Проект по развитию речи "Я говорю правильно"
план-конспект занятия по развитию речи

Проект по развитию речи детей 1,5-3 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_razvitie_rechi.docx23.11 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Учимся говорить»

 по развитию речи детей раннего возраста.

 (с использованием учебного пособия  Н. С. Жуковой «Я говорю правильно. От первых уроков устной речи к «Букварю» Программа для детей от 1,5 года до 3 лет»).

Тип проекта: познавательно-речевой.

По числу участников – групповой.

Участники проекта: дети группы раннего возраста, воспитатели, родители.

Срок реализации проекта: один год.

Цель проекта: развитие речевой активности у  детей раннего возраста.

Задачи проекта:

- развитие понимания речи

- развитие слухового и зрительного внимания, памяти, мышления

- обучение детей осмысленным действиям с игрушками и предметами

- развитие речевого подражания

- вызывание «лепетных» слов

- формирование умения правильно произносить слова, заменять звукоподражания общеупотребительными словами

- обучение фразовой речи

- формирование умения слушать, отвечать на вопросы.

- развитие точности понимания речи

Планируемый результат: большинство детей раннего возраста пользуются речью как основным средством общения.

Актуальность.

Речь – это основа человеческого разума, венец творения природы.  С самого раннего детства жизнь человека связана с языком. Ребенку еще нет года, а он прислушивается к звукам речи, колыбельной песни и начинает понимать и осваивать родной язык.

21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями. В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? Но опыт работы показывает, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешное обучение в школе.

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир, и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой и красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей и предупреждению речевых нарушений. Работа над речевым развитием детей должна вестись ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты, в ходе которых налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество.

    В настоящее время дошкольные учреждения реализуют Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, в котором одним из приоритетных направлений в педагогике становится работа с детьми дошкольного возраста по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений.

     Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин:

 1) сенситивность детей от 1 года до 3 лет к развитию речи.

Ранний возраст – это период более быстрого, интенсивного развития всех психических функций. Основным новообразованием этого периода является овладение речью, которая становится основой для дальнейшего развития ребенка;

2) речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых;

3) значительное ухудшение здоровья детей может способствовать появлению речевых нарушений;

4) постоянно растет число детей, имеющих нарушения речи, связанные с отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны родителей и педагогов;

5) существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;

6) глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе.

    Согласно ФГОС ДО,  речевое развитие включает:

- владение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи;

- развитие речевого творчества;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы4

- формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Этапы работы:

1 этап – подготовительный (сентябрь)

2 этап – основной (октябрь- апрель)

3 этап – итоговый (апрель-май)

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Месяц

Содержание деятельности

Работа с детьми

Работа с родителями

Дидактические материалы

Сентябрь

1. Ознакомление с литературой по данной теме.

2. Изучение возрастных  и индивидуальных особенностей детей; особенностей их речевого развития в данный период (1,5 -2,5 лет).

3. Ознакомление с авторской программой Н.С. Жуковой. Подбор материалов для работы по реализации проекта.

4. Анализ показателей психоречевого развития детей раннего возраста

Задания «Назови, что изображено на картинке?», «Сложи пирамидку», «Принеси шарик», «Покажи ротик, носик…» и т.д.

Анкеты «Что умеет ваш малыш?»

Пирамидки, игрушки и картинки животных, книги по возрасту с иллюстрациями.

Октябрь

1.Развитие понимания речи.

2. Обучение детей осмысленным действиям с игрушками.

Способствовать развитию памяти, внимания, понимания речи и вызвать желание подражать речи окружающих.

-Игры с детьми

(названия игрушек и совершаемых с ними действий).

 -Артикуляци

онные упражнения («Сказка о язычке»);

- Голосовые упражнения

Консультация «Какую выбрать игрушку?»

Пирамидки, пирамидки – вкладыши, деревянный конструктор цветной, набор резиновых игрушек – животные, пластмассовые цветные шарики.

Ноябрь

1.Занятия по развитию памяти, внимания, мышления:

- Развитие слухового внимания и памяти;

- Развитие зрительного внимания и памяти;

- Сличение и сортировка предметов по цвету, форме и величине;

2. Вызывание «лепетных» слов - развитие речевого подражания.

