Картотека дидактических игр по развитию речи
картотека по развитию речи (средняя группа)
Картотека дидактических игр по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.19 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 6»
Г. НАЗАРОВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Выполнила: Кривоносова Т.Н., воспитатель
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
«Найди ошибку»
Цель: учить отчетливо произносить многосложные слова , развивать слуховое внимание.
Ход игры: Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные.
«Доскажи слово»
Цель: учить отчетливо произносить многосложные слова г, развивать слуховое внимание.
Ход игры: Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово. Ра-ра-ра — начинается иг …. Ры-ры-ры — у мальчика ша. Ро-ро-ро — у нас новое вед. Ру-ру-ру — продолжаем мы иг. Ре-ре-ре — стоит дом на го. Ри-ри-ри — на ветках снеги. Ар-ар-ар — кипит наш само. Ры-ры-ры — детей много у го.
«Какая, какой, какое?»
Цель: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.
Ход игры: Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету. Белка — рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая. Пальто — теплое, зимнее, новое, старое …. Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая … Дом — деревянный, каменный, новый, панельный …
«Закончи предложение»
Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения, развивать внимание.
Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением. Сахар сладкий, а перец - …. (горький). Летом листья зеленые, а осенью (желтые). Дорога широкая, а тропинка. (узкая).
«Кто больше назовет действий?»
Цель: учить подбирать глаголы, обозначающие действия, развивать память, внимание.
Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный ответ дети получают фишку. – Что можно делать с цветами? (рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать) – Что делает дворник? (подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега) –
«Какое, что бывает?»
Цель: учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение; развивать внимание.
Ход игры: Расскажите, что бывает: зеленым — огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка …. широким — река, дорога, лента, улица … Выигрывает тот, кто больше назовет слов.
«Игра в загадки»
Цели: расширять запас существительных в активном словаре.
Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Отгадавший ребенок выходит и сам загадывает загадку. За отгадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.
«Подбери слово»
Цель: учить детей уточнять смысл с помощью прилагательных. Правила: подбирать наиболее точные слова.
Ход игры: Воспитатель приносит куклу Марину и просит детей поиграть с ней в слова. Марина будет рассказывать историю, а дети должны подбирать уточняющие слова, чтобы ее смысл стал более понятен. Марина: Я купила арбуз. Но он не помещался в сумке, потому что он был … (большой). Я еле принесла его домой, разрезала и обрадовалась, потому что он оказался такой (красный). Я нарезала его дольками и угостила брата Лешу. Леша съел кусок и причмокнул губами. Я поняла, что арбуз был очень (вкусный). Воспитатель предлагает каждому ребенку рассказать о своей покупке. Дети с помощью воспитателя рассказывают свои истории, а Марина подбирает слова. Если слово подобрано неверно, педагог поднимает желтую карточку.
«Подскажи словечко»
Цель: развитие мышления, расширять запас существительных в активном словаре.
Ход игры: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает: – Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: – Сорока стрекочет. Примеры вопросов: – Сова летает, а кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет норки, а сорока? – Петух кукарекает, а курица? – Лягушка квакает, а лошадь? – У коровы телёнок, а у овцы? – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
«Лови да бросай – цвета называй»
Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.
Ход игры: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному педагог: - Дети: Красный - мак, огонь, флаг. Оранжевый - апельсин, морковь, заря. Жёлтый - цыплёнок, солнце, репа. Зелёный - огурец, трава, лес. Голубой - небо, лёд, незабудки. Синий - колокольчик, море, небо. Фиолетовый - слива, сирень, сумерки.
«Четвёртый лишний»
Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
Ход игры: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например: голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.
«Один – много»
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.
Ход игры: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Пример: Стол – столы, стул – стулья. Гора – горы, лист – листья. Дом – дома, носок – носки. Глаз – глаза, кусок – куски. День – дни, прыжок – прыжки. Сон – сны, гусёнок – гусята. Лоб – лбы, тигрёнок – тигрята.
«Подбери признаки»
Цель: активизация словаря.
Ход игры: педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос и находят картинку к заданному вопросу. Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.
«Близко - далеко»
Цель: развитие слухового внимания, остроты слуха.
Ход игры: педагог за ширмой производит звучание большой или маленькой игрушкой. Дети по силе звучания определяют размер игрушки (большая или маленькая)
«Назови ласково»
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Ход игры: педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар, а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Столстолик, ключ-ключик. Шапка-шапочка, белка-белочка. Книга-книжечка, ложка-ложечка. Головаголовка, картина- картинка. Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце. Кукла-куколка, свёкла-свёколка. Коса-косичка, вода-водичка. Жук-жучок, дуб-дубок. Вишня-вишенка, башня-башенка. Платье платьице, кресло-креслице.
«Закончи предложение»
Цель: развивать умение употреблять в речи сложноподчиненные предложения.
Ход игры: предложить детям закончить предложения: Мама положила хлеб…куда? (В хлебницу) Брат насыпал сахар…куда? (В сахарницу) Бабушка сделала вкусный салат и положила его…куда? (В салатницу) Папа принес конфеты и положил их…куда? (В конфетницу) Марина не пошла сегодня в школу, потому что… (заболела) Мама пошла на рынок, чтобы… (купить продукты) Кошка забралась на дерево, чтобы… (спастись от собак)
«Испорченный телефон»
Цель: развивать у детей слуховое внимание.
Правила: Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно передал слово, т. е. испортил телефон, пересаживается на последний стул.
Ход игры: шепотом передавать слово на ухо рядом сидящему игроку. Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т. д. Слово должно дойти до последнего ребёнка. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Проигравший, занимает место последнего в ряду.
«Выдели слово»
Цели: учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.
Ход игры: Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук «з» (песня комарика). (Зайка, мышка, кошка, замок, коза, машина, книга, звонок) Воспитатель должен произносить слова медленно, после каждого слова делать паузу, чтобы дети могли подумать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)...

Картотека дидактических игр по развитию речи подготовительная группа (Связная речь)
Ведущая педагогическая идея заключается в создании педагогических условий для активного применения дидактических игр во всех видах деятельности по речевому развитию. В своей работе я стремлюсь создать...

Картотека дидактических игр по развитию речи (звуковая культура речи)
совершенствовать умение различать на слух звуки...

«Мы играем - речь развиваем» КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха.Развивать...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (младший дошкольный возраст) «Мы играем - речь развиваем»
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(младший дошкольный возраст)«Мы играем - речь развиваем»...
Мы играем - речь развиваем КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)
Мы играем - речь развиваемКАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ) «ПОСПЕШИЛИ-НАСМЕШИЛИ».Цель. Развивать речевой слух и р...
Картотека дидактических игр по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Материал будет полезен педагогам, работающим в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Представлена подборка дидактических игр и пособий, которые помогут молодому педагогу грамотно начать работ...