Практикум «Развитие четкой, грамотной речи у педагогов при общении с детьми»
учебно-методический материал по развитию речи
Практикум можно провести на педагогическом совете. Задачи практикума состоит в том, чтобы познакомить педагогов с методами развития четкой и грамотной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
практикум для развития четкой и грамотной речи у педагогов | 18.6 КБ |
publikatsiya_praktikum.docx | 18.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Практикум
«Развитие четкой, грамотной речи у педагогов при общении с детьми»
Цель: Повышение профессионального уровня педагогов
Задачи:
- познакомить педагогов с методами развития четкой и грамотной речи;
- развивать коммуникативные способности педагогов;
- повысить качество работы педагогов;
- сплотить педагогический коллектив.
Оборудование, материал: карточки с пословицами, карточки со словами, игрушка медведя, рукавичка, мяч, телевизор для просмотра видеоролика.
Ход:
Речь - величайшее богатство, данная человеку, и её, как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять. Человека, обладающего приятной грамотной речью и хорошим словарным запасом, всегда хочется слушать. Напротив, человека с недостаточной речевой грамотностью и небольшим словарным запасом всерьез никто не воспринимает, к его точке зрения не прислушиваются. Малограмотная речь вызывает у людей негативную реакцию, отторжение. Люди предпочитают иметь дело с благозвучными интеллигентными собеседниками.
Прежде, чем мы начнём наше занятие, предлагаю вам провести разминку и выполнить упражнение «Нас с вами что-то объединяет».
Один из участников бросает мяч другому со словами: «Я думаю, что нас с вами объединяет…». Дальше он называет какое-то качество или особенность, кроме пола, возраста, внешних признаков: цвета волос, глаз и т.д. Тот, кто получает мяч, говорит: «Я согласен», если он согласен, или: «Я подумаю», если не согласен, и продолжает выполнять упражнение дальше, бросая мяч.
Для многих мастерское владение словом – это не прихоть, а насущная необходимость, одно из ценнейших качеств. Это касается, в первую очередь, дикторов, артистов, педагогов, лекторов и руководящих работников — всех тех, кто использует речевое воздействие в профессиональной деятельности.
Хорошая дикция – залог четкой, красивой и грамотной речи. А она, в свою очередь, – залог успеха во многих сферах жизни. Довольно редко уникальные речевые данные даются от природы, чаще – это результат упорных тренировок, частью которых являются специальные упражнения для дикции. Чтобы избавиться от говора, выработать красивый тембр и стать выдающимся оратором, надо упорно трудиться.
Улучшить дикцию помогут скороговорки. Лучше использовать не те, которые вы знаете ещё с детства, а новые и более сложные. Для начала несколько раз медленно прочитайте фразу, после чего так же медленно попробуйте её проговорить. Если получилось - ускоряйте темп. Старайтесь произносить всю фразу, не сбиваясь и не допуская ошибок в словах.
Задание 1. Скороговорки.
- Формирование правильного звукопроизношения и дикции.
Выходят по одному участнику от каждой команды. Участник должен произнести предложенную скороговорку – медленно, быстрее, быстро.
Для первой группы: «Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят»
Для второй группы: «Тетерев сидел у Терентия в клетке, а тетерка с тетеревятами в лесу на ветке»
Знать все секреты как чётко говорить не достаточно. Очень важно уметь грамотно и правильно строить свою речь. Если вы уверены в том, что у вас с этим всё в порядке, включите диктофон и запишите свой рассказ, к примеру, о пройденном дне. Вы и сами удивитесь насколько много ошибок и повторов вы сделаете.
Задание 2 «Расскажи сказку по-другому»
Цель: научить рассказывать сказку от начала и до конца от лица героя сказки или предмета. Выходят по 1 человеку от группы.
Образец: сказка «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как - то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик …и т.п. таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.
Задание для группы №1.
«Рукавичка» от лица рукавички
Задание для группы №2.
«Три медведя» Расскажите сказку от лица Михайло Потапыча.
Умение грамотно говорить, необходимо много читать. В процессе чтения человек непроизвольно учится грамотно строить фразы, пополняет свой словарный запас и улучшает правописание. Очень важно, чтобы чтение было не в тягость, а приносило истинное удовольствие. Лучше отказаться от романов Донцовой в пользу классики или научно-популярной литературы, или устному народному фольклору.
Задание 3. Развитие связной устной речи. Работа с пословицами.
