проект 2 мл. гр
проект по развитию речи (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 1»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Воспитатель первой квалификационной категории: Сомина Е.А.
2020-2021г
Содержание проекта
Введение | |
| |
| |
3. Теоретические основы проблемы активизации словаря детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. | |
Заключение | |
Список используемой литературы | |
Приложение |
Введение
К.Д. Ушинский писал: «…вызов слов и форм языка из детской памяти очень полезен: у детей запас слов и форм обыкновенно не мал, но они не умеют пользоваться этим запасом, и вот этот-то навык отыскивать быстро и верно в памяти требуемое слово и требуемую форму есть один из важных условий развития дара слова».
Активизация словаря – увеличение количества используемых в речи слов, содержание которых понимается ребенком. В процессе этой работы воспитатель побуждает детей употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова. Важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях.
Исследования ряда психологов и педагогов показали, что именно дошкольное детство является временем активного усвоения речи. В решении задач, связанных с развитием речи ребенка-дошкольника, особая роль принадлежит игровой деятельности. Она влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Огромное значение игры для развития всех психики и личности ребёнка даёт основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей. Следовательно, игровая деятельность и есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит повышение речевой активности ребенка и, в частности, активизация словаря детей.
Актуальность исследуемая мной проблема обусловлена тем, что в настоящее время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребёнка должна выполнять широкие развивающие функции, в том числе и способствовать повышению речевой активности. Именно игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Целью проекта является теоретическое и практическое обоснование роли дидактических игр в активизации словаря детей младшего дошкольного возраста
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Подобрать и апробировать серию дидактических игр, направленных на активизацию словаря детей младшего дошкольного возраста.
3. Выявить исходный уровень развития словаря детей младшего дошкольного возраста и проанализировать полученные результаты.
3. Создавать условия для активного развития словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста посредствам дидактических игр.
4. Развивать речевое общение детей в игровой деятельности:
- Развивать у детей мелкую моторику пальцев рук и связную речь.
- Развивать познавательную активность, творческие способности.
5. Выявить результативность проведения работы.
Ожидаемые результаты проекта
1.Повышение уровня развития речи.
2. Расширение словарного запаса детей.
2.Умение обратиться за помощью к взрослым.
3.Развитие мелкой моторики.
4.Развитие познавательной активности, творческих способностей.
5.Умение самостоятельно играть в игры, проявляя инициативу.
Работа с родителями:
Консультации:
1 «Дидактические игры в развитии речи ребёнка».
2.«В какие игры играет ваш ребёнок»
3.«Как развивать речь ребёнка»
4.«Развитие речи детей посредством дидактической игры»
5. Рекомендации
Этапы работы:
Тип проекта – педагогический
Вид проекта – долгосрочный.
Сроки проведения – ноябрь – март.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП: ноябрь
1. Подобрать диагностические методики для выявления исходного уровня развития словаря детей младшего дошкольного возраста
2. Составление плана работы по реализации проекта.
3. Создание условий для проведения дидактических игр.
4. Подбор дидактических игр для реализации проекта.
ОСНОВНОЙ ЭТАП: декабрь-февраль
1. Подбор дидактических игр, направленных на активизацию словаря детей. 2.Активное использование в совместной деятельности дидактических игр.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП: март
1. Проведение анализа проводимых дидактических игр.
2. Выявление, эффективности проекта.
3. Обогащение накопленного материала новыми идеями в последующей работе.
1. Теоретические основы проблемы активизации словаря детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
Научные исследования ряда психологов и педагогов показали, что именно дошкольное детство является особенно сензитивным к усвоению речи. Следовательно, лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано и в первые годы жизни совершаться исключительно на родном языке.
Необходимо подчеркнуть, что своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.
Большое внимание развитию речи детей уделял чешский педагог Я.А. Коменский. Рекомендации по формированию речи ученый дает на основе особенностей развития детей на протяжении первых шести лет. До трех лет главное внимание он уделяет правильному произношению, на четвертом-шестом году жизни – основе восприятия вещей – обогащению речи, называнию словом того, что ребенок видит.
В качестве средства развития речи Я.А. Коменский предлагает использовать стихи, прибаутки, художественные рассказы, сказки о животных, дает круг предметов, с которыми следует знакомить детей в соответствии с их возрастом.
