Дидактическая игра как средство развития словаря детей дошкольного возраста
материал (старшая группа)

Адилова Дарья Николаевна

Содержание

Введение

1 Теоретические аспекты словарной работы с детьми дошкольного возраста

1.1 Значение дидактических игр как средство развития словаря детей дошкольного возраста

1.2 Характеристика дидактических  игр как средство формирования слов детей дошкольного возраста

2 Методические основы проведения дидактических игр с целью формирования словаря детей дошкольного возраста

2.1 Методика проведения дидактических игр с целью формирования словаря детей дошкольного возраста

2.2 Роль взрослых в организации и руководстве дидактических игр

Заключение

Список использованных источников

Приложение А Картотека дидактических игр для развития словаря детей дошкольного возраста

Приложение Б Консультация для родителей на тему: «Роль дидактических игр в развитии словаря детей дошкольного возраста»

Приложение В Технологическая карта дидактической игры «Наоборот»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

Введение

1 Теоретические аспекты словарной работы с детьми дошкольного возраста

1.1 Значение дидактических игр как средство развития словаря детей дошкольного возраста

1.2 Характеристика дидактических  игр как средство формирования слов детей дошкольного возраста

2 Методические основы проведения дидактических игр с целью формирования словаря детей дошкольного возраста

2.1 Методика проведения дидактических игр с целью формирования словаря детей дошкольного возраста

2.2 Роль взрослых в организации и руководстве дидактических игр

Заключение

Список использованных источников

Приложение А Картотека дидактических игр для развития словаря детей дошкольного возраста

Приложение Б Консультация для родителей на тему: «Роль дидактических игр в развитии словаря детей дошкольного возраста»

Приложение В Технологическая карта дидактической игры «Наоборот»


Введение

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Сухомлинский В. А.

Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей.

Проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в развитии речи, а вопрос о состоянии словаря и о методике его развития является одним из актуальных вопросов.

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка. Развитие словаря[1] влияет на всестороннее развитие ребенка. Эмоциональное развитие дошкольников, понимание ребенком эмоционального состояния других людей также зависят от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоциональных состояний и их внешнего выражения.

Словарь[2] - один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет дидактическая игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались многими исследователями. Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития[3]. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.

Дидактические игры - это игры обучающие, познавательные на расширение, углубление и систематизацию представлений детей об окружающем, на воспитание познавательных интересов и развитие познавательных способностей[4].

Дидактические игры - широко распространенный метод словарной работы[5]. В среднем дошкольном возрасте, с помощью дидактических игр продолжается обогащение, уточнение и активизация словаря. Большое внимание в игре следует уделять развитию умения детей обобщать, сравнивать, противопоставлять.

Актуальность и проблема определили тему дипломной работы: «Дидактические игры как средство развития словаря детей дошкольного возраста».

Исходя из актуальности данной проблемы, был определен методологический аппарат:

Объект: игровая деятельность дошкольников

Предмет: дидактическая игра как средство формирования словаря детей дошкольного возраста.

Цель исследования – определение, при каких условиях дидактическая игра явится эффективным средством формирования словаря детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

- изучить и проанализировать теоретическую литературу по проблеме формирование словаря у детей дошкольного возраста через дидактические игры;

- рассмотреть педагогические условия необходимые для формирования словаря детей дошкольного возраста с использованием дидактических игр;

- выявить уровни развития словаря у детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: дидактическая игра будет способствовать формированию словаря если:

- учитывать принцип систематичности и последовательности при проведении дидактических игр;

- определить перечень слов, подлежащих усвоению детьми;

- обеспечить взаимодействие воспитателя и родителей по вопросам формирования словаря у детей дошкольного возраста, если соблюдать условия организации дидактических игр.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Методы исследования:

- анализ теоретической и методической литературы;

- наблюдение.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Во введении сформулированы актуальность выбранной темы, объект, предмет исследования, определены цели, задачи, гипотеза  и методы исследования.

В первом разделе «Теоретические аспекты словарной работы с детьми дошкольного возраста» раскрыты основные понятия курсового исследования, изучено значение дидактических игр как средство развития словаря детей дошкольного возраста, рассмотрена характеристика дидактических  игр как средство формирования слов детей дошкольного возраста.

Во втором разделе «Методические основы проведения дидактических игр с целью формирования словаря детей дошкольного возраста» изучена методика проведения дидактических игр с целью формирования словаря детей дошкольного возраста, а также рассмотрена роль взрослых в организации и руководстве дидактических игр

В заключении представлены обоснованные выводы.

Список использованной литературы включает в себя 19 наименований, 7 интернет - источников

Приложение содержит картотеку дидактических игр для развития словаря детей дошкольного возраста, консультация для родителей на тему: «Роль дидактических игр в развитии словаря детей дошкольного возраста», технологическая карта дидактической игры «Наоборот.»


1 Теоретические аспекты словарной работы с детьми дошкольного возраста

1.1 Значение дидактических игр как средство развития словаря детей дошкольного возраста

В процессе формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста закладывается умение оперировать синтаксическими единицами, обеспечивается сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения и в процессе построение связного монологического высказывания. Дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала - в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих.

Дидактические игры в детском саду являются важным средством обучения, их содержание и характер определены программой детского сада для каждой возрастной группы[6].

В работе с дошкольниками воспитатель использует дидактическую игру на непосредственно-образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности[7]. Она уже не является основным средством обучения, но помогает обобщать знания, полученные детьми на образовательной деятельности и в повседневной жизни, учит применять их в новой обстановке, углубляет познавательные интересы. Вот почему дидактическая игра рассматривается как одно из средств закрепления, уточнения, расширения знаний дошкольников.

Дидактические игры - эффективный способ овладения детьми различных способов словообразования[8]. Так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей, они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами, картинками, так и без наглядного материала - в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих.

1.2 Характеристика дидактических  игр как средство формирования словаря детей дошкольного возраста

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, игровые правила.

Характерная особенность дидактической игры – связь учебных элементов с элементами игры. Учебное, дидактическое содержание уравновешивается другой стороной дидактических игр – деятельностью. Поэтому деятельность в большинстве дидактических игр организуется так, чтобы она как можно больше сосредотачивала внимание детей. В хорошо составленной дидактической игре дети не должны подозревать, что они чему-нибудь учатся. Здесь деятельность должна в большей или меньшей степени скрывать учебную, дидактическую цель игры. При проведении дидактической игры дети должны всегда чувствовать, что они играют, а не учатся.

В дошкольной педагогике и методике сложилось традиционное деление дидактических игр на игры с предметами, настольно – печатные, словесные[9].

Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы, объекты природы. Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции, совершенствовать речь, воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно – дидактические игры и игры – инсценировки. В сюжетно – дидактических играх дети выполняют определённые роли, например продавца или покупателя и т. д. Игры – инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, о литературных произведениях, о нормах поведения.

Другим видом дидактических игр являются настольно – печатные игры, которые разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. К данному виду относятся различные типы лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, складные кубики и т. п.

Дидактические игры, направленные на формирование словаря детей дошкольного возраста отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и преимущественно старшего дошкольного возраста. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создаётся эмоциональный настрой[10], совершенствуются мыслительные операции, вырабатываются быстрота реакции, умение понимать юмор.


2. Методические основы проведения дидактических игр с целью формирования словаря детей дошкольного возраста

2.1 Методика проведения дидактических игр с целью формирования словаря детей дошкольного возраста

Осуществляя словарную работу в дидактических играх, воспитатели придерживаются следующих принципов[11]:

1.работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности;

2.формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей;

3.все задачи словарной работы решаются в единстве и в определённой последовательности.

Дидактические игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе. Игровые действия в дидактических играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов. Новые слова не вводятся. Если воспитатель стремится сообщить новые слова, он неизбежно вторгается в игровое действие, отвлекая детей от игры пояснениями, показом, что ведёт к разрушению игры.

Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребёнок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретённые ранее знания и словарь в новых условиях.

Подбор материала для дидактических игр должен определяться задачами словарной работы. Для активизации бытового словаря подбирают игрушки или картинки, изображающие предметы быта. Для активизации природоведческого словаря подбирают природный материал. Одним из условий чёткого руководства играми является определение перечня слов, подлежащих усвоению.

Содержание и методика словарной работы, осуществляемая в форме дидактических игр, в разных возрастных группах имеет свои особенности.

В младших группах преобладают занятия с образными игрушками[12]. Наиболее типичны игры - занятия с куклой. Эти занятия ценны тем, что слово в них связывается с действием. Новое слово может повторяться несколько раз в разных сочетаниях, по-разному изменяясь. Занятия с куклой: встреча новой куклы, день рождения куклы, одевание куклы на прогулку, купание куклы, устройство комнаты для куклы, укладывание куклы спать помогают закрепить в речи детей название частей тела, предметов одежды, посуды, мебели, глаголы, обозначающие действия во время умывания, одевания, еды. При повторении занятий нужно учитывать имеющийся у детей опыт, продумывать какие новые слова будут введены. Например, на занятии «Купание куклы» закрепляются слова раздеть, снять, надеть, простынка, вводятся названия действий намылить, смыть, обтереть и др.

Игры - занятия проходят как разговор воспитателя с детьми, сопровождаемый игровыми действиями. Они обогащают самостоятельную деятельность малышей. Взаимосвязь словарной работы на занятиях с воздействием на речь детей в быту, игре создаёт условия для выработки у них многочисленных и разных по характеру ассоциативных связей на одно и то же слово.

Широко используются дидактические игры с игрушками: «Найди игрушку», «Угадай игрушку на ощупь», «Узнай, что изменилось» и др. Игры проводятся с разной целью. В зависимости от того, какие слова уточняются и закрепляются, воспитатель и подбирает игрушки. Обычно используют 2 - 3 игрушки, которые предварительно рассматриваются. В процессе рассматривания происходит уточнение словаря, а в процессе последующей игры - его активизация. В игре также сочетаются обучение и занимательность.

Дети этого возраста способны осваивать обобщение второй степени, поэтому целесообразно учить их группировке предметов. В основе объединения предметов лежит функциональный признак (для чего нужен предмет?). Обучение происходит также в игровой форме («Поможем мишке собрать посуду», «Кому что надо», «Магазин» и др.).

Интерес у детей вызывают дидактические игры - занятия типа «Приготовим салат», «Поучимся заваривать чай», на которых показываются реальные операции на реальных предметах.

Средний дошкольный возраст - это качественно новая ступень в развитии ребёнка. На этом этапе происходит дальнейшее обогащение словаря, развивается способность к обобщению. Это связанно с расширением жизненного опыта ребёнка и его круга общения с взрослыми и другими детьми[13].

В течение года словарь ребёнка пятого года жизни увеличивается примерно на 600 - 800 слов. Особенно заметно возрастает количество употребляемых существительных и глаголов. Происходит углубление понятий и связанное с ним усвоение значений слов. Происходит углубление понятий и связанное с ним усвоение значений слов. Появляются ярко выраженное критическое отношение к речи окружающих, а иногда и к собственной, попытки осмыслить значения слов. Между тремя и пятью годами наблюдается подъём интереса к слову, что проявляется в многочисленных вопросах.

Ребёнок рассматривает зелень, принесённую из магазина: «Это зелёный лук, это укроп, а это что?» Ему говорят: «Это петрушка». Он смеётся: «А где же длинный нос и колпачок?».

Дети начинают пользоваться более точными наименованиями предметов, более разнообразно определяют предмет за счёт уточнения его качеств (яблоко - сочное, вкусное, спелое, гладкое, круглое), дифференцируют понятия (хороший, умный, добрый, ласковый, красивый - раньше все эти качества они называли универсальным словом хороший), используют больше глаголов[14] для наименования однотипных действий (бежит, мчится, несётся).

Несмотря на увеличивающийся словарный запас, рост словаря отстаёт от роста представлений, появляется разрыв между пассивным и активным словарём. Отсюда обилие в речи детей указательных местоимений и наречий (тот, этот, туда, такой).

Задача воспитателя состоит в наполнении конкретным содержанием имеющихся у детей слов, уточнении их смысла, активизации в речи. Следует уделять внимание правильному пониманию слов, точному употреблению их по смыслу, расширению активного запаса слов; учить при сравнении предметов выделять и точно обозначать существенные признаки; активизировать слова, обозначающие качества и действия. Важно также обогащать речь детей прилагательными на основе расширения и углубления представлений (лиса - рыжая, хитрая, осторожная).

Детей учат использовать антонимы для обозначения величины, цвета (большой - маленький, длинный - короткий, светлый - тёмный), продолжают развивать понимание и навыки употребления слов, выражающих видовые и родовые понятия, формируют умение использовать обобщающие слова (овощи, посуда, мебель, игрушки, одежда).

В методике словарной работы[15] много общего с методикой для младших групп, но есть особенности в использовании различных средств развития словаря, появляются новые методические приёмы, которые основываются на возможности воспринимать речь без наглядного сопровождения, на опыте детей. Речевые рефлексы у детей этого возраста образуются быстро, но быстро угасают, отличаются неустойчивостью. Поэтому в средней группе необходимо повторение одних и тех же игр.

