Игра-викторина «Знатоки» по развитию речи с использованием технологии «ТРИЗ» в подготовительной группе
план-конспект занятия
Игра-викторина «Знатоки» по развитию речи с использованием технологии «ТРИЗ» в подготовительной группе
Задачи:
Обучающие:
- Активировать словарный запас прилагательных;
- Развивать звукопроизношение звука «ш» и фантазию;
- Обогащать словарь существительных; развивать воображение и движение;
- Превращение слов с суффиксами -ик, -ищ;
- Составить объяснение (цепочку–рассказ)
- Закрепить навык ориентировки в пространстве «справа–слева».
Развивающие:
- Развивать сообразительность, находчивость и память детей.
- Воспитывать умение слушать и слышать товарища, умение работать в команде сообща, вежливое отношение друг к другу.
Использованное оборудование и материалы: эмблемы для команд двух разных видов, сувениры победителям.
Ход мероприятия
Дети входят в зал, становятся вокруг воспитателя. Приветствуем наших гостей.
Воспитатель: Ребята, как называется наша с вами любимая игра? Знатоки.
Я приглашаю вас принять участие в игре-викторине «Знатоки». А кто это такие? Кого так называют? (ответы детей). Такими вы себя и должны сегодня проявить. Нам нужно разделиться на команды.
На ковре разложены эмблемы двух видов по количеству детей.
Под веселую музыку все двигаются произвольно. Когда музыка заканчивается, каждый поднимает эмблему ( тем самым дети произвольно делятся на две команды).
Воспитатель: Встаньте все ко мне лицом (чтобы дети стояли все в одном направлении).
- У кого изображена на эмблеме сова – встают справа. Ваша команда называется «Умники».
- У кого изображена на эмблеме шапка бакалавра (книги) – встают слева.
Ваша команда называется «Знайки».
Воспитатель: Если мы с вами выполним все задания, то узнаем, что же помогает нам стать умным. А теперь закройте глазки. И произнесите считалку Незнайки (переодеваюсь ) Я (Ольга Юрьевна Умнова) приглашаю вас в увлекательное путешествие в страну знаний. Какое у вас настроение? Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу хорошее настроение. (команды встали в круг)
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг
Крепче за руки возьмемся.
И друг другу улыбнемся.
И начнем с проговаривания чистоговорок (стоя в кругу)
- Ра-ра-ра- начинается... игра
- Лы-лы-лы-забиваем мы ...голы
- Жа-жа-жа- есть иголки у ...ежа
- Са-са-са-под кустом сидит ...лиса
- На-на-на -на дворе сейчас ...весна
- Ша-ша-ша-мама моет ...малыша
- Ар-ар-ар-кипит наш ...самовар
- Усь-усь-усь-на лугу пасется ...гусь
- Та-та-та- у нас в доме ....чистота.
Воспитатель: А теперь скороговорка для каждой команды. Для команды «Знайки» - Аштардарми (Аштардарми, пики-пики-дарми. У-у- ри-та-та, аш-тар-да), для команды «Умники» - (чики чики чики, соленые огурчики...)
Кто еще знает скороговорки ... (ответы детей)
Воспитатель: Не боитесь трудных заданий? (Ответы детей).
Правильно, ведь работая дружно в команде, надо проявить взаимовыручку и взаимопомощь, и тогда вы справитесь с любым заданием!
Каждой команде нужно выбрать капитана. Пообщайтесь и сообщите. (30 сек)
Воспитатель: Команды займите свои места за столом. Прежде чем сесть, прохлопайте свое имя по слогам.
Ведущий: вначале “Разминка”.
“Разминка”
- С какого дня начинается неделя?
- Какое слово короче “ручка” или “карандаш”?
- Какое животное тянет плуг, воз и сани?
- Воду можно разлить, а горох?
- Что за животное: дикое, четвероногое, травоядное, длинношее?
- У волчицы волчонок, у собаки ?
- Какой день недели наступает за средой?
- Как называется сок из сливы?
- Как называется варенье из вишни?
- Назовите имя злого, могущественного персонажа в русских сказках.
- Какие волшебные слова произносила девочка Женя, отрывая очередной листок?
- Маленькая девочка, живущая в цветке. Кто это?
- Как звали трех поросят?
- Почему сорока белобока не дала каши одному птенцов?
- Имя девушки, которую фея нарядила как принцессу и помогла попасть на бал?
- Вредная старуха с крысой?
