Семинар-практикум "Правильная речь воспитателя- залог грамотной речи воспитанников"
учебно-методический материал по развитию речи
Цель семинара-практикума:
Цель: Повышение общей культуры педагогов. Повышение педагогическойкомпетентности воспитателей в вопросах профессиональной речевой
культуры. Расширение знаний о значении соблюдения педагогами норм
литературного языка. Повышение компетентности в области культуры
речевого общения в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_praktikum.docx | 26.75 КБ |
udarenie.docx | 179.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар - практикум для педагогов:
«Правильная речь воспитателя - залог грамотнойречи воспитанников»
Цель: Повышение общей культуры педагогов. Повышение педагогическойкомпетентности воспитателей в вопросах профессиональной речевой
культуры. Расширение знаний о значении соблюдения педагогами норм
литературного языка. Повышение компетентности в области культуры
речевого общения в целом.
Задачи: Расширить представление о речевой культуре педагога, какосновного инструмента культуры в целом. Осветить содержаниедеятельности педагога, компоненты и требования к его профессиональнойречи. Раскрыть значение культуры речи воспитателя на формирование речидетей дошкольного возраста. Помочь совершенствовать владение нормами
литературного языка. Убедить в необходимости регулировать свое речевоеповедение в общении с дошкольниками и другими людьми. Осветить вопрос «виды речевых ошибок» и на практике отработать их.
Инструменты: конфеты для награждения за правильный ответ. карточки с заданиями, медаль,
Ход семинара-практикума:
Мы ежедневно общаемся с другими людьми. От чего зависит наше восприятие собеседника? На что обращаем внимание, заговаривая с незнакомым человеком на улице, в организации, в магазине? «По одёжке встречают, по уму провожают», – эта русская пословица знакома с детства. Да, многие оценивают человека «по одёжке», но более сильное впечатление производит речь человека.
Однажды к Сократу привели мужчину и попросили высказать о нем свое мнение. Мужчина молчал, Сократ долго смотрел на него, потом попросил: «Да заговори же ты, наконец, чтобы я мог тебя узнать». Мы должны осознавать, что речь человека – его визитная карточка. Умение говорить грамотно многое может рассказать о человеке, дополнить его портрет, помочь ему организовать взаимоотношения с родственниками, друзьями, коллегами.
Правильная, грамотная речь очень важна для воспитателей. Спросите зачем?
Дети каждой возрастной группы,общаясь с воспитателем в различных видах деятельности, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и все несовершенства его речи. Следовательно, от культуры речи воспитателя зависит и культура речи детей.
Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения детей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.
Многие трудности в педагогической деятельности возникают из-за неумения пользоваться словом, как инструментом, воздействующим на ребенка, помогающим установить с ним контакт.
Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые – спокойно или с раздражением, громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением, и, подражая, копируют.
Вслушайтесь, как говорят ваши воспитанники, и вы непременно заметите, что в их интонациях, словоупотреблении, ударении проявляются речевые особенности не только близких людей – отца и матери, дедушки и бабушки, но и ваши языковые особенности. Ребенок передает ваши жесты и мимику, используя характерные и часто употребляемые обороты речи.
Языковое богатство, как и недостаток языковый культуры тех людей, с которыми соприкасается ребенок, становится его достоянием.
Владеть родным языком – значит уметь связно, последовательно, содержательно. Образно высказывать свою мысль.
Одна из первостепенных задач воспитателя - подмечать собственные речевые недостатки, вслушиваться в собственную речь, ставить чаще перед собой вопросы: как звучит моя речь? каковы интонации в общении с детьми и окружающими взрослыми? нет ли дефектов звукопроизношения? может ли моя речь служить образцом для детей?
В русском языке для совершенствования культуры речи решающеезначение имеет овладение нормами литературного языка. Разновидности
нормы выделяются в соответствии с формами речи и уровнями языковой
системы:
орфоэпические (произношения),
акцентологические (ударения) -
нормы устной речи;
орфографические и пунктуационные - нормы
письменной речи;
лексические (словоупотребления),
словообразовательные исинтаксические, вместе именуемые грамматическими, проявляющиеся вустной и письменной речи;
и стилистические.
Практикум:
Сегодня мы с Вами посоревнуемся между собой в знании норм устной речи русского языка. Я подобрала несколько игр-заданий по всем формам языковой системы,характерной для устной речи. Допускать ошибки-не стыдно, стыдно их не замечать и над ними не работать.
Мне понадобится помощник, который будет отвечать за вознаграждение (конфеты),т.к. у нас приближается Новый год. За каждый правильный ответ вы получаете 1 конфету, кто соберет больше всех конфет,тот будет признан «Знатоком культуры речи русского языка!!!»и получит символическую медаль.
1 Задание. Расставьте правильно ударение в словах.
Нужно прочитать с правильным ударением по карточке.
Свекла, щавель, торты, шарфы, банты, каталог.
Жалюзи, сливовый, украинский, туфля, включит, звонит,
Квартал, завидно, баловать, красивее, столяр, облегчить.
2 Задание.Определите род существительных:
Шампунь -_м__________, мозоль -__ж__________, кофе -__м__________, тюль -м
________, вуаль -___ж_________, какао -________ср____, пальто -__ср__
3 Задание. Образуйте форму родительного падежа множественного числа имен существительных.
Яблоко-много яблок,
Полотенце-полотенец,
Апельсин-апельсинов,
Блюдце-блюдец,
Желе-Желе
Рукав-рукавов,
Окно-окон,
Сапоги-сапог,
Носки-носков,
Чулки-чулок,
Рельсы-рельсов.