Развитие речи ребенка должно опираться на практику жизни и отражать его чувственный опыт, отмечал И.Г. Песталоцци. В обучении языку он выдвинул три основные задачи:
1. обучение звуку, или средству развития органов речи;
2. обучение слову, или средству ознакомления с предметами;
3. обучение речи, или средству научиться ясно выражаться о предметах.
В основе обучения слову лежит принцип наглядности. Обучение словам, обозначающим видовые и родовые понятия, строится на основе восприятия сначала предметов, затем картинок.
2. Понятие «дидактическая игра» и ее значение в активизации словаря у детей младшего дошкольного возраста
Известно, что игра – это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении .
Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре как особом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.
«Дидактическая игра» - специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями. Многие дидактические игры составлены по принципу самообучения, когда сама игра направляет ребенка на овладение знаниями и умениями. Дидактическая игра является одной из методических разновидностей обучения.
Использование в речи: названий предметов и объектов близкого окружения, их назначения, частей и свойств, действий с ними; названий действий гигиенических процессов умывания, одевания, купания, еды, ухода за внешним видом (причесаться, аккуратно повесить одежду) и поддержания порядка (убрать игрушки, поставить стулья); названий некоторых качеств и свойств предметов (мягкость, твердость, гладкость и др.; предметы рвутся, бьются, размокают); материалов (глина, песок, бумага, ткань); объектов и явлений природы: растения близкого окружения, овощи и фрукты, домашние и некоторые дикие животные и их детеныши. Понимание значения обобщающих слов: игрушки, одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы, животные, звери и др.
Как уже отмечалось, правильное формирование словаря дошкольников служит средством полноценного общения и развития личности. Богатство сформированного словаря дошкольников есть признак высокого развития речи. При нарушениях, в процессе формирования словаря дошкольников, лексического запаса речь детей нельзя считать достаточно развитой. Коррекция речевых нарушений вообще и в частности обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей.
В 3-4 года у ребенка происходит обогащение словарного запаса до 1000 слов и больше, речевые цепи удлиняются и усложняются. Чем богаче словарный запас младшего дошкольника, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Для формирования словаря используют дидактические игры разных видов: игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр., настольные печатные игры и словесные игры. Следует отметить, что все эти игры можно успешно использовать для активизации словаря дошкольников. Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними, кроме того, ребенок с желанием называет увиденные предметы.
В младшем дошкольном возрасте многие игры с игрушками сопровождаются движениями, что соответствует особенностям восприятия и мышления ребенка. Настольные печатные игры, так же как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель, с животными, птицами, овощами, фруктами, их качествами и свойствами.
Результаты проекта:
1. Дети в конце проекта стали проявлять большую активность, появилась заинтересованность к дидактическим играм.
2. Активный словарь детей расширился и обогатился новыми словами
3. Я, как педагог научилась с помощью дидактических игр управлять поведением детей в воспитательно - образовательном процессе.
По результатам данного проекта можно сказать, что проделанная работа показывает положительную динамику.
Список используемой лите
1. Ушакова, О.С. «Развитие речи детй 3-5лет» «Сфера»2014
2. Ушакова, О.С. « Озакомление дошкольников с литературой и развитие речи» « Сфера» 2019.
3. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» «Цветной мир» 2013
Приложение
Задание 1.
• Ребёнок называет все предметы и материалы, из которых они сделаны.
• Называет два материала.
• Показывает, не называя.
Сравнение предметов посуды. "Чем отличаются эти предметы?" (Показать предметы с разной посудой).
• Называет: "По цвету" (или форме или величине).
• Перечисляет отдельные признаки (эта чашка - зелёная, эта - красная, эта - высокая).
• Называет одно отличие.
Подскажи слово. Одна тарелка глубокая, а другая : (мелкая); один стакан высокий, а другой : (низкий); одна чашка чистая, а другая : (грязная).
• Правильно подобрал все слова.
• Выполнил два задания.
• Выполнил одно задание.
У чашки есть ручка. Какие ручки ты ещё знаешь?
• Называет ручку у 3-4 предметов (у чайника, утюга, сумки, зонтика).
• Называет две ручки (у кастрюли, сковородки).
• Показывает ручку у чашки.
Задание 2.