- Как называется сумка школьника?
- Как называется занятие в школе?
- Без языка, без голоса, а все расскажет. Что это?
- Как называется маленькая модель нашей земли?
- Как называется профессия человека, который выдает книги для чтения?
- В детском саду занятие проводит воспитатель, а в школе урок проводит…?
А Ульяна и ... загадают вам свои загадки. По описанию иллюстрации нужно отгадать сказку. (загадки по иллюстрациям)
Воспитатель даёт команду гонг.
Первый раунд (подойдите в магазин)
1. Игра «Аукцион»
Цель: активировать словарный запас прилагательных.
Воспитатель: Первое задание - игра «Аукцион» требует от участников внимания и знание слов Я продаю – вы покупаете. Я продаю вещи и предметы не за деньги, а за ответы. Вы должны назвать свойства и качества того предмета, который я вам представлю.
Вам нужно описать предмет, его возможности и использование. Кто последним предложит способ применения предмета, тот его забирает. Говорит каждый участник команды по очереди. За выкрикивание и шум судьи снижают баллы.
Внесите «Черный ящик»! Звучит музыка.
Я продаю предметы. (например: мобильный телефон, шарф, цветная бумага, машина, ложка, ноутбук). А теперь достаньте свои ноутбуки и напишите сообщение кому вы хотите.
(открываем первую букву «К»)
Второй раунд
Звучит гонг
Воспитатель: Задание «Антилогическое лото» требует от участников чёткого произношения звука «ш», фантазии, умения придумывать небылицы.
Оборудование: подготовить две группы карточек. Названия картинок первой группы составляют тематические пары с названиями картинок второй группы.
Ход игры: Звучит музыка.
Воспитатель: Внесите конверты! Капитаны выбирают конверты и несут в команду.
Капитаны вскрывают конверт, достают картинки.
Внимание! Задание!
Вам нужно глядя на картинки придумать о них небылицу. Рассказ будет групповой. Один начинает, другой продолжает. Ответив на вопрос: Зачем один предмет нужен другому?
Дети между собой совещаются и придумывают ответ, например: зачем шарику шапка и т.д. Песочные часы показывает время и капитан выбирает участника, который будет отвечать. Дети придумывают множество самых неожиданных и забавных связок между парами картинок и на каждую интересную «изобретательскую идею» получают очко.
Ребята, перед вами следующее задание. Вам надо закончить предложение. Хорошо думаем и отвечаем.
(открываем вторую букву «Н»)
А сейчас музыкальная пауза, домашнее задание. Маргарита Лебедева (стих) по мнемотаблице. Дима Лопатин (сказка про скрипку)
Воспитатель: а теперь давайте немного поиграем. (сели на ковер) мне поможет Вика Самойлова.
2. Игра на внимание
Вышел с удочкой Сережа (и я тоже)
Стал удить на речке Вожже (и я тоже)
Он сидел и улыбался (и я тоже)
Лещ на удочку попался (и я тоже)
Теперь поиграем в интересную игру, которая называется «Мои друзья".
Воспитатель держит в руках воздушный шар и говорит:
- Я - воздушный шарик. Мои друзья – это те, кто умеет летать.
Дети называют объекты и изображают:
- самолёт, птица, ракета, парашют, шмель, облако
Дети садятся за стол.
Третий раунд
Звучит гонг.
3. Игра «Превращение слов с суффиксами -ик, -ищ слова зачитывают капитаны)
Воспитатель: задание. Участникам команд нужно превратить значение слова с помощью частички -ик и -ищ в большое или маленькое.
Слова для команды «Знайки»
- Дом (домик, домище)
- Забор (заборчик, заборище)
- Гвоздь (гвоздик, гвоздище)
- Глаз (глазик, глазище)
- Пакет ( пакетик, пакетище)
- Зуб (зубик, зубище)
Слова для команды «Умники»
- Мороз (морозик, морозище)
- Комар (комарик, комарище)
- Сапог (сапожок, сапожище)
- Сугроб ( сугробик, сугробище)
- Хвост (хвостик, хвостище)
- Человек (человечек, человечище)
Открываем букву «И».
Четвёртый раунд
Звучит гонг.
4. Игра «Полиномы фантазии»
Воспитатель: следующая игра называется «Полиномы фантазии» требует от участников знания, умения, фантазии придумывать и составлять слова из букв.
Ход игры: Звучит музыка.