В средней группе проводят те же дидактические игры, но материал для них подбирают в соответствии с лексическим запасом детей. Увеличивается количество предметов (картинок) и их признаков, которые выделяются в игре. Игры «Угадай, что спрятали», «Посмотри и запомни», «Угадай, что прибавилось», «Чудесный мешочек», «Угадай, что изменилось» могут содержать разные дидактические задачи: закрепление наименований предметов и игрушек; описание их на основе зрительного восприятия и без опоры на наглядность; сравнение по цвету, размеру, форме, назначению; классификация; закрепление грамматических форм слова; употребление слов, обозначающих пространственные отношения.

В средней группе[16] водятся словесные дидактические игры «Узнай по описанию», «Где что растёт?», «Кто что делает».

Таким образом, усложнение словарной работы в средней группе связанно, в первую очередь, с расширением и углублением знаний об окружающем мире. В этой группе большое внимание уделяется обогащению словаря словами, которые придают речи ребёнка точность и выразительность, помогают выражать впечатления и переживания.

Постепенно педагог начинает предлагать задания на подбор эпитетов, антонимов, синонимических рядов без наглядного материала, в словесных играх «Какое что бывает», «Кто больше слов скажет про куклу, мяч», «Назови ласково», «Скажи по-другому», «Я начну, а ты продолжи», «Добавь слово». Важно, чтобы материалом для этих игр служили слова, относящиеся к разным частям речи, и главное - хорошо знакомые детям (целесообразно использовать и те слова, над которыми работали в младшей группе). В играх подобного рода развиваются внимание детей к слову, языковое чутье, умение выбирать подходящее по смыслу слово в определённом словосочетании, предложении.

Большое место в средней группе занимает работа над многозначными словами[17]. Для ознакомления детей с многозначными словами необходимо проводить специальные игры. В них многозначное слово становится семантическим ядром, вокруг которого располагаются другие слова тематически связанного ряда. Используют наглядность, а также драматизации и инсценировки. Словарные игры могут содержать задания на использование многозначных слов, синонимов, антонимов, словосочетаний в связных высказываниях о предметах и игрушках, картинках, а также в высказываниях на темы из личного опыта.

Старший дошкольный возраст[18]. Ребёнок старшего дошкольного возраста существенным образом отличается от ребёнка 4 - 5 лет. Самым главным является то, что развивается его личность в целом, растёт и развивается сознание. Ребёнок начинает мыслить на основе общих представлений, его внимание становится более целенаправленным, устойчивым. Расширяется круг интересов, совершенствуется деятельность. На этой основе происходит дальнейшее расширение и углубление круга представлений, и рост словаря. Дети 5 - 7 лет владеют бытовым словарём на уровне разговорного языка взрослых, употребляют слова не только с обобщающим, но и с отвлечённым значением -горе, радость, смелость. У них появляется большой интерес к слову, к его значению. Наблюдается и словотворчество - в тех случаях, когда в словаре ребёнка не находится нужного слова («самостреляльный» пистолет, «самогоночная» машина). Однако чаще в случаях затруднения ребёнок не называет предмет. К семи годам большинство слов в словаре ребёнка составляют имена существительные - около 42 % и глаголы - 43 %. Прилагательные и наречия соответственно занимают около 7 % и 6 %; служебные слова - около 2 %.

В старшей группе необходимо расширять запас слов за счёт:

1. названий предметов, качеств, действий;

2. активизации словаря;

3. употребления наиболее подходящих по смыслу слов при обозначении признаков и качеств предметов;

4. формирования умения подбирать слова с противоположным значением (сильный - слабый, быстрый - медленный, стоять - бежать),

5. формирования умения подбирать слова со сходным значением (весёлый - радостный, прыгать - скакать и др.);

6. использование слов, обозначающих материал (дерево, металл, стекло, пластмасса и др.);

7. осмысливания образных выражений в загадках, объяснения смысла поговорок.

В подготовительной к школе группе усиливается внимание к работе над смысловой стороной слова, к усвоению детьми выразительных средств языка. Особое внимание уделяется обогащению детской речи прилагательными и глаголами, выражающими качества и действия наблюдаемых объектов. Так, при рассматривании кролика не ограничиваются такими определениями шерсти, как белая и мягкая, а добиваются новых выразительных характеристик: тёплая, гладкая, пушистая, шелковистая. Употребляют глаголы: прыгает, скачет, присел, жуёт, принюхивается, хрустит (морковкой).

Проводится сравнение объекта, наблюдаемого в данный момент, с тем, который рассматривали раньше, даётся их описание. Одновременно с углублением знаний происходит освоение слов, более точно характеризующих разнообразные признаки предметов и действий. Если во второй младшей и средней группах, рассматривая картинку, дети обозначали глаголом бежит движения зайца, лошади, лисы, то теперь при рассматривании этих же картинок они употребляют такие слова: заяц - скачет, мчится, несётся; лошадь - бежит, скачет; лиса - крадётся, гонится.

Речь детей обогащается прилагательными, которые обозначают большее количество признаков с более тонким их различием (оттенки цвета, состояние предметов, различия в размере, форме и др.). Словарь вводятся также наречия, характеризующие качества действий: курица торопливо клюёт зёрна; облака плывут медленно; бодро звучит музыка. Усвоение наречий происходит легче, чем прилагательных, поскольку они, во-первых, не имеют лексической омонимии, а во-вторых, в словосочетаниях и предложениях примыкают к глаголам, в то время как прилагательные согласуются с именами существительными.

Для закрепления навыков точного и быстрого выбора слов рекомендуются игры, направленные на:

1) употребление детьми наименований предметов и их признаков.

2) классификацию предметов и их обобщение.

Особое внимание уделяется семантизации лексики[19]. Объяснение значений слов возможно не только при опоре на наглядность, но и через уже усвоенные слова. В практике нашли широкое применение следующие приёмы толкования значений слов:

а) объяснение значений слов путём показа картинки;

б) сопоставление слова с другими словами;

в) объяснение этимологии слова;

г) составление словосочетаний и предложений с объясняемым словом;

д) пояснение слова другим словом, близким по значению;

е) подбор к слову слова, противоположного по значению;

ж) объяснение значения слова через его определение;

з) сравнение слов по звучанию и значению, подбор рифмованных слов.

Большие возможности в старшей и подготовительной группах открываются для работы над синонимами. В этой работе целесообразно использовать следующие приёмы:

а) подбор синонимов к изолированному слову;

б) объяснение выбора слов в синонимическом ряду;

в) замена синонима в предложении, обсуждение вариантов значений;

г) составление предложений со словами синонимического ряда;

д) составление рассказа со словами синонимического ряда.

