Семинар-практикум "Правильная речь воспитателя- залог грамотной речи воспитанников"
учебно-методический материал по развитию речи

Чухарева Наталия Евгеньевна

Цель семинара-практикума:

Цель: Повышение общей культуры педагогов. Повышение педагогическойкомпетентности воспитателей в вопросах профессиональной речевой

культуры. Расширение знаний о значении соблюдения педагогами норм

литературного языка. Повышение компетентности в области культуры

речевого общения в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum.docx26.75 КБ
Файл udarenie.docx179.21 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар - практикум для педагогов:

«Правильная речь воспитателя - залог грамотнойречи воспитанников»

Цель: Повышение общей культуры педагогов. Повышение педагогическойкомпетентности воспитателей в вопросах профессиональной речевой

культуры. Расширение знаний о значении соблюдения педагогами норм

литературного языка. Повышение компетентности в области культуры

речевого общения в целом.

Задачи: Расширить представление о речевой культуре педагога, какосновного инструмента культуры в целом. Осветить содержаниедеятельности педагога, компоненты и требования к его профессиональнойречи. Раскрыть значение культуры речи воспитателя на формирование речидетей дошкольного возраста. Помочь совершенствовать владение нормами

литературного языка. Убедить в необходимости регулировать свое речевоеповедение в общении с дошкольниками и другими людьми. Осветить вопрос «виды речевых ошибок» и на практике отработать их.

Инструменты: конфеты для награждения за правильный ответ. карточки с заданиями, медаль,

Ход семинара-практикума:

Мы ежедневно общаемся с другими людьми. От чего зависит наше восприятие собеседника? На что обращаем внимание, заговаривая с незнакомым человеком на улице, в организации, в магазине? «По одёжке встречают, по уму провожают», – эта русская пословица знакома с детства. Да, многие оценивают человека «по одёжке», но более сильное впечатление производит речь человека.

Однажды к Сократу привели мужчину и попросили высказать о нем свое мнение. Мужчина молчал, Сократ долго смотрел на него, потом попросил: «Да заговори же ты, наконец, чтобы я мог тебя узнать». Мы должны осознавать, что речь человека – его визитная карточка. Умение говорить грамотно многое может рассказать о человеке, дополнить его портрет, помочь ему организовать взаимоотношения с родственниками, друзьями, коллегами.

Правильная, грамотная речь очень важна для воспитателей. Спросите зачем?

Дети каждой возрастной группы,общаясь с воспитателем в различных видах деятельности, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и все несовершенства его речи. Следовательно, от культуры речи воспитателя зависит и культура речи детей.

Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения детей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Многие трудности в педагогической деятельности возникают из-за неумения пользоваться словом, как инструментом, воздействующим на ребенка, помогающим установить с ним контакт.

Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые – спокойно или с раздражением, громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением, и, подражая, копируют.

Вслушайтесь, как говорят ваши воспитанники, и вы непременно заметите, что в их интонациях, словоупотреблении, ударении проявляются речевые особенности не только близких людей – отца и матери, дедушки и бабушки, но и ваши языковые особенности. Ребенок передает  ваши жесты и мимику, используя характерные и часто употребляемые обороты речи.

Языковое богатство, как и недостаток  языковый культуры  тех людей, с которыми соприкасается ребенок, становится его достоянием.

Владеть родным языком – значит уметь связно, последовательно, содержательно. Образно высказывать свою мысль.

Одна из первостепенных задач воспитателя -  подмечать собственные речевые недостатки, вслушиваться в собственную  речь, ставить чаще перед собой вопросы: как звучит моя речь? каковы интонации в общении с детьми и окружающими взрослыми?  нет ли дефектов  звукопроизношения? может ли моя речь служить образцом для детей?

