Театрализованные игры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Черкашина Дарья Андреевна

Театрализованные игры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Театрализованные игры как средство развития речи

детей младшего дошкольного возраста

В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет, что приводит к малому развитию речи. Хотя речь является одним из важных приобретений ребенка в раннем возрасте.   

 Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театрализованные игры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Даша Черкашина
Театрализованные игры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Театрализованные игры как средство развития речи

детей младшего дошкольного возраста

В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет, что приводит к малому развитию речи. Хотя речь является одним из важных приобретений ребенка в раннем возрасте.   

 Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Общественность в жизни ребенка — это тот коллектив детей, в котором он живет и развивается. Основной вид его деятельности — это игра.

Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом.

Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.

Театральные игры - создают наиболее благоприятные условия для личностного и психического развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра - это творческий, вдохновленный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт окружающий мир и себя самого, своё место в этом мире. Играя дети накапливают знания, развивают мышление и воображение, осваивают родной язык, и, конечно же, учатся общению.

Дидактические игры

Игра «Один и много»

Цель: упражнять детей в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.

Научить умению слушать сверстника и отзываться вовремя, когда речь идет об одинаковых предметах.

Игровой материал: 1. Парные картинки с изображениями игрушек, на одной из которых нарисован один предмет, а на другой- несколько таких же предметов: мячи, неваляшки, пирамидки, лошадки, грузовики, зайчата.

2. Наборное полотно.

3. Картинки с изображениями детенышей диких и домашних животных.

Описание игры. Воспитатель показывает детям картинки с изображением детеныша или птенца диких и домашних животных и уточняли их названия. Затем предлагает поиграть в игру: «Каждый получит картинку с изображением детеныша или птенца. Тот, перед кем выкладывают фишку, должен сказать, как называются много таких детенышей или птенцов.

Картинки и слова для упражнения могут быть такими:

Бельчонок-бельчата

верблюжонок-верблюжата

Львенок-львята

Поросенок-поросята

Орленок-орлята

Крольчонок-крольчата

Гусенок-гусята

Пингвиненок-пигвинята

Игра «Обобщения»

Цель. Закреплять в речи детей обобщающие понятия.

Оборудование. Лото.

Описание игры. Предложить детям лото, которое состоит из нескольких карточек, разграфленных на 6 клеток. На одной из клеток большой карты изображена клубника, на второй - огурец, на третьей – ромашка, на четвертой яблоко и т. д. На отдельных маленьких карточках изображены различные ягоды, фрукты, овощи. Показывая детям маленькую карточку, спросить: «Кому нужна эта карточка?» Дети соответственно ответят: «Мне нужна эта карточка. Я собираю овощи» и т. д.

Правильная раскладка: ягоды на карточку с клубникой, овощи на карточку с огурцом и т. д. Игра проводится до тех пор, пока не закрыты карты у всех. Выигрывает тот, кто раньше закроет свою карту, при этом, не допустив ни одной ошибки в ответах.

Игра в загадки

Цель. Расширять запас существительных в активном словаре детей.

Оборудование. Игрушки.

Описание игры. Перед детьми на стол ставить несколько игрушек: лягушка, петух, козел и т. п., и выразительно читать стишок-загадку. Отгадав загадку предложить взять в руки игрушку о которой речь в загадке из представленных. Отгадавший загадку считается выигравшим.

Выпуча глаза сидит,

По-чудному говорит,

По-блошьи прыгает,

По-человечьи плавает. (Лягушка.)

- На голове красный гребешок,

Под клювом красная бородка,

На хвосте узоры,

На ногах шпоры. (Петух)

- Идет мохнатый, идет бородатый,

Рогами помахивает, бородой потряхивает

Копытами постукивает. (Козел)

- Рассыпалось к ночи зерно,

Глянули утром – нет ничего. (Звезды)

Скатерть бела, все поле одела. (Снег)

- Большой подсолнух в небе,

Цветет он много лет,

Цветет зимой и летом,

А семечек все нет. (Солнце.)

Игра «Кто это? Что это?»

Цель игры: познакомить детей с понятием «слово», обозначающее живой или неживой предмет.

Оборудование. Одушевленные и неодушевленные предметы (стол, книга, игрушки, птицы, рыбки и т. д.)

Описание игры. Сказать детям, что: «Вокруг нас много разных предметов. И о каждом предмете можем спросить. Я вас буду спрашивать, а вы мне отвечайте одним словом: «Что это?»». Показывать разные предметы, например: книга, стол и т. д. «Как можно спросить про эти предметы?» - «Что это?».

Далее спросить: «А сейчас я вас спрошу иначе. Кто это?» и показать на одушевленные предметы: птичку, рыбку, няню и т. д. и спросить у детей: «Как можно спросить? (Кто это)» Назвать разные предметы, а дети должны поставить вопрос «Кто?». Таким образом, постепенно подвести детей к понятиям «живой - неживой».

Пригласить девочку, а рядом поставить куклу и обратится к детям с вопросом: «Чем отличается Наташа от куклы?». Дети назовут различия и вместе придут к выводу, что девочка живая, а кукла – игрушка, неживая. Сравнение игрушки – медведя и медведя, изображенного на картине. Таким образом, выяснить, что медведь – игрушка неживая, а картинка изображает живого медведя. Подвести итог, что все слова, обозначающие неживые предметы отвечают на вопрос «что?», а слова обозначающие живые предметы – «Кто?».

