Занятие по грамоте "Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: Обучать пониманию слов-антонимов, синонимов, омонимов. Формировать умение связывать существительное с соответствующим глаголом.
Задачи:
Обучающая задача: Формировать понимание слов-синонимов, антонимов, омонимов. Учить связывать существительные с соответствующими глаголами. Закреплять умение группировать предметы. Закреплять умение проводить звуковой анализ слов. Формирование умения делить слова на слоги, определять ударный слог.
Развивающая задача: Развивать связную речь (монологические и диалогические формы), закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы, развивать фонематический слух, обогащать словарь, развивать внимание, внимание, память, мышление.
Воспитательная задача: Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать у детей умения: работать в коллективе, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_gramote_vecher_igry_so_slovami.docx | 27.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по грамоте
Тема: «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги».
Цель: Обучать пониманию слов-антонимов, синонимов, омонимов. Формировать умение связывать существительное с соответствующим глаголом.
Задачи:
Обучающая задача: Формировать понимание слов-синонимов, антонимов, омонимов. Учить связывать существительные с соответствующими глаголами. Закреплять умение группировать предметы. Закреплять умение проводить звуковой анализ слов. Формирование умения делить слова на слоги, определять ударный слог.
Развивающая задача: Развивать связную речь (монологические и диалогические формы), закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы, развивать фонематический слух, обогащать словарь, развивать внимание, внимание, память, мышление.
Воспитательная задача: Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать у детей умения: работать в коллективе, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, мы отправимся в путешествие по стране «Пиши-Читай». Дорога нас привела на гору «Умников», на которой в красивом замке живет маленький народ Умники и Умницы во главе со своей королевой. Ее имя мы узнаем, если отгадаем кроссворд, который подготовили для нас жители замка.
к | а | р | а | н | д | а | ш | |||
р | е | з | и | н | к | а | ||||
б | у | к | в | ы | ||||||
г | л | о | б | у | с | |||||
к | н | и | г | а | ||||||
р | а | н | е | ц |
1.Если ты его отточишь,
Нарисуешь все,
Что хочешь!
Солнце, море,
Горы, пляж…
Что же это?.
2.Если ей работу дашь,
Зря трудился карандаш.
3.Черные, кривые, от рожденья все немые.
Станут в ряд - сейчас заговорят.
4.На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
5.Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
6.До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог,
Я б такой исполнил танец!..
Да нельзя, я - школьный …
Воспитатель: Молодцы, ребята! Как же зовут королеву народа Умники и Умницы? (АЗБУКА).
- Выполняется звуковой анализ слова Азбука
- Деление слова на слоги
- Выделение ударного слога
Разминка.
«Слушай внимательно»
Когда воспитатель скажет названия городских птиц (воробей, ворона, синица, голубь и т.д.), то дети должны махать руками, как птицы.
Если он произнесет названия животных наших лесов (лиса, медведь, волк, заяц), то детям нужно имитировать движения этих животных;
Если же педагог говорит названия насекомых (муха, стрекоза, жук, гусеница и т.д.) дети должны ползать по комнате.
Воспитатель: Жители замка приготовили для вас интересные задания и хотят поделиться интересными историями про «хитрые» слова. Хотите узнать про такие «хитрые слова»? (Да). Тогда слушайте.
Среди множества слов, которыми мы пользуемся в жизни, есть очень много «хитрых». Например, есть слова, противоположные по значению:
- большой — маленький,
- толстый — тонкий,
- веселый — грустный.
Воспитатель: Давайте попробуем поиграть с «хитрыми» словами.
Игра «Хитрые слова».
Я вам буду читать стихи, а вы, помня это правило, должны их закончить.
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь — … («низко»),
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь — … («близко»).
Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты — … («храбрец»).
Теперь «начало» я скажу,
Ну, отвечай — … («конец»).
Воспитатель: А есть еще одни «хитрые» слова, которые звучат по-разному, но обозначают одно и то же. Например, бегемот еще называется гиппопотамом, дворец называют замком, лошадь можно называть кобылой. (Попробуйте сами вспомнить и назвать.)