Воспитатель: Внесите конверты! Капитаны выбирают конверты и несут в команду.
Капитаны выбирают конверты в которых помещены буквы.
Задание: Составить из букв как можно больше слов. Воспитатель ставит песочные часы. По окончании времени воспитатель подходит к каждой команде и проверяет ответы.
АОРН — рано, нора РАФШ — шарф, фарш
НКИО — кино, кони АИЛС — лиса, сила
ОКТ — кот, ток ОНС - нос, сон
Умницы! Как быстро справились с задание.
Открываем букву «Г»
Давайте, ребята, немножко отдохнем!
Солнце помогает весне, и мир снова расцветает яркими красками. Давайте поиграем и расскажем про солнышко.
5. Проводится игра “Сравни и назови”, бросая ребенку мяч, начинаю фразу, а ребенок должен его закончить.
- Солнце желтое, как ... (одуванчик, цыпленок, лимон)
- Солнце круглое, как ... (мячик, апельсин, колобок)
- Солнце ласковое, как ... (бабушка, мама, ветерок, теплое море)
- Солнце веселое, как ... (песенка, клоун)
- Солнце теплое, как ... (печка, рукавички, свитер)
- Солнце яркое, как ... (лампочка, фонарь, звезда
- Солнце жаркое, как ... (огонь, костер)
Молодцы! Обе команды ответили правильно.
Воспитатель: А сейчас пройдите за столы, нарисуйте и расскажите, что у вас получилось. (Рисунки в технике друдлы)
Ребята, для вас загадка:
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (книга)
Открываем букву «А»
Подведение итогов
Победила дружба! И всех участников команд мы вправе назвать Знатоками!
Вручение призов - книги В.Осеевой.
Выступление судей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Игра-викторина «Знатоки» по развитию речи с использованием технологии «ТРИЗ» в подготовительной группе
Задачи:
Обучающие:
- Активировать словарный запас прилагательных;
- Развивать звукопроизношение звука «ш» и фантазию;
- Обогащать словарь существительных; развивать воображение и движение;
- Превращение слов с суффиксами -ик, -ищ;
- Составить объяснение (цепочку–рассказ)
- Закрепить навык ориентировки в пространстве «справа–слева».
Развивающие:
- Развивать сообразительность, находчивость и память детей.
- Воспитывать умение слушать и слышать товарища, умение работать в команде сообща, вежливое отношение друг к другу.
Использованное оборудование и материалы: эмблемы для команд двух разных видов, сувениры победителям.
Ход мероприятия
Дети входят в зал, становятся вокруг воспитателя. Приветствуем наших гостей.
Воспитатель: Ребята, как называется наша с вами любимая игра? Знатоки.
Я приглашаю вас принять участие в игре-викторине «Знатоки». А кто это такие? Кого так называют? (ответы детей). Такими вы себя и должны сегодня проявить. Нам нужно разделиться на команды.
На ковре разложены эмблемы двух видов по количеству детей.
Под веселую музыку все двигаются произвольно. Когда музыка заканчивается, каждый поднимает эмблему ( тем самым дети произвольно делятся на две команды).
Воспитатель: Встаньте все ко мне лицом (чтобы дети стояли все в одном направлении).
- У кого изображена на эмблеме сова – встают справа. Ваша команда называется «Умники».
- У кого изображена на эмблеме шапка бакалавра (книги) – встают слева.
Ваша команда называется «Знайки».
Воспитатель: Если мы с вами выполним все задания, то узнаем, что же помогает нам стать умным. А теперь закройте глазки. И произнесите считалку Незнайки (переодеваюсь ) Я (Ольга Юрьевна Умнова) приглашаю вас в увлекательное путешествие в страну знаний. Какое у вас настроение? Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу хорошее настроение. (команды встали в круг)
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг
Крепче за руки возьмемся.
И друг другу улыбнемся.
И начнем с проговаривания чистоговорок (стоя в кругу)
- Ра-ра-ра- начинается... игра
- Лы-лы-лы-забиваем мы ...голы
- Жа-жа-жа- есть иголки у ...ежа
- Са-са-са-под кустом сидит ...лиса
- На-на-на -на дворе сейчас ...весна
- Ша-ша-ша-мама моет ...малыша
- Ар-ар-ар-кипит наш ...самовар
- Усь-усь-усь-на лугу пасется ...гусь
- Та-та-та- у нас в доме ....чистота.