На этом возрастном этапе должна быть продолжена работа с многозначными словами. Здесь можно рекомендовать:

1) объяснение и сравнение значений многозначных слов в контексте: ушко ребёнка и ушко иголки;

2) подбор близких по смыслу слов к каждому значению многозначного слова;

3) подбор антонимов к каждому значению многозначного слова;

4) составление предложений с многозначными словами;

5) рисование на тему многозначного слова;

6) нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках и т. п.;

7) придумывание рассказов и сказок на тему многозначного слова.

Названные приёмы используются в играх типа «Кто больше придумает слов?», «Скажи наоборот», «Скажи по-другому», в играх в путаницу и небылицы и др.

2.2 Роль взрослых в организации и руководстве дидактических игр

Успешное руководство[20] дидактическими играми прежде всего предусматривает:

- отбор и продумывание их программного содержания,

- чёткое определение задач,

- определение места и роли в целостном воспитательном процессе,

- взаимодействие с другими играми и формами образовательной деятельности.

Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.

Маленькие дети в процессе игр с игрушками, предметами, материалами должны иметь возможность постучать, переставить, переложить их, разобрать на составляющие части (разборные игрушки),вновь составить и т.п.Но поскольку они могут многократно повторять одни и те же действия, воспитателю необходимо постепенно переводить игру детей на более высокую ступень. Например, дидактическая задача "научить детей различать кольца по величине" реализуется через игровое задание "Собери башенку правильно". Показ способа действий содержит в себе одновременно развитие игрового действия и новое игровое правило. Выбирая колечко за колечком и надевая на стержень, воспитатель даёт наглядный образец игрового действия. Он проводит рукой по надетым колечкам и обращает внимание детей на то, что башенка становится красивой, ровной, что она собрана правильно. Тем самым педагог наглядно показывает новое игровое действие - проверить правильность собирания башенки - предлагает детям самим это сделать.

У детей младшего возраста наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразнее объяснение правил объединять с показом игрового действия. Если в игре есть несколько правил, то не следует сообщать их сразу. Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей, учили бы детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводили к умению играть небольшими группами. В этом возрасте дидактические игры помогают детям лучше узнать окружающие предметы и возможные действия с ними, способствуют координации движений, развитию глазомера, овладению пространственными ориентировками.

С детьми этого возраста воспитателю целесообразно самому включаться в игру и вызывать у детей интерес к дидактическому материалу, учить играть с ним.

У детей среднего дошкольного возраста есть некоторый опыт совместных игр, но и здесь воспитатель принимает участие в дидактических играх. Воспитатель учит детей и играет с ними, стремится вовлечь в игру всех детей, постепенно подводит их к умению следить за действиями и словами товарищей. Правила игры объясняются до ее начала. Подбираются такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить бытовой словарь. Могут использоваться игры с куклой и комплектами всех предметов обихода. Широко используются музыкально-дидактические игры, вводятся словесные игры.

Дети старшего дошкольного возраста обладают значительным игровым опытом и достаточно развитым мышлением, поэтому они легко воспринимают чисто словесные объяснения игры. Лишь в отдельных случаях требуется наглядный показ. С детьми этого возраста проводятся игры со всей группой и с небольшими подгруппами. В процессе совместных игр у детей складываются коллективные взаимоотношения. Поэтому можно вводить в игру элементы соревнования.

В играх отражаются более сложные по своему содержанию жизненные явления (быт и труд людей, техника). Дети классифицируют предметы по материалу, назначению. Широко используются словесные игры, требующие большого умственного напряжения.

У детей проявляется произвольное внимание, самостоятельность в решении поставленной задачи, в выполнении правил. Руководство должно быть таким, чтобы игра способствовала умственному и нравственному воспитанию и в то же время оставалась игрой. Необходимо сохранить эмоциональное настроение детей, переживание радости от хода игры и удовлетворение от ее результатов. Воспитатель знакомит детей с игрой, вместе с ними участвует в игре, чтобы выяснить, насколько её правила усвоены детьми. Затем предлагает детям играть самостоятельно, при этом сначала следит за ходом игры, выступает в качестве арбитра в конфликтных ситуациях.

Заканчивая игру педагог должен вызвать у детей интерес к её продолжению, создать радостную перспективу. Обычно он говорит: "Новая игра будет ещё интереснее". Воспитатель разрабатывает варианты знакомых детям игр и создаёт новые- полезные и увлекательные.

Роль педагога в дидактической игре больше, чем в играх другого типа. Воспитатель обучает детей, как играть в конкретную игру, участвует в ней сам, ведет ее и старается максимально полно решить поставленные перед игрой дидактические задачи. Руководя играми, педагог может использовать различные средства воздействия на детей. Участвуя в игре, он незаметно направляет игру, поддерживает инициативу. В начале игры можно рассказом, загадкой, другим способом создать игровое настроение, увлечь детей. Не участвуя в игре, воспитатель может незаметно руководить игровым действием, поддерживать интерес к игре, контролировать выполнение правил и движение к игровой цели. Воспитатель задает темп игры, зависящий от уровня усвоения детьми игровых действий. В ходе игры возможны корректировка и развертывание ее сюжета на основе детской инициативы, вопросов и предложений. При этом важно удержаться во временных рамках игры.

В ходе анализа проведенной игры оценивается эффективность игры в целом, использованных в ней приемов и методов. Анализируются недостатки и ошибки, выявляются причины. Соотносится поставленная дидактическая задача и полученный результат.


Заключение

Таким образом, в современных дошкольных образовательных учреждениях педагоги активно используют различные виды дидактических игр для формирования словаря дошкольников. Следует только отметить, что игровой материал педагоги должны подбирать с учётом индивидуальных возрастных особенностей детей и задачами словарной работы. Успех игры во многом зависит от настроения воспитателя, от правильности выполнения игровых действий и главное от наличия яркого, красочного эстетически выразительного материала (предметы, иллюстрации, картинки). Наличие разнообразного, интересного, доступного материала имеет немаловажную роль. Процесс формирования словаря посредством дидактической игры станет эффективным, если воспитатели будут в этом заинтересованы.

Обогащение и активизацию словаря необходимо начинать с самого раннего возраста ребенка. А в дальнейшем нужно еще более усовершенствовать его и увеличивать. Только у ребенка обладающего богатым словарным запасом ребенка может сформироваться правильная грамотная речь.

Задача воспитателя максимально оптимизировать процесс развития речи и обогащения словаря. Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем, если пользоваться шаблонными приемами. Исходя из вышеперечисленного, можно заключить, что словарь ребенка является основой развития речи детей.

