Проект "Формирование связной речи у дошкольников средствами моделирования"
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
В данном проекте представлен перспективный план работы по рчевому развитию старших дошкольников с применением метода моделирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_formirovanie_svyaznoy_rechi_u_starshih_doshkolnikov_sredstvami_modelirovaniya.docx | 29.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Формирование связной речи у старших дошкольников средствами моделирования».
«Учите ребенка каким – нибудь неизвестным ему
словам- он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их освоит на лету»
К.Д. Ушинский
Тип проекта: исследовательно – творческий
Продолжительность: долгосрочный (2 учебных года)
Участники: воспитатель – дети старшего дошкольного возраста – родители.
Актуальность темы.
Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка.
Развитие связной речи – одна из важнейших задач работы с детьми и необходимое условие для их успешного обучения в школе. Эти утверждения основаны на том, что в процессе развития связной речи детей развивается их мышление, восприятие, наблюдательность.
Проблема
Старшие дошкольники иногда поступают в школу, имея нарушения в связной речи, которые выражаются в неумении удерживать в памяти последовательность содержания, являющегося планом рассказа-описания; фрагментарном запечатлении словесного материала; трудностях выделения существенных признаков предмета и перечислении их в определенной последовательности; недостаточном использовании выразительных средств при составлении рассказа.
По мнению психологов, педагогов, использование метода моделирования облегчает процесс формирования связной речи. В современной научной литературе моделирование рассматривается как исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей.
Во – первех, дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для него так же характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование метода моделирования устраняет эту проблему.
Во – вторых, использование символической аналоги и облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.
В - третьих, применяя графическую аналогию мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Цель проекта: создать условия, обеспечивающие развитие связной речи в процессе наглядного моделирования.
Задачи проекта:
1 год обучения: Научить детей пользоваться схемами – моделями при составлении описательного рассказа по предметам и заучивании стихотворений.
Совершенствовать монологическую речь.
2 год обучения: Научить детей составлять схемы - модели при перессказе сказок, рассказов из личного опыта, творческих рассказов, перессказов литературных произведений.
Совершенствовать монологическую и диалогическую речь.
Организационный этап
1 год обучения:
Дети
Использование схем – моделей для рассказывания про предметы одежды, игрушки, транспорт, фрукты – овощи, схемы описания птиц и животных.
Схемы заучивания стихотворений по «Программе»
Родители
Родительское собрание по теме: «Развитие речи у старших дошкоьников»,
Консультация «Нарисуем стихотворение»
Продукт
Схемы-модели стихотворений, изучаемых по «Программе»
2 год обучения:
Дети
Использование схем 1 года обучения при составлении описательных рассказов по предметам, при заучивании стихотворений, обучение составлению схем – моделей при перессказе литературных произведений, творческих рассказов, рассказов из личного опыта.
Родители
Консультация для родителей «Расскажи сказхку по схеме»
Продукт
Схемы – модели литературных произведений, изучаемых по «Программе», и к рассказам из личного опыта.
Ожидаемый результат.
Дети должны уметь вычленять и называть признаки объекта: умение перечислять признаки объекта в определенной последовательности,умение видеть сходства признаков объекта,умение видеть различия признаков объекта.
Умение составлять описательный рассказ: умение связно, выразительно, последовательно рассказывать об объекте описания.
Умение составлять модели – схемы к небольшим литературным произведениям.
План осуществления проекта 1 год обучения
- НОД Тема «Опиши домашнее животное».
Цель: формирование умения составлять описательный рассказ по опорным картинкам.
- НОД Тема «Любимая игрушка».
Цель занятия: учить детей правильно называть игрушки, их качество. Расширить представление о свойстве игрушек. Формировать умение проявлять интерес и любознательность при наблюдении и исследовании предметов. Передавать информацию из наблюдений. Развивать познавательные процессы: слухоречевую память, логическое мышление, зрительное внимание. Формировать умение согласовывать прилагательные с существительным. Активизировать речь детей .Воспитывать бережное отношение к игрушкам, дружеские взаимоотношения.
- Совместная деятельность по «РР» - заучивание русской народной песенки «По дубочку постучишь…»
- НОД Тема «Составление рассказа по картине «Зайцы. Зима».
Задачи:Формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя), рассуждать над её содержанием. Формировать умение составлять коллективный рассказ по картине, придерживаясь определённого пункта плана. Упражнять в подборе слов, близких по значению; в отгадывании описательных загадок на заданную тему. Воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его; оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор. Развивать внимание, память.
- Совместная деятельность по «РР»- заучивание стихотворения «Вот моя деревня»
- НОД Тема «Дикие животные»
Задачи. Продолжать упражнять в пересказе произведения по опорным схемам - картинкам. Обучать правильному употреблению существительных множественного числа в родительном падеже с предлогом «у». Обогащать словарный запас словами - родственниками. Помочь запомнить слова, обозначающие различные звуки: треск, шуршание, хруст, скрип, шипение, визг, скрипение. Развивать логическое мышление, слуховое внимание, вслушиваться в звучание слов. Воспитывать стремление говорить правильно.
- НОД Тема: «Транспорт»
Цель: формирование умения составлять описательный рассказ про различные виды транспорта с использованием графической аналогии.
