Проект по развитию речи "Я говорю правильно"
план-конспект занятия по развитию речи
Предварительный просмотр:
Педагогический проект «Учимся говорить»
по развитию речи детей раннего возраста.
(с использованием учебного пособия Н. С. Жуковой «Я говорю правильно. От первых уроков устной речи к «Букварю» Программа для детей от 1,5 года до 3 лет»).
Тип проекта: познавательно-речевой.
По числу участников – групповой.
Участники проекта: дети группы раннего возраста, воспитатели, родители.
Срок реализации проекта: один год.
Цель проекта: развитие речевой активности у детей раннего возраста.
Задачи проекта:
- развитие понимания речи
- развитие слухового и зрительного внимания, памяти, мышления
- обучение детей осмысленным действиям с игрушками и предметами
- развитие речевого подражания
- вызывание «лепетных» слов
- формирование умения правильно произносить слова, заменять звукоподражания общеупотребительными словами
- обучение фразовой речи
- формирование умения слушать, отвечать на вопросы.
- развитие точности понимания речи
Планируемый результат: большинство детей раннего возраста пользуются речью как основным средством общения.
Актуальность.
Речь – это основа человеческого разума, венец творения природы. С самого раннего детства жизнь человека связана с языком. Ребенку еще нет года, а он прислушивается к звукам речи, колыбельной песни и начинает понимать и осваивать родной язык.
21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями. В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? Но опыт работы показывает, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешное обучение в школе.
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир, и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой и красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей и предупреждению речевых нарушений. Работа над речевым развитием детей должна вестись ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты, в ходе которых налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество.
В настоящее время дошкольные учреждения реализуют Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, в котором одним из приоритетных направлений в педагогике становится работа с детьми дошкольного возраста по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений.
Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин:
1) сенситивность детей от 1 года до 3 лет к развитию речи.
Ранний возраст – это период более быстрого, интенсивного развития всех психических функций. Основным новообразованием этого периода является овладение речью, которая становится основой для дальнейшего развития ребенка;
2) речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых;
3) значительное ухудшение здоровья детей может способствовать появлению речевых нарушений;
4) постоянно растет число детей, имеющих нарушения речи, связанные с отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны родителей и педагогов;
5) существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
6) глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе.
Согласно ФГОС ДО, речевое развитие включает:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы4
- формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Этапы работы:
1 этап – подготовительный (сентябрь)
2 этап – основной (октябрь- апрель)
3 этап – итоговый (апрель-май)
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
Месяц | Содержание деятельности | Работа с детьми | Работа с родителями | Дидактические материалы |
Сентябрь | 1. Ознакомление с литературой по данной теме. 2. Изучение возрастных и индивидуальных особенностей детей; особенностей их речевого развития в данный период (1,5 -2,5 лет). 3. Ознакомление с авторской программой Н.С. Жуковой. Подбор материалов для работы по реализации проекта. 4. Анализ показателей психоречевого развития детей раннего возраста | Задания «Назови, что изображено на картинке?», «Сложи пирамидку», «Принеси шарик», «Покажи ротик, носик…» и т.д. | Анкеты «Что умеет ваш малыш?» | Пирамидки, игрушки и картинки животных, книги по возрасту с иллюстрациями. |
Октябрь | 1.Развитие понимания речи. 2. Обучение детей осмысленным действиям с игрушками. | Способствовать развитию памяти, внимания, понимания речи и вызвать желание подражать речи окружающих. -Игры с детьми (названия игрушек и совершаемых с ними действий). -Артикуляци онные упражнения («Сказка о язычке»); - Голосовые упражнения | Консультация «Какую выбрать игрушку?» | Пирамидки, пирамидки – вкладыши, деревянный конструктор цветной, набор резиновых игрушек – животные, пластмассовые цветные шарики. |
