Самообразование на тему: "Формирование связной речи детей посредством театрализованной деятельности" (средняя группа)
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Бобова Елена Юрьевна

конспект кружковой работы в средней группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект кружковой работы29.92 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад общеразвивающего вида № 400» городского округа Самара

(МБДОУ « Детский сад № 400» г.о. Самара)

443122, г. Самара, Московское шоссе, д. 288. телефон- 925-63-59;   факс- 927-58-92,

E-mail:  rusichi@samtel.ru;  ОГРН -1036300894860, ИНН-6319057620.

Рабочая программа

по театрализованной деятельности

«Театральная страна»

Подготовили воспитатели

                                                                                    старшей группы № 2

                                                                              Григорьева Н.Е.,

                                                                      Бобова Е.Ю.

г.о. Самара, 2020-2021уч.год.

Пояснительная записка

   «Театр – волшебная страна,

в которой ребёнок радуется,

играя, а в игре он познаёт мир»

                                                                                                        С. И. Мерзлякова

В современной дошкольной педагогике и психологии сегодня наиболее остро стоит проблема взаимосвязи личности и творчества. Педагогическая наука рассматривает личность ребёнка дошкольного возраста с точки зрения её потребности в собственном преобразовании средствами игровой деятельности. Развивающее и воспитательное значение игры реализуется при условии организации её как свободной самостоятельной деятельности. Только тогда она оказывает своё формирующее воздействие на личность ребёнка.

В настоящее время педагоги обеспокоены тем, что игра исчезает из жизни детей, ей не находится места в режиме детского сада. Сегодня в дошкольных учреждениях уже не усматривается важнейшая роль игры для полноценного развития ребёнка, так как самостоятельная деятельность детей составляет основу процесса воспитания.

Театрализованная деятельность близка и понятна как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе ее лежит игра. Кружок «Театральная страна» имеет творческую направленность, которая  определена особой актуальностью образования в современных условиях. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний о театрализованной  игре, как  об  одной  из самых ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей и творческие способности.

Программа  «Театральная страна»   разработана на основе   программы «Театр – творчество – дети» Н. Ф. Сорокиной и направлена на развитие  творческих способностей средствами театрализованной деятельности.

Цель работы кружка «Театральная страна» заключается в развитии творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Работа кружка  направлена на решение следующих задач:

1. Формировать  у  детей 4-5 лет умение вживаться в образ, постоянно совершенствуя его, находя наиболее яркие выразительные средства для его воплощения.

2. Способствовать систематизации знаний детей о театральной культуре, обогатить их театральный опыт.

3. Развить у дошкольников интерес к театрально-игровой деятельности.

Ожидаемыми результатами работы кружка «Театральная страна» являются:

  1. Получение детьми представления о  театре, театральной культуре;
  2. Приобретение    умения      различать     разновидности   видов  театров (кукольный,    драматический, музыкальный, детский и др.);

3.   Умение пользоваться   некоторыми    приемами   и   манипуляциями,  применяемыми в знакомых     видах театров: резиновом, пластмассовом, мягкой игрушки (кукольный), настольном, настольно-плоскостном, конусной игрушки, стендовом на фланелеграфе и магнитной доске, верховых кукол, марионетки.

4. Понимание  эмоциональных  состояний героев, умение вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;

5. Умение  разыгрывать представления, инсценировки с использованием  средств выразительности (поза, жесты, мимика, голос, движение);   умение  выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, иной аудиторией.

Методы, используемые для реализации работы кружка «Театральная страна».   

Словесные методы:

- чтение сказок;

- проведение диалогов с детьми о прочитанном.

Наглядные методы:

- просмотр детских спектаклей на экране;

- инсценировка сказок.

Игровые методы:

- проведение игровых занятий (дидактических, игр-драматизаций и др.);

- подвижные игры.

Практические методы:

- организация художественной деятельности детей: рисование, аппликация, лепка;

- проведение занятий по ритмопластике;

- кукловедение.

Для выявления результатов реализации программы кружка «Театральная страна»  проводится диагностика  два раза в год:  входящая  - в сентябре, итоговая - в мае с использованием тестовых заданий.

