Развиваем, играя!
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Речевые игры для занятий с ребенком дома и на прогулке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Развиваем, играя!
Уважаемые родители и педагоги!
Предлагаю Вам игры и упражнения по развитию речи у детей, которые легко использовать дома и на прогулке. Речевые игры не только совершенствуют речь дошкольника, но и расширяют знания об окружающем мире. Они помогут увеличить словарный запас, тренировать разговорный навык ребенка, и научат ваших детей выражать свои мысли.
- Игра «Кто больше знает?»
Цель: развитие памяти, речи, расширение знаний детей о назначениях различных предметов.
Вариант 1. Взрослый показывает предмет обихода ребенку и предлагает перечислить его назначения. Например, стакан – пить воду, измерять крупу, поливать цветы, поставить цветы ….
Вариант 2. Взрослый называет слово, у которого есть много значений (ножка, ручка, ушко, нос, иголка), а дети вспоминают, у каких предметов есть это. - Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
Цель: развитие слуховой памяти, обогащение словаря.
Взрослый сначала играет роль мамы, которая посылает ребёнка в магазин с поручением купить некоторые продукты (постепенно увеличивается их количество). В этой игре полезно меняться с ребёнком ролями, чтобы он не только запоминал и выполнял поручение, но и запоминал, которое сам и дал. Для разнообразия названий покупок необходимо играть в магазины разных видов («Молоко», «Булочная», «Игрушки», «Одежда», и т.д.) - Игра «Найди связь или что общего?»
Цель: развитие памяти, речи.
Вариант 1. Взрослый раскладывает 10-12 штук любых предметов (лейка, палочка, миска, помидор, огурец, баночка, полотенце, нож, ложка, линейка, веревочка, полиэтиленовый пакет) на столе. Предлагает ребенку рассмотреть их внимательно и вспомнить, как они могут быть связаны между собой (сделаны из одного материала, величина, цвет, назначение, форма, вкус, запах и т.д.). Например, помидор и огурец – овощи; нож, ложка и миска – посуда и т.д.
Вариант 2. Все связи необходимо привязать только к помидору. Когда помидор рос, то мы рыхлили землю палочкой, измеряли рост линейкой, подвязывали его верёвочкой, поливали его из лейки, когда он вырос и покраснел, мы его сорвали, положили в полиэтиленовый пакет, принесли домой, помыли, вытерли полотенцем, порезали ножиком, сложили в миску, добавили огурец, ложкой из баночки взяли сметаны, и получился салат. - Игра «Звук заблудился»
Цель: развитие слуховой памяти, фонематического слуха.
Взрослый говорит, что звук (Р) сегодня заблудился и не может найти свои слова, предлагает ему помочь: «Я буду называть слово, а вы меняйте всегда первый звук на звук (Р)». Например, хобот-робот (танец, забота, мычать, пугать, дубить, макеты, губка, пыжик, дом и т.д.). Или заблудился звук (ль) – мол-моль (пол, мыл, был, мел, ел, пыл, цел, дал и т.д.). - Игра «Словесное дерево»
Цель: развитие памяти, расширение словарного запаса, упражнение в словообразовании.
Взрослый: «Дерево словесное Голое стоит Дерево словесное Слово говорит …» Называется слово (например «снег»)
«Дерево просит Листья собрать Слова родные Скорей подобрать …»
Ребенок начинает называть слова-родственники слова «снег» (снегопад, снеговик, снежинка, снегурочка, снегоход и т.д.).
Каждое слово-листочек взрослый прикрепляет к дереву. Чем больше слов подберут дети, тем пышнее будет крона дерева.
Можно листики собирать по лексическим темам («Посуда», «Мебель»), по подбору прилагательных или глаголов к существительному, со словами, начинающимися на определенный звук. - Игра «Угадай, кто ты?»
Цель: тренировка памяти, внимания, умение задавать поисковые вопросы.
Ребёнок одевает на голову взрослого шапочку «зайца» (животных, овощей, фруктов). Взрослый поисковыми вопросами должен узнать кто он.
- Я живое существо или нет? - Да
- Я большое или маленькое? - Маленькое
- Я живу в лесу или дома? - В лесу
- У меня перья или мех? - Мех
- Я зимой сплю? - Нет
- Я линяю? - Да
- У меня уши, какие? - Длинные
- Чем я питаюсь? - Корой, травой
- Я – Заяц? - Да.
Затем педагог меняется ролями с ребёнком. - Игра «Признаки предмета (объекта)»
Цель игры: расширение знаний об окружающем мире, выделение признаков предметов и явлений.
Каждый предмет или явление имеет множество признаков, только мы их не всегда замечаем. При выполнении этого задания ребенок должен взглянуть на предметы и явления с разных сторон.
Вариант 1. Придумать как можно больше признаков, характеризующих предметы или явления. Например, снег — холодный, пушистый, легкий, белый, кружевной, переливающийся, густой, красивый и т. д. (Река, медведь, облака и др.)
Вариант 2. Обдумать перечисленные признаки и угадать предмет или явление, которое они характеризуют:
Порывистый, ураганный, теплый, пронизывающий — ветер.
Темная, тихая, лунная, черная — ... (ночь).
Длинная, асфальтовая, лесная, разбитая — ... (дорога).
Добрая, заботливая, любимая, красивая — ... (мама).
Короткие, длинные, стриженые, блестящие — ... (волосы).
Волшебная, интересная, народная, добрая — ... (сказка).
Крепкий, душистый, сладкий, горячий — ... (чай).
Жаркое, веселое, долгожданное, солнечное — ... (лето).
Преданная, лохматая, шумная, любимая — ... (собака).
Круглое, яркое, желтое, горячее — ... (солнце). - Игра «Путаница»
Цель: автоматизировать поставленные звуки в словах и фразах, развивать связную речь.
В этом упражнении приведены предложения, в которых некоторые слова перепутаны или заменены.
Наведи порядок в каждом предложении: удали случайное словечко и верни нужное слово.
Я купил батон, предъявил его проводнику и сел в поезд. (билет)
На улице была жара, поэтому Маша надела шубу. (сарафан)
На крыше бабушкиного дома была палка, из которой шел дым, когда топилась печь. (труба)
Когда рассвело, мы стали смотреть в ночное небо, разглядывая звезды и луну. (стемнело)
Я люблю купаться на пляже и валяться на асфальте. (песке)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности с русскими народными играми в подготовительной группе «Развиваемся играя».
Конспект НОД в подготовительной группе....