Ведущий предлагает представителям команд выбрать карточки с заданиями по пословицам.
Карточка № 1.
1. Продолжить пословицы:
- С волками жить-...(по-волчьи выть)
- С миру по нитке-...(голому рубаха)
- Всяк сверчок-...(знай свой шесток)
2. «Перевести» пословицу на русский язык.
- Сын леопарда - тоже леопард. (Африка) Яблоко от яблони недалеко падает.
- Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан) Шила в мешке не утаишь.
- Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) В тихом омуте черти водятся.
3. Назвать аналогичную русскую пословицу.
- Вчера Макар грядки копал, а ныне Макар в воеводы попал.
- Вышел из грязи в князи.
4. Назвать одну или несколько пословиц про дружбу.
- Друг дороже денег.
- Человек без друзей, что дерево без корней.
- Хорошую дружбу и топором не разрубишь.
- Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду скажет.
- Друзья познаются в беде.
- Старый друг лучше новых двух.
Карточка № 2.
1. Продолжить пословицы:
- Двое пашут - ...(а семеро руками машут)
- Кончил дело - ...(гуляй смело)
- Гром не грянет - ...(мужик не перекрестится)
2. «Перевести» пословицу на русский язык.
- Молчаливый рот - золотой рот. (Германия) Слово - серебро, а молчание - золото.
- Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) Язык до Киева доведёт.
- Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция) Обжёгся на молоке, дует и на воду.
3. Назвать аналогичную русскую пословицу.
- Всяк купец свой товар хвалит.
- Всяк кулик своё болото хвалит.
4. Назвать одну или несколько пословиц про труд.
- Человек славен трудом.
- Терпение и труд всё перетрут.
- Чтобы из ручья напиться, надо наклониться.
- Труд человека кормит, лень портит.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
- Каков работник, такова ему и плата.
Очень просто и интересно повысить грамотность можно с помощью несложных игр, таких как шарады, кроссворды, ребусы, интеллектуальные и развивающие игры.
Задание 4.
Словесная карусель
Командам дается карточка в которой на одной стороне написано три слова к
которым надо подобрать по три синонима, а на другой стороне написаны пять слов к
которым надо подобрать антонимы.
Синонимы:
Смелый – бесстрашный, храбрый, отважный.
Жадный – скупой, прижимистый, алчный.
Большой – огромный, колоссальный, громадный.
Дискуссия – спор, диспут, прения.
Грусть – тоска, печаль, кручина.
Отважный – смелый, бесстрашный, храбрый.
Антонимы:
Маленький – большой.
Сладкий – горький.
Легкий – тяжелый.
Узкий – широкий.
Высокий – низкий.
Темный – светлый.
Твердый – мягкий.
Теплый – холодный.
Быстрый – медленный.
Громкий – тихий.
Выполняя даже эти несложные задания, вы достаточно быстро сможете повысить свой уровень грамотности и добиться хороших результатов. Вы и сами не успеете заметить, как разговаривать чётко и грамотно станет для вас вполне привычным занятием.
Очень полезная привычка – постоянное пользование словарем. Словарь помогает разобраться с ударениями, найти для слова синонимы, выяснить его значение. Вводя в личный словарь новое затейливое слово, узнайте его точное значение, поинтересуйтесь, откуда оно пришло в русский язык и когда. Новыми словами также не стоит злоупотреблять. Всё хорошо в меру.
Занятие мне бы хотелось закончить народной мудростью. Я начну фразу, а вы её продолжите:
Красно поле пшеном, а беседа…(умом).
Каков разум, таковы и …(речи).
Коротка речь и ясна – оттого и ….(прекрасна).
Осла узнают по ушам, медведя по когтям, а дурака…(по речам).
Короткую речь хорошо слушать, а под долгую речь хорошо…(думать).
Краткость – сестра…(таланта).
Кто ясно мыслит, тот ясно…(излагает).
Спасибо за работу, понимание. До новых встреч!
Предварительный просмотр:
Практикум
«Развитие четкой, грамотной речи у педагогов при общении с детьми»
Цель: Повышение профессионального уровня педагогов
Задачи:
- познакомить педагогов с методами развития четкой и грамотной речи;
- развивать коммуникативные способности педагогов;
- повысить качество работы педагогов;
- сплотить педагогический коллектив.
Оборудование, материал: карточки с пословицами, карточки со словами, игрушка медведя, рукавичка, мяч, телевизор для просмотра видеоролика.