Анализ результатов исследования дидактической игры как средство развития словаря детей дошкольного возраста свидетельствует о том, что дидактическая игра благоприятно влияет на развитие речи ребенка.

Проведенная исследовательская работа позволила:

Реализовать цель: определить, при каких условиях дидактическая игра явится эффективным средством формирования словаря;

Решить задачи по данной исследовательской работе:

- изучила и проанализировала теоретическую литературу по проблеме формирование словаря у детей дошкольного возраста через дидактические игры;

- рассмотрела педагогические условия необходимые для формирования словаря детей дошкольного возраста с использованием дидактических игр;

- выявила уровни развития словаря у детей дошкольного возраста.

Подтвердить гипотезу: дидактическая игра будет способствовать формированию словаря если:

- учитывать принцип систематичности и последовательности при проведении дидактических игр;

- определить перечень слов, подлежащих усвоению детьми;

- обеспечить взаимодействие воспитателя и родителей по вопросам формирования словаря у детей дошкольного возраста, если соблюдать условия организации дидактических игр.

Практическая значимость работы: востребованность данной работы обусловлена, прежде всего, его социальной значимостью. Уровень словарного развития детей дошкольного возраста, в большинстве не соответствует возрастной норме.

Недостаточное развитие словаря может привести к появлению нарушения процесса общения, трудностям адаптации в детском коллективе, речевому негативизму, вторичной задержке познавательной деятельности, отрицательно влиять на усвоение чтения и письма.


Список использованных источников

1. Алексеева М.М. Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.: Академия. – 2014. - 448 с.

2. Антипова Ж. Что? Где? Когда?: О работе по формированию словарного запаса у детей [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2013. – 363с.

3. Выготский Л.С. Мышление и речь [Текст] / М.: Хранитель. 2014, – 672 с.

4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / М.: Просвещение. 2015, - 130 с.

5. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду [Текст] / М.: Просвещение. 2013, - 96 с.

6. Бородич А.М. Методика развития речи детей [Текст] / М.: Просвещение, 2014. - 225 с.

7. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика [Текст] / М.: Академия. 2016. – 416 с.

8. Козырева Л.М. Развитие речи: дети от рождения до 5 лет. Ярославль: Академия Холдинг [Текст] / 2015. – 160 с.

9. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду [Текст] / М.: Владос. 2014. – 188 с.

10. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] / М.: Просвещение. 2014. – 223 с.

11. Струнина Е.М. Развитие речи детей 4-5 лет. Методические рекомендации [Текст] / М.: Ментана-Граф. 2016. – 192 с.

21. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст] / М.: Просвещение. 2015. – 364 с.

12. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / М.: Просвещение. 2016 – 96 с.

13. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / М.: Владос. 2016. – 288 с.

14. Ушакова О.С., Струнина Е.М. и др. Придумай слово [Текст] / М.: Сфера. 2014. – 208 с.

15. Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх [Текст] / СПб.: Детство-пресс. 2015. – 128 с.

16. Чистякова И.А. 33 игры для развития глагольного словаря дошкольников [Текст] / СПб.: Каро. 2014. – 96 с.

17. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи [Текст] / М.: Просвещение. 2014. –164 с.

18. Речевое развитие детей 4-5 лет: метод. Пособие для воспитателей/Т.И. Гризик.- М.: Посвещение, 2015.-168 с.

19. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. Для воспитателей детского сада и родителей/Под ред. О.С. Ушаковой. 3-е изд., испр. -М.: ТЦ Сфера, 2016.-208 с.

Интернет – источники:

1.https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i pedagogika/library/2017/02/18/vkr-didakticheskaya-igra-kak-sredstvo;

2.https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-po-teme-didakticheskaja-igra-kak-sredstvo-razvitija-rechi-detei-doshkolnogo-vozrasta.html;

3.https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2019/05/07/konsultatsiya-dlya-roditeley-rol-i-znachenie;

4.https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/09/21/didakticheskaya-igra-v-pedagogicheskom-protsesse-detskogo-sada;

5.https://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskaja-igra-govori-naoborot.html;

6.https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2012/06/15/sushchnost-didakticheskikh-igr;

7.https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/09/05/kartoteka-didakticheskie-igry-vo-2-y-mladshey-gruppe.

Приложение А

Картотека дидактических игр для развития словаря детей дошкольного возраста[21] 

Дидактические игры, способствующие развитию активного словаря детей младшего дошкольного возраста.

«Чьи детки?»

Цель: Закрепить знания детей о домашних животных и их детенышах; воспитывать умение соотносить картинки по содержанию; развивать произвольное внимание, речь.

Словарь: корова, теленок, собака, щенок, кошка, котенок, коза, козленок.

Ход игры:

Ставить карточку с изображением детеныша на фланелеграф после того, как услышишь голос взрослого животного, а также после того как правильно назовешь животного и его детеныша.

«Высокие башни»

Цель: Тренируем память ребенка, активизация словаря.

Словарь: красный, зеленый, синий, желтый.

Ход игры:

Попеременно два ребенка выкладывают башню из кубиков, называя его цвет. Кто последний положил кубик, перед тем как башня разрушилась, тот и проиграл.

«На птичьем дворе»

Цель: Закрепить знания детей о том, как кричат домашние птицы, развивать правильное звукопроизношение.

Словарь: курица, гусь, утка, утенок, гусенок, цыпленок.

Ход игры:

Воспитатель показывает карточки с изображением домашних животных.

В: кто это?

Д: курица

В: Как она кричит?

Д: ко-ко-ко

«Петушок»

Цель: Развивать речевую активность детей; упражнять их в правильном звукопроизношении; закрепить знания о петушке.

Словарь: Золотой, масляна, шелкова, петушок.

Ход игры:

Выбрать петушка короткой считалкой, петушок кричит только после слов «детям спать не даешь».

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Максляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь?

Что ты громко поешь?

Детям спать не даешь?

Петушок: КУКАРЕКУ.

«Что за предмет?»

Цель: учить называть предмет и его описывать.

Словарная работа: Собака, кошка, хвост, уши, мяч, круглый, синий.

Ход игры:

Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.»

«Угадай игрушку»

Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.

Словарная работа: Мяч, круглый, кубик, квадратный.

Ход игры:

На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.

Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.

«Кто больше увидит и назовёт»

Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.

Словарная работа: Платье, синее, носочки, туфельки, красные, длинное.

Ход игры:

Воспитатель: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.

«Назови как можно больше предметов»

Цель: упражнять детей в чётком произношении слов.

Словарная работа: Круглое, квадратное, треугольное.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения)

Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д.

«Олины помощники»

Цель: образовывать форму мн. Числа глаголов.

