Формирование навыков социально-коммуникативного взаимодействия и развитие связной речи у дошкольников средствами детской журналистики
статья
Обобщение педагогического опыта иновационной деятельности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование навыков социально-коммуникативного взаимодействия и развитие связной речи у дошкольников средствами детской журналистики
(обобщение опыта инновационной деятельности)
г. Арзамас, Нижегородская область
Жаркова М.В., заведующий МБДОУ «Детский сад № 26»
Клочкова С.В., старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 26»
Формирование социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений развития ребенка в дошкольном возрасте. Социально-коммуникативное развитие — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений.
Актуальность социально-коммуникативного развития возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
Успешная социализация и накопление общечеловеческого опыта происходит в процессе общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Основным фактором, влияющим на успешное общение, является речь. Грамотная, развитая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. В связи с этим мы определили направление инновационной деятельности – формирование социально-коммуникативных навыков и развитие связной речи. Чтобы этот процесс стал более увлекательным и для детей, и для педагогов в качестве средства достижения поставленной цели мы взяли журналистику, т.к. данное направление близко современным детям.
Многие педагоги считают, что и детям, и учителям, и воспитателям сейчас приходится тяжелее, чем раньше. Они отмечают, что изменилось все: и дети, и их родители, и отношение семьи к детскому саду, школе. Они говорят и о том, что дети сейчас иначе общаются друг с другом.
В чем же причина?
Дефицит семейного общения.
Мы знаем, что члены семьи теперь проводят все меньше и меньше времени друг с другом, что дома люди в основном не беседуют друг с другом, а смотрят телевизор или проводят время за компьютером. Число детей, растущих "без присмотра" возросло. У многих родителей хватает своих личных трудностей, а также вредных привычек и зависимостей. В результате разводов все большее число детей живет с одним из родителей.
Нет образца «правильного» общения.
Часто воспитатели жалуются, что даже маленькие дети теперь уже не такие вежливые и «невинные», как раньше. Их грубое поведение часто повторяет увиденное на телевизионном экране. Для многих детей все труднее становится нормально взаимодействовать с другими. Они не понимают и не учитывают индивидуальных особенностей других людей, все меньше говорят о действительно существенных и важных для них проблемах, обмениваясь лишь формальными и поверхностными замечаниями. Им с трудом удается внимательно слушать других.
Недостаток внимания педагогов.
Воспитатели обращают внимание на нехватку времени в течение дня на свободную беседу с каждым воспитанником (большое количество детей, образовательная деятельность, плотный график и строгий режим).
Нехватка времени для свободного общения со сверстниками.
Современные дети испытывают дефицит свободного общения со сверстниками: дети редко и мало гуляют во дворе и играют в совместные игры (основное время занято посещением разнообразных секций, курсов, развивающих занятий), родители боятся отпускать детей от себя.
Общение со сверстниками выстроено, в основном, на основе гаджетов: совместные компьютерные игры, обсуждение игр в телефонах, мультфильмов. Дети не всегда умеют выстроить игру на основе сюжета мультфильма, компьютерной игры.
Недостаток общения на равных со взрослыми.
Многие дети застенчивы, боязливы, испытывают страх, неловкость при обращении к взрослому. Задача воспитателя наладить такой стиль общения с воспитанниками, чтобы дети имели возможность завести разговор со взрослыми не только по инициативе воспитателя, но и по собственному желанию.
Таким образом, основополагающим направлением нашей инновационной деятельности является помощь дошкольнику в ощущении себя свободной полноценной личностью, равноправно со взрослыми включенной в систему коммуникации и общения, формирование у детей социально-коммуникативных навыков, развитие грамотной и содержательной речи через детскую журналистику.
Цель инновационной работы:
Разработка и внедрение в воспитательно-образовательный процесс ДОУ системы работы по формированию творческой, социально-активной личности, владеющей навыками социально-коммуникативного взаимодействия; развитие связной диалогической и монологической речи дошкольников средствами детской журналистики.
