Сказкотерапия как метод развития речи и личности ребенка
консультация
Консультация для педагогов на пед совет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya_kak_sredstvo_razvitiya_rechi_i_lichnosti_rebenka.docx | 19.23 КБ |
Предварительный просмотр:
СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
В общей основе развития личности лежит овладение речью. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. По мере взросления ребенка в особенностях его речи находят выражение разные черты характера: самостоятельность, активность, произвольность, эмоциональность, способность к творчеству. Способность к творчеству ребенка проявляется в творчески оформленных высказываниях, насыщенных собственными аргументами, образными высказываниями (метафорами, фразеологизмами). По мнению ученых, высокий уровень речевого развития человека отражает высокое развитие и уравновешивание всех личностных структур. Низкий уровень, наоборот, указывает на отсутствие духовной зрелости, недостаточный потенциал личности. Недоразвитие какого-либо аспекта языковой компетенции может тормозить становление личности в целом. Дошкольный возраст – уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается ее модель. Поэтому воспитателю следует заботиться о развитии связной монологической речи воспитанника с учетом свойств его личности. Показатели речи и свойств личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии личности в целом. Наблюдения показывают, что традиционное обучение дошкольника строится на подражательно основе, преобладают репродуктивные приемы руководства. Дети отчуждены от самостоятельного выбора способов исправления ошибок и неудач, оценочного этапа результатов обучения. Это препятствует развитию таких свойств личности ребенка, как самостоятельность, активность, творчество.
Сказкотерапия – интегрированная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний. Особенность сказкотерапии состоит в том, что развитие личности ребенка происходит в гармонии и согласованности с успешным овладением грамотой и связной речью.
1 Любая деятельность способствует возникновению личностных новообразований по мере того, как человек становится ее членом. В свою очередь, освоение позиции «Я» в сказкотерапии позволяет личности отреагировать на предлагаемой ситуации собственный негативный опыт и уточнять значения средств языковой выразительность в языке жестов, мимике, поз, движений.
В сказкотерапии осуществляется развитие речи и личности по следующим направлениям: Активность∙ Самостоятельность∙ Творчество∙ Эмоциональность∙ Произвольность∙ Связная речь: от продолжения фраз взрослого, к творческим∙ импровизациям по сюжету.
Центральный момент сказкотерапии – добровольность участия детей. Поэтому важна мотивация участников.
Взрослый должен найти адекватный способ включения детей в сказкотерапию. В одном случае это может быть текст, частушки, небылицы, в другом – рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о сказочных героях. Необходимо, чтобы каждый ребенок мог ощутить внимательное отношение со стороны взрослого. Не все дети сразу включаться в игру, некоторые из них сначала хотят понаблюдать со стороны за происходящим, а лишь позже у них возникает желание самим участвовать. До проведения сказкотерапии дети знакомятся со сказкой . Это нужно для получения целостного впечатления от текста. Кроме того, при повторной встрече со сказкой детям легче будет сосредоточиться на образной лексике, характеризующей внешний вид героя, выразительно отобразить в мимике, движении эмоциональное состояние персонажа. В играх поощряются самостоятельные высказывания детей относительно сюжета сказки, действий сверстников, собственных переживаний. Между сеансами сказкотерапии следует обращать внимание на поведенческие реакции, эмоции детей . Замкнутым детям целесообразно распределять роли героев с сильными чертами характера (сильный мишка, смелая Даша). Дети, склонные к упрямству, капризам, ябедничеству, в сказкотерапии в этюдах изображают отрицательные 2 черты характера, составляют комментарии, истории о таких персонажах (каприза, цыпленок-хвастунишка, непослушный Ваня). Сказкотерапия проводиться по подгруппам. Состав каждой из них не должен превышать 12 человек. Участие в играх детей с разными чертами характера, уровнем развития связной речи динамизирует ход сказкотерапии. Вместе с тем в группе не должно быть более одного гиперактивного, раздражительного, склонного к двигательному беспокойству ребенка. Желательно включить в состав каждой подгруппы ребенка, способного составить связное, цельное и грамматически правильно оформленное сообщение, а так же умеющего выразительно передать характер сказочного героя в движении, мимике, ритме. Наиболее удобное место для проведения сказкотерапии – отдельное, небольшое по размерам, хорошо освещенное помещение. В комнате не должно быть лишних предметов, отвлекающих внимание детей.. Сказкотерапию достаточно проводить один раз в неделю. Продолжительность – примерно 25 минут. Регулярность проведения способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка
3 ПРИМЕРНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО СКАЗКОТЕРАПИИ «Корова Буренка» Текст сказки Жили-были дед, бабка да корова Буренка (1). Давала Буренка много молока и громко мычала: «Му-му!» (2) Заснула Буренка крепким сном (3). Спит, не просыпается (4). Плачет дед, плачет бабка (5). Позвала бабка мышку: «Разбуди, мышка, Буренку. Дам тебе молока» (6). Запищала мышка: «Пи, пи, пи, просыпайся! Пи, пи, пи поднимайся!» (7) Буренка спит, не просыпается (8). Позвала бабка котика: «Разбуди, котик, Буренку. Дам тебе молока» (9). Замяукал котик: «Мяу, мяу, просыпайся! Мяу, мяу, поднимайся!» (10) Буренка спит, не просыпается (11). Увидела тучка Буренку (12). Дула-дула тучка щеки да и лопнула (13). Стучит дождик по травке, стучит по зеленой (14). Буренка спит, не просыпается (15). Загремел гром (16). Стучит дождик по травке, стучит по зеленой (17). Проснулась Буренка, замычала: «Му-му!» (18) Стали бабка с дедом гостей звать и молоком угощать (19). Сказкотерапия (позновательно-аффективная ориентировка) Цели: 1. Словесная режиссерская игра: Воспитывать умение по настроению музыки догадываться о действиях и∙ эмоциональных состояниях героев; Знакомить с уменьшительно-ласкательными названиями животных;∙ Знакомить с формами повелительного наклонения глаголов;∙ Подводить к умению выразительно имитировать голоса животных с разной∙ интонацией и громкостью. 2. Психогимнастика: Учить передавать ритмизацией природные явления;∙ Побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных∙ состояний; Развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия∙ телесных барьеров. Воспитатель (рассказывает знакомую детям сказку «Корова Буренка»; читает предложения 1,2) Как вы думаете, буренка веселая корова? Сейчас я начну, а вы продолжите. Голос у Буренки не грустный, а . . . . Дети: веселый. Воспитатель: не тихий, а Дети: громкий. Воспитатель: попробуйте промычать громко, радостно, протяжно, как Буренка: «Муму-му!» Дети выполняют задание педагога 4 (Читает продолжение 3-5) Как бы вы сыграли деда с бабкой, когда они плачут? Лицо у деда с бабкой не веселое, а … Дети: печальное Воспитатель: покажите, как плачут дед с бабкой. Пантомимический этюд «Горе» Дети изображают деда с бабкой, когда они плачут: глаза вытирают от слез, брови сдвинуты, качают головой. Воспитатель (читает продолжение 6-11). Как вы думаете, бабушка очень хотела, чтобы Буренка проснулась? Значит, она не просто говорила с котиком и мышкой, а Дети: просила, ласково уговаривала. Воспитатель: У кого тише голос, у котика или маленькой мыши? Дети: У мышки. Воспитатель: Правильно. Значит мышка просила корову проснуться не просто тихо, а . . . Дети: Шепотом, совсем не слышно. Воспитатель: Попробуйте разбудить Буренку, как котик или мышка. Дети выполняют задание педагога. (Читает продолжение 12 -15). Если вы внимательно послушаете музыку, то вспомните, что услышала Буренка в сказке. Дети слушают отрывок из «Марша Черномора» М.И.Глинки Какая это музыка: ласковая или страшная; тихая или громкая? Дети: Страшная, громкая. Воспитатель: правильно, музыка страшная, резкая. Это тихо стучит дождик по травке или грохочет гром? Дети: Грохочет гром. Воспитатель: (читает продолжение 16 - 17). Положите свои руки на стол и пальчиками постучите, как падают капли, когда идет маленький дождик, когда грохочет гром. Упражнение на ритмизацию «Природные явления» Деты кладут руки на стол и вместе с воспитателем ритмизируют капли дождя: легкие и медленные движения пальцев – маленький дождик, громкое и энергичное постукивание – грохочет гром. Воспитатель: (читает продолжение 18 - 19). Давайте под музыку покажем, как тучка дула щеки, а потом лопнула, и пошел дождик. Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц. Под Skerzo №1 Ф.Шопена дети встают в круг, напрягают мышцы рук, ног и надувают щеки. Под легкую, быструю «Праздничную увертюру» Д.Д. Шостаковича выдувают воздух, расслабляют мышцы тела, легко прыгают на месте, как капельки дождя. 5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад: "Развитие речи и личности дошкольника средствами сказкотерапии"
Доклад выступления на педсовете...
«Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии»
Сказкотерапия – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование р...
Сказкотерапия - эффективный метод развития речи дошкольников
СЛАЙД 1 Сказка — это сон, приснившийся нации ( философ Иван Ильин) А знаете ли вы, давно ли появилось название- "сказка"?Сказки на Руси известны с древних временРассказывание сказок – старый...
Метод сказкотерапии как средство развития речи детей 2-3 лет
Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа и системы знаний о мире и о себе, позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас, развивать вербальное (сочин...
Перспективное планирование по самообразованию в старшей группе. Тема: «Развитие связной речи и личности ребенка в сказкотерапии».
Известно, что детские истории не были придуманы в одно время. Они сочинялись народами и передавались из поколения в поколение на протяжении многих лет. До наших дней дошли те истории, которые действит...
Консультация для воспитателей «Сказкотерапия как метод развития речи и личности ребенка»
Консультация для воспитателей «Сказкотерапия как метод развития речи и личности ребенка»...
РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА В СКАЗКОТЕРАПИИ
Использование методов сказкотерапии, моделирования и мнемотехники в работе по формированию личностного и речевого развития дошкольников...