Имя ребёнка | Словарь | ||
1. Понимание значения слов | 2. Сравнение предметов | 3. Употребление обобщающих слов | |
|
|
| |
|
|
| |
|
|
|
Диагностические методики.
Воспитатель показывает два мяча и спрашивает: "Что такое мяч?"
• Ребёнок даёт определение: Мяч - это игрушка. Он круглый, резиновый.
• Называет какой-то признак.
• Повторяет слово "Мяч".
Что значит бросать, ловить?
• Ребёнок объясняет: Бросать - это я кому-то кинул мяч, а другой его поймал.
• Показывает движение и нацеливает, говорит - бросил.
• Только показывает движение (без слов).
Задание 3.
Имя ребёнка | Словарь | |||
1. Понимание значения слова | 2. Слова противоположные по значению | 3. Слова, обозначающие действия | 4. Сравнение собаки и щенка | |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
|
Диагностические методики.
Воспитатель спрашивает: "Ты видел собаку? Кто такая собака? Какая она?"
• Ребёнок обобщает: Собака - это животное; собака лает. Она пушистая.
• Называет: Это собака. Она чёрная.
• Повторяет за взрослым одно слово.
Как зовут детёнышей собаки? Как их назвать ласково? Собака бегает быстро, а щеночки: (медленно). Собака лает громко, а её детёныши: (тихо).
• Ребёнок называет детёныша, заканчивает предложения.
• Называет детёныша словом "собачонок".
• Говорит одно слово.
Что умеет делать собака? ( Лаять, бегать, грызть косточку). Если собака увидит кошку, она: (залает, побежит за ней).
• Ребёнок называет 3-4 действия.
• Называет два действия.
• Говорит одно слово.
Сравни собаку и щенка. Найди, чем они похожи и чем отличаются.
• Рассказывает о собаке и о щенке: "Собака большая и лохматая, щенок маленький и пушистый".
• Справляется с заданием с помощью воспитателя.
• Называет одно отличие.
Баллы:
3 балла – ставится за правильный и точный ответ, полным ответом, данный ребенком самостоятельно.
2 балла – получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого.
1 балл – ставится ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непониманием задания.
План работы, направленный на активизацию словаря детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры
1 неделя | |||||
Неделя | Цель, материал | Тема, содержание | Пополнение развивающей среды | ||
Четверг | 1. Закреплять знания о названии и внешнем виде детёнышей домашних (диких) животных, активизировать словарь детей. Материал: Предметные картинки домашних (диких) животных и их детёнышей, изображение леса. | 1. Дидактическая игра: « Найди детёныша » Ход игры: - дети, посмотрите к нам пришли гости, кто это у нас? (изображением диких животных). А они дикие или домашние животные? (дикие) А как вы догадались? (они живут в лесу). Правильно, это дикие животные, которые живут в лесу. Ребята, животные к нам пришли за помощью, у них детёныши бегали по лесу, играли и потерялись. Нужно помочь животным найти своих детенышей. У каждого у вас есть животные, а на стало изображение леса где находятся сейчас детеныши, вы должны найти детеныша того животного который у вас. Все поняли, как играть? (дети ищут детенышей) - давайте проверим, правильно ли вы нашли детенышей и правильно ли назвали детенышей, давайте по очереди и проверим. Маша у тебя, какие животные, а детенышей ты правильно подобрала, а как ты догадалась, что это детеныши у твоих животных? (ответ детей). Молодцы ребята, животные говорят вам большое спасибо, за то что нашли их детенышей. | |||
2. Закрепить знания детей о том, что едят животные, активизировать словарь, мелкую моторику детей. Материал: коробочка, по обе стороны коробки наклеила мордочки животных (использовала домашних и диких животных, сделала прорези под ними) и изображение пищи | 2. Дидактическая игра: «Накорми зверюшек»Ход игры: - Рома, посмотри к нам пришли животные, как ты думаешь, дикие животные пришли или же и домашние животные? (дикие и домашние). Покажи мне диких животных, а теперь домашних животных. Молодец, правильно показал. Рома наши животные хотят есть, давай мы их покормим, для этого у меня есть для них еда, ты должен определить кто что есть. Например: « медведь у нас что любит? (мед)» Я беру мед и кормлю медведя вот так. "Так, это у нас морковка, кто любит кушать морковку, кого накормим морковкой? ".Вот мы и покормили животных, у тебя получилось определить, что они любят? (ответ ребенка). Животные мне говорят они так наелись, очень было вкусно и говорят тебе большое спасибо. | ||||