Задачи:
- Обобщить имеющиеся научные знания по развитию речи и формированию социально-коммуникативных навыков у дошкольников.
- Создать необходимые условия в образовательном пространстве ДОУ для речевого и социально-коммуникативного развития детей средствами детской журналистики.
- Разработать модель деятельности по развитию связной речи, обогащению словаря, развитию творческих способностей дошкольников и навыков социально-коммуникативного взаимодействия.
- Обобщить в виде методических рекомендаций полученные результаты инновационной деятельности.
Этапы инновационной деятельности
1 этап – ориентировочный - разработка программы, перспективного плана работы инновационной деятельности; подбор, изучение и анализ литературы, опыта работы педагогов других дошкольных учреждений по данной теме.
2 этап – диагностический – психодиагностическое обследование детей, входной мониторинг.
3 этап – постановочный – расширение и систематизация научно-исследовательской базы МБДОУ «Детский сад №26» по теме инновационной деятельности; обогащение и пополнение предметно-пространственной развивающей среды (оформление в экспериментальной группе «ПРЕСС-центра», центра речевого развития), приобретение методических пособий, дидактических игр, оборудования, атрибутов, канцелярских товаров и др.
4 этап – преобразующий – непосредственная инновационная работа со всеми участниками образовательного процесса. Отслеживание и преобразование результатов инновационной деятельности, распространение педагогического опыта, взаимодействие с социальными партнерами.
5 этап – итоговый – итоговый мониторинг результатов инновационной деятельности, подведение итогов инновационной работы, обобщение опыта педагогической деятельности, разработка и подготовка к печати методических рекомендаций по теме «Формирование навыков социально-коммуникативного взаимодействия и развитие связной речи у дошкольников средствами детской журналистики».
Реализация 1 этапа.
На первом этапе работы была разработана программа инновационной деятельности, перспективный план работы с детьми. Была подобрана и изучена педагогами литература по теме инновационной площадки.
Реализация 2 этапа.
На втором этапе – с целью построения работы по инновационной деятельности МБДОУ «Детский сад № 26» по теме «Формирование навыков социально-коммуникативного взаимодействия и развитие связной речи у дошкольников средствами детской журналистики» в экспериментальной группе была проведена входная педагогическая диагностика детей по определению уровня развития социального интеллекта. Диагностика проводилась на основе методических рекомендаций по проведению психолого-педагогической диагностики «Развитие социального интеллекта детей дошкольного возраста» А.И. Савинкова.
Проведенная в средней группе диагностика показала недостаточную сформированность социального интеллекта воспитанников. Поэтому целесообразно направить инновационную работу с детьми на развитие социального интеллекта и социально-коммуникативных навыков.
Педагогическая диагностика речевого развития детей средней группы проводилась с целью наиболее эффективного построения работы по инновационной деятельности МБДОУ «Детский сад № 26»; индивидуализации образовательной работы; построения индивидуальной образовательной траектории каждого ребенка и оптимизации инновационной работы с группой детей.
Педагогическую диагностику речевого развития детей средней группы проводили воспитатели по диагностическим картам, разработанным О.А. Скоролуповой.
По результатам диагностики речевого развития детей экспериментальной группы можно сделать вывод о том, что речевое развитие детей находится на низком уровне, поэтому внедрение в этой группе инновационной деятельности будет способствовать наиболее успешному развитию речи детей, достижению планируемых результатов в образовательной области «речевое развитие», освоению программного материала ООП МБДОУ д/с №26.
Реализация 3 этапа.
На третьем этапе инновационной деятельности велась работа над расширением и систематизацией научно-исследовательской базы МБДОУ «Детский сад №26» по теме инновационной площадки; обогащением и пополнением предметно-пространственной развивающей среды (оформление в экспериментальной группе «ПРЕСС-центра», центра речевого развития), приобретение методических пособий, дидактических игр, оборудования, атрибутов, канцелярских товаров и др.
Реализация 4 этапа.
Работа велась в двух направлениях – работа с детьми и работа с семьями воспитанников.