В структуре изучаемой программы кружка выделяются следующие разделы:

  1. Введение в программу.
  2. Основы театральной культуры.
  3. Ритмопластика.
  4. Театрализованная игра.

          Изучение программы кружка «Театральная страна»  завершается постановкой спектакля.

Кружок работает в течение учебного года с октября по май, один раз в неделю – четверг. Количество детей, посещающих кружок 25 человек, занятия проходят по подгруппам. Возраст детей от 4 до 5 лет.

Тематический план кружка «Театральная страна»

Тема

Кол-во занятий

Сроки

1.

Введение в программу

«Давайте познакомимся»

2

Октябрь

2.

3.

4.

5.

6.

«Что такое театр?»

«Театр – особое царство»

«Сказки из сундучка»

«Тишина! Идёт спектакль!»

«Всё о театре»

2

2

1

2

1

Ноябрь

Ноябрь

Ноябрь

Декабрь

Декабрь

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

Ритмопластика

«Фантазёры»

«В зоопарке»

«Далёкое путешествие»

«Угадай-ка»

«Изменю себя друзья, догадайтесь, кто же я?»

«Сценки-малышки из знакомой книжки»

1

2

2

1

2

1

Декабрь

Декабрь

Январь

Январь

Февраль

Февраль

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

Театрализованная игра

«Удивительный мир кукол»

«Сказки на столе»

«Куклы на сцене»

«Весёлые зверушки»

«Вот как я умею»

«Театральная разминка»

«Игра в спектакль»

2

2

1

1

2

2

2

Март

Март

Апрель

Апрель

Май

Май

Май

Содержание работы кружка

Тема

Задачи

Содержание

Методы

1

«Давайте познакомимся»

Знакомство с театром

Правила поведения в театре

Рассказ воспитателя о театре.

Показ картинок.

2

«Что такое театр?»

Знакомство  детей с видами театров: резиновый, пластмассовый, мягкой игрушки (кукольный), настольный, настольно-плоскостной, конусной игрушки

Понятия различных видов театров

Демонстрация картинок с разными видами театров.

Изучение игрушек.

3

«Театр – особое царство»

Ознакомление  с видами искусства: литература, живопись, музыка, хореография.

Понятие различных видов искусства

Чтение сказок.

Рисование.

Прослушивание музыкальных произведений.

4

«Сказки из сундучка»

Изучение театральной профессии: гример, костюмер, актёр.

Понятие театральных профессий

Демонстрация приспособлений для грима.

Участие детей в костюмировании.

5

«Тишина! Идёт спектакль!»

Ознакомление детей с правилами поведения в театре: в зрительном зале, фойе, гардеробе, буфете.

Понятие театрального этикета

Обучающие подвижные игры.

Беседа о вежливости.

Демонстрация картинок о поведении.

6

«Всё о театре»

Рассматривание альбома. Изготовление театральных билетов.

Понятие организации театра

Рисование.

Аппликация.

Изучение картинок.

7

«Фантазёры»

Понятия «жест», «мимика», «интонация», «диалог».

Понятие театральной

ритмопластики

Показ движений.

Демонстрация мимики лица при помощи различных масок.

Демонстрация голосов с помощью проектора.

Диалог с детьми.

8

«В зоопарке»

Изучение музыкально-образных характеристик животных, птиц.

Изучение животных и птиц в музыке и живописи

Прослушивание музыкальных произведений с голосами птиц и животных.

Отгадывание животных на картинках.

Показ разных животных с помощью пластики рук.

9

«Далёкое путешествие»

Изучение имитации повадок животных.

Поведение животных

Загадывание загадок о животных.

Показывание картинок разных животных.

10

«Угадай-ка»

Знакомство детей с эмоциями: радость, грусть, обида, страх, злость, удивление.

Понятие эмоций у человека

Наблюдение за эмоциями мультипликационных героев.

11

«Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я?»

Знакомство детей с содержанием сценической профессии.

Понятие: сценический костюм. Интонационная выразительность речи.

Участие детей в постановке сказки.

Построение диалога между детьми.