В русском языке для совершенствования культуры речи решающеезначение имеет овладение нормами литературного языка. Разновидности

нормы выделяются в соответствии с формами речи и уровнями языковой

системы:

орфоэпические (произношения),

акцентологические (ударения) -

нормы устной речи;

орфографические и пунктуационные - нормы

письменной речи;

лексические (словоупотребления),

словообразовательные исинтаксические, вместе именуемые грамматическими, проявляющиеся вустной и письменной речи;

 и стилистические.

Практикум:

Сегодня мы с Вами посоревнуемся между собой в знании норм устной речи русского языка. Я подобрала несколько игр-заданий по всем формам языковой системы,характерной для устной речи. Допускать ошибки-не стыдно, стыдно их не замечать и над ними не работать.

Мне понадобится помощник, который будет отвечать за вознаграждение (конфеты),т.к. у нас приближается Новый год. За каждый правильный ответ вы получаете 1 конфету, кто соберет больше всех конфет,тот будет признан «Знатоком культуры речи русского языка!!!»и получит символическую медаль.

1 Задание. Расставьте правильно ударение в словах.

Нужно прочитать с правильным ударением по карточке.

Свекла, щавель, торты, шарфы, банты, каталог.

Жалюзи, сливовый, украинский, туфля, включит, звонит,

Квартал, завидно, баловать, красивее, столяр, облегчить.

2 Задание.Определите род существительных:

Шампунь -_м__________, мозоль -__ж__________, кофе -__м__________, тюль -м

________, вуаль -___ж_________, какао -________ср____, пальто -__ср__

3 Задание. Образуйте форму родительного падежа множественного числа имен существительных.

Яблоко-много яблок,

Полотенце-полотенец,

Апельсин-апельсинов,

Блюдце-блюдец,

Желе-Желе

Рукав-рукавов,

Окно-окон,

Сапоги-сапог,

Носки-носков,

Чулки-чулок,

Рельсы-рельсов.

4 задание. Произнесите правильно слова.

Шинель

счет

конечно

сердечный друг

грустный

синего

Фанера

булочная

сердечные болезни

окрестный

веселого

Ответы: Шинель-ШинЕль

Счет-Щот

Конечно-КонеШно

сердечный друг-СердеШный друг

грустный-граСНый

синего-синеВа

Фанера-фанЭра

Булочная-булаШная

сердечные болезни-сердеЧные болезни

окрестный-ОкреСНый

веселого-веселоВА

5 Задание.

Игра  «Жадина»

Игра проводится с мячом, и помогает усвоить правильность употребления местоимений «Мой, моя, моё ». За  5 правильных ответов –дается конфета.

 6 задание.«Пригласи на обед»

Задача: Озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга (коллегу, знакомого). В меню, конечно, должны оказаться тефтели,свекла, щавель, пирожки с творогом, сливовый и грушевый компот.

Ответы: ТефтЕли, щавЕль, Оба варианты верны  СтвОрогом-с творОгом,свЁкла, слИвовый,грУшевый.

7 Задание. Я буду называть существительные мужского рода, а вы соответствующие им женского рода.

Повар-повариха                                                 ткач-ткачиха

Портной-портниха                                              купец-купчиха

Заяц-зайчика                                                     храбрец-...

Слон-слониха                                                     врач-...

Петух-....                                                           учитель-учительница

Окунь-...                                                            ученик-ученица

8 Задание.-А теперь наоборот: я буду называть существительные женского рода, а вы соответственно- мужского.

Индюшка-индюк                                                стрекоза-....

Лиса-лис                                                           львица-лев

Коза-козел                                                        кошка-кот

Оса-...                                                               белка-

9 Задание. Каждое толкование замените одним словом.