Воспитатель: А теперь скороговорка для каждой команды. Для команды «Знайки» - Аштардарми (Аштардарми, пики-пики-дарми. У-у- ри-та-та, аш-тар-да), для команды «Умники» - (чики чики чики, соленые огурчики...)
Кто еще знает скороговорки ... (ответы детей)
Воспитатель: Не боитесь трудных заданий? (Ответы детей).
Правильно, ведь работая дружно в команде, надо проявить взаимовыручку и взаимопомощь, и тогда вы справитесь с любым заданием!
Каждой команде нужно выбрать капитана. Пообщайтесь и сообщите. (30 сек)
Воспитатель: Команды займите свои места за столом. Прежде чем сесть, прохлопайте свое имя по слогам.
Ведущий: вначале “Разминка”.
“Разминка”
- С какого дня начинается неделя?
- Какое слово короче “ручка” или “карандаш”?
- Какое животное тянет плуг, воз и сани?
- Воду можно разлить, а горох?
- Что за животное: дикое, четвероногое, травоядное, длинношее?
- У волчицы волчонок, у собаки ?
- Какой день недели наступает за средой?
- Как называется сок из сливы?
- Как называется варенье из вишни?
- Назовите имя злого, могущественного персонажа в русских сказках.
- Какие волшебные слова произносила девочка Женя, отрывая очередной листок?
- Маленькая девочка, живущая в цветке. Кто это?
- Как звали трех поросят?
- Почему сорока белобока не дала каши одному птенцов?
- Имя девушки, которую фея нарядила как принцессу и помогла попасть на бал?
- Вредная старуха с крысой?
- Как называется сумка школьника?
- Как называется занятие в школе?
- Без языка, без голоса, а все расскажет. Что это?
- Как называется маленькая модель нашей земли?
- Как называется профессия человека, который выдает книги для чтения?
- В детском саду занятие проводит воспитатель, а в школе урок проводит…?
А Ульяна и ... загадают вам свои загадки. По описанию иллюстрации нужно отгадать сказку. (загадки по иллюстрациям)
Воспитатель даёт команду гонг.
Первый раунд (подойдите в магазин)
1. Игра «Аукцион»
Цель: активировать словарный запас прилагательных.
Воспитатель: Первое задание - игра «Аукцион» требует от участников внимания и знание слов Я продаю – вы покупаете. Я продаю вещи и предметы не за деньги, а за ответы. Вы должны назвать свойства и качества того предмета, который я вам представлю.
Вам нужно описать предмет, его возможности и использование. Кто последним предложит способ применения предмета, тот его забирает. Говорит каждый участник команды по очереди. За выкрикивание и шум судьи снижают баллы.
Внесите «Черный ящик»! Звучит музыка.
Я продаю предметы. (например: мобильный телефон, шарф, цветная бумага, машина, ложка, ноутбук). А теперь достаньте свои ноутбуки и напишите сообщение кому вы хотите.
(открываем первую букву «К»)
Второй раунд
Звучит гонг
Воспитатель: Задание «Антилогическое лото» требует от участников чёткого произношения звука «ш», фантазии, умения придумывать небылицы.
Оборудование: подготовить две группы карточек. Названия картинок первой группы составляют тематические пары с названиями картинок второй группы.
Ход игры: Звучит музыка.
Воспитатель: Внесите конверты! Капитаны выбирают конверты и несут в команду.
Капитаны вскрывают конверт, достают картинки.
Внимание! Задание!
Вам нужно глядя на картинки придумать о них небылицу. Рассказ будет групповой. Один начинает, другой продолжает. Ответив на вопрос: Зачем один предмет нужен другому?
Дети между собой совещаются и придумывают ответ, например: зачем шарику шапка и т.д. Песочные часы показывает время и капитан выбирает участника, который будет отвечать. Дети придумывают множество самых неожиданных и забавных связок между парами картинок и на каждую интересную «изобретательскую идею» получают очко.
Ребята, перед вами следующее задание. Вам надо закончить предложение. Хорошо думаем и отвечаем.
(открываем вторую букву «Н»)
А сейчас музыкальная пауза, домашнее задание. Маргарита Лебедева (стих) по мнемотаблице. Дима Лопатин (сказка про скрипку)
Воспитатель: а теперь давайте немного поиграем. (сели на ковер) мне поможет Вика Самойлова.