12

«Сценки-малышки из знакомой книжки»

Ознакомление детей со сценической постановкой.

Понятия режиссёр, декоратор.

Обыгрывание небольших по объёму сценок.

13

«Удивительный мир кукол»

Обучение детей кукловодческой деятельности

Понятие и виды кукол: настольные,  куклы с «живой рукой».

Показ способов игрового действия с куклами.

14

«Сказки на столе»

Обучение способам действия в настольном театре.

Понятие настольного театра.

Демонстрация сценок с участием детей.

15

«Куклы на сцене»

Изучение возможностей театральной ширмы.

Назначение и удобство театральной ширмы.

Проведение игр в театре теней.

16

«Весёлые зверушки»

Изучение актерского мастерства

Знакомство с элементами актёрского мастерства: подражание и имитация движений героев сказки.

Подвижны игры с подражанием героям русских народных сказок

17

«Вот как я умею»

Развитие мимики и жестов у детей

Проведение этюдов на развитие мимики и жестов.

Артикуляционная гимнастика.

18

«Театральная разминка»

Формирование речевого аппарата у детей

Тренировка речевого аппарата, различных групп мышц, дыхания.

Речевые скороговорки.

Рассказ детей о своих домашних животных.

Дыхательная гимнастика.

19

«Игра в спектакль»

Постановка   драматизации «Кто сказал: «Мяу?».

Подготовка детей к постановке драматизации.

Проведение драматизации

Список литературы

  1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст] / Театрализованная деятельности в детском саду. / Е.А. Антипина. – Москва: СФЕРА, 2009. – 457 с.
  2. Брызгалова А.Н. Театрально-игровая деятельность дошкольников [Текст] / А.Н. Брызгалова. – Москва: ЮНИПРЕСС, 2006. – 176 с.
  3. Гайворонская Т.А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности [Текст]: методическое пособие / Т.А. Гайворонская. – Москва: Центр педагогического образования, 2007. - 144 с.
  4. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. 2-5 лет [Текст]: методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей / Н.Ф. Губанова. – Москва: ВАКО, 2011. – 256 с.
  5. Доронова Т.Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет [Текст]: методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Т.Н. Доронова. – Москва: Просвещение2004. – 127 с.
  6. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду [Текст]: пособие для работников дошкольных учреждений / М.Д. Маханева. – Москва: Сфера, 2001. – 128 с.
  7. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду [Текст] / Т.И. Петрова. - Москва, 2000. – 148 с.
  8. Родина М.И. Кукляндия [Текст]: учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности / М.И. Родина, А.И.. Буренина. – Москва: Музыкальная палитра, 2008. – 112 с.
  9. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет [Текст] / под ред. О. Ф. Горбуновой. – Москва: Мозаика-Синтез, 2007. - 128 c. – URL: http://fusionpiter.ru/articles/theatre-activity.
  10. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. Программа и репертуар [Электронный ресурс] / Э.Г. Чурилова. – Москва: Владос, 2000. – 10 с. – URL: http://static.my-shop.ru/product/pdf/89/886686.pdf.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему «Развитие связной речи дошкольников в театрализованной деятельности» старшая группа

Дошкольное образовательное учреждение первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в...

Развитие связной речи детей посредством театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность и развитие связной рени детей...

Развитие связной речи детей посредством театрализованной деятельности.

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью....

«Развитие связной речи дошкольников посредством театрализованной деятельности» (средний дошкольный возраст)

Создание условий для развития речи детей через творческую активность  в театрализованной деятельности....

Презентация "Развитие связной речи детей посредством театрализованной деятельности"

В презентация отражается актуальность темы, задачи, формы работы.Кроме этого детально рассматриваются виды театров и методика работы с ними....

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Выступление из опыта работы на педсовете)

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной  речью. К сожалению, в современном мире ,все чаще общение детям заменяет компьютер и телевидение и эта тенденци...

План работы по самообразованию по теме: «Развитие связной речи детей в подготовительной к школе группе».

План работы по самообразованию по теме: «Развитие связной речи детей в подготовительной к школе группе»....