. По сигналу педагога дети останавливаются на листочках и цветочках, произнося по очереди слоги со своими звуками. Например: Жук остановился на цветке с буквой «А», ребенок произносит слог «Жа».
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЗАКОНЧИ СЛОВО»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за) .
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «УГАДАЙ СЛОВО»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«СПЛЕТЕМ ВЕНОК ИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ»
Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.
Ход: Педагог произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«НАЗОВИ СЛОВА, В КОТОРЫХ ВТОРОЙ ЗВУК ГЛАСНЫЙ (СОГЛАСНЫЙ)»
Цель: Закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении гласных и согласных звуков, активизировать словарь.
Ход: Педагог предлагает детям вспомнить слова, у которых второй звук гласный или согласный. Дети соревнуются по рядам. Выигрывает тот ряд, который больше придумал слов.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ВЕСЕЛЫЙ ПОЕЗД»
Цель: Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове.
Материал: У каждого ребенка в руках предметная картинка – билет.
Ход: Воспитатель каждому ребенку предлагает определить количество звуков в его слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове (сколько окошечек, столько звуков).
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «НУЖНЫЕ ЗНАКИ»
Цель: Развивать речевой аппарат детей, отрабатывать дикцию, закреплять способы обозначения предложений.
Ход: Воспитатель называет предложение. Дети определяют, с какой интонацией оно было произнесено, в соответствии с этим поднимают карточку с нужным знаком.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «НАЙДИ БРАТЦА»
Цель: Закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.
Материал: Предметные картинки
Ход: Воспитатель выставляет предметные картинки в один ряд. Дети должны разложить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда.
Например: Бабочка, первый звук [б]. Положу белку, первый звук в этом слове [б'], [б] и [б'] – братцы.
Дети по очереди подходят, называют предметы, первые звуки слов и если правильно подобрали пару, подставляют картинку под верхний ряд.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «КРАСНЫЙ – БЕЛЫЙ»
Цель: Продолжать учить детей интонационно выделять любой звук из слова и определять его место в слове.
Материал: У каждого ребенка красный и белый кружки.
Ход: Воспитатель называет слова, Если в слове дети услышали звук [с], то поднимают красный кружок, если заданного звука нет – белый. Звуки: [ф], [ш], [щ'].
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЗВУКОВЫЕ МАТРЁШКИ»
Цель: Формировать навыки элементарного звукового анализа.
Упражнять в различении твёрдых и мягких согласных.
Материал: Две матрёшки с прозрачными кармашками; два фартука - синий и зелёный; предметные картинки-мячики на закрепляемый звук; кружки синего и зелёного цвета.
Ход: Предлагаю дидактическую игру по обучению грамоте «Звуковые матрёшки». Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Применяется в образовательной области «Коммуникация». В ходе игры у детей формируются навыки элементарного звукового анализа. Дети учатся различать твёрдые и мягкие согласные, определять позицию звука в слове. А также идёт процесс автоматизации поставленных звуков.
Варианты игр: «В гостях у Лолы и Лили»
- Сегодня мы пойдем в гости к матрёшкам. Они живут очень дружно. Посмотрите на них, как они похожи!
- Ребята, а чем они отличаются? Отличаются цветом фартучков.
- И имена у них похожи. Одну зовут Лола, а другую Лиля.
- Посмотрите на них. Кто из них Лола? А кто Лиля
- Как вы догадались?
- Назовите первый звук в слове Лола? Звук [Л]
- Назовите первый звук в слове Лиля? Звук [Ль]
- Расскажите о звуках [Л], [Ль] (дети дают характеристику звуков). Звук [Л] – согласный, звонкий, твёрдый. Обозначаем синим цветом.
Звук [Ль] – согласный, звонкий, мягкий. Обозначаем зелёным цветом.
- Лола и Лиля очень любят играть мячиками. Лола играет мячами с картинками, в названиях которых есть твёрдый звук [Л], Лиля – в названиях которых есть мягкий звук [Ль].
Дети по очереди берут картинки-мячики, проговаривают слово, определяют звук и вставляют в кармашек Лоле или Лиле.
НАГЛЯДНО-ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ К
ИГРАМ И УПРАЖНЕНИЯМ
ФОТОАЛЬБОМ ПРОЕКТА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Многозначные слова. Обучающающая игра "Угадай слово"
Данный материал позволяет научить ребенка навыку обобщения предметов по названию и существенным признакам; учит «видеть» многозначное слово и понимать его значение; закрепляет навык ...
Дидактическая игра "Найди слово в слове"
В игре «Слово в слове» предлагается слово, которое содержит другое, более короткое слово. Ребята должны найти его, объяснить значение. Презентация сопровождается яркими картинками, иллюстрирующи...
Игровой сеанс с детьми старшего дошкольного возраста с участием родителей «Играем со словами» (игры со словами по подготовке к обучению грамоте и развитию речи)
Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, интересным, познавательным и развивающим. Поэтому, если вы хотите чему-то научить своего ребенка – играйте с ним, обучая при этом! Вашему вни...
Презентация -игра "Родственные слова к слову "ЛЕС"
Данную презентацию можно использовать как игру - минутку для обучения детей умению придумывать родственные слова к заданному слову....
Презентация-игра "Родственные слова к слову "ГРИБ"
Данную презентацию можно использовать как игру - минутку для обучения детей умению придумывать родственные слова к заданному слову....
Тема: «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги».
Формировать понимание слов-синонимов, антонимов, омонимов. Учить связывать существительные с соответствующими глаголами. Закреплять умение группировать предметы. Закреплять умение проводить звуковой а...
Занятие по грамоте "Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги"
Цель: Обучать пониманию слов-антонимов, синонимов, омонимов. Формировать умение связывать существительное с соответствующим глаголом.Задачи: Обучающая задача: Формировать понимание слов-синонимо...