Конспект занятия по развитию речи "В мире сказок А.С. Пушкина".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект занятия по развитию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_razvitiyu_rechi_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx | 21.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по развитию речи в подготовительной группе
«В мире сказок А. С. Пушкина»
Воспитатель: Иванова Татьяна Александровна
Цель:
• Расширять знания детей о творчестве А. С. Пушкина, его сказках;
• Показать детям красоту поэзии А. С. Пушкина и объяснить, почему Пушкина называют народным поэтом;
• Учить детей подбирать рифмы к словам;
• Формировать умение четко, ясно и последовательно отвечать на поставленные вопросы;
• Объяснить детям этимологию устаревших слов
Словарь:
Землянка - жилище, вырытое в земле, немного выступающее над поверхностью земли;
Ветхая – разрушающаяся или пришедшая в негодность от времени, употребления;
Невод – сеть для ловли рыбы;
Рать – войско, армия;
Гонец – тот, кто послан со срочным поручением, известием;
Темница – тюрьма;
Светлица – светлая парадная комната
Затейница - выдумщица
Материалы и оборудование: портрет А. С Пушкина, иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина разны художников, фонограмма отрывков из опер Н. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане…» («Полет шмеля» или «Океан – море синее».)
Предварительная работа: чтение сказок А. С. Пушкина, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов, домашнее чтение и разговоры с родителями о поэте.
Часть 1
Рассказ воспитателя о творчестве А. С. Пушкина
Воспитатель. Сегодня, ребята, мы с вами отправляемся в путешествие в чудесную страну сказок Александра Сергеевича Пушкина. Я расскажу вам сейчас, почему Пушкин так любил русские сказки и почему он хотел, чтобы его сказки были похожи на русские народные. Когда Пушкин был совсем маленьким и все знали его просто Сашей, у него была нянюшка – простая русская крестьянка, которую звали Арина Родионовна. Маленький Саша очень любил слушать сказки, которые рассказывала ему няня, и ему очень нравились напевные, выразительные, настоящие простые слова, которыми говорила его няня. В то время в дворянских семьях, какой и была семья Пушкина, считалось модным говорить по-французски, а не по-русски. Русский язык считался грубым, непоэтичным. Но, слушая сказки и песни своей няни, юный поэт понимал, что это не так, что нет на свете языка более поэтичного и красивого, чем русский язык.
Когда Пушкин стал взрослым, он старался показать всю красоту и выразительность русского языка и поэтому писал свои стихи простым языком, который был понятен всем русским людям, любящим свою Родину, - и бедным, и богатым, и маленьким, и взрослым. Поэтому Пушкина и называют народным поэтом.
А сказки доброй няни Арины Родионовны Пушкин любил слушать и тогда, когда стал взрослым. Послушайте слова из стихотворения «Зимний вечер»
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла
Сказки и песни старой нянюшки словно успокаивали и утешали поэта в его жизненных невзгодах. Они прошли рядом с ними всю его жизнь и оставили яркий след в его творчестве.
Часть 2
Отгадывание сказок А. С. Пушкина по отрывкам
Воспитатель. Сейчас, ребята, мы с вами отправляемся в чудесную страну сказок А. С. Пушкина. Я прочитаю вам отрывок, а вы определите, из какой сказки взяты эти строчки.
1. Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда.
Идет, сам не зная куда.
«Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?»
Поп ему в ответ:
«Нужен мне работник:
Повар, конюх, плотник.
А где найти мне такого
Служителя не очень дорогого?»
(«Сказка о попе и работнике его Балде».)
2. Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
«Я сегодня поймал, было, рыбку:
Золотую рыбку, не простую,
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценой откупалась,
Откупалась, чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп,
Так пустил с нее в синее море».
Старика старуха забранила:
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял с нее корыто.
Наше-то совсем раскололось».
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
3. Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним одним она шутила
И, красуясь, говорила:
«Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее…»
(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
4. Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком,
«Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир»
«Кабы я была царица,-
Говорит ее сестрица,-
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица,-
Третья молвила сестрица. -
Я б для батюшки царя
Родила богатыря».
(«Сказка о царе Салтане…»)
Воспитатель. Правильно, вы просто молодцы, вы хорошо знаете сказки Пушкина. А теперь в нашем путешествии по сказкам А. С. Пушкина музыкальная остановка. Я хочу чтобы вы послушали музыку, отрывок из оперы Николая Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане…».
