Обобщение опыта работы"Театрализованная деятельность как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"2022г.
учебно-методический материал (младшая группа)
Обобщение опыта работы «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» 2022г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_-_opyt.docx | 24.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Доброе утро, уважаемые коллеги!
Представляю вашему вниманию обобщение опыта работы по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»,
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из направлений развития и образования детей является речевое развитие, которое включает владение речью как средством общения и культуры. То есть, развитая речь дает возможность ребёнку социализироваться, продуктивно вступить в общественные отношения. При этом еще являясь одной из предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения им дошкольного образования. Проблема реализации этих подходов стандарта заключается в том, что на сегодняшний день количество дошкольников с отклонениями в речевом развитии очень большое.
Возможно ли средствами театрализованной деятельности решить данную проблему?
Изучение этого вопроса и определило тему моей работы, цель которой рассмотреть возможности театрализованной деятельности в процессе развития речи дошкольников.
Задачи:
1. изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. выявить основные формы и методы театрализованной деятельности, способствующие развитию речи дошкольников;
3. определить роль педагога в организации театрализованной деятельности;
4. составить программу работы по развитию речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
Практические рекомендации по использованию методов и приемов театрально-творческой деятельности в работе с дошкольниками представляли такие авторы, как Антипина А. Е., Дронова Т. Н., Маханёва М. Д., Мигунова Е. В. и другие. Они утверждают, что театрализованная деятельность – это, прежде всего, игра, в которой ребенок чувствует себя раскованно и свободно, в ней он самостоятельно совершает выбор предметов деятельности и ситуаций общения и сотрудничества.
Значит, ребенок продуктивно усваивает общественные нормы поведения, что в свою очередь создает предпосылки для успешной социализации и личностного развития.
При этом включение театрализованной деятельности в НОД создает условия не только для развития речи, но и для развития познавательной активности детей.
При организации театрализованной деятельности важно помнить о том, чтобы у детей интерес к ней не угас, для этого необходимо подкрепить его новшеством, что послужило бы мотивом развития дальнейшей деятельности.
Таким новшеством служит предметно-пространственная среда, которая является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта, развития творческих способностей.
Эта среда не только обеспечивает театрализованную деятельность, но и является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной развивающей среды, следует учитывать особенности эмоционально-личностного развития ребенка, его интересы, т. е. создать условия для социализации и индивидуализации детей.
С целью создания условий для развития речи и творческой активности детей в театрализованной деятельности нами была разработана дополнительная образовательная программа «Говорушечка».
На наш взгляд, чтобы успешно реализовать данную программу в дальнейшем необходимо решить следующие задачи:
1. Подобрать содержание театрализованной деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями развития детей.
2. Продолжить проектирование предметно-пространственной развивающей среды для организации театрализованной деятельности с учётом создания условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности.
3.Разработать формы взаимодействия с родителями по реализации дополнительной образовательной программы и непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.
Работая без поддержки родителей, трудно достичь высоких результатов. Однако родители маленьких детей сами ещё не имеют опыта воспитания ребёнка, находятся в стадии формирования родительской компетентности. Поэтому я провела анкетирование родителей. При анализе анкет выявила, что большинство родителей (57%) не уделяют должного внимания развитию речи детей, они считают, что рано или поздно ребёнок заговорит сам. 28% родителей понимают всю важность развития речи, но не знают, как можно помочь своим детям. И 15% родителей приобретают специальную литературу, игры, много читают детям.
По итогам анкетирования мною были разработаны рекомендации для родителей, провела консультацию «Игра как фактор развития речи детей раннего возраста», оформила информационный стенд и папки-передвижки, где знакомила родителей с подвижными, пальчиковыми играми, как рассказать произведение художественной литературы, используя игрушки, как общаться с маленькими детьми. На каждом собрании, показывала видеоролики по театрализованной деятельности с участием их детей. Родители проявили заинтересованность и с удовольствием откликнулись помочь в создании театрального уголка в группе. Они пополнили пальчиковый, настольный театр, театр масок.
Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь развивается постоянно в быту, в игре, в общении и сопровождает его в любой деятельности. Но чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости, поможет использование в педагогическом процессе театрализованных игр.