4 задание. Произнесите правильно слова.
Шинель
счет
конечно
сердечный друг
грустный
синего
Фанера
булочная
сердечные болезни
окрестный
веселого
Ответы: Шинель-ШинЕль
Счет-Щот
Конечно-КонеШно
сердечный друг-СердеШный друг
грустный-граСНый
синего-синеВа
Фанера-фанЭра
Булочная-булаШная
сердечные болезни-сердеЧные болезни
окрестный-ОкреСНый
веселого-веселоВА
5 Задание.
Игра «Жадина»
Игра проводится с мячом, и помогает усвоить правильность употребления местоимений «Мой, моя, моё ». За 5 правильных ответов –дается конфета.
6 задание.«Пригласи на обед»
Задача: Озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга (коллегу, знакомого). В меню, конечно, должны оказаться тефтели,свекла, щавель, пирожки с творогом, сливовый и грушевый компот.
Ответы: ТефтЕли, щавЕль, Оба варианты верны СтвОрогом-с творОгом,свЁкла, слИвовый,грУшевый.
7 Задание. Я буду называть существительные мужского рода, а вы соответствующие им женского рода.
Повар-повариха ткач-ткачиха
Портной-портниха купец-купчиха
Заяц-зайчика храбрец-...
Слон-слониха врач-...
Петух-.... учитель-учительница
Окунь-... ученик-ученица
8 Задание.-А теперь наоборот: я буду называть существительные женского рода, а вы соответственно- мужского.
Индюшка-индюк стрекоза-....
Лиса-лис львица-лев
Коза-козел кошка-кот
Оса-... белка-
9 Задание. Каждое толкование замените одним словом.
- Краткая приветственная застольная речь.(Тост)
- Настенный светильник из одной или нескольких ламп.(бра)
- Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая и описывающая гербы.(геральдика)
- Плитка из обожженной глины для облицовки стен и печей, покрытая с одной стороны глазурью.(изразец)
- Искусство составления букетов, распространенное в Японии, а также сам букет, составленный по принципам этого искусства.(икебана)
- Стихотворение, музыкальное произведение и т.п., созданное без подготовки, в момент произнесения, исполнения.(импровизация)
- Тот, кто совместно с кем-либо является автором чего-либо.(соавтор)
- Грубый, невоспитанный человек.(невежа)
- Тоска по родине.(ностальгия)
- Жилое помещение на чердаке с наклонным потолком или стеной.(мансарда)
10 Задание.Придумать как больше определений. Кто последний назовет определение и не повторится-выиграл.
Например, бабушка (старенькая, добрая, седая, ласковая), автобус (маленький, новый, синий, вместительный), вагон (пустой, детский, крытый) и т.д.
11 Задание. Объясните, какие значения будут приобретать словосочетания.
Крепкий (орех, организм, сон, чай, мороз); мягкий (хлеб, голос, движения, характер, вода, звук); сухой (воздух, хлеб, человек, дорога, ветка, кашель, закон); брать (лопату, такси, обязательства, хитростью, штраф, влево, в плен).
12 задание. Выберете правильный ответ.
Укажите предложение с грамматической ошибкой:
А) Подойди к нему.
Б) У их все не так!
В) У него все в порядке.
Укажите предложение с грамматической ошибкой:
А) У его отца была старинная книга.
Б) У его была старинная книга
В) От них ничего не дождешься.
В каких предложениях допущены ошибки в употреблении местоимений?
А) Мне не нужны ейные игрушки.
Б) Мне не нужны её игрушки.
В) Я хорошо к ему отношусь.
Г) Я хорошо к нему отношусь.
Таким образом, воспитатель должен обратить внимание на следующее:
- Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.
- Иметь ясную, отчетливую речь, т.е. хорошую дикцию.
- Использовать в своей речи литературное произношение.
- Стремиться использовать в речи интонационные средства выразительности.
- В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.
- Связно и доступно передавать содержание текстов в соответствии с возрастом детей.
- Не допускать в разговоре с детьми и окружающими повышенного тона, грубых выражений.
Дети-это цветы жизни, а мы садовники, которые взращивают эти прекрасные создания каждый день, поливая их улыбкой, удобряя их умом и красивой чистой речью чтоб не сожалеть потом.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 34 «Светлячок» комбинированного вида
г. Кызыла Республики Тыва
Семинар - практикум для педагогов:
«Правильная речь воспитателя - залог грамотной речи воспитанников»
Подготовил учитель-логопед:
Чухарева Н.Е.
Кызыл 2020г.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правильная речь педагога-залог грамотной речи воспитанников.
Деловая игра для педагогов ДОУ....
Семинар - практикум для педагогов: «Правильная речь воспитателя - залог грамотной речи воспитанников»
Семинар практикум для педагогов ДОУ "Правильная речь воспитателя - залог грамотной речи воспитанников"...
Практикум "Правильная речь педагога-залог грамотной речи дошкольника"
Речь педагога-образец для подражания , главное средство обучения, воздействие на мировоззрение ребенка.Педагог должен иметь грамотную, логичную, интонационно-выразительную речь. В данном материале сод...
Деловая игра для педагогов ДОУ «Грамотная речь педагога – залог грамотной речи дошкольников»
Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников. Культура речи педагога – важнейшее качество его профессиональной педагогической деятел...
Статья "Грамотная речь педагога – залог правильной речи воспитанников"
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы используем речь как средство передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из...
Презентация "Грамотная речь педагога - залог грамотной речи дошкольников"
Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников. Культура речи педагога – важнейшее качество ег...