Пятница | 1. Развивать словарь детей и речевой слух и способность к звукоподражанию, Материал: Иллюстрация - петух, курица, кошка, собака, корова. | 1. Дидактическая игра: «Во дворе» Ход игры: Выразительно читаю стихотворение и показывает соответствующие картинки. Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу. Кудах-тах-тах! Снеслась в кустах. Мяу-мяу-мяу, Пугаю кур! Гав-гав! Кто – там? Кря-кря-кря! Завтра дождь с утра! Му-му-му! Молока кому? (А. Барто) - Ребята, посмотрите кто это? (петух) А как петух говорит? (ку-ка-ре-ку). Правильно, молодец у нас петух говорит ку-ка-ре-ку. - А это кто? (кошка) А как кошка говорит? (Мяу-мяу-мяу) Правильно, молодец у нас кошка мяукает. - А это кто? ( собака) А как собака говорит? (гав –гав) Правильно, молодец у нас собака гавкает - А это у нас кто? (утка) А как утка говорит?( Кря-кря-кря) Правильно, молодец у нас утка крякает - А это кто? (корова) А как корова говорит? (Му-му-му) Правильно, молодец у нас корова мычит. | |||
2.Учить детей подбирать и называть слова-признаки, слова-действия. Материал: иллюстрации диких животных | 2. Дидактическая игра: «Подбери словечко» Ход игры: - ребята, а каких животных знаете? (ответ детей). Посмотрите на картинки здесь каких животных вы видите? - Медведь (какой?) … (бурый, косолапый, неуклюжий). -А вот медведь (что делает?) … (спит, переваливается, косолапит). - А они где же живут? Значит они какие дикие или же домашние? Как вы догадались что это дикие животные? Молодцы! | ||||
Понедельник | 1. Учить детей называть группу предметов одним словом. Материал: Картинки | 1. Дидактическая игра: «Назови одним словом». -Ребята, у меня здесь есть картинки на которых изображены предметы и вам нужно назвать их одни словом. (показываю детям картинки) -Что вы видите на этой картинке? (дети перечисляют) -Хорошо, а как можно назвать эти все предметы одним словом? (так спрашиваю по всем картинкам. Слова: земной транспорт, воздушный транспорт, подводный транспорт) -Молодцы ребята вы справились с этим заданием. | |||
Вторник | 1. Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы. Оборудование: картинки: предметы одежды, самолёт, ручка, солнце, собака, пчела, снежинка. | 1. Дидактическая игра «Кто больше действий назовёт». Ход игры: Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках. Например, что можно сказать о самолёте? (он летит, гудит, поднимается); что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать); что можно сказать о солнце? (греет, светит, восходит); что можно делать с куклой? (играть, одевать, обувать) и т.д. | |||
Среда | 1. Цель: расширение объема словаря прилагательных, формирование представлений о предмете. Оборудование: предметы по лексической теме «Фрукты» (если нет предметов, то можно заменить их картинками). | 1. Дидактическая игра «Качества предметов». Ход игры: Взрослый рассматривает предмет и указывает детям на его признаки. Например, взрослый обследует яблоко, называя его основные признаки: «Это яблоко. По цвету оно красное с жёлтым. По форме напоминает шар (обхватывает яблоко кистями рук), яблоко круглое. По размеру оно большое, крупное. Если погладить яблоко, чувствуешь, что оно гладкое. Я надавливаю на яблоко, с ним ничего не происходит. Яблоко твердое. Понюхаю яблоко: ах, какое оно ароматное, душистое. Подержу на руке, взвешу: яблоко тяжелое. Отрежу кусочек и попробую на вкус: яблоко сладкое (кислое, кисло-сладкое)». | |||
2. Цель: расширение словаря названиями профессий. Оборудование: картинки, на которых изображены люди разных профессий. | 2. Дидактическая игра “Кто чем занимается?” Ход игры: Взрослый читает стихотворение: Никогда мы не забудем, Что умеют делать люди. Строитель – строит; а далее взрослый называет профессию, а ребёнок с опорой на картинку должен назвать, что делает человек определённой профессии: повар – варит; повар – варит (готовит), учитель - учит … | ||||
