Консультация для воспитателей «Сказкотерапия как метод развития речи и личности ребенка»
консультация по развитию речи (средняя группа)
Консультация для воспитателей «Сказкотерапия как метод развития речи и личности ребенка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 16.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №98 комбинированного вида»
Консультация для воспитателей
«Сказкотерапия как метод развития речи
и личности ребенка»
Подготовила:
Воспитатель I категории
группы №8
Власова Людмила Дмитриевна
г. Саранск
В общей основе развития личности лежит овладение речью. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. По мере взросления ребенка в особенностях его речи находят выражение разные черты характера: самостоятельность, активность, произвольность, эмоциональность, способность к творчеству. Способность к творчеству ребенка проявляется в творчески оформленных высказываниях, насыщенных собственными аргументами, образными высказываниями (метафорами, фразеологизмами). По мнению ученых, высокий уровень речевого развития человека отражает высокое развитие и уравновешивание всех личностных структур. Низкий уровень, наоборот, указывает на отсутствие духовной зрелости, недостаточный потенциал личности. Недоразвитие какого- либо аспекта языковой компетенции может тормозить становление личности в целом.
Дошкольный возраст – уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается ее модель. Поэтому воспитателю следует заботиться о развитии связной монологической речи воспитанника с учетом свойств его личности. Показатели речи и свойств личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии личности в целом. Наблюдения показывают, что традиционное обучение дошкольника строится на подражательно основе, преобладают репродуктивные приемы руководства. Дети отчуждены от самостоятельного выбора способов исправления ошибок и неудач, оценочного этапа результатов обучения. Это препятствует развитию таких свойств личности ребенка, как самостоятельность, активность, творчество.
Сказкотерапия – интегрированная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний. Особенность сказкотерапии состоит в том, что развитие личности ребенка происходит в гармонии и согласованности с успешным овладением грамотой и связной речью.
любая деятельность способствует возникновению личностных новообразований по мере того, как человек становится ее членом. В свою очередь, освоение позиции «Я» в сказкотерапии позволяет личности отреагировать на предлагаемой ситуации собственный негативный опыт и уточнять значения средств языковой выразительность в языке жестов, мимике, поз, движений. В сказкотерапии осуществляется развитие речи и личности по следующим направлениям:
∙ Активность
∙ Самостоятельность
∙ Творчество
∙ Эмоциональность
∙ Произвольность
∙ Связная речь
от продолжения фраз взрослого, к творческим импровизациям по сюжету. Центральный момент сказкотерапии – добровольность участия детей. Поэтому важна мотивация участников. Взрослый должен найти адекватный способ включения детей в сказкотерапию. В одном случае это может быть текст, частушки, небылицы, в другом – рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о сказочных героях. Необходимо, чтобы каждый ребенок мог ощутить внимательное отношение со стороны взрослого. Не все дети сразу включаться в игру, некоторые из них сначала хотят понаблюдать со стороны за происходящим, а лишь позже у них возникает желание самим участвовать. До проведения сказкотерапии дети знакомятся со сказкой . Это нужно для получения целостного впечатления от текста. Кроме того, при повторной встрече со сказкой детям легче будет сосредоточиться на образной лексике, характеризующей внешний вид героя, выразительно отобразить в мимике, движении эмоциональное состояние персонажа. В играх поощряются самостоятельные высказывания детей относительно сюжета сказки, действий сверстников, собственных переживаний. Между сеансами сказкотерапии следует обращать внимание на поведенческие реакции, эмоции детей . Замкнутым детям целесообразно распределять роли героев с сильными чертами характера (сильный мишка, смелая Даша). Дети, склонные к упрямству, капризам, ябедничеству, в сказкотерапии в этюдах изображают отрицательные 2 черты характера, составляют комментарии, истории о таких персонажах (каприза, цыпленок-хвастунишка, непослушный Ваня).
Сказкотерапия проводиться по подгруппам. Состав каждой из них не должен превышать 12 человек. Участие в играх детей с разными чертами характера, уровнем развития связной речи динамизирует ход сказкотерапии. Вместе с тем в группе не должно быть более одного гиперактивного, раздражительного, склонного к двигательному беспокойству ребенка. Желательно включить в состав каждой подгруппы ребенка, способного составить связное, цельное и грамматически правильно оформленное сообщение, а так же умеющего выразительно передать характер сказочного героя в движении, мимике, ритме.
Наиболее удобное место для проведения сказкотерапии – отдельное, небольшое по размерам, хорошо освещенное помещение. В комнате не должно быть лишних предметов, отвлекающих внимание детей..Сказкотерапию достаточно проводить один раз в неделю. Продолжительность – примерно 25 минут. Регулярность проведения способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказкотерапия - эффективный метод развития речи дошкольников
СЛАЙД 1 Сказка — это сон, приснившийся нации ( философ Иван Ильин) А знаете ли вы, давно ли появилось название- "сказка"?Сказки на Руси известны с древних временРассказывание сказок – старый...
Консультация для родителей «Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников с ЗПР"
Консультация для родителей "Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников с ЗПР"...
Консультация для воспитателей «Беседа как метод развития диалоговой речи старших дошкольников»
Диалог является основной формой речевого общения ребенка со взрослыми и своими сверстниками....
Сказкотерапия как метод развития речи и личности ребенка
Консультация для педагогов на пед совет...
Консультация для воспитателей:«Сказкотерапия как средство развития речи младших дошкольников»
Сказкотерапия полезна всем. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. Сказка поможет решить многие психологические проблемы. но особенно это актуа...
Консультация для воспитателей. Тема: « Инновационные методы развития речи дошкольников».
Консультация для воспитателей...