- Совместная деятельность по «РР»- заучивание стихотворения И. Белоусова «Весенняя гостья»
- НОД Тема: «Заучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине»
- Совместная деятельность по «РР»- заучивание стихотворения А. Якова «Есть одна планета сад»
Игры и творческие задания для освоения модели с картинками
Игры с «подзорной трубой» учат детей выделять объекты, изображенные на картине. Детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы. Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его. Выигрывает тот, кто перечислит больше объектов на картине.
«Ожившие предметы». Игра развивает у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами. Ведущий предлагает выбрать объект на картине для обсуждения. Дети определяют его характер, рассказывают о его возможных поступках и мыслях. Например, рассматривается пейзаж; дети выбирают и характеризуют объект - ель: спокойная, спящая, тихо дышит. Составление речевых зарисовок от имени очеловеченного объекта.
«Волшебный гость». Игра учит детей устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на картине. В гости к детям приходит волшебник Объединения и объединяет два наугад выбранных объекта. Детям предлагается объяснить, почему он это сделал, как эти объекты могут быть связаны между собой.
«Живые картинки». Игра учит детей ориентироваться в двумерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта. Педагог предлагает детям превратиться в конкретные объекты на картине, выясняет их место нахождения. Детям предлагается смоделировать изображение в трехмерном пространстве (например, на ковре). Ребенок должен найти место своего объекта относительно других объектов, изображенных на картине, и составить связный рассказ о его местонахождении.
План осуществления проекта 2 год обучения
- НОД «На лесной поляне»
Цель. Развивать воображение и творческие способности детей, активизировать речь, учить схематично изображать свой рассказ
НОД Работа с сюжетной картиной
Цель. Выяснить, как дети освоили умение озаглавливать картину и составлять план рассказа с опорой на схему.
НОД «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»
Цель. Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа, используя метод моделирования.
- НОД.«Праздник Новый год» (пересказ рассказа «Ёлка»)
Цель: Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа, используя метод моделирования
НОД «Тяпа и Топ сварили компот»
Цель. Совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием
НОД «Новогодние встречи»
Цель. Совершенствовать умение детей составлять рассказы из личного опыта. Активизировать речь
НОД «Работа по сюжетной картине»
Цель. Совершенствовать умение детей озаглавить картину, самостоятельно составить план рассказа в виде модельной схемы .
НОД «Пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант»
Цель. Совершенствовать умение детей пересказывать рассказ.
НОД «Чтение сказки В. Даля «Старик-годовик»
Цель. Совершенствовать диалогическую речь детей.
- НОД «Лохматые и крылатые»
Цель. Продолжать учить детей составлять интересные и логичные рассказы о животных и птицах.
НОД «Рассказы по картинкам»
Цель. Продолжать совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием, самостоятельно зарисовывая модельные схемы.
Итоговый
1 год обучения:
«Конкурс чтецов» (с использованием схем стихотворений, составленных родителями вместе с детьми) –показ по телевидению
2 год обучения:
- Театрализация сказки «Снегурочка»
- Открытое занятие для родителей «Сочиняем сказку про Золушку»
(составление творческих рассказов с использованием схем)
Вывод:
В процессе реализации проекта была выстроена система работы по использованию метода моделирования в процессе развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста при составлении описательных рассказов, выявлены особенности использования моделирования в процессе составления описательных рассказов.
Анализ детских высказываний показал, что опора на наглядную модель позволила актуализировать и активизировать лексический запас. Рассказы детей стали более полными и связными, отражали причинно-следственные связи.
Форма алгоритма речевого высказывания стала опорой при составлении рассказов. После этого дети сами составляли план своего будущего рассказа. Дети знали, с чего начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить.Дети самостоятельно подбирали слова для описания признаков и действий данного объекта. Испытуемые использовали в речи приемы описания объектов (внешний вид, признаки объекта, и др.)
Таким образом моделирование является эффективным средством развития связной речи при условии, если: педагог научит детей использовать модели для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста, используя словесные, наглядные и практические методы, воспитатель дает образец описательного рассказа по предметным картинкам, использует прием сравнительного описания; разрабатывает специальный комплекс моделей направленных на развитие связной речи (схема – план картина, план модели для обучения пересказывания) .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников
В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....
«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ СКАЗКИ»
методическое пособие...
Формирование навыков социально-коммуникативного взаимодействия и развитие связной речи у дошкольников средствами детской журналистики
Обобщение педагогического опыта иновационной деятельности...
Развитие связной речи старших дошкольников средствами театрализованной деятельности
Цель опыта работы: введение ребенка в мир прекрасного, пробуждение способностей к состраданию и сопереживанию, активизирование мышление и познавательного интереса, раскрепощение его творческих в...
Программа инновационной деятельности МБДОУ д/с № 26 «Формирование навыков социально-коммуникативного взаимодействия и развитие связной речи у дошкольников средствами детской журналистики»
laquo;Формирование навыков социально-коммуникативного взаимодействия и развитие связной речи у дошкольников средствами детской журналистики»...
Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования
Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования...
"Развитие связной речи младших дошкольников средствами мнемотехники"
Развитие связной речи младших дошкольников средствами мнемотехники...