2 неделя | |||||
Четверг | 1. Цель: Употребление родительного падежа существительных единственного и множественного числа. Материал: иллюстрации | 1. Дидактическая игра «Кто у кого?»+ У медведицы - … (медвежонок, медвежата). | |||
2. Цель: познакомить детей с названиями диких животных, их семьями; развивать речь детей. Материал: иллюстрации | 2. Дидактическая игра «Назови семью» + Папа - медведь, мама - … (медведица), детеныш - … (медвежонок). | ||||
Пятница | 1. Цель: научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме. Материал: игрушка «Заяц», мешочек, натуральные овощи или муляжи. | 1. Дидактическая игра «Загадки Зайца» Ход: - К нам сегодня в детский сад прискакал Зайка-побегайка и что-то нам принес. Давайте посмотрим, что это (воспитатель по очереди показывает). - Что у него в мешочке? (Морковка.) - Какая морковка? (Длинная, красная.) - Кладем морковь на стол. - А это что? (Огурец.) - Какой огурец? - А это что? (Помидор) - Какой помидор? - А это что? (Яблоко) - Какое яблоко? - А теперь заяц с нами хочет поиграть. Зайка-побегайка спрятал все овощи и фрукты в мешочек. Зайка опустит лапу в мешочек, возьмет овощ или фрукт и расскажет вам про него, а вы должны догадаться, что у зайки в лапе. - Слушайте внимательно. - Она длинная, оранжевая. Что это? (Морковь.) - Он зеленый, длинный. Что это? (Огурец.) - Оно круглое, красное. Что это? (Яблоко.) - Он круглый, красный. Что это? (Помидор.) Если дети неправильно ответят на последние два вопроса, повторим, выделяя голосом местоимение: - «Послушайте еще раз. Оно круглое, красное. Он круглый, красный. - Теперь найдите и положите в мешочек овощи. Что осталось? (Яблоко.) - Яблоки - это фрукты. Спасибо, заяц, что пришел к нам. - До свидания! | |||
Понедельник | 1.Цель: активизировать прилагательные, закреплять практическое согласование прилагательного с существительным в роде, числе, падеже. материал: мяч. | 1. Дидактическая игра «Подбери слово-признак» Дети встают в круг. Педагог объясняет правила игры: «Ребята, к нам в гости пришел лесовичок. Он живет в лесу в большом дупле и не знает что такое город. Лесовичок просит рассказать ему про город. Город (какой?) –Чистый, красивый, молодой, большой, длинный, старый, нарядный, зеленый. Улица (какая?) –Длинная, короткая, чистая, грязная, прямая, кривая, старая, новая, широкая, узкая, зеленая. Здание (какое?) –Новое, старое, огромное, высокое, многоэтажное, одноэтажное, деревянное, блочное, панельное, красивое. | |||
Вторник | 1.Цель: упражнять детей в произношении вежливых слов, активизировать словарь по данной теме. материал: мяч. | 1. Дидактическая игра «Кто больше знает вежливых слов?» Педагог предлагает узнать, кто больше всех знает вежливых слов и выражений. Если ребенок отвечает правильно, то делает шаг вперед после ловли мяча. Выигрывает тот, кто первый дойдет до воспитателя. | |||
1.Цель: уточнить и расширить знания детей о птицах, местах их обитания. Расширение словаря по теме. материал: картинки с изображением птиц, местами их обитания. | 2. Дидактическая игра «Кто где живет?» (птицы) Воспитатель раздает каждой паре конверт с карточками с изображением птиц. Дети должны определить место обитания этих птиц и расположить их под соответствующими моделями: «болото» - цапля, аист, журавль; «водоем» - лебедь, дикая утка, чайка; «лес» - кукушка, дятел, сова, клест, соловей; «город» - воробей, голубь, ворона, сорока; «птичий двор» - курица, гусь, утка, индюк. | ||||
Среда | 1. Цель: активизировать в речи слова, обозначающие названия животных и птиц, их жилищ. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в». материал: настольно-печатная игра «Где чей домик?» | 1. Дидактическая игра «Кто где живет?» Взрослый объясняет детям правила игры: злой колдун заколдовал всех наших животных и птиц. Они забыли, кто в каком домике живет. Мы можем им помочь, если назовем и поселим каждое животное и птицу в свой домик. Тогда они вспомнят, где их домик и расколдуются. Дети по очереди называют животное или птицу, подбирают и называют его жилище. Воробей живет в гнезде. Медведь – в берлоге. Волк – в логове. Скворец – в скворечнике. Собака – в конуре… | |||