Материал: кукла Оля.

Словарная работа: ходить, прыгать, брать, рисовать, кусать, жевать и т. д.

Ход игры:

- К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.

Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.

- Что это? (Это ноги)

- Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.)

Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают…)

«Садовник и цветы»

Цель: закрепить знания детей о цветах (лесных ягодах, фруктах и т.д.)

Словарная работа: земляника, черника, малина, смородина, клубника, лимон, яблоко, груша, банан, апельсин.

Ход игры:

Пять, шесть играющих сидят на стульях, расставленных по кругу. Это цветы. У них всех есть название (можно, чтобы играющие выбрали картинку-цветок; ведущему показывать нельзя). Ведущий-садовник говорит: «я так давно не видел чудесный белый цветок с жёлтым глазком, похожим на маленькое солнышко, не видел ромашку». Ромашка встаёт и делает шаг вперёд. Ромашка, поклонившись садовнику, говорит: «Благодарю Вас, дорогой садовник. Я счастлива, что вы захотели взглянуть именно на меня». Ромашка садится на другой стул. Игра продолжается до тех пор, пока садовник не перечислит все цветы.

Содержание этой игры можно легко изменить: «Садовник и фруктовые деревья», «Лесовик и лесные ягоды», «Дрессировщик и его звери» и т.д.

Дидактические игры, способствующие развитию активного словаря детей средней группы

«Чего не стало?»

Цель: расширение объема словаря, развитие зрительной памяти.
Оборудование: набор предметных картинок по теме.

Ход игры:

Низкий уровень сложности - взрослый выкладывает на наборном полотне 3—4 картинки, называя изображенные на них предметы (например: автобус, троллейбус, корабль, самолет). Затем просит детей назвать первую (вторую, последнюю) картинку. Командует: «Раз, два, три, не смотри» и переворачивает одну из них: «Раз, два, три, смотри». Дети называют, какой картинки не стало.

Средний уровень сложности - взрослый демонстрирует и называет 5—6 картинок. После исчезновения картинки дети вспоминают предмет и слово, которым он был назван.

Высокий уровень сложности - количество картинок увеличивается до 7—8. В задании используются наряду с распространенными словами по теме менее употребляемые слова. Дети сами называют картинки, предъявляемые взрослым. После исчезновения одного изображения вспоминают предмет и слово, которым он был назван.

«Назови сок, варенье»

Цель: научить образовывать относительные прилагательные.

Ход игры: Взрослый объясняет, что  если из яблока сделать сок, то это будет яблочный сок; а если сделать варенье из яблок – то оно будет яблочное; потом каждый из детей по очереди образовывает относительные прилагательные: сок из груши - ...; варенье из груши - ...; сок из апельсина - апельсиновый, варенье из апельсина - .... и т.д.

«Кто больше действий назовёт»

Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.

Оборудование: картинки: предметы одежды, самолёт, ручка, солнце, собака, пчела, снежинка.

Ход игры: Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках. Например, что можно сказать о самолёте? (он летит, гудит, поднимается); что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать); что можно сказать о солнце? (греет, светит, восходит); что можно делать с куклой? (играть, одевать, обувать) и т.д.

«Чего не хватает?»

Цель: расширение объема словаря наименованиями деталей предметов, частей тела животных; формирование представлений о предметах, о животных.

Оборудование: изображения предметов (животных) с недостающей деталью (частью тела) по изучаемой лексической теме, цветные карандаши.

Ход игры: Взрослый предъявляет детям картинки и задает вопрос об отсутствующей детали предмета, просит дорисовать ее: «Чего не хватает? Дорисуй». Ребенку необходимо правильно назвать недостающую часть, воспроизвести ее в рисунке.

Предлагаемые изображения: кастрюля без дна; грузовик без кабины; яхта без парусов; пиджак без рукава; корова без рогов; рыба без плавников; чашка без стенки; мотоцикл без фар; лодка без весла; платье без воротника; лошадь без копыт; цапля без клюва; чайник без крышки; автомобиль без дверцы; корабль без штурвала; рубашка без манжеты; слон без хобота; петух без крыла.

«Качества предметов»

Цель: расширение объема словаря прилагательных, формирование представлений о предмете.

Оборудование: предметы по лексической теме «Фрукты» (если нет предметов, то можно заменить их картинками).

Ход игры: Взрослый рассматривает предмет и указывает детям на его признаки. Например, взрослый обследует яблоко, называя его основные признаки: «Это яблоко. По цвету оно красное с жёлтым. По форме напоминает шар (обхватывает яблоко кистями рук), яблоко круглое. По размеру оно большое, крупное. Если погладить яблоко, чувствуешь, что оно гладкое. Я надавливаю на яблоко, с ним ничего не происходит. Яблоко твердое. Понюхаю яблоко: ах, какое оно ароматное, душистое. Подержу на руке, взвешу: яблоко тяжелое. Отрежу кусочек и попробую на вкус: яблоко сладкое (кислое, кисло-сладкое)».

«Кто чем занимается?»

Цель: расширение словаря названиями профессий.

Оборудование: картинки, на которых изображены люди разных профессий.

Ход игры:

Взрослый читает стихотворение:

Никогда мы не забудем,

Что умеют делать люди.

Строитель – строит;

а далее взрослый называет профессию, а ребёнок с опорой на картинку должен назвать, что делает человек определённой профессии:  повар – варит; повар – варит (готовит), учитель - учит …

«В зоопарке»

Цели: совершенствовать умение согласовывать в числе глагол с существительным. Активизировать глагольный словарь. Закреплять навык составления простого нераспространенного предложения без опоры на схему. Развивать зрительное и слуховое внимание.

Оборудование: игровое поле (фланелеграф, магнитная доска). Картина «Зоопарк», составленная из отдельных, вырезанных по контуру предметных картинок (зебра, обезьяна, лисица, заяц, тигр, лама).

Ход игры: Логопед предлагает детям отправиться в “зоопарк” и понаблюдать за тем, что делают животные. Дошкольники рассматривают картину, называют животных, а логопед определяет действия животных: Зебра брыкается. Обезьяна кривляется. Заяц пугается. Тигр отдыхает и т. д. Сначала педагог выясняет, названия каких действий запомнили малыши. Уточняется значение глаголов брыкается, кривляется, лягается. Затем детям предлагается самостоятельно определить, что делает каждое животное. Логопед помогает детям, указывая на нужную картинку. Далее педагог предлагает дошкольникам представить, что животных стало много, и просит назвать их действия еще раз, употребив глаголы во множественном числе.

Дидактические игры, способствующие развитию активного словаря детей старшего дошкольного возраста.

