Статья на тему: "Природа как средство развития словаря детей дошкольного возраста"
статья по развитию речи
В настоящее время распространение компьютеризации, телевидения и других технических средств, которые стали доступны детям дошкольного возраста как в семье, так и в деском саду, ограничивает непосредственное общение детей с другими говорящими, в результате чего обогащается их познавательная сфера и одновременно тормозится речевая. Как развивать словарь детей дошкольного возраста, какие методы и приемы использовать рассмотрим в данной статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 71 Центрального района Санкт-Петербурга
Статья на тему: Природа как средство развития словаря детей дошкольного возраста
Составила: воспитатель
Голушко Юлия Викторовна
Санкт-Петербург
2021
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет конечную цель речевого развития выпускника детского сада, как сформированность у него коммуникативной компетенции.
Речевое развитие ребенка является главным инструментом, с помощью которого он устанавливает контакт с окружающей средой и благодаря которому происходит социализация ребенка. В то же время, как показывает практика, распространение компьютеризации, телевидения и других технических средств, которые стали доступными и детям дошкольного возраста как в семье, так и в дошкольных учреждениях, ограничивает непосредственное общение детей с другими говорящими, в результате чего обогащается их познавательная сфера и одновременно тормозится речевая.
Развитие словаря дошкольников – актуальная проблема методики развития речи. Содержание словарной работы в дошкольном учреждении определяется программой развития и воспитания детей. Одним из путей ее решения нами представляется ознакомление с природой, формирование у детей эмоциональной отзывчивости и эстетического сознания.
Согласно программе, дошкольники усваивают природоведческий словарь: названия животных, растений, явлений неживой природы. Ребенок приобщается к природе очень рано. Он интересуется окружающим с ранних лет, по-своему хочет ощутить то, что видит, или просто хочет вступить в игру с той живой «игрушкой», которая ползает рядом, порхает поблизости, ласкается к нему [12].
Великий Ушинский утверждал, что «неоценимо значение родной природы как средства развития речи и воспитания любви к Родине». Он писал, что «природа – один из могущественных факторов (агентов) воспитания и развития человека. И самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью. Природа – это мир, который начинают познавать с детства. А для этого важно научить ребенка видеть, слышать, чувствовать и воспринимать, как прекрасно то, что связывается с понятием Родина» [11].
Накопление содержания детской речи в процессе ознакомления с окружающим миром, в том числе и с природой, осуществляется с помощьюразличных методов и средств. Важнейшим методом является наблюдение. Наблюдение широко используется на экскурсиях в природу, за каким-нибудь процессом (трудом взрослых, уходом за животными и т.п.).
В процессе наблюдений в природе у детей обогащается словарь, а также осуществляется эстетическое воспитание, которое способствует обогащению чувств и эмоциональной сферы личности. Большая роль при этом принадлежит взрослому. Прививая детям чувство прекрасного, педагог должен стремиться, прежде всего, сформировать у них свое эмоциональное, эстетическое отношение к окружающей природе, окружающему миру в целом, показать связь между объектами в различных обстоятельствах. Отношение ребенка ко всему живому во многом зависит от отношения самих взрослых к окружающей природе, будь то веточка растения, воробей, жук или щенок.
К приемам, открывающим богатые возможности для развития у детей мышления и речи, относятся и речевые логические задачи. Речевая логическая задача – это рассказ-загадка, в данном случае о природе, ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности природы. Давая детям речевую логическую задачу, воспитатель ставит их в ситуацию, когда они должны использовать разные приемы умственной деятельности (сравнение, рассмотрение явлений с разных сторон, поиск путей решения), это стимулирует развитие самостоятельности решения, гибкости ума. Словесное выражение связей и зависимостей предметов и явлений природы требует употребления различных лексико-грамматических категорий и синтаксических структур.
Поэтому речевые логические задачи имеют особое значение для развития речи, в частности монологической речи, тем самым совершенствуется умение рассказывать, четко и образно формулировать свои мысли. Решению речевых логических задач может быть посвящено специальное занятие или же они могут являться частью беседы, рассказывания по картине. Включение речевой логической задачи в беседу позволяет разнообразить и оживить ее, а кроме того обеспечивает активность детской мысли и речи. Так, вопросы «почему?», «зачем?», «когда?» требуют раскрытия связи, установления закономерности и, следовательно, использования сложноподчиненного предложения причины, цели. Решение речевых логических задач благотворно влияет на развитие у детей логического мышления, что находит отражение в совершенствовании их речи: она становится более последовательной, логичной, в определенной мере достоверной, доказательной. Действенными методами являются задания на все проявления отношения к природе: работа детей с иллюстративным материалом, решение проблемных ситуаций, постановка детей в ситуацию выбора отношения, беседы с ними по поводу совершенных поступков и т.п. Вместе с тем, к старшему дошкольному возрасту у детей формируется интерес к объектам природы, особенностям их жизни, поведения. Все названные приёмы способствуют более эффективному обогащению словаря, так как дети старшего дошкольного возраста обладают способностью эмоционально воспринимать природное окружение [8].
