Конспект НОД по развитию речи в старшей группе.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Шерер Надежда Викторовна

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Прогулка по осеннему лесу" с использованием ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_rr_v_st.gr_._progulka_v_osennem_lesu.docx26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

Деятельности по художественно - эстетическому и социально-личностному

Развитию детей № 21 « Искорка», г. Бердск

Конспект

непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию  в старшей группе

Тема «Прогулка по осеннему лесу»

Подготовила и провела:

Воспитатель I кв.категории

Шерер Надежда Викторовна

г. Бердск

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие».

Цель: развитие у детей речевой активности.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

- мотивировать речевую активность детей посредством серии игровых заданий;

- закреплять знания детей о приметах осени.

Развивающие задачи:

- развивать целостное восприятие;

- формировать наглядно-образное мышление (анализ, обобщение);

- упражнять в согласовании существительных с числительными;

- учить образовывать новые слова из двух предложенных;

- упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением и множественного числа существительных именительного падежа;

- закреплять умение  употреблять в речи предложно-падежные конструкции;

- продолжать учить строить развернутую логически осмысленную фразу.

Воспитательные задачи:

- воспитывать умение слушать, понимать и выполнять предлагаемые задания педагога;

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать, не перебивать говорящего.

Оборудование: Мягкая игрушка «Старичок - Лесовичок», мяч, иллюстрации деревьев. Коробка, оформленная в виде подарка, «Осенний кубик», звукозапись «Звуки леса». Презентация, ноутбук, проектор, экран.

Предварительная работа: рассматривание альбома «Осень наступила…», разучивание стихотворений. Проведение дидактических игр по теме «Осень», оод по продуктивным видам деятельности.

Ход образовательной деятельности:

1ч. Орг. момент.

Воспитатель стоит у окна и звенит колокольчиком: 

Воспитатель: - Колокольчик звенит, заливается, и ребята вокруг собираются. (Дети встают около воспитателя).

Воспитатель: - Я знаю, что вы любите играть! Давайте поиграем с пальчиками в игру, которая называется «Осенние листья».
Разбросала осень листья, (плавные взмахи ладонями вверх-вниз)
Разукрасила их кистью. (Круговые движения кистями рук)
Мы в осенний лес пойдем, («Шагают» пальцами обеих рук)
В букеты листья соберем. (Скрещивают ладони).

Лист кленовый, лист с осинки, лист дубовый, лист рябинки,
рыжий тополиный лист (поочередно массируют подушечки пальцев, начиная с больших).

На дорожку спрыгнул вниз. (Звонко хлопают в ладони).

2ч. Основная часть.

Воспитатель:- Скажите, о каком времени года шла речь в этой игре? (Об осени). Напомните, пожалуйста, а какое сейчас время года? (Осень).

Д/и «Скажи со словом «Какой, какая, какое, какие».

Воспитатель: - О чем можно сказать «Осенний»? (осенний - лес, дождь, ветер, листопад).

 - О чем можно сказать «Осенняя»? (осенняя погода, куртка, шапка).

- А что бывает «Осеннее»? (осеннее небо, настроение, пальто…)

- А что бывает «Осенние»? (осенние ягоды, листья, сапоги, цветы, деревья..).

Воспитатель: - Ребята, вы любите гулять? (Да). Тогда предлагаю вам отправиться на не обычную, а воображаемую прогулку по осеннему лесу. Хотите? (Да).

- Друг за другом становитесь и скорее улыбнитесь, отправляемся мы в путь  поиграть и отдохнуть!

Игровое упражнение «Змейка» (Педагог включает звукозапись «Звуки леса».)

Воспитатель: - Шли, мы шли, и пеньки нашли – перешагнули и дальше пошли,

Шли, мы шли, ручеёк нашли – перепрыгнули его и дальше пошли,
Шли, мы шли и в лес пришли. (Дети выполняют движения согласно тексту).

Воспитатель: - Куда это, ребята, мы пришли? (Мы пришли в лес).

Воспитатель: Здравствуй, лес, чудесный, лес! Полон сказок и чудес!

Воспитатель: - Помните, что в лесу шуметь нельзя, чтобы не нарушить его покой. Закройте глаза и послушайте, как он звучит. (Педагог включает звукозапись «Звуки леса»).

Воспитатель: - Вспомните животных, которые живут в лесу. Посмотрите на экран, там подсказка вам. (Слайд №1). Найдите зверей и скажите кто, где сидит, стоит или лежит. Заяц сидит под берёзой. В дупле спряталась белка. Волк лежит перед деревом. Ёж сидит на пеньке.  Как этих животных можно назвать, одним словом? (Дикие). Почему? (Ответы детей).

Воспитатель: - А сейчас поиграем в игру, и в этом нам поможет наш экран. (Слайд №2). 

Д/у «Какая, какой»

Волк (Какой?) - злой, голодный, серый

Медведь (Какой?) - большой, сильный, бурый

Лиса (Какая?) - хитрая, осторожная, рыжая

Заяц (Какой?) - трусливый, маленький, серый, белый

Белка (Какая?) - запасливая, юркая.

Еж (Какой?)  -

Лось (Какой?) -

Воспитатель: - Молодцы, всех животных смогли описать.