«Кто как голос подаёт»

Цель: расширение глагольного словаря по данной теме.

Ход игры. Ведущий читает детям стихотворение Г Сапгира.

Ветер весеннюю песню донёс

Песню пролаял охотничий пёс,

Волк эту песню провыл на опушке,

Дружно проквакали песню лягушки.

Бык эту песню, как мог, промычал.

Рысь промурлыкала,

Сом промычал.

Филин прогукал,

Уж прошипел,

А соловей эту песню пропел.

Ведущий спрашивает, кто как голос подавал, одновременно показывая предметные картинки с изображениями животных. За каждый правильный ответ дают картинку, выигрывает тот, кто соберёт больше картинок.

«Эстафета»

Цель: активизация глагольного словаря.

Ход игры. Дети стоят в кругу. У ведущего палочка-эстафета. Он произносит какое-нибудь слово и передаёт эстафету рядом стоящему ребёнку. Тот должен подобрать подходящее слово- действие и быстро передать палочку дальше. Когда эстафета вернётся к ведущему, он задаёт новое слово, но палочку передаёт в другом направлении. Если кто-то затрудняется назвать слово или подбирает неподходящее слово, ему дают штрафное очко. После того как игрок набрал три штрафных очка, он выходит из игры. Выигрывает тот, у кого в конце игры будет меньше штрафных очков.

Ход игры: собака – лает, кусает, бежит, сторожит, скулит, воет; кошка – мурлыкает, охотится, играет, дремлет, мяукает, царапается.

«Наоборот»

Дидактическая задача: Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Игровое правило. Называть слова только противоположные по смыслу.

Игровые действия. Бросание и ловля мяча.

Ход игры. Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Воспитатель произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч, ребенок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч Воспитателю. Воспитатель говорит: «Вперёд». Ребенок отвечает «Назад», (направо - налево, вверх-вниз, под - над, далеко - близко, высоко - низко, внутри - снаружи, дальше - ближе). Можно произносить не только наречия, но и прилагательные, глаголы: далекий - близкий, верхний - нижний, правый - левый, завязать - развязать, намочить - высушить и др. Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя хором произносят нужное слово.

«Кто больше знает»

Дидактическая задача: Развивать память детей; обогащать их знания о предметах, воспитывать такие качества личности, как находчивость, сообразительность.

Игровое правило. Вспомнить и назвать, как один и тот же предмет может быть использован.

Игровое действие. Соревнование – кто больше назовёт, как можно использовать предмет.

Ход игры. Дети вместе с воспитателем садятся на стулья (на ковёр) в кружок. Воспитатель говорит:

- У меня в руках стакан. Кто скажет, как и для чего его можно использовать?

Дети отвечают:

- Пить чай, поливать цветы, измерять крупу, накрывать рассаду, ставить карандаши.

- Правильно, - подтверждает воспитатель и если нужно, дополняет ответы ребят. Теперь давайте поиграем. Я буду называть различные предметы, а вы вспомните и назовите, что с ними можно делать. Постарайтесь сказать, как можно больше. Воспитатель заранее подбирает слова, которые он предложит детям во время игры.

«Скажи по- другому»

Цель: Тренировать в употреблении в речи синонимов

Вкусный … аппетитный, лакомый

Пища … кушанье, снедь, еда, яства

Гостеприимный … радушный, хлебосольный

«Объясни значение»

Цель: Тренировать в разъяснении фразеологизмов

Не в своей тарелке – в плохом настроении, плохо себя чувствует.

Съесть пуд соли – хорошо узнать друг друга.

Скатертью дорога – уходи, без тебя обойдёмся.

Мутить воду – сбивать с толку, вводить в заблуждение.

«Мои действия»

Цель: Упражнять в названии действия предмета.

Я могу (что делать?): обувать, обуваться, разуваться, носить, ремонтировать, промокать, покупать, продавать;

Завязывать, развязывать (шнурки, застёгивать, расстёгивать (молнию, чистить.

«Я один»

Цель: Упражнять в названии имён существительных в единственном числе.

Один – ботинок, туфель, сапог, галош, валенок, шлёпанец, чешек…

«Многозначные слова»

Цель: Познакомить со словами, объяснить значение слов, составить с ними предложения.

Иголки бывают разные: швейная иголка, машинная иголка, вязальная иголка, у шприца, у ёлки, у сосны, иголки у ежа, иголки у кактуса.

Какие щётки вы знаете? Назовите их.

Этой щёткой чищу зубы. Этой щёткой – башмаки, этой щёткой – чищу брюки, все три щетки мне нужны.

 


Приложение Б

Консультация для родителей на тему: «Роль дидактических игр в развитии словаря детей дошкольного возраста»[22].

«Без игры нет и не, может быть полноценного умственного     развития.

 Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир

ребёнка вливается жизненный поток представлений, понятий.

 Игра-это искра, зажигающая пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский.

Неоценима роль и значение дидактических игр для развития речи детей дошкольного возраста. Игра представляет собой важнейший вид деятельности, в процессе которого наиболее эффективно осуществляется физическое, умственное, речевое и нравственное развитие дошкольников.

Дидактическая игра создает благоприятные условия для активизации речевой и познавательной деятельности. Познавательная деятельность проходит в игровом контакте, и является своеобразным катализатором многих психических процессов, связанных с познанием различных предметов в дошкольном возрасте.

Игра помогает решать многие психологические проблемы, возникающие между детьми и родителями. Она снимает напряжение, тревогу, страх перед окружающими, закомплексованность, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях.

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решение, преодолевая при этом определенные трудности.

Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове.

Если игры, которые используются для закрепления и дифференциации поставленных и автоматизированных звуков. Многократное повторение звуков в игре не утомляет детей, потому что они заинтересованы самой игрой. Например, игра «Кто как кричит», способствует улучшению звукопроизношения, активизирует внимательность, развивает умение слушать взрослого, упражняет координацию движений, вызывает радостное настроение у детей.

Задача воспитания правильного произношения решается в настольно-печатных играх. Например, «Назови овощи», «Скажи и покажи», «Верно-неверно», «Домашние животные». Ребенку дается картинка, и он произносит слово.

Приобретение достаточного запаса слов на основе конкретных представлений и умений пользоваться ими в своей речи позволяет в дальнейшем работать над связной речью. Например, в игре «Угощение Куклы» закрепляются слова, обозначающие названия посуды. А также действий – наливать, раздувать, резать, есть, пить. Активизация словаря в названиях овощей, фруктов осуществляется в игре «Чудесный мешочек». Дети достают из мешка овощи и называют их. Играя с печатными картинками, кубиками, дети складывают изображения животных и называют их.