Звучит фрагмент «Полет шмеля» или «Океан-море синее»
Воспитатель предлагает детям подвигаться под музыку, изображая летящего шмеля, который кружится над цветком, или море в разную погоду – грозное, штормовое или спокойное, ласковое.
Часть 3
Игра в рифмы
Воспитатель. Мы немного отдохнули, а теперь продолжим. Все сказки Пушкина написаны стихами. Сейчас я предлагаю вам подобрать рифмы к словам. Поиграем в рифмы.
Воспитатель называет слова, а дети предлагают свои варианты рифм к ним.
ЛОЖКА – кошка, плошка, мошка, картошка,
СОВЕТ – ответ, привет,
МАЙКА - гайка, зайка, зазнайка,
ПАЛКА - галка, скалка, скакалка,
КОТ – бегемот, кашалот,
КРУЖКА – подружка, клюшка,
КРЫЛЬЦО – кольцо,
БЕРЕЗЫ - розы, мимозы, занозы,
ОСИНА - кручина, перина, пучина,
ГРАД – виноград, шоколад, мармелад.
Часть 4
Значение устаревших слов
Воспитатель. Молодцы, я думаю, что если вы поупражняетесь в подборе рифм, то вскоре и сами сможете сочинять стихи.
Раздается стук в дверь, и группу входит мальчик в костюме петушка.
Петушок. Здравствуйте, ребята! Я узнал, что сегодня на занятии вы разговариваете о сказках Пушкина, и решил прийти к вам в гости. Кроме того, я принес вам письмо из другого детского сада, где дети просили ответить на несколько вопросов. Я не смог им помочь, может быть, вы сможете.
Воспитатель. (открывает и читает письмо). Да, действительно, дети из соседнего сада просят вас объяснить значение некоторых слов, которые встречаются в сказках Пушкина. Все вы, наверное, помните строки из «Сказки о рыбаке и рыбке».
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Ребята просят вас объяснить смысл слов «землянка», «ветхая», «невод».
Ответы детей.
Воспитатель. Ребята, вы все согласны? Может, кто-то считает по-другому?
Ответы детей.
Воспитатель. Молодцы! Мне очень нравится, как вы рассуждаете. Землянка – это жилище, вырытое в земле, немного выступающее над поверхностью земли.
Петушок. Ой, а я-то не знал, как объяснить это ребятам. Но теперь с вашей помощью я уже знаю, как им помочь. А вот что означает слова «рать», «гонец» из «Сказки о царе Салтане…»?
Ответы детей.
Петушок. Вот еще непонятное слово «затейница» - это о моей подруге белочке из «Сказки о царе Салтане…».
Ответы детей.
Воспитатель. Молоды! А вот еще два слова с противоположным значением «темница» и «светлица».
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, молодцы ребята! Вот и закончилось наше путешествие по сказкам Пушкина. Мы узнали много нового и интересного. И хотя наше занятие закончено, с героями сказок А. С. Пушкина вам предстоит встретиться еще не раз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятияпо развитию речи в первой младшей группе детского сада "Путешествие в страну сказок"
Это интересное занятие для детей первой младшей группы, которое я составила сама с применением програмного материала.Малыши очень любят сюрпризные моменты, на этом и строились все этапы занятия....
Конспект по развитию речи "Мир сказок".
В сказках происходят чудеса, волшебство. Сказки бывают народными. Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству. Сказки добрые. В каждой ска...
Конспект занятияпо развитию речи в старшей группе «Домашние животные»
Конспект занятия в старшей группе «Домашние животные»Задачи:Уточнять и расширять представления детей о домашних животных и их детенышах (внешний вид, пища; польза, приносимая людям); о том...
Конспект занятияпо развитию речи «Путешествие по страничкам произведений С. Я. Маршака».
Занятие проводила с детьми средней группы. Тема занятия «Путешествие по страничкам произведений С. Я. Маршака». Разрабатывая данный конспект занятия я прежде всего учитывала во...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по волшебному миру сказок А.С. Пушкина»
Цель: Углубить и расширить знания детей о творчестве А.С. Пушкина...
Конспект по развитию речи "Книга сказок"
Материал предназначен для воспитателей детских садов....
Конспект занятияпо развитию речи «Мои любимые игрушки»
Конспект занятияпо развитию речиво второй младшей группе«Мои любимые игрушки»[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"31533885","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...