Ход:
Речь - величайшее богатство, данная человеку, и её, как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять. Человека, обладающего приятной грамотной речью и хорошим словарным запасом, всегда хочется слушать. Напротив, человека с недостаточной речевой грамотностью и небольшим словарным запасом всерьез никто не воспринимает, к его точке зрения не прислушиваются. Малограмотная речь вызывает у людей негативную реакцию, отторжение. Люди предпочитают иметь дело с благозвучными интеллигентными собеседниками.
Прежде, чем мы начнём наше занятие, предлагаю вам провести разминку и выполнить упражнение «Нас с вами что-то объединяет».
Один из участников бросает мяч другому со словами: «Я думаю, что нас с вами объединяет…». Дальше он называет какое-то качество или особенность, кроме пола, возраста, внешних признаков: цвета волос, глаз и т.д. Тот, кто получает мяч, говорит: «Я согласен», если он согласен, или: «Я подумаю», если не согласен, и продолжает выполнять упражнение дальше, бросая мяч.
Для многих мастерское владение словом – это не прихоть, а насущная необходимость, одно из ценнейших качеств. Это касается, в первую очередь, дикторов, артистов, педагогов, лекторов и руководящих работников — всех тех, кто использует речевое воздействие в профессиональной деятельности.
Хорошая дикция – залог четкой, красивой и грамотной речи. А она, в свою очередь, – залог успеха во многих сферах жизни. Довольно редко уникальные речевые данные даются от природы, чаще – это результат упорных тренировок, частью которых являются специальные упражнения для дикции. Чтобы избавиться от говора, выработать красивый тембр и стать выдающимся оратором, надо упорно трудиться.
Улучшить дикцию помогут скороговорки. Лучше использовать не те, которые вы знаете ещё с детства, а новые и более сложные. Для начала несколько раз медленно прочитайте фразу, после чего так же медленно попробуйте её проговорить. Если получилось - ускоряйте темп. Старайтесь произносить всю фразу, не сбиваясь и не допуская ошибок в словах.
Задание 1. Скороговорки.
- Формирование правильного звукопроизношения и дикции.
Выходят по одному участнику от каждой команды. Участник должен произнести предложенную скороговорку – медленно, быстрее, быстро.
Для первой группы: «Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят»
Для второй группы: «Тетерев сидел у Терентия в клетке, а тетерка с тетеревятами в лесу на ветке»
Знать все секреты как чётко говорить не достаточно. Очень важно уметь грамотно и правильно строить свою речь. Если вы уверены в том, что у вас с этим всё в порядке, включите диктофон и запишите свой рассказ, к примеру, о пройденном дне. Вы и сами удивитесь насколько много ошибок и повторов вы сделаете.
Задание 2 «Расскажи сказку по-другому»
Цель: научить рассказывать сказку от начала и до конца от лица героя сказки или предмета. Выходят по 1 человеку от группы.
Образец: сказка «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как - то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик …и т.п. таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.
Задание для группы №1.
«Рукавичка» от лица рукавички
Задание для группы №2.
«Три медведя» Расскажите сказку от лица Михайло Потапыча.
Умение грамотно говорить, необходимо много читать. В процессе чтения человек непроизвольно учится грамотно строить фразы, пополняет свой словарный запас и улучшает правописание. Очень важно, чтобы чтение было не в тягость, а приносило истинное удовольствие. Лучше отказаться от романов Донцовой в пользу классики или научно-популярной литературы, или устному народному фольклору.
Задание 3. Развитие связной устной речи. Работа с пословицами.
Ведущий предлагает представителям команд выбрать карточки с заданиями по пословицам.
Карточка № 1.
1. Продолжить пословицы:
- С волками жить-...(по-волчьи выть)
- С миру по нитке-...(голому рубаха)
- Всяк сверчок-...(знай свой шесток)
2. «Перевести» пословицу на русский язык.
- Сын леопарда - тоже леопард. (Африка) Яблоко от яблони недалеко падает.
- Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан) Шила в мешке не утаишь.
- Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) В тихом омуте черти водятся.
3. Назвать аналогичную русскую пословицу.
- Вчера Макар грядки копал, а ныне Макар в воеводы попал.
- Вышел из грязи в князи.
4. Назвать одну или несколько пословиц про дружбу.
- Друг дороже денег.
- Человек без друзей, что дерево без корней.
- Хорошую дружбу и топором не разрубишь.
- Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду скажет.
- Друзья познаются в беде.
- Старый друг лучше новых двух.