Консультация для воспитателей «Обучаем — играя, развиваем — играя, играя — адаптируем к жизни».
Игра занимает ведущее место в деятельности детей дошкольного возраста. В игре дети самостоятельно действуют, по своему усмотрению объединяются, осуществляют свои замыслы, не испытывая прямой зависимос...

Консультация для воспитателей «Обучаем — играя, развиваем — играя, играя — адаптируем к жизни».
Игра занимает ведущее место в деятельности детей дошкольного возраста. В игре дети самостоятельно действуют, по своему усмотрению объединяются, осуществляют свои замыслы, не испытывая прямой зависимос...

Статья для воспитателей«Обучаем — играя, развиваем — играя, играя — адаптируем к жизни»
Игра занимает ведущее место в деятельности детей дошкольного возраста. В игре дети самостоятельно действуют, по своему усмотрению объединяются, осуществляют свои замыслы, не испытывая прямой зависимос...

«Играть, развивая; развивать, играя»
Статья затрагивает одну из актуальный проблем современных дошкольников: сегодняшние дети мало играют вообще, а в сюжетно-ролевые игры в частности. Почему это происходит? Возможно ли исправить ситуацию...

ИГРАТЬ - РАЗВИВАЯ, РАЗВИВАТЬ – ИГРАЯ. Сюжетно-ролевая игра
Консультация для родителей детей разновозрастной группы детского сада (4-6 лет). В статье изложены ответы на часто задаваемые вопросы родителей о том, что такое сюжетно-ролевая игра, какие сюжет...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе. Тема: «Играя – развиваем, развиваем – играя»
Конспект занятия в подготовительной к школе группе.Тема: «Играя – развиваем, развиваем – играя»...