Работа с детьми началась с начала учебного года и ведется согласно перспективному плану. Инновационная деятельность с детьми ведется в трех направлениях:
- «Культура общения». За основу воспитания культуры общения мы взяли «интервью». Воспитатели разработали алгоритм (карточки) интервьюирования респондента – обязательное приветствие, согласие на общение, знакомство, вопросы, благодарность, прощание.
- Формирование социально-коммуникативных навыков происходит во время совместной деятельности как с детьми, так и со взрослыми. Например, совместное изготовление групповой газеты, совместная игровая деятельность, знакомство с профессией «журналист»
- Развитие связной речи. Ведение блога способствует развитию связной монологической речи, обогащению и активизации словаря, эмоциональной выразительности речи.
Деятельность педагогов, совместная с семьями воспитанников.
Проведено родительское собрание в форме круглого стола по теме «Развитие коммуникативных способностей или учим детей общению». На собрании педагоги совместно с родителями обсудили значение развития навыков социально-коммуникативного взаимодействия, формирования связной монологический и диалогической речи.
Проведено анкетирование родителей (законных представителей), по результатам которого видно, что родители придают большое значение развитию речи и коммуникативных способностей своих детей. 100% родителей выразили согласие на инновационную деятельность по теме «Формирование навыков социально-коммуникативного взаимодействия и развитие связной речи у дошкольников средствами детской журналистики».
В течение года педагоги подготовили буклеты для родителей по теме «Развитие коммуникативных навыков у детей», «Как общаться с ребенком», «Коммуникативные игры». Информировали родителей по темам: «Роль сказки в социально-коммуникативном развитии ребенка», «Чтобы ребенок рос общительным…».
Ожидаемые результаты от инновационной деятельности
Сформирована социально-коммуникативная компетентность дошкольников: умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый) и умение рассказать о нем; умение получать необходимую информацию в общении; умение выслушивать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками; умение спокойно отстаивать свое мнение; умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей; умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать); умение уважительно относиться к окружающим людям; умение принимать и оказывать помощь; умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
Развита связная монологическая и диалогическая речь: обогащен словарный запас; усовершенствована звуковая культура речи; используются речевые формы выразительности речи.
Будет повышена квалификация педагогов, участвующих в инновационной деятельности. Воспитатели и специалисты принимают активное участие в конференциях, семинар, конкурсах разного уровня.
На пятом этапе инновационной работы мы планируем систематизировать нашу работу, обобщить опыт и опубликовать результаты эксперимента (положительные или отрицательные).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
отчет по инновационной деятельности МБДОУ д/с № 26 по теме "Формирование навыков социально-коммуникативного взаимодействия и развитие речи у дошкольников средствами детской журналистики"
отчет по инновационной деятельности МБДОУ д/с № 26 по теме "Формирование навыков социально-коммуникативного взаимодействия и развитие речи у дошкольников средствами детской журналистики"...
«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ СКАЗКИ»
методическое пособие...
Развитие связной речи старших дошкольников средствами театрализованной деятельности
Цель опыта работы: введение ребенка в мир прекрасного, пробуждение способностей к состраданию и сопереживанию, активизирование мышление и познавательного интереса, раскрепощение его творческих в...
Программа инновационной деятельности МБДОУ д/с № 26 «Формирование навыков социально-коммуникативного взаимодействия и развитие связной речи у дошкольников средствами детской журналистики»
laquo;Формирование навыков социально-коммуникативного взаимодействия и развитие связной речи у дошкольников средствами детской журналистики»...
Развитие связной речи у дошкольников посредством книгоиздательства, словотворчества, журналистики, сочинения пятистиший
В разработке раскрыты приемы развития связной речи дошкольников (книгоиздательство, словотворчество, журналистика, сочинение пятистиший....
"Развитие связной речи младших дошкольников средствами мнемотехники"
Развитие связной речи младших дошкольников средствами мнемотехники...
"Виды театра и формы взаимодействия для развития связной речи младших дошкольников".
В статье рассматриваются различные виды театра и способы взаимодействия с ними для младшего дошкольного возраста....