-Игры «Найди колокольчик», «Найди погремушку», «Где звенит?», «Послушай внимательно»

-Игры на запоминание: «Где что лежало?», Кого (чего) нет?», «Что прибавилось?»

- Игры «Найди такой же», «Построй такой же домик», «Дай мне шарик такого же цвета» и др.

-Артикуляци

онные упражнения («Сказка о язычке»);

- Голосовые упражнения

Консультация «Как учить детей играть и какую игру выбрать?»

- Задания на развитие речевого подражания.

Кубики, шарики, матрешки, палочки; куклы, кроватки, машинки и др. игрушки.

Серия рисунков «Кот Мурлыка и его друзья»; резиновые игрушки животные.

Декабрь

1.Занятия по развитию памяти, внимания, мышления.

2.Развитие речевого подражания (вызывание «лепетных» слов).

Артикуляционные упражнения («Сказка о язычке»;

- Голосовые упражнения

Предложить родителям изготовить речевое лото для правильного произношения гласных звуков.

Январь

«От лепета – к правильному называнию слов»

Замена звукоподражательных слов общеупотребительными.

Артикуляционные упражнения («Сказка о язычке»);

- Голосовые упражнения

Консультация «Речевое развитие детей раннего возраста»

Серия картинок «Посмотрите, кто пришел?»

Февраль

1. Замена звукоподражательных слов общеупотребительными

2.Учимся слушать, отвечать на вопросы, называть действия.

Побуждать детей называть предметы, изображенные на картинке, общеупотребительными словами; задавать вопросы, стимулируя ребенка к ответам . Побуждать детей к называнию действий (употребление глаголов)

Папка-передвижка «Пальчиковая гимнастика для малышей»

Серия картинок «Дорога домой», «Пик-командир».

Март

1.Учимся слушать, отвечать на вопросы, показывать предметы на картинке, называть действия.

2.Вызывание фразовой речи.

Рассматривание иллюстраций в книге с подробным объяснением действий героев; упражнения на словоизменения.

Рекомендации по речевому развитию каждого ребенка.

Серия картинок «Про девочку Таню», «Котик Буся и белка»

Апрель

1.Вызывание фразовой речи.

2.Учимся слушать, отвечать на вопросы.

3.Развитие точности понимания речи:

- формировать умение рассматривать сюжеты рисунка, называть действия предметов;

- развивать понимание вопросов (где? куда? что? кто? у кого? и т.д.)

Рассматривание иллюстраций в книге с подробным объяснением действий героев; упражнения на словоизменения. Отгадывание загадок о животных.

Серия картинок  « В саду»,«Котик Буся и белка», «Добрый воробей»,

Май

1.Вызывание фразовой речи.

 2.Развитие точности понимания речи:

- формировать умение рассматривать сюжеты рисунка, называть действия предметов;

- развивать понимание вопросов (где? куда? что? кто? у кого? и т.д.)

3. Анализ показателей психоречевого развития детей на конец учебного года.

Рассматривание иллюстраций в книге с подробным объяснением действий героев; упражнения на словоизменения. Отгадывание загадок о животных.

Заполнение анкет «Чему научился ваш малыш?»

Серия картинок «На даче»; задание «У кого какой хвостик?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект по развитию речи "Говорим красиво"

проект по развитию рчи с детьми 5-6 лет...

Лепбук по развитию речи "Говорим правильно"

Данное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) В пособии представлены игры и упражнения, направленные на совершенствование произносительных навыков и умений детей, разв...

Программа кружковой работы по развитию речи «Говорим правильно» в средней группе

Программа дополнительного образования «Говорим правильно» направлена на развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка, развитие гр...

Рабочая программа кружка по развитию речи "Говорим правильно"

представлена рабочая   программа кружка "Говорим правильно"...

Авторское пособие в технике лэпбук по развитию речи - "Говорим правильно "

Чтобы повысить интерес детей к занятиям по речевому развитию, я разработала дидактическое пособие «Лэпбук «Говорим правильно». Данное пособие предназнач...

проект по развитию речи «ГОВОРИМ КРАСИВО» 2021г

развитие речи дошкольников посредством инновационных и развивающих технологий....