Воспитатель в ходе работы по обогащению и активизации словаря детей на основе ознакомления с природой должен обратить внимание на следующее:
- отбор необходимого словарного материала;
- правильность собственной речи;
- создание речевых ситуаций, побуждающих детей употреблять определенное слово или предложение.
Развитие словаря происходит на занятиях в детском саду, причем большой потенциал в развитии словарного запаса мы видим в занятиях по ознакомлению детей с природой – его представителями, процессами. Дети очень хорошо воспринимают природную среду и все, связанной с ней, с интересом знакомятся с новыми словами и понятиями. Следует отметить, что наглядность природы и ее изображений представляет собой хорошую основу для развития словарного запаса, формировании представлений о природе. Также, мы считаем необходимым в работе с природой привлекать логику, мышление для того, чтобы научить дошкольников размышлять и в процессе этого расширять свой запас, задавать много вопросов, интересоваться всем и всегда.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Алексеева М.М. Методика развития речи дошкольников/ М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2006.
- Алексеева М.М., Ушакова О.С. «Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях».– М, 2013
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М. Изд.центр «Академия», 2000. – 400 с.
- Бизикова О.А. Развитие монологической речи у дошкольников: Учебное пособие для студентов. – Нижневартовск, 2014.
- Бойкова С. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 2005.
- Бородич А.М. «Методика развития речи детей» Учеб. Пособие для студентов пед. инст. – М.: Просвещение, 2011.
- Виноградова Н.В. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой / Пособие для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 1978 – 103с.
- Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада». – М.: Просвещение, 2014.
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду// Программа и методические рекомендации для работы с детьми/ В.В. Гербова. – М., 2007.
- Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада / Под редакцией П.Г. Саморуковой. – 2-е изд., – М.: Просвещение, 1983. – 207с.
- Колунова Л.А. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников// Проблемы изучения речи дошкольников/ Л.А. Колунова. – М., 1994.
- Николаева, С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие /С.Н. Николаева. – М.: Педагогическое общество России, 2003.
- Поваляева М.А. Развитие речи детей при ознакомлении с природой. – Ростов-на-Дону. Феникс, 2008
- Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2001.
- Смольникова Н.Г. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста // Пед. образование в России. – 2011. – №12.
- Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников/ Н.А.Стародубова. – М., 2006.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2015.
- Тихонова Е.Б. Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста // Филол.образование в период детства. – 2013. – Т. 20
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры как средство развития словаря детей дошкольного возраста
laquo;Игра есть свободная деятельность дитяти…В ней формируются все стороны душичеловеческой, его ум, его сердце, его воля»...
статья «Экспериментирование и опыты как средство развития у детей дошкольного возраста интереса к исследовательской деятельности»
Мир вокруг нас разнообразен и удивителен. Когда рождается ребенок у него начинается самое увлекательное путешествие длинною в жизнь с удивительными и поучительными экспериментами....
Статья "Мелкая моторика рук как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Всем педагогам дошкольного образования известно, что мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются: внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигател...
Курсовая работа " Дидактическая игра как средство развития словаря детей дошкольного возраста"
Дидактическая игра рассматривается в дошкольной педагогике и психологии как одно из ведущих средств развития детей дошкольного возраста. ...
Дипломная работа по теме дидактические игры как средство развития словаря детей дошкольного возраста
ГЛАВА 2. Опытно – экспериментальная работа по развитию словаря детей дошкольного возраста через дидактическую игру 2.1 Исследования состояния практики и диагностика развития словаря детей дошкольно...
Дипломная работа по теме дидактические игры как средство развития словаря детей дошкольного возраста через использование дидактической
Исследование мы проводили в 3 этапа. 1 этап – подготовительный - выбор диагностики словаря детей дошкольного возраста; - составление анкеты для воспитателей; - разработка технологической карты...
Дидактическая игра как средство развития словаря детей дошкольного возраста
СодержаниеВведение1 Теоретические аспекты словарной работы с детьми дошкольного возраста1.1 Значение дидактических игр как средство развития словаря детей дошкольного возраста1.2 Характеристика дидакт...