2. Игра на внимание
Вышел с удочкой Сережа (и я тоже)
Стал удить на речке Вожже (и я тоже)
Он сидел и улыбался (и я тоже)
Лещ на удочку попался (и я тоже)
Теперь поиграем в интересную игру, которая называется «Мои друзья".
Воспитатель держит в руках воздушный шар и говорит:
- Я - воздушный шарик. Мои друзья – это те, кто умеет летать.
Дети называют объекты и изображают:
- самолёт, птица, ракета, парашют, шмель, облако
Дети садятся за стол.
Третий раунд
Звучит гонг.
3. Игра «Превращение слов с суффиксами -ик, -ищ слова зачитывают капитаны)
Воспитатель: задание. Участникам команд нужно превратить значение слова с помощью частички -ик и -ищ в большое или маленькое.
Слова для команды «Знайки»
- Дом (домик, домище)
- Забор (заборчик, заборище)
- Гвоздь (гвоздик, гвоздище)
- Глаз (глазик, глазище)
- Пакет ( пакетик, пакетище)
- Зуб (зубик, зубище)
Слова для команды «Умники»
- Мороз (морозик, морозище)
- Комар (комарик, комарище)
- Сапог (сапожок, сапожище)
- Сугроб ( сугробик, сугробище)
- Хвост (хвостик, хвостище)
- Человек (человечек, человечище)
Открываем букву «И».
Четвёртый раунд
Звучит гонг.
4. Игра «Полиномы фантазии»
Воспитатель: следующая игра называется «Полиномы фантазии» требует от участников знания, умения, фантазии придумывать и составлять слова из букв.
Ход игры: Звучит музыка.
Воспитатель: Внесите конверты! Капитаны выбирают конверты и несут в команду.
Капитаны выбирают конверты в которых помещены буквы.
Задание: Составить из букв как можно больше слов. Воспитатель ставит песочные часы. По окончании времени воспитатель подходит к каждой команде и проверяет ответы.
АОРН — рано, нора РАФШ — шарф, фарш
НКИО — кино, кони АИЛС — лиса, сила
ОКТ — кот, ток ОНС - нос, сон
Умницы! Как быстро справились с задание.
Открываем букву «Г»
Давайте, ребята, немножко отдохнем!
Солнце помогает весне, и мир снова расцветает яркими красками. Давайте поиграем и расскажем про солнышко.
5. Проводится игра “Сравни и назови”, бросая ребенку мяч, начинаю фразу, а ребенок должен его закончить.
- Солнце желтое, как ... (одуванчик, цыпленок, лимон)
- Солнце круглое, как ... (мячик, апельсин, колобок)
- Солнце ласковое, как ... (бабушка, мама, ветерок, теплое море)
- Солнце веселое, как ... (песенка, клоун)
- Солнце теплое, как ... (печка, рукавички, свитер)
- Солнце яркое, как ... (лампочка, фонарь, звезда
- Солнце жаркое, как ... (огонь, костер)
Молодцы! Обе команды ответили правильно.
Воспитатель: А сейчас пройдите за столы, нарисуйте и расскажите, что у вас получилось. (Рисунки в технике друдлы)
Ребята, для вас загадка:
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (книга)
Открываем букву «А»
Подведение итогов
Победила дружба! И всех участников команд мы вправе назвать Знатоками!
Вручение призов - книги В.Осеевой.
Выступление судей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной к школе группе.
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной к школе группе на тему: "Путешествие в страну сказок"...
План-конспект занятия по художественной литературе, ознакомлению с окружающим и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе по теме: «Спасти заколдованную принцессу»
Цель: Закрепить умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку, называть автора; активизировать словарный запас детей; развивать связную речь дошкольников; способствовать...
Конспект ООД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в страну Загадайку» Лексическая тема недели: «Безопасность»
Данная ООД может быть организована с детьми подготовительной группы. Используемые элементы технологии ТРИЗ и РТВ позволяют повысить интерес детей к заданиям, а значит и активность....
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие в страну сказок»
Развивает умение находить нестандартные подходы к решению задач;тренирует аналитическое мышление, ....
Открытое занятие по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе №5 «Солнышко»
Открытое занятие по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе №5 «Солнышко»...
Игра-викторина «Умники и умницы» по развитию речи с использованием технологии «ТРИЗ» в подготовительной группе
Сценарий игры- викторины предназначен для дошкольников подготовительных групп для активации словарного запаса прилагательных, развития фантазии, обогащения словаря существительных, р...