Занятие по обучению грамоте
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Костина Евгения Владимировна

Занятие обучения грамоте по  развитию речи организовано в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Данное занятие является первой в теме «Новая работа знакомых букв». Учащиеся знакомятся не с новыми буквами, а с новой функцией уже изученных букв. Дети на занятии открывают новые знания, определяя  количество звуков в названии букв р, л в начале слова и делать вывод о наличии двух звуков.

методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный, наглядный, практический;

        - формы: фронтальная; групповая (в парах); индивидуальная; коллективная.

        - приёмы:  наглядность, словесность.

Большое внимание уделяется эмоциональной стороне личности дошкольника, воспитанию коммуникативных качеств личности.

В конце  занятия  происходит рефлексия по самооценке полученных знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_puteshestvie_v_stranu_znaniy.docx20.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Детский сад № 7 города Кызыла Республики Тыва»

667005,Республика Тыва, город Кызыл, улица Ленина, дом 79, телефон 3-08-05

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе

«Путешествие в страну знаний»

Воспитатель: Костина Е.В.

КЫЗЫЛ-2020г.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе

«Путешествие в страну знаний»

Цель: способствовать формированию речевой грамотности детей с помощью игр развивающей направленности.

Задачи:

Образовательные: совершенствовать умения детей в звуковом анализе слова в дифференциации звуков «Р» и «Л» в словах, закрепить навыки чтение отдельных слов.

Развивающие: развивать мышление и речь детей.

Воспитательные: воспитывать умение слушать ответы товарищей, целеустремленность,  формировать навык самоконтроля и самооценки.

Предварительная работа: написание конспекта, подготовка атрибутов к занятию.

Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная,  художественно-эстетическая, познавательная, речевая.

Словарь: гласные, согласные звуки, звуковой анализ слова, позиция звука в слове, слоги.

Методические приемы: игровой, наглядный, словесный, практический.

Ход НОД

Организационный момент: приветствие.

Здравствуй солнце золотое!

Здравствуй небо голубое!

Здравствуй вольный ветерок!

Здравствуй милый мой дружок!

Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня к нам в группу пришла посылка и необычное письмо - звуковое. Давайте послушаем его.

Звучит запись «письма» от Королевы Знаний:

«Мои дорогие юные друзья! Я - Королева Знаний. Сегодня я хотела прийти к вам гости, чтобы узнать, чему же вы научились на занятиях. Но вредный Букваежка разрушил мост-знаний, через реку, который соединяет мою Страну Знаний и ваш детский сад!  Он не хочет, чтобы вы хорошо учились в школе, и говорит что все дети глупые, лентяи, и никто не сможет построить новый мост. Но вы ребята докажите, что это не так?  Для этого придется выполнить ряд интересных заданий, дорогу вам укажет моя волшебная посылка. Вы готовы? Желаю вам удачи!»

Воспитатель: Ну, что, ребята, поможем Королеве Знаний?

Дети: Да!

Воспитатель: Но прежде, чем мы отправимся в путешествие, посмотрим что в посылке.   Что это?

Дети: Это компас.

Воспитатель:  Но чтобы компас показал нам путь, нам надо произнести такие слова

 Компас, компас покружи, нам дорогу укажи.

1. Дидактическая игра «Что такое звук?»

Воспитатель: Куда мы попали?

Дети: В рощу.

Подходят к дереву на нем картинки. (Раздается пение птиц).

Воспитатель: Дети, вы узнали что звучит?

Дети: Это пение птиц.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, вы сейчас видите птиц?

Дети: Нет.

Воспитатель: Какую картинку мы уберем?

Дети: Глаза.

Воспитатель: А вы можете потрогать их руками?

Дети: Нет.

Воспитатель: А теперь какую картинку  уберем?

Дети: Руку.

Воспитатель: Для того чтобы понять, что это поет птица, нам нужно её понюхать?

Дети: Нет.

Воспитатель: Что уберем?

 Дети: Нос.

Воспитатель: Тогда как мы понимаем, что это поет птица?

Дети: Мы слышим.

Воспитатель: Правильно, поэтому на дереве осталось изображение уха.

 Итак, оказывается, для того, чтобы понять, кто или что производит какой - либо звук, нам не надо видеть этот предмет или явление, и сам звук мы не можем увидеть, потрогать, понюхать. Мы можем его только услышать. А что должен сделать человек, чтобы появился звук?

Дети: Его надо произнести.

Воспитатель: При помощи чего мы это делаем?

 Дети: При помощи рта.

Воспитатель: Значит, что такое звук?

Дети: Это то, что мы   услышим и произносим.

Воспитатель: А чем буква отличается от звука?

Дети: Букву мы видим и  пишем.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

 Посмотрим, куда нам нужно двигаться дальше.

Компас, компас покружи, нам дорогу укажи.

Компас нам указал идти по дорожке на которой есть следы, идем аккуратно, не толкаемся.

(приходим к дереву, под которым сидит лиса)

2 Звуковой анализ слова «Лиса».

Воспитатель: Посмотрите, под деревом сидит лиса и отчего-то она грустная. Давайте спросим у неё?

Показываю детям лису. Предлагаю детям разделить слово на слоги. Повторить первый слог и второй слог

- Скажите, ребята, сколько слогов в этом слове? (2). А сколько букв? (4). А что мы обозначаем синими, красными? (Звуки .Синяя карточка - твердый согласный звук, красная карточка - гласный звук).