2.Цель: развивать речь детей, обогащать и активизировать глагольный словарь по теме. материал: карточки с изображением диких и домашних птиц, игрушка медвежонок. | 2. Дидактическая игра «Кто как голос подает?» Воспитатель: «Ребята, к нам из леса пришел в гости мишка. Ему в лесу сорока сказала, что наши детки не знают, какими голосами птицы разговаривают. Мы ведь знаем? Сейчас я вам раздам картинки с птицами. Мишутка к каждому из вас подойдет и вы каждый скажете ему, как разговаривает его птица. мишутка: «Воробей… - чирикает, ворона… - каркает, голубь… - воркует, синица… - свистит, утка… - крякает, соловей… - поет, кукушка… - кукует. | ||||
3 неделя | |||||
Четверг | 1. Цель: развивать словарь действий. материал: предметные картинки по теме, фишки. | 1. Дидактическая игра «Назови действия (инструменты)» Дети за каждый правильно названный предмет получают фишку. Выигрывает тот, кто больше всего наберет фишек. Лопатой – копают; Иголкой - …; Пилой - …; Граблями - …; Валиком - …; Ножницами - …; Рубанком - …; Отверткой - …; Плоскогубцами - …; Тисками -…; Молотком - …; Гаечным ключом - … . Космонавт просит вас помочь ему разложить блюда, которые упакованы в тюбики. Блюда с полезной едой нужно загрузить в зеленую летающую тарелку, а с вредной – в фиолетовую». Дети раскладывают карточки, называют блюда. Космонавт благодарит их за помощь. | |||
2. Цель: ориентироваться на окончание при согласовании слов в роде (средний и женский род). Материал: шкатулка, предметные картинки. | 2. Дидактическая игра «Разноцветный сундучок» Ход игры: - Я картинки положила в разноцветный сундучок. Ну-ка, Ира (Маша и т.д), загляни-ка, вынь картинку, назови. - Что у тебя на картинке изображено? (яйцо) - Какое яичко? (овальное, гладкое, коричневое, вкусное, вареное…) - Кто это? (Матрешка) - Какая матрешка? (красивая, разноцветная, большая, гладкая, деревянная…) - Что это? (печенье) - Какое печенье? (вкусное, хрустящее, сладкое, прямоугольное, красивое…) - Кто это? (кукла) - Какая кукла? (красивая, нарядная, веселая, любимая…) - Что это? (варенье) - Какое варенье? (вкусное, сладко, густое, аппетитное…) - Что это? (машина) - Какая машина? (быстрая, игрушечная, разноцветная…) - Что это? (яблоко) - Какое яблоко? (круглое, красное, вкусное, сочное…) - Молодцы, ребята! Вам было сложно отвечать на вопросы? В следующий раз, я думаю, каждый из вас справится с заданиями. | ||||
Пятница | 1. Цель: закреплять знания детей о разных видах спорта, спортсменах, спортивных атрибутах. Развитие словаря по заданной теме. материал: предметные картинки по теме «Спорт». 2.Цель: активизация словаря по теме. материал: предметные картинки моряка, солдата, пограничника, летчика; картинки, изображающие предметы, необходимые в разных родах войск, фишки-звезды. | 1. Дидактическая игра «Кому нужны эти вещи» Дети определяют, какому спортсмену нужны эти предметы. Лыжи нужны… (лыжнику). Коньки нужны… (фигуристу, хоккеисту). Мяч нужен … (футболисту, волейболисту, баскетболисту). Клюшка и шайба нужны… (хоккеисту). Ракетка нужна… (теннисисту). 2. Дидактическая игра «Что нужно моряку, солдату, летчику» Воспитатель: «Ребята, Буратино перепутал какие предметы и техника нужны разным военным. Он просит вас ему помочь разобраться, что кому из военных нужно. Пограничнику – бинокль, собака, автомат… Моряку – корабль, бинокль, бескозырка, корабельная пушка, якорь… Летчику – самолет, карта, пулемет… | |||
Понедельник | 1.Цель: учить детей подбирать как можно больше слов-признаков к словам-предметам. материал: сюжетные картинки. | 1. Дидактическая игра «Скажи, какой» Снег (какой?) – белый, мягкий, чистый, пушистый, холодный, искристый. Лед (какой?) – гладкий, блестящий, холодный, твердый, голубой. Сосулька (какая?) – твердая, легкая, прозрачная, холодная, хрупкая. Снежинка (какая?) – легкая, узорная, ажурная, красивая, холодная, невесомая, хрупкая. Сугроб (какой?) – большой, пышный, мягкий, белый, высокий, глубокий. | |||