Театрализованная деятельность

Подготовку к театрализованной деятельности проводится в несколько этапов:

а. Воспитатель выразительно читает произведение.

б. Проводится беседа, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Пример, после чтения стихотворения С. Маршака «Котята» можно спросить у детей: «Какое настроение у хозяйки в начале стихотворения? Как вы догадалась об этом?»

в. Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом театрализовать прочитанное. Поэтому при чтении широко использовать весь комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности.

г. Для развития у детей умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев и использовать специальные упражнения, проблемные ситуации например «Ты с этим согласен?».

Например, воспитатель читает отрывок из сказки и спрашивает: согласны, что эта песня принадлежит волку, а не козе из сказки «Волк и семеро козлят»? («Козлятушки, ребятушки, отворитеся, отопритеся.») Почему вы так думаете?» Или показываем детям иллюстрации с лисой и спрашиваем: «Вы согласны, что эта лиса из сказки «Лиса, заяц и петух»? Почему вы так ли?» Отвечая на эти вопросы и объясняя, почему они так они думают, дети вынуждены вспоминать и представлять определенный образ, огромную роль в осмыслении материала играют иллюстрации в детских книгах, а также видеофильмы, музыкальные подборки по прочитанным произведениям. При рассматривании с и иллюстраций особое внимание необходимо уделить анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках («Что с ним?», «Почему он плачет?» и др.).

д. После беседы о том, что прочитано, необходимо вновь вернуться к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов

Из многообразия средств выразительности в детском саду с детьми дошкольного возраста:

- формировать у детей простейшие образновыразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных, например, после слушания песни «Петушок» В. Витлина изобразить, как поет и двигается петушок, как прыгают зайцы, идет медведь, имитировать движения усталой и резвящейся лошадки и т. д. ;

- проговорить с детьми слова одного персонажа – например, в сказке «Теремок» надо попроситься как мышка и как волк. Кто жалобнее скажет? Кто похож больше? ;

- разыграть диалог двух персонажей: проговорить слова и действия за каждого – это упражнение в интонировании диалога. Дети хорошо чувствуют и повторяют интонации, построенные на контрастах. Например, как разговаривают три медведя. Воспитатель называет сказку, а дети, угадывают за какого из медведей говорит воспитатель. Затем дети сами с помощью интонации загадывают друг другу загадки;

- читаем четверостишия с разными интонациями, отдельные фразы. При этом обратите внимание, как меняется смысл. Например, произнесите фразу «Посадил дед репку» меняя ударенное слово, произнесите фразу удивленно, с грустью, гневно, весело и т. д.

- используйте споры, диалоги – в кругу детей посадите перед собой ребенка, дайте ему в руки персонаж, а себе возьмите другой и ведите диалог, вовлекая в него малыша так, чтобы вызвать его изумление, удивление, возражения:

Воспитатель: Ребенок:

- Что у тебя? - Мячик.

- Да, нет, посмотри внимательно. - Вижу: мячик.

- Нет, не мячик, а кубик. - Кубик?

- Да, кубик, кубик! - Нет, не кубик, не кубик!

- В самом деле? А что же? - Мячик, мячик…

- Неужели мячик? - Да вот же мячик!

Подобные упражнения, развивают не только эмоциональную окрашенность речи, но и пантомимику. Все эти упражнения использовать как на речевых занятиях, так и физкультурных, музыкальных, в свободной деятельности. Передать характер персонажей в движении поможет музыка. Например, после прослушивания в грамзаписи русской народной мелодии «Курочка и петушок» воспитатель может спросить детей, подходит ли эта музыка образу смелого петушка из сказки «Лиса, заяц и петух», и попросить показать данный образ в движении. После этого можно предложить детям загадать друг другу загадки, имитируя движения различных животных. Причем, наблюдая с детьми за исполнителями, необходимо учить их подмечать различия в характере одного образа («Чем отличается лиса Таня от лисы Аленки?» и т. д.).

«При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения)» пишет М. Д. Маханева.

Таким образом, ненавязчиво и непринужденно, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми. Следует подчеркнуть, что здесь важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.

Выполнение таких упражнений закономерно приводит к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление, злость и др.) и способами их невербального и вербального выражения. Особое внимание детей надо обратить на связь между настроением и особенностями вербальной и невербальной выразительности (силой голоса, темпом, интонационными и логическими ударениями).

Значение этой работы усиливается тем, что без глубокого понимания эмоционального состояния и способов его внешнего проявления невозможна выразительность речи.

Таким образом, театрализованные занятия могут включать как разыгрывание сказок, каких-либо сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни смешной случай, интересное событие и др.

Игры – драматизации и театрализованная деятельность оказывает огромное значение на полноценное психическое развитие ребенка. Они доступны и привлекательны для детей, доставляют им радость и удовольствие. Вызывают нравственно- эстетические переживания, которые в свою очередь создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, тем самым повышают познавательную активность детей и в частности способствуют развитию речи, т. к. возникает в игровой обстановке потребность говорить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра.  Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффективных ...

"Театрализованные игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей  на тему "Театрализованные игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"  с фотоматериалом...

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

      Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это многообразная деятельност...

Консультация для родителей "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка....

Обобщение опыта работы"Театрализованная деятельность как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"2022г.

Обобщение опыта работы «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» 2022г....

Проект по теме: "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста".

Тип проекта: познавательный, игровой.Продолжительность проекта:Долгосрочный (сентябрь – февраль)Участники проекта:Дети младшей-средней группыВоспитателиРодители...