Консультация для родителей "Особенности развития речи детей 3-4 лет"
консультация по развитию речи (младшая группа)
Консультация для родителей о том как развивать речь у детей 3-4 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_rechevoe_razvitie.docx | 17.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Речевое развитие детей от 3 до 4 лет
Дети 3-4 лет имеют навыки самообслуживания и представление об окружающих их предметах. Они начинают произносить осмысленные словосочетания и предложения. Развитие речи у ребенка 3 лет способствует устранению сложностей в применении некоторых звуков и построении фраз.
Дети в 3 года уже начинают произносить предложения.
Речь в 4 года продолжает совершенствоваться. Появляются рассуждения о предметах и явлениях. Дошкольник интересуется окружающим миром, заводит новых друзей и общается с родственниками. Ребенок начинает формулировать вопросы.
Речь развивается настолько, что количество произносимых слов увеличивается в 2 раза. Активный лексикон включает до 2 тыс. наименований предметов и явлений. Ребенок не только запоминает произносимые взрослыми фразы, но и пытается создавать собственные. Усвоение понятий происходит в игровой форме .
Словарный запас детей включает:
- названия предметов (ребенок различает предметы, выполняющие одинаковые функции, например вилку и ложку);
- названия животных (дошкольник должен знать, какие звери являются дикими, а какие могут проживать в домашних условиях);
- названия явлений природы (ребенок отличает снег от дождя, облако от тучи).
При освоении новых слов дошкольники выявляют связи между предметами, явлениями и их наименованиями. Дети начинают осмысленно воспринимать компоненты родного языка.
Для нормального общения имеющегося запаса недостаточно, поэтому с пересказом длинного текста могут возникать трудности. Ребенок не может правильно описывать происходящие с ним события.
Речь в 3-4 годика содержит словосочетания и короткие предложения. К концу четвертого года формируются сложные конструкции, например, предложения, содержащие несколько подлежащих и сказуемых. Появляются прилагательные, с помощью которых дошкольник описывает признаки предметов. Активно используются числительные, местоимения и другие речевые средства, ранее не применявшиеся.
Но речь нельзя считать совершенной. Могут возникать проблемы при использовании падежей и множественного числа. Допускаются ошибки в согласовании существительного и прилагательного. Неправильно производится склонение глаголов по лицам и числам.
По мере роста ребенка укрепляется мышечный аппарат лица и гортани, произношение звуков улучшается. Дошкольнику удается воспроизводить слова, состоящие из 6-8 букв и имеющие двойные согласные. Звукопроизношение некоторых детей старше 3 лет не имеет выраженных нарушений. Допускается перестановка слогов в длинных словах. Эти трудности исчезают к 5 годам.
В речи малыша присутствует интонация, наблюдается подражание взрослым. Ребенок может выразительно прочитать стихотворение или рассказ. Темп речи дошкольник регулировать неспособен, он может говорить слишком тихо, громко или торопливо.
Связная речь у детей 3-4 лет ещё не сформирована.Малыш не может составить полноценный рассказ о произошедшем с ним событии, пересказать прочитанное или запомнить длинное стихотворение. Монолог строится с помощью задаваемых взрослыми наводящих вопросов.
В этот период жизни дети хорошо запоминают короткие стихи или сказки.
Нормы развития речи детей с 3 до 4 лет
Несмотря на различия в уровнях развития детей одной возрастной категории, существуют общепринятые критерии оценки речи. Родители должны обращать внимание на такие признаки:
- улучшение произношения согласных;
- знание названий окружающих ребенка предметов;
- увеличение количества используемых прилагательных, местоимений, числительных;
- способность склонения речевых компонентов (допускается наличие ошибок);
- возможность запоминать небольшие тексты;
- стремление к общению с окружающими с помощью речи.
Упражнения для профилактики речевого развития
Развить речь и не запустить имеющиеся нарушения помогает внимательное отношение к воспитанию ребенка. Родители должны отвечать на вопросы, описывать свойства новых предметов, рассказывать о происходящих явлениях. Помогают в развитии речи такие занятия:
- сравнение предметов, поиск отличий;
- чтение сказок, рассказов, стихотворений (необходимо задавать ребенку вопросы о содержании текста, изучать иллюстрации);
- обращение внимания ребенка на допущенные ошибки;
- развивающие игры.
Укрепить мышечный аппарат лица и гортани помогают следующие упражнения:
- цоканье языком с растягиванием губ;
- открывание и закрывание рта;
- вытягивание языка;
- сворачивание языка трубкой.
Какие ошибки могут совершать родители при развитии речи ребенка?
Воспитывая ребенка, родители могут допускать такие ошибки, мешающие речи активно развиваться:
Отказ от общения. Взрослые не должны угадывать желания ребенка без слов. Неблагоприятно на развитии дошкольника может сказаться и завышение требований. Родители не должны наказывать за неправильность произношения.
Намеренное искажение слогов. Допускать подобных речевых ошибок взрослые не должны. Ребенок запоминает произносимые звуки, в дальнейшем воспроизводя их.
Монотонная или слишком быстрая речь родителя. Взрослые должны использовать интонации, паузы и другие средства выражения эмоций.
Попытки ускорить развитие. Интенсивные нагрузки могут вызывать переутомление и негативное отношение к занятиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей " Развитие речи детей пятого года жизни"
Материал о речевых особенностях детей пятого года жизни: состояние лексики, грамматики, звукопроизношения....
Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...
Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»
Речь дана природой от рождения, а мы – взрослые прикладываем немало усилий, чтобы она была развита своевременно и правильно....
Консультация для педагогов «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...
Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»
Развитие речи детей 4-5 лет. Использование приема моделирования в развитии связанной речи детей....
Консультация для родителей "Развитие речи детей 2-3 лет и специальные игры, способствующие развитию речи детей"
Дети в возрасте 2-3 лет развиваются довольно быстро во всех сферах. Это относится и к речи. Речь является главным средством общения людей. Известно, что интеллектуальное развитие ребенка зав...
Консультация для родителей. Развитие речи детей через игры детей с мячом.
Игры с мячом, как и все игры и упражнения на развитие детской речи, способствуют усвоению детьми правильных грамматических форм слов и вырабатывают ориентирование в звуковой модели слова....