Ноябрь | 1.Занятия по развитию памяти, внимания, мышления: - Развитие слухового внимания и памяти; - Развитие зрительного внимания и памяти; - Сличение и сортировка предметов по цвету, форме и величине; 2. Вызывание «лепетных» слов - развитие речевого подражания. | -Игры «Найди колокольчик», «Найди погремушку», «Где звенит?», «Послушай внимательно» -Игры на запоминание: «Где что лежало?», Кого (чего) нет?», «Что прибавилось?» - Игры «Найди такой же», «Построй такой же домик», «Дай мне шарик такого же цвета» и др. -Артикуляци онные упражнения («Сказка о язычке»); - Голосовые упражнения | Консультация «Как учить детей играть и какую игру выбрать?» - Задания на развитие речевого подражания. | Кубики, шарики, матрешки, палочки; куклы, кроватки, машинки и др. игрушки. Серия рисунков «Кот Мурлыка и его друзья»; резиновые игрушки животные. |
Декабрь | 1.Занятия по развитию памяти, внимания, мышления. 2.Развитие речевого подражания (вызывание «лепетных» слов). | Артикуляционные упражнения («Сказка о язычке»; - Голосовые упражнения | Предложить родителям изготовить речевое лото для правильного произношения гласных звуков. | |
Январь | «От лепета – к правильному называнию слов» Замена звукоподражательных слов общеупотребительными. | Артикуляционные упражнения («Сказка о язычке»); - Голосовые упражнения | Консультация «Речевое развитие детей раннего возраста» | Серия картинок «Посмотрите, кто пришел?» |
Февраль | 1. Замена звукоподражательных слов общеупотребительными 2.Учимся слушать, отвечать на вопросы, называть действия. | Побуждать детей называть предметы, изображенные на картинке, общеупотребительными словами; задавать вопросы, стимулируя ребенка к ответам . Побуждать детей к называнию действий (употребление глаголов) | Папка-передвижка «Пальчиковая гимнастика для малышей» | Серия картинок «Дорога домой», «Пик-командир». |
Март | 1.Учимся слушать, отвечать на вопросы, показывать предметы на картинке, называть действия. 2.Вызывание фразовой речи. | Рассматривание иллюстраций в книге с подробным объяснением действий героев; упражнения на словоизменения. | Рекомендации по речевому развитию каждого ребенка. | Серия картинок «Про девочку Таню», «Котик Буся и белка» |
Апрель | 1.Вызывание фразовой речи. 2.Учимся слушать, отвечать на вопросы. 3.Развитие точности понимания речи: - формировать умение рассматривать сюжеты рисунка, называть действия предметов; - развивать понимание вопросов (где? куда? что? кто? у кого? и т.д.) | Рассматривание иллюстраций в книге с подробным объяснением действий героев; упражнения на словоизменения. Отгадывание загадок о животных. | Серия картинок « В саду»,«Котик Буся и белка», «Добрый воробей», | |
Май | 1.Вызывание фразовой речи. 2.Развитие точности понимания речи: - формировать умение рассматривать сюжеты рисунка, называть действия предметов; - развивать понимание вопросов (где? куда? что? кто? у кого? и т.д.) 3. Анализ показателей психоречевого развития детей на конец учебного года. | Рассматривание иллюстраций в книге с подробным объяснением действий героев; упражнения на словоизменения. Отгадывание загадок о животных. | Заполнение анкет «Чему научился ваш малыш?» | Серия картинок «На даче»; задание «У кого какой хвостик?» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект по развитию речи "Говорим красиво"
проект по развитию рчи с детьми 5-6 лет...
Проект по развитию речи детей раннего возраста «Я говорю правильно»
Проект по развитию речи детей 2-3 лет...
Лепбук по развитию речи "Говорим правильно"
Данное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) В пособии представлены игры и упражнения, направленные на совершенствование произносительных навыков и умений детей, разв...
Программа кружковой работы по развитию речи «Говорим правильно» в средней группе
Программа дополнительного образования «Говорим правильно» направлена на развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка, развитие гр...
Рабочая программа кружка по развитию речи "Говорим правильно"
представлена рабочая программа кружка "Говорим правильно"...
Авторское пособие в технике лэпбук по развитию речи - "Говорим правильно "
Чтобы повысить интерес детей к занятиям по речевому развитию, я разработала дидактическое пособие «Лэпбук «Говорим правильно». Данное пособие предназнач...
проект по развитию речи «ГОВОРИМ КРАСИВО» 2021г
развитие речи дошкольников посредством инновационных и развивающих технологий....