Самолет — аэроплан, аэробус.
Родник — ключ, источник
Камень — булыжник.
Гора — скала.
И т. д.
Воспитатель: Но и это еще не все «хитрые» слова. Есть слова, которые пишутся одинаково, но ударение падает на разные слоги и от этого меняется значение слова – зАмок - замОк, Атлас - атлАс. Есть еще один вид «хитрых» слов, которые звучат и пишутся одинаково, а обозначают разное. Например, «ключ». Это может быть ключ для открывания дверей, а может быть — родничок. Или слово «ручка», которое может обозначать и руку, и ручку, которая пишет или дверная ручка. Слово «завод». Это может быть здание, учреждение и завод часов. Слово «брак» - может означать плохо сделанное изделие и брак между мужчиной и женщиной.
А есть еще слово «норка». Какое значение этого слово представляете вы себе? (ответы детей). Вот послушайте стихотворение и попробуйте рассказать о чем в нем идет речь.
Норка вылезла из норки
И пошла к знакомой норке.
В норку норкину вошла,
Норку в норке не нашла.
Если норки нету в норке,
Может, норка возле норки?
Нет нигде, пропал и след.
Норка здесь, а норки нет.
Воспитатель: Вот, сколько, много в русском языке «хитрых» слов. Давайте еще раз вспомним группы таких слов:
- Слова, противоположные по значению;
- Слова, которые звучат по-разному, но обозначают одно и то же;
- Слова, которые звучат одинаково, а обозначают разное.
Физкультминутка
Игра «Что делает предмет?» (проводится на ковре)
Дети становятся полукругом вокруг взрослого. Воспитатель называет разные предметы и бросает мяч. Те, кто получит мяч, должны будут называть, что делает этот предмет.
Например:
нож, ножницы — режут;
карандаш, фломастер, ручка — рисуют;
мыло — мылит;
молоток — стучит.
топор – рубит
пила - пилит и т. д
Воспитатель: Ребята, мы с вами уже знаем, что если звуки подружились и буквы, которые обозначают эти звуки, встали рядом, то они образуют слог, а слоги сливаются в слова. Сейчас и мы с вами попробуем из слогов образовать слова.
Выложите у себя такие же слоги. (работа ведется по строчкам).
Давайте прочитаем их:
УК, ОМ, АМ,
СЫ, РЭ, ПИ
Молодцы, а теперь давайте из этих слогов попробуем образовать слова. А для этого нужно к ним подставить согласные буквы или в начале, или в конце. (дети, при помощи взрослого образовывают новые слова и читают, что получилось).
Варианты: ЖУК, БУК, ДОМ, СОМ, САМ, ДАМ, СЫР РЭП, ПИР и т.д.
Игра «Буква заблудилась»
Воспитатель еще раз напоминает детям про то, что слова складываются из букв. В словах буквы стоят, как и в алфавите, по определенному порядку. Но случается, что буква заблудится, и тогда меняется слово, например: дом — дым, стол — стул.
Затем читает детям стихотворение:
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась,
Забежала в чей-то дом
И хозяйничает в нем.
Воспитатель: Послушайте внимательно следующие стихи и скажите, какая буква заблудилась так, что изменила слово.
- Синеет море перед нами.
Летают майки над волнами.
- На виду у детворы
Крысу красят маляры.
- Сели в ложку и айда,
Плаваем туда-сюда
Воспитатель:
- С какими словами мы сегодня познакомились? (с «хитрыми» словами)
- Какие группы «хитрых» слов вы узнали? (слова, противоположные по
смыслу, слова, которые звучат по-разному, но обозначают одно и то же, слова, которые звучат одинаково, а обозначают разное).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Королева Азбука и ее жители Умники и Умницы очень вами довольны!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»
В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове....
Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»
Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги» ...
Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги».
Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги». ...
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»
Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове.Задачи:Обучающая задача: В игровой форме учить дет...
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги».
Цель: Обучать пониманию слов-антонимов, синонимов, омонимов. Формировать умение связывать существительное с соответствующим глаголом.Задачи: Обучающая задача: Формировать понимание слов-синонимо...
Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»
Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»...