- Как мы можем определить, гласный или согласный звук? (Гласные звуки можно пропеть, воздух свободно выходит изо рта, не встречает преграду, при произнесении согласного звука воздух встречает преграду из языка, зубов, губ).

3. «Раздели слова на слоги» (корзина с игрушками).

- Слова бывают короткими и длинными. На что мы делим слова? (на части, на слоги) Как мы измеряем слово? Подставляем ладонь под подбородок. Сколько раз открывался рот, столько и слогов.

- Поделим слова на слоги, используя игрушки. (5-6 игрушек)

- Как можно ещё определить, сколько слогов в слове? Продолжите за мной фразу. «Сколько в слове гласных… (столько и слогов)»

Сколько в слове «мяч» слогов (1), сколько гласных звуков? (тоже 1)

Сколько в слове «машина» слогов(3), сколько гласных звуков? (тоже 3)

Скажите ребята, а как назвать эти предметы одним словом? (игрушки)

Воспитатель: Правильно, игрушки. Молодцы, ребята! И с этим задание мы с вами справились!

Предлагаю, прежде чем отправиться дальше, немного размяться.

Физкультминутка «Как живешь?»

Как живешь? - Вот так.

Как плывешь? - Вот так.

Как бежишь? - Вот так.

Вдаль глядишь? - Вот так.

Ждешь обед? - Вот так.

Машешь вслед? - Вот так.

Утром спишь? - Вот так.

Как шалишь? - Вот так.

Дети отвечают на вопросы, выполняют движения согласно тексту.

Воспитатель: Размялись, набрались сил? Давайте посмотрим на компас, куда мы пойдем дальше.

«Компас, компас покружи, нам дорогу укажи.»

Воспитатель: Ребята, куда мы попали?

Дети: На поляну.

4. Дидактическая игра: «Необычные цветы».

Воспитатель: Посмотрите, а что случилось с цветами? Это наверное Букваежка их сорвал и разбросал  (задание выполняется на ковре).

 Видите буквы в серединках цветов, а лепестки от этих цветов разбросаны и перемешаны. Как вы думаете, как правильно собрать эти цветы?

- Лепестки, в названии которых есть звук Р, нужно выложить вокруг серединки буквы Р (эр).

- А лепестки, в названии которых есть звук Л, выложить вокруг серединки буквы Л (эл).

Дети выполняют задание.

Проверка правильного выполнения задания.

Задание у буквы Р.

- Найдите слова, где звук Р стоит в середине  слова (груша, грузовик, арбуз).

Задание у буквы Л.

- Найдите слова, где звук Л стоит в начале слова (лиса).  

Давайте отдохнем на этой полянке.

Дыхательная гимнастика: Наступила весна, скоро повсюду появятся красивые ярко-желтые цветы - одуванчики. А кто знает, почему они так называются? (ответы детей)

 Давайте представим одуванчик в руках, и попробуем сдуть с них пушинки, только сдувать нужно правильно, воздух вдыхаем через нос и выдыхаем через рот, щеки не надуваем (дети выполняют упражнение).

Воспитатель: Ой ребята, стрелка компаса подсказывает, что нужно идти дальше.

(говорим волшебные слова)

5. «Постройте мост»

Воспитатель:- Вот мы и пришли к реке, на которой Букваежка разрушил мост - знаний, через который, Королева Знаний хотела к нам прийти в гости.

Давайте мы его построим!

 Посмотрите, с чего мы его будем строить?

Дети: Нам нужны бревна.

Воспитатель: а вот на берегу кажется и лежит именно то, что нам нужно.

 Возьмите каждый по бревну, на них написаны слова. Вам нужно прочитать их и только тогда вы сможете помочь королеве преодолеть реку.

(На бревнах написаны следующие слова:  дружба, линейка,  книга, ручка, карандаш, альбом, азбука, тетрадь.  (Дети выкладывают из карточек-бревен мост).

Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим заданием мы с вами справились!

Звучит голос Королевы Знаний.

«Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданиями и за это я вас награжу. Теперь я могу приходить к вам в гости, и вас буду рада видеть  в стране Знаний. Надеюсь, что в школе вы будете учиться только на «4» и «5». С наилучшими пожеланиями. До скорой встречи, мои дорогие друзья!»

Итог занятия:

Воспитатель- Ребята, где мы были сегодня?

Что мы слышали?

Кому помогли в лесу?

Что делали на поляне?

Из чего построили мост?

Что было написано на бревнах?

 Наше путешествие закончилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие по обучению грамоте "Посылка от феи Грамоты"

Итоговое занятие в подготовительной группе по обучению грамоте...

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Фея Грамота и Звукомор».

-Развивать умение проводить звуковой анализ слов: различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; соотносить слово с заданной моделью;-закреплять представление о смыслоразличительной функции звук...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»

Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...

Занятие по обучению грамоте Тема: «Путешествие в королевство Грамоты»

Программное содержание:1. Познакомить детей со звуком  Д, буквой Д. Дать характеристику звуку – звонкий согласный.2. Учить находить и называть предметы на заданный звук Д.3. Повторение скороговор...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Посылка от Феи Грамоты"

Конспект открытого занятия по обучению грамоте, которое поможет охватить материал за весь год....

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социал...