Вторник | 1. Цель: развивать представления детей о значении правильного питания для здоровья человека. Активизировать словарь по теме. материал: настольно-печатная игра «Вредная и полезная еда» | 1. Дидактическая игра «Полезная и вредная еда» Дети сидят на стульчика. На наборной доске фигурка космонавта и две летающие тарелки. взрослый объясняет правила игры: «Ребята, у нас в гостях космонавт. Он мне рассказал, что для того, чтобы полететь в космос нужно очень много знать, хорошо учиться в школе и быть здоровым. Больных в космос не берут. Что нужно делать, чтобы быть здоровым? – Закаляться, заниматься спортом. А еще что нужно делать? – Правильно питаться. | |||
Среда | 1.Цель: знакомить детей с правилами личной гигиены и правильным, бережным отношением к своему здоровью. Формировать представления о полезных и вредных для здоровья действиях. Активизировать словарь признаков по теме. Материал: настольно-печатная игра «Здоровый малыш». | 1.Дидактическая игра «Здоровый малыш» Педагог раскладывает большие карточки в две колонки и объясняю правила игры: «Ребята, доктор Неболейкин прислал нам эти карточки и просил внимательно их рассмотреть и сыграть в игру «Кто заботится о своем здоровье? В правой колонке на карточках нарисован мальчик Витя. Какой он? – Чистый, опрятный. В левой колонке на карточках мальчик Боря. Какой он? – Грязный, неряшливый. Я раздам вам большие карточки и буду показывать маленькие картинки, а вы будете называть какой это мальчик и на какую карточку его положить. В конце игры озвучиваются все положительные и отрицательные для здоровья признаки | |||
4 неделя | |||||
Пятница | 1.Цель: уточнение, расширение и активизация глагольного словаря по теме. Материал : картинки с изображением мальчика, девочки, мамы, папы. | 1. Дидактическая игра «Вспомни, что делает» Ход: Взрослый покалывает малышу картинку с изображением мальчика и предлагает подумать и сказать, что может делать мальчик (ходить, бегать, прыгать, есть, играть, рисовать и т. д.) . Аналогично происходит подбор действий по другим картинкам. Космонавт просит вас помочь ему разложить блюда, которые упакованы в тюбики. Блюда с полезной едой нужно загрузить в зеленую летающую тарелку, а с вредной – в фиолетовую». Дети раскладывают карточки, называют блюда. Космонавт благодарит их за помощь. | |||
2.Цель: уточнить и расширить словарь по теме. Материал : игрушечные петух, курица и цыплята, строительный материал - кирпичики. | 2. Дидактическая игра «Птичий двор» Ход. Взрослый строит забор из кирпичиков, ребенок помогает ему Потом выполняет действия с петухом: «Взлетел на забор. Закричал: «Ку-ка-ре-ку» и т. д. Ребенка привлекают к игре: «Что есть у петуха? (клюв, гребешок, крылья, голова, хвост, ноги). Как кричит петух? Что умеет делать? (ходить, клевать, кукарекать, звать, пить) ». Затем появляются курица и цыпленок. Их тоже рассматривают, беседуют об их внешнем виде, повадках, названиях частей тем;», побуждают ребенка к звукоподражаниям: «Ко-ко-ко, пи-пи-пи, цып-цып, ку-ка-ре-ку». | ||||
Понедельник | 1.Цель: уточнить и активизировать словарь по теме. Материал: несколько грузовых и легковых машин, различающихся по внешнему виду в мешке. 2. Цель: активизировать речь по теме, уточнить понимание некоторых предлогов. Материал: большая грузовая машина, игрушечные пассажиры - кукла, мишка и др. | 1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» Ход. Взрослый по одной достает машины из мешка. Вместе с ребенком рассматривает и обговаривает внешний вид машины (грузовик, гоночная т, д., цвет, материал, назначение. Уточняется название частей машины, их окраска и форма. Взрослый знакомит малыша с обобщением: грузовые машины переводят груды, а легковые - людей. 2. Дидактическая игра «Покатаем в машине игрушки» Ход. Взрослый предлагает ребенку покатать в машине игрушки. Уточняется название частей грузовой машины, их цвет и форма. Ребенок усаживает «пассажиров» и катает их. Взрослый задает вопросы: «Кто сидит и машине? Что делает кукла? Что делает машина? » Затем он просит повозить машину около стола, у шкафа, за дверью и т. д. | |||