  1. Краткая приветственная застольная речь.(Тост)
  2. Настенный светильник из одной или нескольких ламп.(бра)
  3. Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая и описывающая гербы.(геральдика)
  4. Плитка из обожженной глины для облицовки стен и печей, покрытая с одной стороны глазурью.(изразец)
  5. Искусство составления букетов, распространенное в Японии, а также сам букет, составленный по принципам этого искусства.(икебана)
  6. Стихотворение, музыкальное произведение и т.п., созданное без подготовки, в момент произнесения, исполнения.(импровизация)
  7. Тот, кто совместно с кем-либо является автором чего-либо.(соавтор)
  8. Грубый, невоспитанный человек.(невежа)
  9. Тоска по родине.(ностальгия)
  10. Жилое помещение на чердаке с наклонным потолком или стеной.(мансарда)

10 Задание.Придумать как больше определений. Кто последний назовет определение и не повторится-выиграл.

Например, бабушка (старенькая, добрая, седая, ласковая), автобус (маленький, новый, синий, вместительный), вагон (пустой, детский, крытый) и т.д.

11 Задание. Объясните, какие значения будут приобретать словосочетания.

Крепкий (орех, организм, сон, чай, мороз); мягкий (хлеб, голос, движения, характер, вода, звук); сухой (воздух, хлеб, человек, дорога, ветка, кашель, закон); брать (лопату, такси, обязательства, хитростью, штраф, влево, в плен).

12 задание. Выберете правильный ответ.

 Укажите предложение с грамматической ошибкой:

А) Подойди к нему.

Б) У их все не так!

В) У него все в порядке.

 Укажите предложение с грамматической ошибкой:

А) У его отца была старинная книга.

Б) У его была старинная книга

В) От них ничего не дождешься.

 В каких предложениях допущены ошибки в употреблении местоимений?

А) Мне не нужны ейные игрушки.

Б) Мне не нужны её игрушки.

В) Я хорошо к ему отношусь.

Г) Я хорошо к нему отношусь.

Таким образом, воспитатель должен обратить внимание на следующее:

  1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.
  2. Иметь ясную, отчетливую речь, т.е. хорошую дикцию.
  3. Использовать в своей речи литературное произношение.
  4. Стремиться  использовать в речи интонационные средства выразительности.
  5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.
  6. Связно и доступно передавать содержание текстов в соответствии с возрастом детей.
  7. Не допускать в разговоре с детьми и окружающими повышенного тона, грубых выражений.

Дети-это цветы жизни, а мы садовники, которые взращивают эти прекрасные создания каждый день, поливая их улыбкой, удобряя их умом и красивой чистой речью чтоб не сожалеть потом.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №  34 «Светлячок» комбинированного вида  

г. Кызыла Республики Тыва

Семинар - практикум для педагогов:

«Правильная речь воспитателя - залог грамотной речи воспитанников»

Подготовил учитель-логопед:

Чухарева Н.Е.

Кызыл 2020г.




Предварительный просмотр:

http://itd1.mycdn.me/image?id=869178216545&t=20&plc=WEB&tkn=*4kcL26njDeV1Rn3iWqeJG1AX3Fo

http://itd1.mycdn.me/image?id=869178216545&t=20&plc=WEB&tkn=*4kcL26njDeV1Rn3iWqeJG1AX3Fo


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов: «Правильная речь воспитателя - залог грамотной речи воспитанников»

Семинар практикум для педагогов ДОУ "Правильная речь воспитателя - залог грамотной речи воспитанников"...

Практикум "Правильная речь педагога-залог грамотной речи дошкольника"

Речь педагога-образец для подражания , главное средство обучения, воздействие на мировоззрение ребенка.Педагог должен иметь грамотную, логичную, интонационно-выразительную речь. В данном материале сод...

Деловая игра для педагогов ДОУ «Грамотная речь педагога – залог грамотной речи дошкольников»

Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников. Культура речи педагога – важнейшее качество его профессиональной педагогической деятел...

Статья "Грамотная речь педагога – залог правильной речи воспитанников"

    Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы используем речь как средство передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из...

Презентация "Грамотная речь педагога - залог грамотной речи дошкольников"

       Речь  педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников. Культура речи педагога – важнейшее качество ег...