Карточка № 2.
1. Продолжить пословицы:
- Двое пашут - ...(а семеро руками машут)
- Кончил дело - ...(гуляй смело)
- Гром не грянет - ...(мужик не перекрестится)
2. «Перевести» пословицу на русский язык.
- Молчаливый рот - золотой рот. (Германия) Слово - серебро, а молчание - золото.
- Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) Язык до Киева доведёт.
- Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция) Обжёгся на молоке, дует и на воду.
3. Назвать аналогичную русскую пословицу.
- Всяк купец свой товар хвалит.
- Всяк кулик своё болото хвалит.
4. Назвать одну или несколько пословиц про труд.
- Человек славен трудом.
- Терпение и труд всё перетрут.
- Чтобы из ручья напиться, надо наклониться.
- Труд человека кормит, лень портит.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
- Каков работник, такова ему и плата.
Очень просто и интересно повысить грамотность можно с помощью несложных игр, таких как шарады, кроссворды, ребусы, интеллектуальные и развивающие игры.
Задание 4.
Словесная карусель
Командам дается карточка в которой на одной стороне написано три слова к
которым надо подобрать по три синонима, а на другой стороне написаны пять слов к
которым надо подобрать антонимы.
Синонимы:
Смелый – бесстрашный, храбрый, отважный.
Жадный – скупой, прижимистый, алчный.
Большой – огромный, колоссальный, громадный.
Дискуссия – спор, диспут, прения.
Грусть – тоска, печаль, кручина.
Отважный – смелый, бесстрашный, храбрый.
Антонимы:
Маленький – большой.
Сладкий – горький.
Легкий – тяжелый.
Узкий – широкий.
Высокий – низкий.
Темный – светлый.
Твердый – мягкий.
Теплый – холодный.
Быстрый – медленный.
Громкий – тихий.
Выполняя даже эти несложные задания, вы достаточно быстро сможете повысить свой уровень грамотности и добиться хороших результатов. Вы и сами не успеете заметить, как разговаривать чётко и грамотно станет для вас вполне привычным занятием.
Очень полезная привычка – постоянное пользование словарем. Словарь помогает разобраться с ударениями, найти для слова синонимы, выяснить его значение. Вводя в личный словарь новое затейливое слово, узнайте его точное значение, поинтересуйтесь, откуда оно пришло в русский язык и когда. Новыми словами также не стоит злоупотреблять. Всё хорошо в меру.
Занятие мне бы хотелось закончить народной мудростью. Я начну фразу, а вы её продолжите:
Красно поле пшеном, а беседа…(умом).
Каков разум, таковы и …(речи).
Коротка речь и ясна – оттого и ….(прекрасна).
Осла узнают по ушам, медведя по когтям, а дурака…(по речам).
Короткую речь хорошо слушать, а под долгую речь хорошо…(думать).
Краткость – сестра…(таланта).
Кто ясно мыслит, тот ясно…(излагает).
Спасибо за работу, понимание. До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикум "Профессиональная компетентность педагога в общении с детьми"
Цель: развить навыки, а так же способствовать пониманию и принятию педагогами партнерского стиля общения с детьми. В практикуме затрагиваются заповеди для воспитателей. Проводится ролевая игра. Говор...
«Профессиональные умения педагога в общении с детьми и их родителями».
18 марта в нашем саду прошёл семинар-практикум «Профессиональные умения педагога в общении с детьми и их родителями». Наш старший педагог Артемьева Ю.А. погрузила всех участников в тему субъект ...
Семинар-практикум для родителей на тему: " Способы и правила общения с детьми".
Очень эффективной формой повышения педагогической грамотности родителей являются семинары-практикумы. Такая форма взаимодействия с родителями да...
Рекомендации педагогам по общению с детьми в период адаптации.
Данный материал поможет начинающим педагогам работающим на группах раннего развития в адоптации детей....
Практический семинар для педагогов "Секреты общения с детьми"
Вниманию педагогов представлена мини-лекция "Первые шаги к человеческому общению.Правила общения", а также техника "Ты-высказываний и Я- высказываний", которая может помочь в понимании чувств ре...
Консультация "Требования к речи педагога при общении с детьми"
Консультация для воспитателей...
Консультация для педагогов по теме: "Развитие правильной грамотной речи у детей дошкольного возраста".
Консультация для педагогов по теме-"Развитие правильной грамотной речи у детей старшего дошкольного возраста-подготовительная группа"....
- Мне нравится (1)