Воспитатель: - Посмотрите, а тут дедушка сидит. Да это же Старичок – Лесовичок (игрушка). (Дети здороваются).

Лесовичок: - Здравствуйте, а вы зачем в мой лес пожаловали?

Воспитатель: - Мы пришли в твой лес на прогулку. А ты чем занимаешься?

Ребята, оказывается, Старичок - Лесовичок пересчитывает все кустики, грибы, деревья в своем лесу, ведь у него их так много! Он просит нам помочь ему. Поможем? (Ответы детей).

Д/и «Посчитай и назови» (Воспитатель начинает, дети продолжают по аналогии). (Слайд №3). 

Один куст. Два куста. Три куста. Четыре куста. Пять кустов.
Один пенек. Два пенька. Три пенька. Четыре пенька. Пять пеньков.

Один гриб. Два гриба. Три гриба. Четыре гриба. Пять грибов.
Одно дерево. Два дерева. Три дерева. Четыре дерева. Пять деревьев.
Лесовичок - Спасибо! Помогли мне! Справились!

Воспитатель: - Ребята, а кто помнит, как называется красивое природное явление, когда падают листья? (Листопад). Посмотрите, как интересно получается: два слова «листья - падают» соединились и превратились в одно такое прекрасное слово «листопад». (Слайд №4). 

Воспитатель: - Как вы думаете, какое новое слово получится, если соединить вместе слова?

Игра на словообразование

- Вода падает - водопад

- Камни падают - камнепад

- Снег падает - снегопад

Воспитатель: - Да! Снегопад-то не за горами! Что-то даже холодновато стало! Давайте немного погреемся.

Физкультминутка «Осень»

Осень, осень, листопад.

Листья желтые летят (руки вверх, вниз)

Ветер дует, задувает (руки вверх, и плавные движения в стороны)

Туча солнце закрывает (закрыть глаза руками)

Дождик капает с утра (показать, как падают капли дождя)

Осень грустная пора (развести руки в стороны и изобразить на лице грусть).

Воспитатель: - Ребята, а что мы можем сделать, чтобы деревья в лесу не грустили? (Предположения детей).

Воспитатель: - Назовем их ласково!

Д/и «Назови ласково» (С использованием иллюстраций).

Береза - березка

Осина - осинка 

Ель - елочка

Дуб - дубок 

Рябина - рябинка

Тополь - тополек 

Ива - ивушка

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Уверена, теперь деревьям в лесу будет не так грустно. - А вы знаете, что в лесу можно услышать эхо? Лесовичок знает игру, которая так и называется «Эхо».

Игра «Эхо» (с мячом.)

Воспитатель: - В круг вставайте, игру начинайте! Я сейчас назову слово, обозначающее название животного, когда животное одно (медведь), а вы будете эхом и назовете это животное, но только когда их много (медведи).
Заяц - зайцЫ,

Еж - ежИ,

Белка - белкИ,

Лиса - лисЫ,

Волк - волкИ,

Медведь - медведИ,

Лось - Лоси и т.п.

Воспитатель: - Какое замечательное эхо! Славно мы время провели в осеннем лесу, но, а теперь нам пора с Лесовичком прощаться и в путь-дорогу собираться.

Лесовичок - Спасибо, ребята, что пришли ко мне в гости, помогли мне по хозяйству и деревья мои порадовали. За это, вот вам от меня подарочек! (Коробка, украшенная подарочной бумагой и лентой). Когда вернетесь в свою группу, тогда и посмотрите! - До свидания, рад был вас видеть! (Дети прощаются со Старичком - Лесовичком).

Воспитатель: - Друг за другом становитесь и скорее улыбнитесь, возвращаемся обратно, хоть и было тут приятно.

Игровое упражнение «Змейка»

Воспитатель: - Шли, мы шли, и пеньки нашли – перешагнули и дальше пошли,

Шли, мы шли, ручеёк нашли – перепрыгнули его и дальше пошли,
Шли, мы шли и обратно в детский сад пришли.

(Дети выполняют движения согласно тексту).

После игры педагог предлагает детям сесть в круг и посмотреть, что подарил им Лесовичок. В подарочной коробке «Осенний кубик».

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, Старичок – Лесовичок нам подарил кубик с приметами осени. Назовите их.

Воспитатель показывает картинку-опору на кубике, а дети называют приметы осени:

- картинка «Солнце» (с короткими лучами, солнце греет меньше)

- шапка, куртка, сапоги (на улице становится холоднее)

- зонт (часто идут дожди)

- дерево с желтыми, красными (мало) листьями, один лист под деревом (начали желтеть и опадать листья)

- птицы……….

- животные….

Воспитатель: - Молодцы, ребята, я вижу, что вы про Осень много знаете.

А подарок Старичка - Лесовичка мы поставим в уголок природы.

3ч. Итог.

Воспитатель: - Ребята, куда мы сегодня ходили на прогулку? Кого там встретили? Кому помогали? Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей). А сейчас, кому было интересно, возьмет солнышко, а кому было скучно и неинтересно возьмет тучку. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди» (старшая группа)

Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий.Интеграция образовательных областей: Чтение художественной литературы,...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа).

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа)....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект НОД по «Развитию речи» в старшей группе ТЕМА «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие детей. Она:помогает усвоить богатство родного языка, его выразительные средства;стимулирует речь за счёт расширения словарно...