Вторник | 1.Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы. Материал:картинки: предметы одежды, самолёт, ручка, солнце, собака, пчела, снежинка. | 1. Дидактическая игра «Кто больше действий назовёт». Ход игры: Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках. Например, что можно сказать о самолёте? (он летит, гудит, поднимается); что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать); что можно сказать о солнце? (греет, светит, восходит); что можно делать с куклой? (играть, одевать, обувать) и т.д. | |||
Среда | 1.Цель: расширение объема словаря наименованиями деталей предметов, частей тела животных; формирование представлений о предметах, о животных. | 1. Дидактическая игра «Чего не хватает?» Предлагаемые изображения: кастрюля без дна; грузовик без кабины; яхта без парусов; пиджак без рукава; корова без рогов; рыба без плавников; чашка без стенки; мотоцикл без фар; лодка без весла; платье без воротника; лошадь без копыт; цапля без клюва; чайник без крышки; автомобиль без дверцы; корабль без штурвала; рубашка без манжеты; слон без хобота; петух без крыла | |||
5 неделя | |||||
Четверг | 1.Цель: расширение словаря названиями профессий. Материал: картинки, на которых изображены люди разных профессий. | 1. Дидактическая игра «Кто чем занимается?» Ход игры: Взрослый читает стихотворение: Никогда мы не забудем, Что умеют делать люди. Строитель – строит; а далее взрослый называет профессию, а ребёнок с опорой на картинку должен назвать, что делает человек определённой профессии: повар – варит; повар – варит (готовит), учитель - учит … | |||
Пятница | 1.Цель: Учить детей собирать картинку из отдельных частей и составить по ним небольшой рассказ. Материал: целая картинка и разрезанная картинка. | 1.Дидактическая игра: «Собери пазлы» -Посмотрите на эту картинку, что вы на ней видите? (дети перечисляют) -Хорошо, ребята, сейчас я вам раздам части этих картинок, а вам из них нужно будет собрать одну целую картинку и рассказать, что у вас получился на картине и придумать по ней небольшой рассказ. -Ира, что у тебя получилось на картинке? (самолет) -Хорошо -Хорошо, придумай про него небольшой рассказ (ребенок придумывает и рассказывает) -Молодец Ира (так и остальные дети выполняют это задание) | |||
Понедельник | 1.Цель: расширение объема словаря наименованиями деталей предметов, частей тела животных; формирование представлений о предметах, о животных. | 1. Дидактическая игра «Чего не хватает?» Предлагаемые изображения: кастрюля без дна; грузовик без кабины; яхта без парусов; пиджак без рукава; корова без рогов; рыба без плавников; чашка без стенки; мотоцикл без фар; лодка без весла; платье без воротника; лошадь без копыт; цапля без клюва; чайник без крышки; автомобиль без дверцы; корабль без штурвала; рубашка без манжеты; слон без хобота; петух без крыла. | |||
Вторник | 1.Цель: Закрепление знаний детей о животных, умение различать и находить нужного животного. | 1.Дидактическая игра: лото «Животные» Ход игры: Игра для детей от 3 лет. В игру могут играть 3-5 человек. Игрокам раздают игровые карточки. Ведущий вытаскивает из специального непрозрачного мешочка маленькую карточку, игрок или ведущий называет животного. Кто нашел на своем поле соответствующее изображение, забирает картинку себе. Так продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не закроет фишками все игровое поле. Для детей от 5 лет игру можно усложнить. Назвать одним словом животных, изображённых на одном игровом поле. | |||
Среда | 1.Цель: Развитие наблюдательности, внимания и аналитических способностей. | 1.Дидактическая игра «Чей малыш» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация
педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...