В своей работе для развития активной речи детей использую следующие методы и приёмы:
− Игровые:
− Использование элементов подвижной игры
− Сюрпризные моменты
− Имитационные движения с элементами звукоподражания
− Обыгрывание текста
− Словесные:
− Повторение речевого материала
− Вопросы
− Использование текстов с повторяющимися элементами
− Чтение произведений со звукоподражаниями
− Договаривание слов, фраз
− Похвала
− Наглядные:
− Использование иллюстраций к текстам
− Ритмическое сочетание текста с движениями (потешки, стихотворения), с мелодией (пение детских песенок)
− Использование игрушек, персонажей кукольного театра
Формы театрализованной деятельности
Формы театрализованной деятельности
| ||
Игры в кукольный театр | Театр на руке
| |
Настольный театр
| ||
Стендовый театр
| ||
Театральные игры | Игры-драматизации | Инсценирование песен
|
Инсценирование потешек
| ||
Инсценирование сказок
| ||
Инсценирование литературных текстов | ||
Игровое творчество детей
| ||
Игры-спектакли | Театр масок
| |
Театрализованные действия | Праздники
| |
Развлечения
| ||
Досуги
|
Виды кукольного театра, используемые в театрализованной деятельности
Виды кукольного театра | |
Настольный кукольный театр | Театр плоскостной картинки; Конусный театр; Театр игрушки; Баночный театр; Театр кружек; Дисковый театр |
Стендовый театр | Фланелеграф; Магнитный театр |
Театр на руке | Пальчиковый театр; Варежковый, перчаточный театр; Картинки на руке |
Верховые куклы | Бибабо
|
Театр «живой куклы» | Театр масок |
В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи детей средствами театрализованной деятельности добилась положительных результатов в работе по данной теме, на что указывают данные диагностики . Дети понимают речь, отвечают на вопросы воспитателя, с удовольствием рассказывают знакомые литературные произведения, охотно вступают в речевые контакты со взрослыми и сверстниками, с удовольствием участвуют в инсценировках.
Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованная деятельность – это эффективный метод развития речи, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы детей младшего дошкольного возраста. Данная деятельность интересна, доступна, эмоционально привлекательна и детям, и педагогам. Четко и грамотно спланированная работа воспитателя, его взаимодействие с семьей может помочь детям с проблемами в развитии речи.
Театрализованная деятельность интегративна, в ней познавательные процессы и речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской деятельности, т. е. гипотеза нашей работы подтвердилась.
Речь детей становится более выразительной, грамотной, увеличивается способность подражать, воспроизводить услышанное.
Я считаю, что выбранная мною тема, достаточно полно раскрыта в моей работе и подтверждает свою актуальность.
Хочется закончить словами известного всем нам писателя Джанни Родари: «Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».
Литература
1. Антипина Е.А. (Кукольный театр в детском саду», М.: ТЦ Сфера, 2010г. (сценарии с нотным приложением)
2. Волков Б.С., Волкова Н.В. «Учим общаться детей раннего возраста», М.: ТЦ Сфера, 2013г. (методическое пособие)
3. Гербова В.В. «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в первой младшей группе детского сада», М.: Мозаика-синтез, 2012г.
4. Гончарова О.В. «Театральная палитра», М.: ТЦ Сфера, 2010г. (программа художественно-эстетического воспитания)
5. Губанова Н.Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников», М.: Вако, 2011г. (методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей)
6. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. «Кукольный театр для самых маленьких», М.: Линка-пресс, 2009г. (театральные занятия с детьми от1 года до 3 лет)
7. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. «Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет средствами кукольного театра», М.: Айрис-пресс, 2008г. (дошкольное воспитание и развитие)
8. Теплюк С.Н. «Ребёнок третьего года жизни», М.: Мозаика-синтез, 2011г. (пособие для родителей и педагогов)
9. Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б. «Дети раннего возраста в детском саду», М.: Мозаика-синтез, 2010г. (программа и методический рекомендации)
10. Янушко Е.А. «Развитие речи у детей раннего возраста», М.: Мозаика-синтез, 2010г. (методическое пособие)
11. «Воспитание и обучение в первой младшей группе детского сада» составитель С.Н.Теплюк, М.: «Мозаика-Синтез», 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффективных ...
Театрализованная деятельность как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это многообразная деятельност...
Консультация для родителей "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"
Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка....
Проект по теме: "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста".
Тип проекта: познавательный, игровой.Продолжительность проекта:Долгосрочный (сентябрь – февраль)Участники проекта:Дети младшей-средней группыВоспитателиРодители...
Отчет по проекту «Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста".
ldquo; Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…” (Б. М. Теплов)...