Есть ряд дидактических игр, в которых решаются задачи развития связной речи, умения назвать предмет и описать его основные признаки (цвет, форма, величина). Рассказать о животном, где оно живет, чем питается, называть его детеныша.

В старшем возрасте используют дидактические игры с более сложными задачами – умение рассказать, что нарисовано на картинке, умение описать одежду ребенка, умение назвать предмет и рассказать о нем.

Для организации и проведения дидактических игр подбирается словарь для речевого общения, словарь разговорной речи, словарь слов, вопросов и ответов, необходимых для проведения той или иной игры.

Может ли ребенок прожить без игры? Нет! Игра – основная форма познания им жизни. Игра, как зеркало: переживания, наблюдения, впечатления отражаются в его игре. Игра развивает моральные и волевые качества ребенка, формирует личность в целом.


Технологическая карта дидактической игры ««Наоборот» 

Название

«Наоборот»

Образовательная область

Речевое развитие

Вид деятельности

игра

Возрастная группа

старшая группа

Цели

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

Формировать умение называть слово с противоположным значением

Развивать слуховой анализатор, речь и мыслительные процессы детей путем игры

Воспитать терпение и выдержку в ходе игры

Организационная структура

Длительность

10-15 минут

Оборудование (демонстрационный, раздаточный материал, пособия и т.п.)

Незнайка – игрушка;

Количество участников

15 детей

Форма организации деятельности воспитанников (индивидуальная, групповая, фронтальная)

групповая

Варианты использования

Вариант 1: Воспитатель показывает карточку с изображением. Ребенку или группе детей  необходимо правильно назвать слово с противоположным значением, не допуская ошибок.

Вариант 2: Воспитатель кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением

Функции и основные виды деятельности педагога (руководство):

Мотивация

Постановка задачи

Педагог показывает наглядный материал и сообщает инструкцию, при затруднениях в решении задания или при работе подводит ребенка наводящими вопросами к правильному ответу или показывает на своем примере принцип действия.

Игровая ситуация: «Незнайка приходит к ребятам в гости, здоровается.

Незнайка: «Ребята, я забыл, подскажите мне слова наоборот к тем, которые я вам назову».

Детям необходимо ответить на вопросы Незнайки, тем самым помочь Незнайке вспомнить противоположные по значению слова.

Ход

Вводная

- Ребята, я забыл, подскажите мне слова наоборот к тем, которые я вам назову, а для этого я хотел бы с вами поиграть в игру, а вы хотите?

Отвечают

Основная

Я буду называть вам слова, а вы должны назвать противоположные по смыслу. Ну что давайте, я начну, а вы продолжите:

Сладкое

Веселый праздник –

Большой подарок –

Светлое небо – …

Чистое платье – …

Хорошее настроение – …

Черный пиджак-…

Мягкая подушка-

И т.д

Кислое

Грустный праздник

Маленький подарок

темное небо

грязное платье

Плохое настроение

Белый пиджак

Жесткая подушка

Заключительная

Ребята, какие вы все молодцы!

Как быстро и правильно отвечали мне на вопросы.

Вы мне очень помогли! Я теперь буду самым умным Незнайкой! А что было сложно в игре? Что понравилось?

Ответы детей

Подведение итогов

Проанализировать правильность и не правильность ответов, сообщить детям об ошибках, похвалить детей за игру и сказать, что бы в следующий раз постарались не допускать ошибок.


[1] Козырева Л.М. Развитие речи: дети от рождения до 5 лет. Ярославль: Академия Холдинг [Текст] / 2015. – 25 с.

[2] Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх [Текст] / СПб.: Детство-пресс. 2015. – 12 с.

[3] Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду [Текст] / М.: Владос. 2014. – 32 с.

[4] Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / М.: Просвещение. 2015, - 13 с.

[5] Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика [Текст] / М.: Академия. 2016. – 41 с.

[6] Выготский Л.С. Мышление и речь [Текст] / М.: Хранитель. 2014, – 672 с.

[7] Алексеева М.М. Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.: Академия. – 2014. - 44 с.

[8] Усова А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / М.: Просвещение. 2016 – 96 с.

[9] Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] / М.: Просвещение. 2014. – 223 с.

[10] 1.https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i pedagogika/library/2017/02/18/vkr-didakticheskaya-igra-kak-sredstvo

[11] Бородич А.М. Методика развития речи детей [Текст] / М.: Просвещение, 2014. - 45 с.

[12] Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи [Текст] / М.: Просвещение. 2014. –164 с.

[13] Речевое развитие детей 4-5 лет: метод. Пособие для воспитателей/Т.И. Гризик.- М.: Посвещение, 2015.-16 с.

[14] Чистякова И.А. 33 игры для развития глагольного словаря дошкольников [Текст] / СПб.: Каро. 2014. – 36 с.

[15] Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / М.: Владос. 2016. – 84 с.

[16] Струнина Е.М. Развитие речи детей 4-5 лет. Методические рекомендации [Текст] / М.: Ментана-Граф. 2016. –92 с.

[17] Антипова Ж. Что? Где? Когда?: О работе по формированию словарного запаса у детей [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2013. – 153с.

[18] Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст] / М.: Просвещение. 2015. – 280 с.

[20] Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / М.: Просвещение. 2015, - 130 с.

[21] https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/09/05/kartoteka-didakticheskie-igry-vo-2-y-mladshey-gruppe.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация “Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста”

Одним из основных направлений работы детского сада является - социализация личности ребёнка через игру....

Дидактические игры направленные на развитие словаря детей дошкольного возраста.

В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества – речью. Этот процесс не происходит сам собой, он развивается при активном воздействии на ребенка окружающих взрослых &nda...

Дидактические игры как средство развития словаря детей дошкольного возраста

laquo;Игра есть свободная деятельность дитяти…В ней формируются все стороны душичеловеческой, его ум, его сердце, его воля»...

Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...

Курсовая работа " Дидактическая игра как средство развития словаря детей дошкольного возраста"

Дидактическая игра рассматривается в дошкольной педагогике и психологии как одно из ведущих средств развития детей дошкольного возраста. ...

Дипломная работа по теме дидактические игры как средство развития словаря детей дошкольного возраста

ГЛАВА 2. Опытно – экспериментальная работа по развитию словаря детей дошкольного возраста через дидактическую игру 2.1 Исследования состояния практики и диагностика развития словаря детей дошкольно...

Дипломная работа по теме дидактические игры как средство развития словаря детей дошкольного возраста через использование дидактической

Исследование мы проводили в 3 этапа. 1 этап – подготовительный - выбор диагностики словаря детей дошкольного возраста; - составление анкеты для воспитателей; - разработка технологической карты...