Речевой образовательный модуль "Говорим правильно"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Балажегитова Кира Евгеньевна

Развитие ребёнка - дошкольника наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей среды.

На сегодняшний день процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей.

Речь – это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов.

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_sreda.docx50.25 КБ

Предварительный просмотр:

«В пустых стенах ребёнок не заговорит»

Е. И. Тихеева.

Развитие ребёнка - дошкольника наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей среды.

На сегодняшний день процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей.

Речь – это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов.

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому мы заботимся о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм русского языка.

Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков речи и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.

Уже давно доказано, что на развитие ребенка большое влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость. Мы пришли к выводу, что речевая среда должна быть создана и оформлена в группе, должна привлекать к себе внимание детей, желание играть именно в данном отведенном пространстве.

Развивающая речевая среда – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. Развивающая речевая среда, как часть общей, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи. Поэтому создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников.

Цель построения речевой развивающей среды – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста.

Задачи построения речевой развивающей среды:

— обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;

— обеспечение богатства сенсорных впечатлений;

— обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка;

— обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций;

— обеспечение возможностей для исследования и экспериментирования в языковой системе.

Речевая среда, созданная в определённой группе - фактор либо сдерживающий, либо активизирующий процесс речевого развития ребёнка, поэтому создавая развивающую среду, важно учитывать уровень речевого развития, интересы, способности детей данной группы.

На основе данных психолого-педагогических исследований в качестве составляющих речевой развивающей среды мы выделяем следующие:

- речь педагога;

- методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников;

- специальное оборудование для каждой возрастной группы.

Чтобы процесс работы над речью имел положительный эффект, нами был разработан речевой образовательный модуль. Основная цель которого – развитие всех компонентов речи дошкольника. Основные требования, которые мы учитывали при его разработке это:

- информативность (содержание информации должно быть направлено на работу со всеми компонентами речи);

- доступность для каждого ребенка (обязательное применение дифференцированного подхода при подборе материала для модуля);

- универсальность (данный модуль должен быть удобен при работе с детьми всех возрастных категорий, а также для работы по разным лексическим темам). Речевой образовательный модуль содержит дидактические материалы как для самостоятельной деятельности дошкольников, так и для работы педагога с воспитанниками.

Речевой образовательный модуль имеет следующую структуру:

  1. Тематические картинки по лексическим темам. Данный раздел необходим для визуального напоминания ребенку, над какой темой идет работа на данной неделе.
  2. Подготовительная работа артикуляционного аппарата:

- артикуляционная гимнастика;

- дыхательная гимнастика;

- пальчиковая гимнастика.

Материалы для данного раздела выполнены в виде карточек со схематичным изображением каждого упражнения. Это необходимо для того, чтобы после выполнения упражнений совместно с педагогом, ребенок мог воспроизвести упражнение и выполнить его самостоятельно. А также проконтролировать правильность выполнения упражнения глядя на схематичное изображение.

  1. Работа над основными категориями речи

- в данном кармане размещаются карточки с изображением тех букв, с которыми идет работа на данной неделе. Рядом с согласной буквой в 10 маленьких карманах располагаются гласные буквы первого и второго порядка.

- картинки с изображением предметов по лексической теме. Данный картинки позволяют проводить работу по словообразованию, составлению словосочетаний и т.д. В старшем дошкольном возрасте этот раздел пополняется схемами слов.

- работа с предложением. В данном разделе находятся схемы предложений, благодаря которому мы не только знакомим ребенка с понятием предложения, его структурой, видами, но и способствуем развитию наглядно – образного мышления.

- данный раздел содержит материал для проведения дидактических игр по формированию грамматического строя речи.

- «Связная речь». В данном разделе содержаться материалы для развития связной речи: сюжетные картинки; серии сюжетных картин и дидактических игр.

4. Данный раздел предназначен для работы над развитием психических процессов (память, мышление, внимание, воображение и т.д.). В структуру данного раздела входят пособия для дидактических игр таких как: «Найди по тени», «Что перепутал художник», «Найди отличия», «Четвертый лишний», «Найди все предметы на картинке», «Разрезные картинки» и т.д.

5. В данном разделе находятся материалы для формирования и развития зрительно – моторной координации дошкольников, так как мелкая моторика рук и речь ребенка неразрывно связаны. Используются такие игры как лабиринты, зашумленные картинки, соедини по точкам, штриховка и т.д.

6. В данном разделе располагается материал для чтения, заучивания стихотворений, а так же пересказа.

Для работы по всем лексическим темам разработаны и сформированы лэп  - буки, имеющие единую структуру. Что способствует повышению эффективности и систематизации работы педагога, но так же позволяет ребенку самостоятельно использовать материалы данного модуля.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развлечение "Праздник правильной речи"

Данный материал содержит  речевое развлечение для родителей и детей подготовительной группы. ...

Речевое дыхание. Учимся правильно дышать.

Речевое дыхание. Учимся правильно дышать....

Консультация для родителей "Речевое дыхание – основа правильной речи"

Изложены упражнения на развитие речевого дыхания....

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ – ЗАЛОГ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (Консультация для воспитателей и родителей)

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ – ЗАЛОГ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (Консультация для воспитателей и родителей)​Описывает значение речевого дыхания для детей с нормальным речевым развитием и для детей...

речевое развлечение "Праздник правильной речи"

Главное преимущество этого развлечения в том, что оно не требует специальной дополнительной подготовки, легко организуется и трансформируется в зависимости от игрового наполнения. Не нужно репетироват...

Консультация - практикум для родителей "Речевое дыхание - основа правильной речи детей с ОНР."

Приступая к развитию у ребенка речегого дыхания необходимо развить бесшумный, спокойный вдох , не поднимая плеч , а также  сформировать плавный  ротовой выдох. При проведении игр,...

Слайд-шоу к речевому развлечению «Праздник правильной речи»

Презентация к речевому развлечению «Праздник правильной речи» для детей старшего дошкольного возраста...